Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26 декабря 2016 г. N 663-П в настоящее Приложение внесены изменения
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 27 июля 2015 г. N 391-П
Региональная программа
повышения мобильности трудовых ресурсов
28 сентября 2015 г., 12 января, 26 декабря 2016 г.
1. Паспорт региональной программы
повышения мобильности трудовых ресурсов
Наименование региональной программы |
региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов (далее - региональная программа) |
Основание для разработки региональной программы |
статья 22.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; статья 3 Закона Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6604 "О содействии занятости населения в Красноярском крае"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.06.2015 N 343н "Об утверждении Типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Ответственный исполнитель региональной программы |
агентство труда и занятости населения Красноярского края (далее - агентство) |
Соисполнители региональной программы |
краевые государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) |
Участники региональной программы |
работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели), испытывающие потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов, прошедшие отбор в порядке, установленном Правительством Красноярского края (далее - работодатели) |
Цель региональной программы |
создание условий для привлечения в Красноярский край квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов |
Задачи региональной программы |
1. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов. 2. Повышение информированности населения и работодателей по вопросам трудовой мобильности |
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы с указанием плановых значений по годам ее реализации |
1. Численность работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 696-р (далее соответственно - Перечень, работники): 2015 год - 583 человека; 2016 год - 291 человек; 2017 год - 105 человек. 2. Доля работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, на конец отчетного периода в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень: 2015 год - 95%; 2016 год - 90%; 2017 год - 85%. 3. Доля высококвалифицированных специалистов в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень: 2015 год - 50%; 2016 год - 50%; 2017 год - 50% |
Срок реализации региональной программы |
2015-2017 годы |
Этапы реализации региональной программы |
1-й этап - 2015 год (пилотное апробирование механизмов повышения трудовой мобильности за счет трудовых ресурсов из числа граждан Российской Федерации из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень); 2-й этап - 2016-2017 годы (заполнение потребности инвестиционных проектов в трудовых ресурсах для строительства и эксплуатации объектов, а также для социального и инфраструктурного обеспечения инвестиционных проектов за счет граждан Российской Федерации из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень) |
Объемы и источники финансирования региональной программы с разбивкой по годам ее реализации и указанием главных распорядителей бюджетных средств |
общий объем финансирования региональной программы - 220297,5 тыс. рублей, из них: в 2015 году - 131197,5 тыс. рублей; в 2016 году - 65475,0 тыс. рублей; в 2017 году - 23625,0 тыс. рублей, в том числе: а) средства краевого бюджета, предусмотренные в виде субсидии из федерального бюджета - 151593,75 тыс. рублей, из них: в 2015 году - 91822,5 тыс. рублей; в 2016 году - 45832,5 тыс. рублей; в 2017 году - 13938,75 тыс. рублей; б) средства краевого бюджета - 68703,75 тыс. рублей, из них: в 2015 году - 39375,0 тыс. рублей; в 2016 году - 19642,5 тыс. рублей; в 2017 году - 9686,25 тыс. рублей. Главный распорядитель бюджетных средств - агентство |
Объемы финансирования работодателями мер поддержки предоставляемых работникам |
прогнозный объем финансирования мер поддержки, предоставляемых работникам в рамках региональной программы, с учетом собственных средств работодателей составляет 293700,0 тыс. рублей, из них: в 2015 году - 174900,0 тыс. рублей, в том числе собственные средства работодателей - 43725,0 тыс. рублей; в 2016 году - 87300,0 тыс. рублей, в том числе собственные средства работодателей - 21825,0 тыс. рублей; в 2017 году - 31500,0 тыс. рублей, в том числе собственные средства работодателей - 7875,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы |
1. Прирост высокопроизводительных рабочих мест в экономике региона за счет создания не менее 0,4 тыс. новых рабочих мест на инвестиционных проектах Красноярского края. 2. Снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Красноярского края, отдельных трудонедостаточных территорий Красноярского края (Богучанский район, города Дивногорск, Лесосибирск, Канск), а также на отраслевых рынках труда (здравоохранение, рыбоводство, производство пластмассовых изделий, металлургическое производство, производство пиломатериалов, обслуживание воздушных судов) за счет заполнения кадровой потребности инвестиционных проектов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, - не менее 0,9 тыс. вакансий, по которым отсутствуют кандидаты на рынке труда Красноярского края, в том числе в 2017 году - не менее 0,1 тыс. вакансий. 3. Улучшение ситуации на рынке труда Красноярского края за счет привлечения квалифицированных работников на постоянное место жительства в трудонедостаточные территории Красноярского края: а) привлечение и закрепление дополнительных трудовых ресурсов - не менее 0,8 тыс. человек, в том числе из числа принятых в 2017 году - не менее 0,09 тыс.чел.; б) повышение числа высококвалифицированных работников в экономике региона - не менее чем на 0,4 тыс. человек, в том числе из числа принятых в 2017 году - не менее 0,04 тыс.чел. |
2. Общая характеристика сферы
реализации региональной программы
Красноярский край характеризуется высоким уровнем индустриального развития, выгодным географическим положением и богатым природно-ресурсным потенциалом, определяющими его важное геополитическое и экономическое значение для России.
Красноярский край - один из крупнейших регионов в России: территория края (2367 тыс. кв. км) составляет 13,5% от общей площади России, протяженность территории с севера на юг - 3000 км.
Природно-ресурсный потенциал Красноярского края обеспечивает потребности существующей экономики и развивающихся инновационных технологий. Разнообразие природных ресурсов края связано с особенностями геологической структуры региона. Край выделяется высокой обеспеченностью комплексными запасами топливно-энергетических ресурсов как возобновляемых (гидроресурсы), так и минеральных (энергетические угли, нефть и газа, торф), обеспечивающих краю на длительное время роль одной из важнейших энергоресурсных баз Российской Федерации.
По основным показателям инвестиционной деятельности (поступление инвестиций в основной капитал, объем инвестиций на душу населения) Красноярский край находится в числе лидеров среди регионов Российской Федерации. Объем инвестиций в основной капитал на территории края составляет около 30% всех инвестиций Сибирского федерального округа. Положительная динамика показателей инвестиционной деятельности в крае обусловлена реализацией на федеральном и региональном уровне комплекса мер, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности края. В Красноярском крае полностью реализованы требования Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03.05.2012.
Позитивная динамика показателей экономики Красноярского края, а также решения по повышению денежных доходов работников организаций и других категорий населения, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Красноярского края (стимулирование предпринимательской активности, создание новых рабочих мест, недопущение массовой безработицы, индексация денежных выплат, расширение перечня мер социальной поддержки и категорий льготополучателей), способствовали росту денежных доходов населения края по итогам отчетного года. Согласно данным Красноярскстата:
величина среднедушевых денежных доходов по краю превышает средние значения данного показателя в целом по Сибирскому федеральному округу (за июль 2016 года составила 29,1 тыс. рублей и 23,4 тыс. рублей соответственно);
среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника превышает уровень среднего значения данного показателя в целом по Сибирскому федеральному округу (за июль 2016 года составила 36,7 тыс. рублей и 30,2 тыс. рублей соответственно).
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в целом по Красноярскому краю в I квартале 2016 года составила 10954 рубля (в аналогичном периоде 2015 года - 10675 рублей), в III квартале 2016 года составила 11080 рублей.
В Красноярском крае развит рынок товаров и услуг, представлен широкий спектр бытовых услуг, ежегодно увеличивается количество объектов торговли и общественного питания.
Оценка жилищных условий жителей Красноярского края показала, что в целом по краю увеличивается обеспеченность населения жильем, растет средний размер жилых помещений, городское население края в основном живет в благоустроенном жилье и обеспечивается жилищно-коммунальными услугами. На конец 2015 года жилищный фонд Красноярского края составил 68,6 млн кв. метров, на конец 2014 года - 66,6 млн кв. метров, в том числе на долю городского жилищного фонда приходилось 76,9% общей площади, сельского жилищного фонда - 23,1%. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя края, составила 23,9 кв. метра. Ежегодно увеличивается ввод жилья, число построенных квартир и их средний размер, в том числе построенных населением за счет собственных и заемных средств.
Важнейшими направлениями в сфере жилищного строительства на ближайшие годы являются формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания населения в крае.
Красноярский край характеризуется наличием сформированной транспортной инфраструктуры в густонаселенных центральных и южных территориях, а также развивающейся инфраструктуры во вновь осваиваемых территориях края. Через территорию края проходят: международный железнодорожный коридор "Транссиб", межокеанический транспортный коридор "Енисей - Северный морской путь", воздушные трансполярные маршруты через Северный полюс, связывающие Северную Америку и страны Юго-Восточной Азии и имеющие значительные экологические и экономические преимущества за счет уменьшения полетного времени. В Красноярском крае действует развитая транспортная система, включающая в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, электрический (трамваи, троллейбусы), трубопроводный, внутренний водный, воздушный и автомобильный. Транспортная сеть распространена неравномерно, наиболее освоенными в транспортном отношении являются центральные и южные районы края, в северные районы перевозки грузов и пассажиров осуществляются в основном водным и воздушным транспортом, а также автомобилями по зимним дорогам. В Красноярском крае находится аэропорт федерального значения Емельяново, на базе которого формируется международный авиатранспортный узел.
Важнейшим направлением социально-экономического развития региона является обеспечение комфортных условий проживания населения, для этого в Красноярском крае:
система здравоохранения динамично модернизируется. Изменения связаны с проводимыми мероприятиями по оптимизации сети организаций здравоохранения, переводу оказания медицинской помощи со стационарной на амбулаторно-поликлиническую, развитию стационарозамещающих технологий;
доступ населения к культурным услугам обеспечивается деятельностью таких составляющих социальной сферы, как учреждения культурно-досугового типа, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки и другие учреждения культуры;
интенсивно развивается такой сегмент социальной сферы, как физическая культура и спорт, инфраструктура спортивных сооружений расширяется, предоставляя широкие возможности для приобщения к здоровому образу жизни большего числа жителей края. В Красноярском крае в 2014 году функционировало 5787 спортивных сооружений, что на 143 сооружения больше значения 2011 года.
По численности населения Красноярский край - самый крупный субъект Российской Федерации на территории Сибири и Дальнего Востока. Общая численность постоянного населения Красноярского края на 01.01.2016 составила 2866,5 тыс. человек. С 2010 года в Красноярском крае наблюдается рост численности постоянного населения. В 2015 году общий прирост населения Красноярского края был обусловлен как естественным, так и миграционным приростом, при этом на долю естественного прироста приходилось 64,3%. Общее число родившихся в 2015 году составило 41,2 тыс. человек и осталось на уровне 2014 года. Общий коэффициент рождаемости в 2015 году составил 14,4 на 1000 человек (в 2014 году - 14,4 на 1000 человек). Общий коэффициент смертности в 2015 году остался на уровне 2014 года и составил 12,7 на 1000 человек. На уровень смертности положительно влияет улучшение качества оказания медицинской помощи. С 2010 года в Красноярском крае функционирует ФГБУЗ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии", с 2011 года - краевой перинатальный центр КГБУЗ "Красноярская краевая клиническая детская больница".
Естественный прирост населения Красноярского края составил 5,0 тыс. человек за 2015 год, 5,0 тыс. человек - за 2014 год. По итогам 2014-2015 годов естественный прирост в Красноярском крае составил 1,7 на 1000 населения ежегодно. Увеличению рождаемости в последние годы способствовало вступление в детородный возраст многочисленного поколения, рожденного в 1980-е годы, а также реализация таких мер демографической политики, как выдача родовых сертификатов, выплата материнского капитала за рождение второго и последующих детей.
Помимо процессов естественного движения населения влияние на численность и состав населения Красноярского края оказывает миграция. В 2015 году миграционные потоки характеризовались следующими показателями: число прибывших в Красноярский край составило 117,1 тыс. человек (на 3,2% больше, чем в 2014 году), число выбывших из Красноярского края - 114,3 тыс. человек (на 1,6% больше, чем в 2014 году). В возрастной структуре мигрантов 73,5% составляют лица в трудоспособном возрасте, 17,3% - моложе трудоспособного населения, 9,2% - старше трудоспособного возраста.
Несмотря на увеличение численности постоянного населения Красноярского края изменение возрастного состава населения Красноярского края характеризуется сокращением трудовых ресурсов. По состоянию на 01.01.2016 численность населения в трудоспособном возрасте составила 1683,9 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 01.01.2015 на 1,4%. Снижение численности трудоспособного населения связано со вступлением в возраст трудовой активности молодежи 90-х годов рождения, когда было зафиксировано низкое число рождений. При этом наблюдается увеличение численности населения в возрасте моложе трудоспособного (по состоянию на 01.01.2016 составила 548,8 тыс. человек, увеличилась по сравнению с 01.01.2015 на 2,8%). Увеличение численности населения в возрасте моложе трудоспособного является предпосылкой для увеличения численности трудовых ресурсов в будущем.
В среднесрочной перспективе тенденция развития демографической ситуации сохранит положительную динамику как за счет естественных причин (превышение рождаемости над смертностью), так и за счет миграционных процессов.
Красноярский край занимает ведущие позиции в Сибирском федеральном округе по численности рабочей силы (экономически активного населения) и уровню участия в рабочей силе (экономической активности населения). По итогам 2015 года численность рабочей силы составила 1500,8 тыс. человек (в 2014 году - 1524,3 тыс. человек), в экономике Красноярского края были заняты 1407,4 тыс. человек (в 2014 году - 1430,0 тыс. человек) или 93,8% рабочей силы.
В то же время, несмотря на положительную динамику демографических показателей, рынок труда Красноярского края функционирует в условиях снижения численности трудовых ресурсов, что обусловлено низкими показателями рождаемости в 90-е годы как в Красноярском крае, так и в Российской Федерации в целом. По прогнозным оценкам, в 2015-2017 годах продолжится тенденция снижения численности трудоспособного населения: за 3 года на 3,4%, или на 59,8 тыс. человек, и, как следствие, снижения численности занятых в экономике.
Кроме того, характерной особенностью рынка труда Красноярского края является территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, обусловленное большой протяженностью территории Красноярского края и значительной удаленностью населенных пунктов, что ограничивает трудовую мобильность населения. В течение 2016 года 38% безработных граждан проживает в сельской местности, а 82,6% вакантных рабочих мест сосредоточено в городах, в том числе 35% - в краевом центре. На 67,5% заявленных в службу занятости вакансий требуются рабочие. В составе безработных граждан 54,1% составляют женщины, 3,0% - граждане, не имеющие профессии и опыта работы, 17,6% - имеющие длительный перерыв в работе, 9,7% - в предпенсионном возрасте, 5,1% относятся к категории инвалидов.
С целью снижения характерных для рынка труда края диспропорций организована работа по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан и стимулированию территориальной трудовой мобильности. Ежегодно под потребности работодателей обучается более 7,0 тыс. безработных граждан (затраты краевого бюджета более 100 млн. рублей), находят работу в другой местности края, в том числе вахтовым методом - 6,5-8 тыс. человек из числа незанятого населения. Система профессиональной подготовки по востребованным на рынке труда профессиям ориентирована на развивающие отрасли с учетом прогнозируемой кадровой потребности, которая формируется с участием работодателей.
В целях опережающего кадрового обеспечения потребностей экономики за счет эффективного использования местных трудовых ресурсов реализуется Стратегия управления рынком труда Красноярского края до 2020 года.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Красноярского края на период до 2030 года к числу приоритетов инвестиционного развития края относится развитие системы кадрового обеспечения, механизмов подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям и задачам инвестиционного и инновационного развития края. Принимаются меры по развитию взаимодействия системы профессионального образования края с работодателями (по подготовке специалистов в соответствии с кадровой потребностью и требованиями к компетенциям со стороны работодателей), реализуется комплекс мер по повышению востребованности выпускников на рынке труда и трудоустройства данной категории по полученной профессии (специальности).
В соответствии со Стратегией развития профессиональной ориентации Красноярского края до 2020 года реализуются меры по развитию системы профессиональной ориентации населения в целях кадрового обеспечения экономики.
Для повышения качества рабочей силы в соответствии с потребностями экономики в Красноярском крае реализуются:
план мероприятий по реализации проекта "Создание национальной системы компетенций и квалификаций" в Красноярском крае до 2020 года, подписанный Правительством Красноярского края и АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
проект по созданию системы практико-ориентированной подготовки высококвалифицированных кадров для ведущих предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края с участием предприятий машиностроительного комплекса (АО "Красмаш", АО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева", АО "Научно-производственное предприятие "Радиосвязь") и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Проект способствует созданию в Красноярском крае системы подготовки высококвалифицированных кадров с учетом требований регионального рынка труда в соответствии с требованиями работодателей, в том числе в части целевого обучения под заказ предприятия.
3. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) региональной программы
Цель региональной программы - создание условий для привлечения в Красноярский край квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Задачи региональной программы:
содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов;
повышение информированности населения и работодателей по вопросам трудовой мобильности.
Цель региональной программы определена в соответствии со Стратегией управления рынком труда Красноярского края до 2020 года, Инвестиционной стратегией Красноярского края на период до 2030 года в части кадрового обеспечения инвестиционной деятельности в регионе.
Задачи региональной программы обеспечивают достижение цели региональной программы, определены с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости в части повышения мобильности трудовых ресурсов, а также Плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 663-р.
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы:
1) Численность работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень. Плановое значение показателя в период реализации программы составляет:
2015 год - 583 человек;
2016 год - 291 человек;
2017 год - 105 человек.
Показатель определяется на основе ведомственного статистического наблюдения с учетом выданных сертификатов на привлечение трудовых ресурсов, предоставленных работодателям в соответствующем периоде;
2) доля работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, на конец отчетного периода в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень. Плановое значение показателя в период реализации программы составляет:
2015 год - 95%;
2016 год - 90%;
2017 год - 85%.
Показатель определяется на основе ведомственного статистического наблюдения с учетом соотношения численности работников, трудоустроенных на отчетную дату, и выданных сертификатов на привлечение трудовых ресурсов, предоставленных работодателям в соответствующем периоде;
3) доля высококвалифицированных специалистов в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень. Плановое значение показателя в период реализации программы составляет:
2015 год - 50%;
2016 год - 50%;
2017 год - 50%.
Показатель определяется на основе ведомственного статистического наблюдения с учетом Методики расчета показателя "Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе, в процентах", утвержденной приказом Росстата от 21.02.2013 N 70.
4. Общая характеристика инвестиционных проектов,
предполагаемых к реализации в рамках региональной программы,
и прогноз ожидаемых результатов от их реализации
В Красноярском крае реализуется и планируется к реализации более 300 инвестиционных проектов, включая масштабные инвестиционные проекты по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств. Многие проекты носят комплексный характер, предусматривают организацию производств в нескольких отраслях, обеспечивая одновременно освоение природно-ресурсного потенциала и инфраструктурное развитие малонаселенных территорий региона:
по проекту "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" формируется промышленная и транспортная инфраструктура с целью освоения природно-ресурсного потенциала Нижнего Приангарья - Богучанская ГЭС, Богучанский алюминиевый завод, строительство железнодорожной линии, моста через р. Ангару и другие объекты;
по комплексному инвестиционному проекту "Ангаро-Енисейский кластер" предусмотрено объединение в центральной части Красноярского края горнопромышленных, лесоперерабатывающих производств, объекта электрогенерации, а также необходимой инфраструктуры;
продолжается освоение нефтегазовых месторождений Эвенкии (Сузунское, Тагульское, Лодочное, Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское и другие месторождения), в том числе введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод "Куюмба - Тайшет";
проводится техническое перевооружение ведущих предприятий оборонной промышленности и ракетно-космического комплекса (АО "Красмаш", АО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева", АО "Научно-производственное предприятие "Радиосвязь", АО "Центральное конструкторское бюро "Геофизика"), расширение производства, реконструкция, технологическая модернизация крупнейших металлургических и золотодобывающих предприятий (ПАО "ГМК "Норильский никель", ОК "РУСАЛ", АО "Полюс" и другие).
Также в ближайшие годы планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов в с созданием новых рабочих мест в традиционных отраслях экономики:
в лесопромышленном комплексе (создание производственных площадок в Ирбейском, Енисейском, Курагинском, Минусинском, Эвенкийском районах, модернизация существующих производств в г.Енисейске, Богучанском и Березовском районах);
в агропромышленном комплексе (строительство свиноводческого комплекса в Большемуртинском районе, птицефабрики в Шарыповском районе, организация полносистемного рыбоводного комплекса в Балахтинском районе и другие объекты);
в здравоохранении (строительство перинатальных центров в городах Ачинске и Норильске, поликлиники в п. Курагино Курагинского района, реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера, реконструкция районной больницы в с.Богучаны Богучанского района, операционного блока КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С.Карповича" и другие объекты).
Реализация инвестиционных проектов по внедрению инновационных технологий также требует привлечения специалистов, в том числе по профессиям, отсутствующим на рынке труда Красноярского края (проекты "Кластер инновационных технологий ЗАТО г.Железногорск" на базе ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, "Внедрение виброэкструзионной технологии поточного производства железобетонных конструкций и вибропрессованных стеновых материалов" в г. Сосновоборске, "Производство геосинтетических материалов" в г.Дивногорске и другие).
Значительная потребность в квалифицированных кадрах по-прежнему связана со строительством как промышленных, так и инфраструктурных объектов:
продолжается комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги, планируется строительство железной дороги "Элегест - Кызыл - Курагино";
в 2015-2017 годах значительные объемы строительных и ремонтных работ связаны с реализацией инвестиционной программы "Норильского никеля".
Потребность в квалифицированных специалистах прогнозируется также в связи с реализацией программы строительства и реконструкции объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске, строительством горно-металлургического комплекса ООО "Русская Платина", развитием Арктической Зоны.
В целом по краю дополнительная кадровая потребность экономики в квалифицированных трудовых ресурсах в 2015-2021 годах оценивается на уровне 55-65 тыс. человек ежегодно, в том числе порядка 20-25 тыс. человек необходимы в связи с созданием новых рабочих мест (в том числе на инвестиционных проектах). Полное замещение дополнительной потребности за счет трудовых ресурсов региона невозможно: ежегодный выпуск молодых специалистов из учреждений профессионального образования прогнозируется на уровне 22-25 тыс. человек; высвобождение работников трудоспособного возраста не превысит 7,5-8 тыс. человек. Сложившийся дефицит квалифицированных трудовых ресурсов (преимущественно по инженерно-техническим должностям и квалифицированным рабочим) в строительстве, металлургии, машиностроении, добыче полезных ископаемых, агропромышленном комплексе усиливается в силу профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы на современном рынке труда, а также тем, что выход на пенсию работников соответствующих профессий не компенсируется необходимым количеством специалистов более молодых возрастов.
Кроме того, значительная часть инвестиционных проектов на территории края связана с созданием новых производств для освоения природных ресурсов в малонаселенных территориях Крайнего Севера (с низкой численностью населения и полным отсутствием на рынке труда трудовых ресурсов с необходимыми профессионально-квалификационными характеристиками).
С учетом данных опроса работодателей о прогнозируемой кадровой потребности на период до 2023 года дополнительная кадровая потребность при реализации инвестиционных проектов на территории Красноярского края оценивается на уровне 12-14 тыс. человек ежегодно. Количество вакансий, заявленных в государственную службу занятости работодателями, участвующими в реализации инвестиционных проектов федерального, краевого и муниципального уровня ежегодно увеличивается: в 2007 году потребность в работниках составляла 2,4 тыс. человек, в 2015 году - 13,9 тыс. человек, за январь-сентябрь 2016 года - более 7,7 тыс. человек. При этом, если в предыдущие годы основная кадровая потребность инвестиционных проектов была связана со строительством объектов, то в 2015-2017 годах необходимо заполнить квалифицированными кадрами создаваемые постоянные рабочие места.
Учитывая значительные объемы инвестиционной деятельности в регионе, в Красноярском крае реализуются меры по комплексному кадровому обеспечению инвестиционных проектов как часть системы создания благоприятного инвестиционного климата в регионе (в рамках обеспечения требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, Инвестиционной стратегии Красноярского края до 2030 года):
прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах, в том числе в выпускниках учреждений профессионального образования;
формирование единого краевого реестра инвестиционных проектов с прогнозируемой кадровой потребностью (на 2017-2023 годы соответствующие сведения поступили по 135 проектам, потребность - 60,2 тыс. человек);
реализация территориальных (городских, районных) планов и программ кадрового обеспечения на 2014-2020 годы, предусматривающих по каждому работодателю с прогнозируемой потребностью в квалифицированных специалистах согласованные меры опережающего кадрового обеспечения и сетевые графики кадрового обеспечения с учетом всех источников трудовых ресурсов (по профессиям и годам реализации);
содействие работодателям, реализующим инвестиционные проекты, в подборе кадров из числа квалифицированных специалистов, проживающих на всей территории края;
обеспечение доступности сведений о кадровой потребности инвестиционных проектов Красноярского края и возможностях трудоустройства на инвестиционные проекты для жителей края и других субъектов Российской Федерации, а также о прогнозируемой кадровой потребности через специальные разделы на официальном сайте агентства www.trud.krskstate.ru (Гражданам Трудоустройство на инвестиционные проекты), информационные стенды и информационные терминалы службы занятости, единый региональный банк вакансий в режиме реального времени, Общероссийскую базу вакансий "Работа в России" (www.trudvsem.ru/map/region/2400000000000);
внедрение дистанционных форм согласования кандидатов на трудоустройство с работодателями, находящимися в других территориях края (гарантированные собеседования и ярмарки вакансий);
формирование кадрового резерва из числа жителей Красноярского края (электронная база резюме);
стимулирование безработных граждан к переезду (переселению) (в 2015 году на соответствующие выплаты из краевого бюджета израсходовано 8,5 млн рублей для 190 человек, в 2016 году запланировано 4 млн рублей не менее чем для 90 человек);
развитие межрегионального взаимодействия, в том числе заключение соглашений, предусматривающих привлечение трудовых ресурсов из других регионов (Новосибирская, Омская, Томская, Свердловская, Ульяновская области, Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский края и другие регионы).
В целях повышения соответствия подготовки квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования требованиям рынка труда, обеспечения инвестиционных проектов квалифицированными рабочими кадрами и специалистами в Красноярском крае действует комиссия по вопросам подготовки квалифицированных специалистов, организованная в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 29.12.2012 N 735-п.
Реализуемых мер для заполнения кадровой потребности инвестиционных проектов недостаточно, особенно по проектам, где ввод рабочих мест запланирован на 2015-2017 годы. Несмотря на увеличение доли заполненных вакансий инвестиционных проектов за счет всех источников трудовых ресурсов (включая привлечение иностранных работников) с 38% за 2007 год до 80% за 2015 год, незаполненными остаются порядка 2,8-3,0 тыс. вакансий ежегодно.
По предварительным оценкам, для замещения кадровой потребности инвестиционных проектов в организации Красноярского края необходимо привлечение на постоянную работу из других регионов России 1,5-2,0 тыс. человек ежегодно.
По итогам отбора инвестиционных проектов в установленном порядке, учитывая отсутствие необходимых трудовых ресурсов в территориях реализации инвестиционных проектов, а также на рынке труда Красноярского края в целом (отсутствие среди незанятых жителей региона кандидатов, имеющих необходимые профессионально-квалификационные характеристики и желающих переехать к новому месту работы; отсутствие необходимых направлений и профилей подготовки в образовательных учреждениях профессионального образования на территории края) в 2015-2017 годах в рамках региональной программы необходимо привлечение около 0,9 тысячи квалифицированных работников из других субъектов Российской Федерации для заполнения кадровой потребности на объектах инвестиционных проектов, в том числе:
1. В рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" (создание объектов промышленности с целью освоения природно-ресурсного потенциала Нижнего Приангарья) в Богучанском районе Красноярского края реализуется инвестиционный проект "Строительство и эксплуатация Богучанского алюминиевого завода". Проект реализуется в период с 2006 по 2019 годы с запуском первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода в 2015 году. Общая численность работников в период эксплуатации объектов инвестиционного проекта составит 3,2 тыс. человек (включая обслуживающий и обеспечивающий персонал), плановая численность персонала на основном производстве на первом пусковом комплексе составляет 1028 человек. В связи с отсутствием на территории Богучанского района и Красноярского края в целом предприятий с аналогичной технологией производства алюминия работодателю (ЗАО "Богучанский Алюминиевый Завод") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2015-2018 годах около 650 квалифицированных специалистов и рабочих из других субъектов Российской Федерации (руководители и специалисты по организации производства высшего уровня квалификации, операторы автоматизированного процесса производства алюминия (обслуживание автоматизированной системы управления технологическим процессом производства алюминия с дистанционного пульта управления), лаборанты химического и спектрального анализа и другие), в том числе в 2016 году - 160 человек, в 2017 году - 30 человек. Набор работников осуществляется из числа опытных специалистов и рабочих, ранее занятых на металлургических предприятиях. Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация проезда работника, членов семьи и провоза багажа; предоставление работнику ведомственного жилья с мебелью и бытовой техникой в специально построенных 5-этажных многоквартирных домах, а также компенсация затрат на аренду жилья; оплата за профессиональное обучение работника (подготовка, переподготовка, повышение квалификации, обучающие семинары), в том числе компенсация затрат, связанных с направлением работника на обучение (оплата проезда до места обучения и обратно, проживания на время обучения, командировочных расходов).
2. В городе Лесосибирске Красноярского края реализуется инвестиционный проект в области деревообработки "Улучшение качества и увеличение объемов выпускаемой продукции на базе ЗАО "Новоенисейский ЛХК" (предусматривает ввод в эксплуатацию линии лесопиления EWD, линий сортировки пиловочника и сырых пиломатериалов Springer, ремонт сушильных камер и других объектов). Проект реализуется в период с 2015 по 2021 год. При реализации инвестиционного проекта создается 106 новых рабочих мест. В связи с отсутствием на рынке труда города Лесосибирска свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, отсутствием на рынке труда Красноярского края в целом необходимого числа квалифицированных специалистов и рабочих, готовых переехать к новому месту работы, невозможностью организации работы вахтовым методом работодателю (ЗАО "Новоенисейский лесохимический комплекс") необходимо привлечь в 2017 году для реализации инвестиционного проекта 45 квалифицированных специалистов и рабочих из других субъектов Российской Федерации, (электромеханики по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, заточники деревообрабатывающего инструмента, операторы на автоматических и полуавтоматических линиях деревообработки, инженеры-механики, мастера-технологи и другие). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация затрат на проезд к месту работы работника и членов его семьи, компенсация затрат, связанных с предоставлением работнику, а также членам его семьи жилья (аренда жилья, гостиницы), компенсация затрат на обучение работника (стажировка на специализированном оборудовании, профессиональная переподготовка), а также затрат в связи с направлением на обучение работника (оплата проезда работника до места учебы и обратно, оплата жилья работнику на время учебы), компенсация проезда к месту отдыха работника и членов его семьи.
3. В городе Дивногорске Красноярского края Группой компаний "ТехПолимер" реализуются инвестиционные проекты по развитию инновационных технологий в области производства и монтажа геосинтетических систем и гидроизоляционных материалов ("Создание производства футеровочных анкерных листов", "Расширение производства геосинтетических материалов" и другие). Проекты реализуются в период с 2014 по 2018 год. При реализации инвестиционного проекта "Создание производства футеровочных анкерных листов" создается 50 новых рабочих мест. В связи с отсутствием на рынке труда города Дивногорска свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, отсутствием на рынке труда Красноярского края в целом специалистов с необходимым инженерным образованием и опытом работы работодателю (ЗАО "Техполимер") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2016-2018 годах 10 высококвалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации, в том числе 6 человек в 2016 году (технологи по переработке пластмасс, инженеры по экструзионному оборудованию, инженеры-испытатели и начальник испытательной лаборатории). Для привлечения и трудоустройства жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателями предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация проезда работника, членов семьи и провоза багажа; частичная компенсация стоимости аренды жилого помещения; оплата за повышение квалификации и стажировку работника.
4. В восточной группе территорий Красноярского края (город Канск, Тасеевский, Иланский и Партизанском районы) реализуется инвестиционный проект "Создание лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса восточной группы районов Красноярского края с безотходной переработкой", основными объектами являются цех лесопиления и завод по глубокой переработке древесины. Проект реализуется в период с 2015 по 2017 год. При реализации инвестиционного проекта создается 148 рабочих мест, в том числе 90 мест в 2016 году. В связи с отсутствием на рынке труда Тасеевского района и города Канска свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, отсутствием на рынке труда Красноярского края в целом необходимого числа квалифицированных специалистов и рабочих, готовых переехать к новому месту работы, невозможностью организации работы вахтовым методом работодателю (ООО "СП-ДРЕВ") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2016 году 10 квалифицированных специалистов и рабочих из других субъектов Российской Федерации (технологи лесозаготовительного комплекса и деревообрабатывающего комплекса, операторы-станочники на лесопильную технику, четырехсторонники и другие станки). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: оплата проезда работника и членов его семьи, провоз багажа; затраты по аренде жилья; единовременная выплата при обустройстве.
5. В городе Ачинске Красноярского края реализуется инвестиционный проект "Строительство перинатального центра в г. Ачинске". Проект реализуется в 2016-2018 годах, ввод в эксплуатацию основного объекта инвестиционного проекта (краевого центра охраны материнства и детства N 2) запланирован в 4-м квартале 2016 года. В связи с отсутствием на рынке труда города Ачинска свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, отсутствием на рынке труда Красноярского края в целом необходимого числа квалифицированных специалистов медицинского профиля работодателю (КГБУЗ "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2016 году - 5, в 2017 году 4 высококвалифицированных специалиста из других субъектов Российской Федерации (врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-неонатолог, врач-невролог, врач педиатр участковый и другие). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем совместно с органами местного самоуправления г.Ачинска предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация затрат на проезд к месту работы работника и членов его семьи, компенсация затрат, связанных с предоставлением работнику, а также членам его семьи жилья (предоставление ведомственного жилья, найм или приобретение жилья, в том числе по договору ипотечного кредитования), компенсация затрат на обучение работника (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации), в том числе для получения необходимых компетенций перед трудоустройством, компенсация затрат, связанных с направлением работника на профессиональное обучение (оплата проезда работника до места учебы и обратно, командировочные расходы, оплата жилья по месту учебы), выплата подъемного пособия (выплата работнику на обустройство, в том числе на приобретение бытовой техники, оргтехники, мебели, в случае ремонта жилья - приобретение строительных материалов).
6. В Балахтинском районе Красноярского края реализуется инвестиционный проект "Проект организации полносистемного рыбоводного комплекса для осетровых видов рыб в п. Приморск Красноярского края". Проект реализуется в период с 2015 по 2025 годы, ввод в эксплуатацию цеха и садковой линии произведен в 2015 году. При реализации инвестиционного проекта в 2015-2018 годах создается 66,5 новых рабочих мест. В связи с отсутствием на территории Балахтинского района и Красноярского края в целом квалифицированных специалистов и рабочих по соответствующим профессиям, отсутствием подготовки в системе профессионального образования края по профессиям (специальностям) в сфере рыбоводства работодателю (ООО "Малтат") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2016 году 10 квалифицированных специалистов и рабочих из других субъектов Российской Федерации (гидрохимик-ихтиопатолог, рыбоводы). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: оплата проезда работника (с семьей) по факту прибытия и устройства; оплата расходов на проживание (ежемесячно); оплата расходов при обустройстве на новом месте (единовременно).
7. В городе Лесосибирске реализуется инвестиционный проект "Реконструкция лесоперерабатывающего комбината на базе промышленной площадки Маклаковского ЛДК для производства сухих пиломатериалов и пеллет". Проект реализуется в 2016-2022 годах, ввод в эксплуатацию объектов инвестиционного проекта (комплекс сушильных камер, линия пеллет) запланирован с 2016 года. Плановая численность персонала на объектах инвестиционного проекта составляет 128 человек. В связи с отсутствием на рынке труда города Лесосибирска свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, отсутствием на рынке труда Красноярского края в целом необходимого числа квалифицированных специалистов и рабочих, готовых переехать к новому месту работы, невозможностью организации работы вахтовым методом работодателю (ООО "Сиблеско") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2016 году 10 квалифицированных специалистов и рабочих из других субъектов Российской Федерации (капитан-механик, декларант, эколог, рулевой-моторист, слесарь КИПиА 5-6 разряда, водитель категории "Е" и другие). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: оплата проезда и провоза багажа работника и членов его семьи; аренда благоустроенного жилья, включая предметы первой необходимости; оплата расходов при обустройстве на новом месте; оплата за обучение.
8. В ЗАТО город Зеленогорск Красноярского края реализуется инвестиционный проект "Реконструкция СКУ энергоблока N 1 с переходом на АСУ ТП". Инвестиционный проект реализуется в 2015-2017 годах. Срок до ввода в эксплуатацию указанного объекта после реконструкции - 1 квартал 2017 года. В связи с отсутствием на рынке труда города Зеленогорска и Красноярского края свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, работодателю (Филиал ПАО "ОГК-2"-Красноярская ГРЭС-2) необходимо привлечь в 2017 году 6 квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации по профессии "машинист энергоблока". Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация найма жилья для работника, материальная поддержка на обустройство, предоставление работнику социального пакета (оплата расходов на оздоровление и отдых работника и его детей, материальная помощь (при рождении ребенка, при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, на лечение).
9. В городе Канске Красноярского края реализуется инвестиционный проект "Расширение медицинского бизнеса: организация медицинской деятельности по профилям: гинекология, хирургия, детская хирургия, пластическая хирургия, офтальмология и УЗИ-диагностика". Проект реализуется в течение 2017 года, ввод в эксплуатацию объекта инвестиционного проекта (кабинеты врачей (гинеколога, хирурга, детского хирурга, пластического хирурга, офтальмолога, ультразвуковой диагностики) запланирован в 2017 году. В связи с отсутствием на рынке труда города Канска свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, отсутствием на рынке труда Красноярского края в целом необходимого числа квалифицированных специалистов медицинского профиля работодателю (ООО "БаГеНа") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2017 году 6 высококвалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации (врач-акушер-гинеколог, врач-хирург, врач-детский хирург, врач-пластический хирург, врач-офтальмолог, врач-узиолог и другие). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация затрат, связанных с предоставлением работнику, членам его семьи жилья (аренда жилья из расчета стоимости аренды двухкомнатной квартиры), компенсация затрат на обучение работника (повышение квалификации, профессиональная подготовка), выплаты работнику на обустройство (подъемное пособие), компенсация затрат на проезд к месту работы работника и членов его семьи.
10. В Шушенском районе Красноярского края реализуется инвестиционный проект "Реконструкция аэропортового комплекса "Шушенское", основными объектами являются здание аэропорта, аэропортовая и привокзальная площадь, ввод в эксплуатацию которых - в 2017 году. Инвестиционный проект реализуется в 2017-2019 годах, при реализации проекта создается 18 новых рабочих мест. В связи с отсутствием на рынке труда Шушенского района свободных трудовых ресурсов необходимой квалификации, отсутствием на рынке труда Красноярского края в целом необходимого числа квалифицированных специалистов авиационного профиля работодателю (ООО "Аэропортовый комплекс "Шушенское") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2017 году 12 высококвалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации (главный энергетик, начальник службы электросветотехнического обеспечения полета, специалист аэродромной службы, авиатехник, специалист службы перевозок, авиатехник летательного аппарата и двигателя, инженер авиационного и радиоэлектронного оборудования и другие). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация затрат на проезд к месту работы работника и членов его семьи, оплата доставки багажа работника и членов его семьи, компенсация затрат, связанных с предоставлением работнику, а также членам его семьи жилья, в том числе предоставление ведомственного жилья, найм, компенсация затрат на обучение работника (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации), оплата проезда работника до места учебы и обратно, выплата единовременного подъемного пособия.
11. В Канском районе Красноярского края реализуется инвестиционный проект "Ферма КРС на 1200 голов" (предусматривает создание фермы крупного рогатого скота до 1200 голов). Период реализации инвестиционного проекта 2015-2020 годы. Срок ввода в эксплуатацию объектов инвестиционного проекта - 2020 год. При реализации инвестиционного проекта в 2017-2020 годах создается 56 новых рабочих мест. В связи с отсутствием на территории Канского района и Красноярского края в целом квалифицированных специалистов по соответствующим профессиям в сфере животноводства работодателю (ОАО "Тайнинское") необходимо привлечь для реализации инвестиционного проекта в 2017 году 2 квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации (ветеринарный врач, зоотехник). Для привлечения и трудоустройства на объектах инвестиционного проекта жителей других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы работодателем предусмотрены следующие меры поддержки: компенсация стоимости билетов на проезд от места проживания работника до места назначения, предоставление работнику ведомственного жилья в аренду, компенсация работнику затрат на приобретение мебели, бытовой техники, оплата топливных материалов (угля) для отопления жилого помещения.
В 2016-2017 годах возможна значительная потребность в привлечении квалифицированных специалистов и рабочих из других субъектов Российской Федерации для заполнения кадровой потребности на объектах следующих инвестиционных проектов (в случае ввода соответствующих объектов в эксплуатацию): в рамках инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация магистрального нефтепровода "Куюмба - Тайшет" на стадии эксплуатации нефтепровода численность персонала на четырех нефтеперекачивающих станциях на территории Красноярского края составит около тысячи человек, открытие рабочих мест планируется в период с 2016 по 2018 годы; инвестиционный проект по строительству горно-металлургического комплекса в Норильском промышленном районе предусматривает создание 1500 рабочих мест к 2017 году; при освоении Кингашского горно-рудного месторождения в Саянском районе планируется создание на новом горно-обогатительном комбинате около 950 рабочих мест к 2017 году; при реализации инвестиционного проекта "Агропромышленное объединение по производству мяса птицы и яиц в Шарыповском районе Красноярского края" планируется создание около тысячи рабочих мест к 2017 году, в том числе прогнозируется потребность в высококвалифицированных специалистах агропромышленного комплекса.
Прогнозные расходы работодателей, связанные с привлечением квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, составляют порядка 300 тыс. рублей на одного специалиста, в том числе 75 тыс. рублей из собственных средств работодателей.
4.1. Порядок и условия участия работодателей в региональной программе,
предоставления работодателям финансовой поддержки в рамках региональной программы
4.1.1. Агентство является уполномоченным органом по вопросам реализации региональной программы, осуществляет разработку и утверждение форм документов, необходимых для реализации региональной программы.
Нормативные правовые акты, разработанные для выполнения условий реализации региональной программы, утверждает Правительство Красноярского края.
4.1.2. Отбор инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу, осуществляется на основании обращения работодателей в соответствии с порядком, утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2015 N 548-п "Об утверждении Порядка и критериев отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов", с учетом приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.05.2015 N 272н "Об утверждении требований к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов".
4.1.3. Заключение соглашений с работодателями проводит агентство в соответствии с обязательными условиями, предусмотренными пунктом 4 статьи 22.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
4.1.4. Работодателю, заключившему соглашение об участии в региональной программе, предоставляется сертификат на привлечение трудовых ресурсов в Красноярский край (далее - Сертификат).
Сертификат удостоверяет право работодателя на получение финансовой поддержки при привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень.
4.1.5. Отбор работодателей, имеющих право на получение Сертификата, осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 07.12.2015 N 637-п "Об утверждении Порядка и критериев отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата на привлечение трудовых ресурсов, порядка возврата сертификата на привлечение трудовых ресурсов". Предоставление Сертификата работодателю осуществляется с учетом приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.06.2015 N 405н "Об утверждении Порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов и его формы".
4.1.6. Работодатель может получить несколько Сертификатов по мере привлечения трудовых ресурсов в рамках региональной программы, при этом общее количество работников по всем Сертификатам не должно превышать установленного соглашением об участии в региональной программе.
4.1.7. Финансовая поддержка, предусмотренная Сертификатом, предоставляется работодателю в форме субсидии в порядке, утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2016 N 20-п "Об утверждении Порядка предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов.
4.1.8. Для получения финансовой поддержки, предусмотренной Сертификатом, работодатель заключает с центром занятости населения по месту фактического нахождения рабочих мест, для трудоустройства на которые привлекаются трудовые ресурсы из других субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень (далее - ответственный (уполномоченный) центр занятости населения), договор о предоставлении субсидии.
4.1.9. Финансовая поддержка, предусмотренная Сертификатом, предоставляется работодателю после подтверждения сведений о поступивших за период не менее чем в течение трех месяцев страховых взносах в государственные внебюджетные фонды и предоставления копии трудового договора с работником.
4.1.10. Трудовой договор с работником должен быть заключен не ранее даты обращения работодателя о включении инвестиционного проекта в региональную программу в соответствии с пунктом 4.1.2 настоящего раздела, в отношении инвестиционных проектов, включенных в региональную программу на 2015 год, - не ранее утверждения региональной программы.
В трудовом договоре с работником должны быть указаны меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления в соответствии с условиями, предусмотренными заключенным соглашением об участии в региональной программе.
4.1.11. Согласие работодателя на осуществление агентством, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, Счетной палатой Красноярского края проверок соблюдения работодателем условий, целей и порядка предоставления финансовой поддержки, предусмотренной Сертификатом, предусматривается в договоре о предоставлении субсидии.
4.1.12. Ответственный (уполномоченный) центр занятости населения осуществляет контроль за соблюдением работодателями условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной Сертификатом и соглашением об участии в региональной программе, в том числе посредством анализа информации о поступивших страховых взносах в государственные внебюджетные фонды.
Обмен соответствующей информацией осуществляется в порядке, предусмотренном соглашением об информационном обмене, заключаемом между агентством и государственными внебюджетными фондами.
4.1.13. В случае нарушения работодателем условий соглашения или расторжения им трудового договора с работником, за исключением случаев, предусмотренных соглашением, агентство в течение пяти рабочих дней со дня установления такого факта направляет работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о необходимости возврата в бюджет края средств в размере фактически предоставленных работнику в соответствии с соглашением мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты и остаток средств финансовой поддержки, предусмотренных сертификатом для устройства работника в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашением.
Возврат субсидии осуществляется работодателем на лицевые счета ответственного (уполномоченного) центра занятости населения в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления о возврате полученных средств для последующего перечисления средств в доход краевого бюджета либо в течение 10 рабочих дней с момента расторжения трудового договора с работником.
5. Сроки и этапы реализации региональной программы
Региональная программа разрабатывается на период 2015-2017 годов. Период реализации региональной программы может быть продлен на последующий трехлетний период для достижения контрольного значения целевых показателей (индикаторов) региональной программы с уточнением при необходимости механизмов реализации региональной программы и с учетом оценки эффективности такой региональной программы.
Предусмотрены следующие основные этапы реализации региональной программы:
на 1-м этапе (в 2015 году) проводится пилотное апробирование по отдельным инвестиционным проектам механизмов повышения трудовой мобильности за счет трудовых ресурсов из числа граждан Российской Федерации из субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень;
на 2-м этапе (2016-2017 годы) в рамках региональной программы организуется заполнение потребности инвестиционных проектов в трудовых ресурсах для строительства и эксплуатации объектов, а также для социального и инфраструктурного обеспечения инвестиционных проектов.
6. Финансовое обеспечение реализации региональной программы
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 696-р Красноярский край включен в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Финансовое обеспечение реализации региональной программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, включая предоставленные краевому бюджету субсидии из федерального бюджета.
Информация о ресурсном обеспечении и прогнозной оценке расходов на реализацию целей региональной программы по статьям расходов и источникам финансирования приведена в приложении N 1 к региональной программе.
Включение средств субсидий из федерального бюджета краевому бюджету на софинансирование региональной программы в объем финансирования региональной программы осуществляется при условии заключения соглашения между Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации и Правительством Красноярского края о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - соглашение). Основанием для заключения соглашения является нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ, прошедших в установленном порядке отбор и согласование
6.1. Финансово-экономическое обоснование объемов бюджетных
ассигнований по источникам финансирования средств, направляемых
на реализацию региональной программы
6.1.1. В составе затрат на реализацию региональной программы предусмотрены расходы на предоставление работодателям финансовой поддержки, предусмотренной Сертификатами, и расходы на изготовление и тиражирование Сертификатов за счет средств краевого бюджета.
6.1.2. Необходимые затраты на реализацию региональной программы определены в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2015 N 530 (далее - Правила):
размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета краевому бюджету на софинансирование региональной программы, рассчитан исходя из уровня софинансирования региональной программы в размере 59% расходного обязательства края;
в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Правил уровень финансирования расходного обязательства края, источником финансового обеспечения которого является субсидия, установлен в размере 41% расходного обязательства края.
6.1.3. Общий объем финансового обеспечения региональной программы на 2015 год составит 131197,5 тыс. рублей, в том числе:
объем средств на предоставление работодателям финансовой поддержки равен 131175,0 тыс. рублей (225,0 тыс. рублей х 583 чел.), из них субсидия из федерального бюджета составляет 91822,5 тыс. рублей (131175,0 тыс. рублей х 0,7), средства краевого бюджета - 39352,5 тыс. рублей (131175,0 тыс. рублей х 0,3);
расходы на изготовление и тиражирование Сертификатов предусмотрены за счет средств краевого бюджета в сумме 22,5 тыс. рублей.
6.1.4. Общий объем финансового обеспечения региональной программы на 2016 год составит 65475,0 тыс. рублей, в том числе:
объем средств на предоставление работодателям финансовой поддержки равен 65475,0 тыс. рублей (225,0 тыс. рублей 291 чел.), из них субсидия из федерального бюджета составляет 45832,5 тыс. рублей (65475,0 тыс. рублей 0,7), средства краевого бюджета - 19642,5 тыс. рублей (65475,0 тыс. рублей 0,3).
6.1.5. Общий объем финансового обеспечения региональной программы на 2017 год составит 23625,0 тыс. рублей, в том числе:
объем средств на предоставление работодателям финансовой поддержки равен 23625,0 тыс. рублей (225,0 тыс. рублей x 105 чел.), из них субсидия из федерального бюджета составляет 13938,75 тыс. рублей (23625,0 тыс. рублей x 0,59), средства краевого бюджета - 9686,25 тыс. рублей (23625,0 тыс. рублей x 0,41).
6.1.6. Общие затраты на реализацию мероприятий региональной программы на 2015-2017 годы составят 220297,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 151593,75 тыс. рублей;
краевого бюджета - 68703,75 тыс. рублей;
в том числе по годам:
2015 год:
общий объем финансирования - 131197,5 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 91822,5 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 39375,0 тыс. рублей;
2016 год:
общий объем финансирования - 65475,0 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 45832,5 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 19642,5 тыс. рублей;
2017 год:
общий объем финансирования - 23625,0 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 13938,75 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 9686,25 тыс. рублей.
6.1.7. Объем финансирования мероприятий региональной программы за счет средств федерального бюджета в 2017 году подлежит уточнению при принятии нормативного акта Правительства Российской Федерации о распределении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ.
7. Перечень программных мероприятий региональной программы
Перечень программных мероприятий региональной программы приведен в приложении N 2 к региональной программе.
7.1. Меры правового регулирования в сфере повышения мобильности трудовых ресурсов
В целях реализации мероприятий региональной программы в Красноярском крае приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Красноярского края от 15.10.2015 N 548-п "Об утверждении Порядка и критериев отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов";
постановление Правительства Красноярского края от 07.12.2015 N 637-п "Об утверждении Порядка и критериев отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата на привлечение трудовых ресурсов, порядка возврата на привлечение трудовых ресурсов";
постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2016 N 20-п "Об утверждении Порядка предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов".
8. Эффективность и результативность реализации
региональной программы
Реализация региональной программы будет способствовать решению задач социально-экономического развития региона по следующим направлениям:
создание и сохранение высокопроизводительных рабочих мест на инвестиционных проектах Красноярского края и, как следствие, создание новых рабочих мест в инфраструктурных секторах, обеспечивающих реализацию проекта (торговля, транспорт, образование, бытовое, культурное и социальное обслуживание населения). В рамках региональной программы прирост высокопроизводительных рабочих мест составит не менее 0,4 тыс. мест;
улучшение ситуации на рынке труда Красноярского края за счет привлечения квалифицированных работников на постоянное место жительства в трудонедостаточные территории Красноярского края и, как следствие, прирост численности трудовых ресурсов и численности занятых в экономике. В рамках региональной программы привлечение и закрепление дополнительных трудовых ресурсов составит не менее 0,8 тыс. человек, прирост числа высококвалифицированных работников в экономике региона - не менее 0,4 тыс. человек;
улучшение ситуации с заполнением кадровой потребности инвестиционных проектов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие региона и, как следствие, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Красноярского края, отдельных трудонедостаточных территорий края (Богучанский район, города Дивногорск и Лесосибирск), а также на отраслевых рынках труда (здравоохранение, рыбоводство, производство пластмассовых изделий, металлургическое производство, производство пиломатериалов, обслуживание воздушных судов). В рамках региональной программы будет заполнено не менее 0,9 тыс. вакансий, по которым отсутствуют кандидаты на рынке труда Красноярского края.
Экономическая эффективность региональной программы связана с дополнительными поступлениями налога на доходы физических лиц в бюджет Красноярского края (в среднем на одного привлеченного в регион квалифицированного специалиста - 175 тыс. рублей за 3 года исходя из прогнозируемого уровня среднекраевой заработной платы), что более чем в 3 раза превышает затраты регионального бюджета на привлечение квалифицированного специалиста в рамках региональной программы.
Оценка достижения планируемой эффективности региональной программы предусмотрена по следующим критериям:
а) уровень достижения цели и решения задач региональной программы на основании сравнения фактически достигнутых значений показателей с установленными региональной программой:
число созданных при реализации инвестиционного проекта, включенного в региональную программу, новых рабочих мест, включая высокопроизводительные рабочие места;
численность работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, из других субъектов Российской Федерации;
доля работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, в общей численности работников, привлеченных работодателями в рамках региональной программы (на конец периода);
доля высококвалифицированных специалистов в общей численности работников, привлеченных работодателями в рамках региональной программы;
б) степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;
в) полнота выполнения запланированных мероприятий программы в установленные сроки на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов (в соответствии с приложением N 2 к региональной программе).
К рискам реализации региональной программы, вследствие которых возможно недостижение целевых показателей (индикаторов) программы, относятся:
отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов из числа жителей субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень, желающих трудоустроиться на инвестиционных проектах в Красноярском крае;
расторжение трудовых договоров по инициативе работников в период реализации региональной программы;
невозможность выполнения работодателями условий участия в региональной программе в связи с изменением условий реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу (сроки ввода рабочих мест, профессионально-квалификационные требования к специалистам и другие параметры).
В целях минимизации указанных рисков планируется применение следующих механизмов:
повышение информированности квалифицированных специалистов из числа жителей субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень, о возможностях трудоустройства на инвестиционных проектах в Красноярском крае, в том числе через Общероссийскую базу вакансий "Работа в России", заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень, осуществляющих полномочия в области содействия занятости;
совершенствование технологий отбора и согласования с работодателями кандидатов на трудоустройство из числа жителей субъектов Российской Федерации, не включенных в Перечень;
оперативная корректировка региональной программы.
9. Управление реализацией региональной программы и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией региональной программы осуществляет агентство.
При реализации мероприятий региональной программы агентство:
координирует действия участников региональной программы;
разрабатывает план реализации региональной программы (при необходимости, с учетом сроков реализации мероприятий региональной программы);
организует выполнение мероприятий региональной программы;
проводит мониторинг реализации региональной программы;
готовит предложения по корректировке региональной программы.
Агентство осуществляет контроль за своевременным выполнением в полном объеме мероприятий государственной региональной программы, включая установление сроков и формы представления необходимых сведений центрами занятости населения и работодателями, участвующими в региональной программе.
Контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию региональной программы, осуществляет агентство. Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию региональной программы осуществляет Счетная палата Красноярского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.