Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
2.1.1. Характеристика строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края).
Строительная отрасль Красноярского края представлена организациями, выполняющими общестроительные работы по возведению зданий, сооружению мостов, автомобильных дорог, тоннелей, магистральных и местных трубопроводов, линий связи и электропередачи, монтажных, электромонтажных и отделочных работ, а также организациями, осуществляющими производство строительных материалов и конструкций.
В крае эффективно работает структурная цепочка строительной отрасли: проектные, строительные организации и производители строительных материалов.
По состоянию на 01.06.2016 в крае зарегистрировано 8 529 организаций, относящихся к строительному комплексу или 97,9% к количеству организаций на 1 июня 2015 года (10,9% общего числа предприятий в крае), включая подрядные организации, проектно-изыскательские предприятия, проектные институты. Кроме того, в крае в области строительства осуществляют деятельность 2 690 индивидуальных предпринимателей. Подавляющее число строительных организаций, расположенных на территории края (98,0%), имеют частную форму собственности.
Крупнейшими застройщиками, осуществляющими строительство жилья на территории города Красноярска являются: ГСК "Красстрой", ООО ФСК "Монолитинвест", ООО СК "Реставрация", ЗАО "Фирма Культбытстрой", ООО "Альфа".
Ведущими застройщиками многоэтажного жилья в муниципальных образованиях края являются ООО "СибБытСтрой", ООО СК "Рифт", ООО "Монтаж-строй" (город Сосновоборск), ООО "Стройтехсервис" (город Лесосибирск), ООО СК "Енисей" (город Железногорск), ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово).
В крае в индустриальных объемах производятся основные виды строительных материалов, такие как: кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная и другие. Кроме того, в крае широко представлены производители деревянно-каркасного домостроения, изделий из клееного бруса, металлоконструкций, лакокрасочных, теплоизоляционных материалов и многих других видов строительных изделий и материалов.
Основное производство цемента осуществляется на двух крупных предприятиях - ООО "Ачинский Цемент" в г.Ачинске и ООО "Красноярский цемент" в краевом центре. Кроме того, цемент производится в г.Норильске на цементном заводе Заполярного филиала ПАО ГМК Норильский Никель. Общий годовой выпуск цемента в регионе составляет более 2 млн тонн.
В крае действуют 15 предприятий по производству сборного железобетона общей годовой мощностью около 700 тыс. куб метров. Предприятия с таким профилем выпускаемой продукции сохранились на всей территории края. Основная номенклатура крупнейших производителей красноярского рынка железобетонов - производство изделий для крупнопанельного домостроения. Загрузка мощностей, лидирующих на рынке заводов (ЗАО "Фирма "Культбытстрой" и ООО УСК "Сибиряк"), составляет 70-90%, все эти производители входят в состав строительных корпораций - крупнейших застройщиков жилья края и краевого центра.
На территории края действуют 4 крупных кирпичных завода: ООО "Содружество", ООО "Кирпичный завод "Песчанка", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК" общая мощность производства стеновых материалов (без стеновых железобетонных панелей) в крае составляет 183 млн шт. усл. кирпича в год. Более 80% выпускаемого объема кирпича в крае приходится на заводы, расположенные в краевом центре.
Выпуск строительных материалов и изделий не только в полном объеме обеспечивает потребности края, но и позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации. Производством строительных материалов в крае по состоянию на 01.06.2015 занималось 534 организации.
2.1.2. Основные производственные показатели.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в крае в 2015 году составил 138 000 млн руб., по данному показателю край с 2012 года сохраняет 1 место в Сибирском федеральном округе.
Таблица 1
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2014 год |
2015 год |
Январь - июнь 2016 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
130 927 |
138 000 |
77 093 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
34 158 |
36 242 |
37 895 |
3 |
Численность работающих |
человек |
69 057 |
65 773 |
64 493 |
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в крае, в январе - июне 2016 года составил 77,1 млрд. рублей, или 109,5% к январю - июню 2015 года в сопоставимых ценах.
Информация о вводе в эксплуатацию зданий различного назначения в январе - июне 2016 года представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ввод в эксплуатацию зданий по видам (назначению) в январе - июне 2016 года
N п/п |
Вид (назначение) здания |
Количество зданий (единиц) |
Общий строительный объем зданий (куб. метров) |
Общая площадь (кв. метров) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Введено в действие зданий |
1019 |
2 919 984 |
700 040 |
|
в том числе: |
|
|
|
1 |
жилого назначения |
711 |
1 359 642 |
395 955 |
2 |
нежилого назначения* |
308 |
1 560 342 |
304 085 |
|
в том числе: |
|
|
|
2.1 |
промышленные |
26 |
226 206 |
40 612 |
2.2 |
сельскохозяйственные |
28 |
332 114 |
60 112 |
2.3 |
коммерческие |
87 |
218 237 |
42 079 |
2.4 |
административные |
18 |
51 226 |
11 608 |
2.5 |
учебные |
10 |
230 390 |
60 258 |
2.6 |
другие |
139 |
512 169 |
416 |
*Здания нежилого назначения распределены исходя из целей их использования в соответствии с "Общероссийским классификатором основных фондов".
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" в 2015 году составил 18 377,3 млн рублей. В частности, в 2015 году производство цемента составило 2090 тыс. т, кровельных асбестоцементных листов - 47 млн усл. плиток, объем производства конструкций и деталей железобетонных - 639 тыс. куб. метров. Стабильные показатели демонстрирует производство строительного кирпича - 154 млн шт. и нерудных строительных материалов - 19 316 тыс. куб. метров.
Индекс производства строительных материалов в январе - июне 2016 года сложился на уровне 94,4%, объем отгруженной продукции составил 8 094,8 млн рублей.
Таблица 3
Статистические показатели по ВЭД
"Производство прочей неметаллической минеральной продукции"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2014 год |
2015 |
Январь - июнь 2016 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
19 504 |
18 377 |
8 095 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
30 509 |
29 687 |
28 191 |
3 |
Численность работающих |
человек |
10 326 |
10 404 |
9 965 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. т |
2 398 |
2 090 |
961 |
4.2 |
конструкции и детали сборные железобетонные |
тыс. куб. м |
669 |
639 |
247 |
4.3 |
кирпич строительный |
млн усл. кирп. |
197 |
154 |
90 |
4.4 |
листы асбестоцементные (шифер) |
млн усл. плиток |
87 |
47 |
31 |
4.5 |
нерудные материалы |
тыс. куб. м |
15 193 |
19 316 |
6 945 |
В течение последних 7 лет для строительной отрасли края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по основным группам строительных материалов. Использование среднегодовых мощностей организаций строительной индустрии остается на уровне 55,5-65,4%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли.
К особенностям строительной индустрии края следует отнести высокую степень обеспеченности потребностей территории строительными материалами местного производства, высокий уровень концентрации производства почти на всех основных рынках строительных материалов и наличие на рынке края строительных корпораций, включающих в себя, кроме строительных подразделений, заводы по производству изделий крупнопанельного, монолитно-каркасного домостроения.
2.1.3. Жилищное строительство (структура, территориальное распределение, направления развития).
По объемам жилищного строительства край стабильно входит в тройку лидеров среди регионов Сибирского Федерального округа, а по итогам прошедшего года уступил только Новосибирской области. В 2015 году в крае введено 1 311,1 тыс. кв. метров (109,2% к 2014 году).
Таблица 4
Статистические показатели ввода жилья в 2011-2015 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Январь - июнь 2016 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Ввод жилья в крае |
тыс. кв. м |
1047,1 |
1076,8 |
1133,9 |
1200,6 |
1311,1 |
542 |
2 |
Темп роста объемов ввода жилья |
% |
106,0 |
102,8 |
105,3 |
105,8 |
109,2 |
102,1 |
За 2015 год в городе Красноярске введено 707,8 тыс. кв. м жилых домов (54% от общего ввода), что составляет 115,2% к 2014 году. В других территориях края ввод жилья составил 603,3 тыс. кв. метров, темп роста к прошлому году составил 102,9 процента.
В 2015 году значительные объемы ввода зафиксированы в городах Сосновоборск (75,5 тыс. кв. м), Минусинск (64,5 тыс. кв. м), Ачинск (32,1 тыс. кв. м) Емельяновском (108,2 тыс. кв. м), Березовском (34,3 тыс. кв. м) и Курагинском (16,6 тыс. кв. м) районах края.
В построенных в 2015 году жилых домах преобладают одноэтажные и двухэтажные дома - 34% от общего ввода жилья, доля трехэтажных составила 8,6%, выше двенадцати этажей - 44,6% процентов.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Краснотуранском, Мотыгинском, Казачинском районах края.
Значительно снизились объемы жилищного строительства на территориях края, а именно городов Назарово (на 38,7% меньше, чем в 2014 году) и Боготол (на 63,9%), Назаровский (на 41,9%), Канский (на 56,7%) районов.
Наибольший объем ввода жилья в крае обеспечивается за счет строительства многоэтажных жилых домов. В 2015 году на долю многоэтажного жилищного строительства пришлось 54,8% общего ввода жилых площадей (718,04 тыс. кв. м). Несмотря на то, что большая часть многоэтажных жилых домов строится в городе Красноярске, многоэтажное жилищное строительство ведется также и на других территориях края, ежегодно обеспечивая ввод от 60 до 100 тыс. кв. м общей площади жилья.
Ввод малоэтажного жилья в крае в 2015 году составил 592,9 тыс. кв. м (45,2% общего ввода), в 2014 году - 536,6 тыс. кв. м (44,7% общего ввода). Относительный рост объемов ввода малоэтажного жилья в 2015 году составил 110%.
Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (108,2 тыс. кв. м) и Березовский (34,3 тыс. кв. м) районы, а также город Минусинск (64,5 тыс. кв. м).
Развитию строительства в муниципальных образованиях края, в том числе малоэтажного, способствовали меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования. К июню 2014 года все 100% муниципальных образований края обеспечены документами территориального планирования.
В январе - июне 2016 года в крае введено 542,3 тыс. кв. м жилья (темп роста составил 102,1%), организациями всех форм собственности построено 7 650 квартир.
Ввод жилья в крае формируется значительным числом застройщиков, среди которых отсутствуют явные монополисты. Так, по итогам 2015 года крупнейший застройщик - ООО УСК "Сибиряк" имеет долю ввода жилья всего 7,9%. Более 24% ввода жилья обеспечивается организациями с долей ввода 1-2%. Кроме того, более 30% жилья ежегодно строится населением за счет собственных и заемных средств.
Крупнейшими застройщиками, осуществляющими строительство жилья на территории города Красноярска являются: ГСК "Красстрой", ООО ФСК "Монолитинвест", ООО СК "Реставрация", ЗАО "Фирма Культбытстрой", ООО "Альфа".
Ведущими застройщиками многоэтажного жилья на территориях являются ООО "СибБытСтрой", ООО СК "Рифт", ООО "Монтаж-строй" (город Сосновоборск), ООО "Стройтехсервис" (город Лесосибирск), ООО СК "Енисей" (город Железногорск), ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово).
Основным фактором роста объемов жилищного строительства является продолжающаяся заинтересованность и участие населения в инвестировании жилищного строительства, при фактическом уходе государства с рынка.
Развитию жилищного строительства в значительной мере способствует развитие банковского кредитования на приобретение жилья, в том числе развитие кредитования и реализация мер господдержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
В крае в 2015 году выдано 17,8 тысячи ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 26,6 млрд рублей. По объёму выданных кредитов край занимает 1 место в Сибирском федеральном округе и 11 - в Российской Федерации.
Красноярским краевым фондом жилищного строительства в 2015 году выдано 342 ипотечных кредитов на сумму 511,5 млн рублей. Средняя процентная ставка по выданным кредитам по итогам 2015 года составила 12,2% (минимальная ставка - 9,9%, максимальная - 14,0%).
Улучшение жилищных условий граждан края в рамках краевых и федеральных программ являлось одним из основных приоритетных направлений деятельности Правительства края в 2015 году.
На улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан в отчётном году направлено 2 116,0 млн рублей за счёт средств бюджетов всех уровней. Это позволило обеспечить жильем 1 333 семей отдельных категорий граждан - северян, вынужденных переселенцев, чернобыльцев.
В рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в прошедшем году выдано 238 свидетельств молодым семьям - участникам программы на общую сумму 185,2 млн рублей.
2.1.4. Кадровый потенциал.
Численность работников строительной отрасли края составляет около 80 тыс. человек, в том числе 65,7 тыс. человек - в строительных организациях, около 10,4 тыс. человек - в промышленности по производству строительных материалов, 4,0 тыс. человек - в проектных организациях. Средний возраст рабочих специальностей в строительной отрасли края составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы по итогам 2015 года в строительных организациях, расположенных на территории края, по ВЭД "Строительство" составил 36 863 рублей, на организациях строительной отрасли по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" - 29 854 рубля.
Развитие производственной базы строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства и производства строительных материалов становится возможным за счет проведения системной работы по подготовке рабочих и инженерных кадров.
На сегодняшний день в крае действует сеть образовательных организаций профессионального образования по подготовке специалистов строительной отрасли, включающая в себя 7 техникумов:
Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства;
Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса;
Ачинский техникум отраслевых технологий и бизнеса;
Назаровский аграрный техникум имени А.Ф.Вепрева (Назаровский строительный техникум);
Шарыповский строительный техникум;
Красноярский строительный техникум;
Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики.
Две образовательные организации высшего профессионального образования - Инженерно-строительный институт, Институт жилищно-коммунального хозяйства и дизайна, входящие в состав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее - СФУ), а также Норильский индустриальный институт.
Обучение в СФУ осуществляется по 13 профилям бакалавриата и 8 магистерским программам. Кроме того, в Инженерно-строительном институте СФУ при содействии министерства открыта дополнительная программа специалитета: Строительство уникальных зданий и сооружений (специализация "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений").
Совместно с министерством образования и науки края созданы высокотехнологичные профессиональные учебные центры: в целях подготовки рабочих в городе Канске и в городе Красноярске на базе Красноярского строительного техникума.
Профильные образовательные организации имеют договорные отношения с базовыми организациями отрасли по трудоустройству выпускников (ООО УСК "Сибиряк", ООО "Монолитстрой", ООО "Новый город", ОАО "Сибэлектрострой", ООО 2-КМУ ЗАО "ВСТМ", ООО "Производственная жилищно-строительная компания", ООО "ДПМК Ачинская", ООО "Красноярская строительная компания").
Выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и кадровая потребность строительной отрасли, в основном, сбалансированы. Существует дополнительная кадровая потребность строительной отрасли в квалифицированных рабочих кадрах.
Для повышения привлекательности рабочих профессий среди работников строительных организаций проводился конкурс профессионального мастерства - "Лучший по профессии каменщик в Красноярске".
Для популяризации и повышения престижности профессии, обмена опытом, выявление лучших по профессии в преддверии профессионального праздника - Дня строителя, среди строительных организаций проводятся специализированные конкурсы по следующим номинациям: лучшая строительная площадка; лучшее санитарное состояние строительной площадки; лучшая организация пожарной безопасности; лучшая организация электробезопасности; лучшая детская площадка; лучший фасад; лучшая квартира.
2.1.5. Основные тенденции развития строительной отрасли края.
Тенденции развития строительного комплекса определяются реализацией инвестиционных проектов в различных отраслях экономики края и жилищным строительством.
1. Сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", обусловленное реализацией крупных инвестиционных проектов: строительство нефтепровода Куюмба - Тайшет, строительство Красноярского Технопарка, строительство объектов промышленного парка на территории ЗАТО г.Железногорск, строительство нового пассажирского терминала в аэропорту Красноярск (Емельяново), а также строительство объектов XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г.Красноярске (далее - Универсиада).
2. Умеренный рост объемов жилищного строительства. В 2013-2015 годах темпы роста в жилищном строительстве составили от 2,8% до 6% в год.
В прогнозный период динамка развития строительства жилья будет положительной.
Реализуются инвестиционные проекты в строительном комплексе края, в их числе: расширение производства навесных фасадных систем с использованием металлических наноструктурированных композитных панелей и кассет ООО "КраспанИнновации", внедрение "сухого" способа производства цемента на заводе ООО "Красноярский цемент"; запуск виброэкструзионной технологии поточного производства железобетонных конструкций мощностью до 200 тыс. кв. метров жилья в год на базе ООО "Монтаж-строй" в городе Сосновоборске; производство наноструктурированных композитных панелей ООО "КраспанИнновации".
В северных районах края будет вестись ограниченное новое строительство, развитие вахтовых форм поселений для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов; развитие опорных пунктов освоения северных территорий.
На территории существующих городских поселений будет продолжаться как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания, так и освоение застроенных территорий, в том числе площадок промышленного пояса.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является увеличение объемов строительства и развитие производства строительных материалов в крае.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
Создание условий для развития строительной отрасли на территории края:
совершенствование системы региональной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
совершенствование системы административного регулирования в строительстве.
Обеспечение потребностей строительной отрасли края в строительных материалах.
Внедрение в строительство композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края:
снижение веса конструкции и улучшение ее механических и прочностных показателей.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению в программном периоде, приняты объем выполненных строительных работ и объем отгруженных товаров, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
В рамках выполнения поставленных задач, в 2019 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2015 году):
По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 179 332 млн рублей (в 1,3 раза);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения - 5 565 млн рублей (в 1,4 раза);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 28 млрд рублей (109,6%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 2 700 млн рублей (106,7%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 30 689 млн рублей (107,3%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 38 000 рублей (104,9%);
увеличение среднесписочной численности работников - 67 300 человек (102,3%);
увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1 400 тыс. кв. метров (106,8%).
По ВЭД "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов":
увеличение объема отгруженных товаров до 23 691 млн рублей (в 1,29 раза);
увеличение объема производства строительных материалов:
портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический - 2 180 тыс. тонн (104,3%);
листы асбестоцементные (шифер) - 51 млн штук (108,5%);
кирпич строительный - 167 млн условных кирпичей (108,4%);
конструкции и детали железобетонные - 655 тыс. куб. метров (102,5%);
материалы строительные нерудные - 20 млн куб. метров (103,5%);
увеличение прибыли до налогообложения - 710 млн рублей (в 1,14 раза);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 9 млрд рублей (124,5%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 1 200 млн рублей (106,3%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 4 022 млн рублей (108,5%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 31 800 рублей (107,1%);
увеличение среднесписочной численности работников - 10 540 человек (101,3%).
3. Планируется увеличение объема ввода в действие общей площади жилых домов:
2016 год - 1 320,0 тыс. м2;
2017 год - 1 340,0 тыс. м2;
2018 год - 1 370,0 тыс. м2;
2019 год - 1 400,0 тыс. м2.
Соответственно, ожидается увеличение объемов производства базовых строительных материалов, таких как цемент, строительный кирпич, железобетонные конструкции, нерудные строительные материалы.
2.3. План действий министерства
по достижению планируемых показателей развития по ВЭД "Строительство"
2.3.1. Основные риски, препятствующие развитию строительной отрасли.
Влияние на ход реализации Программы, достижение поставленных целей и задач будут оказывать следующие риски:
сокращение объемов ассигнований федерального бюджета на финансирование строительства объектов, расположенных в крае;
уменьшение объемов государственных закупок и строительства объектов в рамках социальных программ в условиях дефицита краевого бюджета;
значительная дифференциация цен на жилье в городе Красноярске и районах края, что снижает экономическую привлекательность жилищного строительства за пределами краевого центра;
высокая концентрация строительных организаций в городе Красноярске при одновременном отсутствии необходимой материально-технической базы на территориях края, что препятствует реализации крупных инвестиционно-строительных проектов и развитию жилищного строительства за пределами Красноярской агломерации;
высокий уровень износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), применение устаревших технологий строительства и производства строительных материалов, что в значительной мере снижает конкурентоспособность местных организаций, особенно в условиях ужесточения конкурентной борьбы в условиях вступления РФ во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и снижения таможенных ставок на ввоз строительной продукции;
дефицит обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок под жилищное строительство, что обуславливает высокий уровень издержек при освоении новых территорий и сдерживает развитие малоэтажного жилищного строительства;
наличие значительного количества административных процедур, увеличивающих сроки получения разрешительной документации на строительство;
ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов строительными организациями;
усиление конкурентной борьбы в условиях вступления РФ в ВТО и развития производства строительных материалов в регионах Сибирского федерального округа;
отсутствие производства отдельных видов строительных материалов (стекло, отдельные виды изоляционных материалов);
отсутствие средств на опытно-конструкторские работы и научные исследования;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
отсутствие заинтересованности в применении инноваций у строительных организаций;
несовершенство российского законодательства в области защиты прав научных разработок;
недостаток рабочих строительных специальностей, что способствует привлечению иностранной рабочей силы и снижению качества выполнения работ.
В целях создания благоприятных условий развития организаций и строительной отрасли в целом, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий, представленных далее:
2.3.2. Устранение избыточных административных барьеров.
В целях сокращения сроков реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства, увеличения объемов жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения в 2014 году было принято постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства", в рамках которого утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Перечень).
Перечень включает 139 процедур, связанных:
с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство;
с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием;
с осуществлением строительства, реконструкции;
с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.
Помимо этого, в Перечне учтены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.
В целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с Перечнем министерство осуществляет мониторинг исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства на территории края.
Кроме того, служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - служба) ежегодно осуществляет проверки соблюдения ОМСУ законодательства о градостроительной деятельности.
В 2015 году службой проведено 46 плановых проверок. Также, было проведено 1100 внеплановых проверок.
В I полугодии 2016 года службой проведено 55 проверок, из которых 36 плановых, 19 - внеплановых.
Для снижения административных барьеров при осуществлении градостроительной деятельности, сокращении сроков рассмотрения документов, выработки единых требований с целью дальнейшей оптимизации процессов подготовки исходно-разрешительной документации службой в 2015 году проведена комплексная проверка действующих на территории муниципальных образований края административных регламентов в сфере жилищного строительства. По итогам проверки выявлено 367 случаев несоответствия регламентов действующему законодательству. Выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на постоянном контроле.
В прогнозный период министерством предусмотрена реализация мероприятий, направленных на улучшение предпринимательского климата в сфере градостроительной деятельности в соответствии с основными положениями плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.07.2013 N 1336-р, в том числе применения на территории края Перечня.
2.3.3. Реализация строительной программы Универсиады.
9 ноября 2013 года в Брюсселе комиссия Международной федерации студенческого спорта (далее - комиссия FISU) приняла решение о проведении Универсиады в городе Красноярске. Проведение Универсиады запланировано со 2 по 12 марта 2019 года.
В рамках мероприятий по подготовке к проведению Универсиады, осуществляется строительство, реконструкция и капитальный ремонт 34 объектов, из них 18 объектов финансируются за счет средств субсидий из федерального бюджета.
Законом края от 02.12.2015 N 9-3931 "О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов" на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов Универсиады предусмотрены средства в сумме 26 409,7 млн рублей, в том числе:
19 435,5 млн рублей на спортивные объекты, из них 13 965,3 млн рублей за счет средств федерального бюджета;
3 247,6 млн рублей на объекты здравоохранения, из них 1 443,0 млн рублей за счет средств федерального бюджета;
3 726,6 млн рублей на объекты транспортной инфраструктуры, из них 1 880,3 млн рублей за счет средств федерального бюджета.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить строительство объектов Универсиады и их ввод в эксплуатацию в установленные сроки, позволит провести на них тестовые соревнования в преддверии Универсиады.
Министерством (приказ N 215-о от 27.06.2016) создана проектная группа по обеспечению реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов Универсиады (далее - проектная группа). Проектная группа ежедневно осуществляет мониторинг реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов Универсиады. Также министерство представляет Губернатору Красноярского края ежемесячный отчет о ходе выполнения графика проектирования, реконструкции и капитального ремонта объектов Универсиады.
2.3.4. Реализация мероприятий государственной программы края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан края", утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 514-п (далее - государственная программа).
Подпрограмма "Стимулирование жилищного строительства на территории Красноярского края" на 2014-2018 годы государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации к 2018 году:
удельный вес введенной площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда - 1,95%;
доля муниципальных образований края, на территории которых утверждены схемы территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, - 100%;
доля земельных участков, предоставленных для жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей, обеспеченных коммунальной и транспортной инфраструктурой, - 38%.
Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2014-2018 годы государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации к 2018 году:
доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда нарастающим итогом в 2018 году - 2,8%;
доля аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда - 0,3%.
Подпрограмма "Повышение доступности ипотечного кредитования в Красноярском крае" на 2014-2018 годы государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации к 2018 году:
доля кредитов (займов) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, по которым оказана государственная помощь, от общего количества выданных кредитов (займов) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории края в 2018 году - не менее 29,6%;
доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем, - 45%;
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - 40%;
коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 3 года.
Подпрограмма "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2018 годы государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации к 2018 году:
доля граждан, улучшивших жилищные условия, от общего количества граждан, которым предоставлена государственная поддержка в форме социальных выплат, - 95% ежегодно.
2.3.5. Стимулирование жилищного строительства на территории края.
Предусмотрена реализация следующих мероприятий:
разработка региональных нормативов градостроительного проектирования;
субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на подготовку генеральных планов городских и сельских поселений, на разработку проектов планировки и межевания земельных участков для жилищного строительства, формирование и постановку земельных участков на кадастровый учет;
субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры;
субсидии бюджетам муниципальных образований на погашение кредиторской задолженности по реализации проектов комплексной компактной застройки сельских поселений;
прочие мероприятия, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета;
предоставление бюджетных инвестиций в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов и (или) на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, разработку проектно-сметной и разрешительной документации;
В целях ввода в эксплуатацию до конца 2019 года не менее 25 млн кв. метров жилья экономического класса дополнительно к ранее запланированным в государственной программе "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2018 годы объемам ввода в эксплуатацию жилья в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 в 2014-2017 годах реализуется программа "Жилье для российской семьи" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации N 323 от 15.04.2014 (далее - программа "Жилье для российской семьи").
В соответствии с условиями программы "Жилье для российской семьи" максимальная цена реализации жилых помещений экономического класса не превышает минимальной из величин - 35 тыс. рублей или 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2016 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 29.07.2016" следует читать как "от 29.07.1998"
Установленный министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для края планируемый объем ввода жилья эконом-класса в период до 31.12.2017 составляет 480 тыс. кв. метров, улучшить жилищные условия в рамках программы "Жилье для российской семьи" смогут около 9 тыс. человек.
2.3.6. Внедрение в строительство композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края.
Необходимость увеличения объемов жилищного строительства в крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим, особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
В крае применяются слоистые и волокнистые композиционные материалы, в том числе:
композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций;
строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола;
асфальтобетонные смеси с применением фибры в качестве армирующего заполнителя;
слоистые композитные панели в конструкциях вентилируемого фасада зданий.
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "КраспанИнновации", ООО "Технологъ", ЗАО "ТехПолимер".
Главной целью развития производства композиционных материалов в крае является создание условий наибольшего благоприятствования для широкого применения современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта на территории края.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
создание единой нормативно-технической базы; точечные инвестиции в перспективные НИОКР и поддержка инжиниринговой деятельности;
создание современной системы подготовки кадров - на сегодняшний день в отрасли работает недостаточное количество квалифицированных специалистов, способных ее развивать;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающей снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории края;
повышение эффективности и инновационности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края (в том числе, в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ, региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
В качестве приоритетных сфер применения композиционных материалов могут стать такие сферы как: дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли края в прогнозный период при поддержке министерства планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно. Проведение планируется 24-27 января 2017 года;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно. Проведение планируется 16-19 мая 2017 года.
На площадках выставки крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес - контакты и определяют тенденции предстоящего года.
2.3.7. Развитие кадрового потенциала.
В целях обеспечения строительной отрасли в квалифицированных кадрах в период 2017-2019 годов министерство планирует реализацию следующих мероприятий:
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства выпускников профильных образовательных организаций и прохождения производственных практик учащимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с организациями высшего образования, среднего профессионального образования;
развитие высокотехнологичных учебных центров и ресурсных центров крупных производителей строительных материалов на базе образовательных организаций среднего профессионального образования строительной отрасли;
межведомственное взаимодействие с агентством труда и занятости населения края в рамках "Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства края от 27.12.2013 N 992-р (выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования края);
внедрение принципов дуального образования, представляющего собой систему интегрированной подготовки инженерных кадров, которая представляет собой сочетание теоретического обучения с производственной работой студентов на базовых организациях в соответствии с профилем специальности, направлением подготовки;
выработка мер поддержки студентов, показавших высокие результаты в процессе обучения;
проведение ежегодных ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
Для реализации вышеуказанных мероприятий министерством проводится следующая работа:
министерство совместно с краевым государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Краевой центр подготовки кадров строительства, ЖКХ и энергетики" и Государственной академией повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России организовало повышение квалификации руководящих работников и специалистов строительной отрасли по программам в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г. "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства";
министерство участвует в организации всероссийских строительных конкурсов, что позволяет повысить престиж профессий строительной отрасли;
мероприятия обсуждаются в рамках ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий и общественных советах при министерстве;
осуществляется мониторинг количества организаций в сфере строительства, потребности строительной сферы в кадрах, количества образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов и работников для строительной отрасли, трудоустройства выпускников таких организаций в сфере строительства.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 2 к Программе.
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.