Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., рассмотрев 03 октября 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Оленике П.А., административное дело по жалобе на решение судьи Колпинского районного суда Санкт- Петербурга от 09 августа 2017 года в отношении
ООО "ОМЗ-Спецсталь", ИНН 6673089388, ОГРН 1026605609348, адрес: Санкт-Петербург, г. Колпино, Ижорский завод,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением, вынесенным начальником территориального отдела - главным государственным санитарным врачом по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Санкт-Петербурга "... " О.А. NЮ78-01-06-23/731-17 от 25 мая 2017 г. ООО "ОМЗ-Спецсталь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Вина ООО "ОМЗ-Спецсталь" установлена в том, что в ходе проведения выездной плановой проверки с 11.04.2017 г. по 28.04.2017 г. в отношении ООО "ОМЗ- Спецсталь" (производство стали для слитков и отливок) по адресу: г Санкт-Петербург, г. Колпино, Ижорский заводы, д. б/н, было выявлено, что 28.04.2017 г. в 15-00 юридическое лицо ООО "ОМЗ-Спецсталь" нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно:
- отсутствует перечень и числовые значения контрольных уровней облучения персонала группы А, согласованный в установленном порядке;
- отсутствует инструкция по действиям персонала при радиационных авариях в ООО "ОМЗ-Спецсталь";
-повышение квалификации по радиационной безопасности, работников, персонала группы А, деятельность которых непосредственно связана с источником ионизирующего излучения (генерирующими), проводилось более пяти лет назад, п. 2.5.1. СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", подпункта "е" пункта - 4 Положения утвержденного Постановлением правительства РФ от 02.04.2012 N 278, О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
- не организован производственный радиационный контроль мощности амбиентного эквивалента дозы низкоэнергетического рентгеновского излучения и индивидуальный дозиметрический контроль персонала группы "А", отсутствует действующий договор с аккредитованной в установленном порядке лабораторией, что является нарушением санитарных правил п. 2.4.7, п. 2.5.1, 3.13.9, СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" и п.п. 5.3.2 и 5.3.5, п. 2.11 СанПиН 2.6.1.3289-15 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками, генерирующими рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВ";
- не выполнена корректировка паспорта канцерогенноопасного с периодичностью 1 раз в 5 лет;
- в рамках комплексной плановой проверки лабораторией филиала N 1 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. СПб" проведены лабораторно-инструментальные исследования, согласно экспертному заключению от 28.04.2017 г. N 78.01.01Ф-09-56/408 и протоколу N 78-а/04 от 27.04.2017 г. на рабочем месте выбивальщика, участок выбивки и обрубки литья в цехе N38 - уровни искусственной освещенности при общем освещении составили 45лк, при норме 200лк (разряд зрительных работ Vila), что является нарушением СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение", п.п. 2.1, 2.8. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п.3.6 СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", п. 4.9. МУ 2.2.9.2493-09 "Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных". Таким образом, юридическим лицом ООО ОМЗ-Спецсталь" нарушены положения ст.ст. 11, 25, 27, 39 ч.3 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Решением судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2017 года постановление должностного лица NЮ78-01-06-23/731-17 от 25 мая 2017 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Защитник ООО "ОМЗ-Спецсталь" Улисков А.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит вынесенные постановление и решение отменить.
В обоснование жалобы указал, что решение районного суда является незаконным. При проведении плановой выездной проверки допущены грубые нарушения, поскольку был нарушен срок уведомления проверяемого лица о проведении проверки. При этом, как указывает заявитель, законом не предусмотрено уведомление о проведении проверки путем направления телеграммы. Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении была нарушена ст. 9 Федерального Закона от 26.12.2017 г. N 294.
Законный представитель ООО "ОМЗ-Спецсталь" в Санкт-Петербургский городской суд, не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Улисков А.А. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения жалобы защитника судьей Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ были проверены законность и обоснованность вынесенного по делу постановления по делу об административном правонарушении. Доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ, Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" предусмотрено:
П.2.4.7. Радиационный контроль организаций и территорий предусматривает проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения. Контроль и учет доз облучения персонала и населения должен проводиться с учетом требований Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения (далее - ЕСКИД);
П.2.5.1. Администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать:
получение санитарно-эпидемиологического заключения на выпускаемую продукцию, содержащую источники ионизирующего излучения;
- разработку контрольных уровней воздействия радиационных факторов в организации и санитарно-защитной зоне, а также инструкций по радиационной безопасности и инструкций по действиям персонала при радиационных авариях;
- установление перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б;
- создание условий работы с источниками излучения, соответствующих настоящим Правилам;
- планирование и осуществление мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности в организации;
- систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории организации, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
- контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;
- информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения;
- подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения;
- проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности;
- проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров персонала;
- ежегодное в установленные сроки представление заполненного радиационно-гигиенического паспорта организации;
П.3.13.9. В организациях, проводящих работы с техногенными источниками излучения, должны устанавливаться контрольные уровни.
Перечень и числовые значения контрольных уровней определяются в соответствии с условиями работы и согласовываются с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
- систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории организации, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
- контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;
- информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения;
- подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения;
- проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности;
- проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров персонала;
- ежегодное в установленные сроки представление заполненного радиационно-гигиенического паспорта организации.
СанПиН 2.6.1.3289-15 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками, генерирующими рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВ" предусмотрено:
п.2.11. Администрацией организации обеспечиваются безопасные условия труда работающих, разрабатываются и утверждаются детальные инструкции по радиационной безопасности, регламентирующие порядок проведения работ с установками, содержащими источники НРИ, меры коллективной и индивидуальной защиты, в том числе при проведении котировочных и наладочных работ. При любом изменении условий работы в утвержденные инструкции должны вноситься необходимые изменения.
Администрацией разрабатывается и утверждается инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях и план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии. План в соответствии с пунктом 3.4.14 ОСПОРБ 99/2010 согласовывается с органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
п.5.3.2. Контроль мощности амбиентного эквивалента дозы НРИ на расстоянии 1 м от переносных установок с источниками НРИ - 1 раз в год;
п.5.3.4. Контроль технического состояния и эффективности средств радиационной защиты - 1 раз в два года;
п.5.3.5. Индивидуальный дозиметрический контроль персонала группы "А" - постоянно с регистрацией результатов измерений 1 раз в квартал.
СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" предусмотрено:
п.2.1. При разработке, организации и осуществлении технологических процессов, конструировании производственного оборудования и рабочего инструмента необходимо предусматривать:
- отсутствие или если это невозможно, то установление предельно допустимых концентраций вредных или неприятно пахнущих веществ в воздухе рабочих зон, атмосферном воздухе населенных мест и воде, а также минимальное выделение тепла и влаги в производственные помещения;
- отсутствие или допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений;
- снижение физических нагрузок, напряжения внимания и предупреждение утомления работающих;
п.2.8. Параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, действия ООО "ОМЗ-Спецсталь" верно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ОМЗ-Спецсталь" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении N Ю 78-01-06-814 от 12 мая 2017 года; копией распоряжения N 78-01-06/26-250-17 о проведении внеплановой выездной проверки от 20 марта 2017 года; копией акта проверки N 78-01-06-26/250-17 от 12 мая 2017 года, а также иными материалами дела, исследованными в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО "ОМЗ-Спецсталь" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, судьей районного суда были проверены основания и законность проведения мероприятия по контролю (надзору), нарушений требований которого не установлено. Должностным лицом при вынесении постановления правильно установлена, а судьей оценена правильность установления объективной стороны вмененного ООО "ОМЗ-Спецсталь" административного правонарушения, приведены и рассмотрены положения закона, нарушение которых вменено ООО "ОМЗ-Спецсталь".
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Проанализировав положения нормативных правовых актов, оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья правильно пришел к выводу о доказанности вины ООО "ОМЗ-Спецсталь" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ООО "ОМЗ-Спецсталь" не было своевременно уведомлено о проведении проверки является несостоятельным в силу следующего.
Частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами по делу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
Из материалов дела усматривается, что распоряжение от 20.03.2017 года о проведении плановой выездной проверки вручено представителю заявителя 03.04.2017. Кроме того, 20.03.2017 административным органом в адрес Общества направлена телеграмма о проведении плановой проверки, получение которой заявитель не опровергает, направленная телеграмма вручена представителю Общества 20.03.2017 года. При этом фактическое начало проверки - 11.04.2017, а потому законны и обоснованны выводы судьи районного суда о соблюдении административным органом части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "ОМЗ- Спецсталь " имелась возможность для соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которого ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Административное наказание, назначенное ООО "ОМЗ-Спецсталь" в виде административного штрафа соответствует санкции ст. 6.3 КоАП РФ и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника территориального отдела - главного государственным санитарным врачом по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Санкт-Петербурга "... " О.А. NЮ78-01-06-23/731-17 от 25 мая 2017 г. и решение Колпинского районного суда от 09 августа 2017 года, вынесенные в отношении ООО "ОМЗ-Спецсталь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Улискова А.А. - без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.