Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка муниципальной проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Подпрограмма направлена на решение задачи "Обеспечение доступа населения ЗАТО Железногорск к культурным благам и участию в культурной жизни" Программы.
В условиях перехода к инновационному типу развития эффективность и успешность экономики становится как никогда зависимой от уровня развития человеческого и, особенно, творческого капитала. Творческая деятельность как основа человеческого капитала является наиболее ценным из стратегических ресурсов, соответственно задача создания в ЗАТО Железногорск комфортной и стимулирующей среды, способной сохранять и развивать творческую атмосферу и предоставляющей человеку разнообразные возможности для творческой самореализации, становится приоритетной.
Культура в современном мире все больше выступает в качестве важной составной части жизни человека и одного из основных факторов прогресса, важнейшим условием которого является обеспечение постоянного роста духовного потенциала общества на основе всестороннего и гармоничного развития всех его членов и наиболее полного раскрытия их творческих возможностей. Повышение духовного и культурного уровня всего общества на основе гуманистических ценностей становится возможным, если основными дополняющими друг друга элементами культурной политики, воспринимаемыми во взаимном воздействии их результатов, являются доступ населения к культуре и участие в культурной жизни.
2.1.1. Развитие досуговой деятельности
Досуг на территории ЗАТО Железногорск обеспечивают 3 культурно-досуговых учреждения: МБУК ЦД (с подразделениями в районе Первомайский, пос. Тартат), МБУК ДК (с подразделениями в пос. Додоново, дер. Шивера), а также муниципальное автономное учреждение культуры "Парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова" (далее - МАУК "ПКиО") с комплексом аттракционов, зоосадом, танцевально-концертным залом. В учреждениях проводятся культурно-массовые мероприятия, работают коллективы самодеятельного творчества, клубы по интересам.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности учреждений культуры реализуются посредством вовлечения в творческий процесс значительных групп людей: организаторов культурно-досуговых программ, активистов, членов различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, самих зрителей. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым на окружающую действительность, и становится важным звеном социальной жизни ЗАТО Железногорск.
В соответствии с этим возрастает необходимость улучшения качества предоставляемых населению услуг с учетом увеличения спроса, а также в связи с появлением новых форм культурно-досуговой деятельности.
2.1.2. Поддержка искусства
В условиях возрастающей коммерциализации и глобализации искусства в целом театральное искусство приобретает особую важность в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни жителей ЗАТО Железногорск и качества социокультурной среды. Театральное искусство является важнейшим фактором воздействия на духовное, культурное и интеллектуальное состояние общества, творческие способности его граждан и их морально-этические убеждения. Сохранение лучших традиций и поиск инновационных технологий в области театрального искусства является одним из приоритетных направлений культурной политики ЗАТО Железногорск.
Профессиональное искусство ЗАТО Железногорск представлено двумя профессиональными театрами: МБУК Театр оперетты и МБУК театр кукол "Золотой ключик". Ежегодно учреждения осуществляют не менее 10 новых постановок. Показатель средней заполняемости залов профессиональных театров муниципальной формы собственности составил в 2013 году - 54%.
Немаловажную роль в развитии театрального искусства играют проводимые в ЗАТО Железногорск театральные фестивали, конкурсы. В числе наиболее значимых - Краевой фестиваль самодеятельных коллективов театров кукол и фестиваль детских самодеятельных коллективов театров кукол "Страна чудес", в которых принимают участие коллективы из г. Сосновоборск, г. Назарово, г.Железногорск и других городов Красноярского края.
Созданию условий для художественного совершенствования творческих работников театров ЗАТО Железногорск способствует их участие в творческих мастерских, лабораториях, семинарах, фестивалях и конкурсах, таких как краевой фестиваль "Театральная весна", где в 2013 хрустальной маской был отмечен спектакль театра оперетты и, фестиваль-конкурс театров системы закрытого административного территориального образования "Территория культуры "Росатом", где в 2013 году лучшим театром среди театров кукол ЗАТО признан театр кукол "Золотой ключик".
Приоритетом развития муниципальных театров в ближайшее десятилетие становится повышение доступности театрального искусства для населения ЗАТО Железногорск, совершенствование системы приобщения детей и молодежи к театральному искусству, создание новых постановок, формирование кадрового ресурса, модернизация материально-технической базы, интеграция театров ЗАТО Железногорск в общероссийское театральное пространство.
Одновременно неотъемлемой частью театрального дела является дальнейшее развитие антрепризы, театральных лабораторий, открытых площадок независимых театральных объединений и инициатив.
Созданию условий, обеспечивающих доступ населения к профессиональному искусству, культурным ценностям, способствует участие театров в грантовых программах:
два гранта Министерства культуры Российской федерации в рамках федеральной целевой программы "Культура России", направленных на создание веб-сайта МБУК театра кукол "Золотой ключик" и на подключение к сети Интернет, создание локальной компьютерной сети, оснащение лицензионным программным обеспечением МБУК театр кукол "Золотой ключик (2013);
грант Министерства культуры Красноярского края на реализацию проекта театра кукол "Золотой ключик" "Возвращение к истокам", в рамках которого был поставлен спектакль "Три медведя", основанный на русских народных традициях (2013).
2.2. Сохранение и развитие традиционной народной культуры
Культурное наследие, состоящее из аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению, воплощено как в материальных формах, так и в нематериальных. Базовой основой нематериального культурного наследия является традиционная художественная народная культура, выраженная в языках, различных жанрах творчества, верованиях, костюме, в различных формах фольклорных празднеств и обрядов, знаниях и навыках, связанных с традиционными ремеслами.
Сохранение и развитие нематериального культурного наследия становится более важным также ввиду необходимости преодоления сырьевой стратегии развития ЗАТО Железногорск, перехода к новому инновационному типу экономики и актуализации культурного фактора как ресурса развития, активизации жизнеспособных культурно-исторических традиций, способных дать социальный и экономический эффект.
В сфере культуры, особенно в отдаленной местности (дер. Шивера, пос. Додоново, пос. Новый Путь, пос. Тартат), наиболее массовыми, доступными и востребованными учреждениями остаются учреждения культурно-досугового типа (дворцы и дома культуры, клубы, культурно-досуговые центры и т.д.). Формируя свою деятельность по принципам многофункционального культурного центра, они сохраняют традиционную специфику и виды клубного досуга: коллективное общение, эстетическое воспитание, развитие любительского творчества. Ориентируясь на запросы посетителей, учреждения культурно-досугового типа развивают, в качестве приоритетных, специализированные формы клубного досуга - детского, подросткового, молодежного, семейного, направленного на духовное развитие личности, формированию ценностей, а также национальных культур и социокультурную реабилитацию инвалидов.
На базе учреждений культурно-досугового типа организуются мероприятия, способствующие нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений, профилактике девиантного поведения среди детей и молодежи, что особенно важно, так как в настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, в первую очередь, утратой населением духовно-нравственных ориентиров.
В учреждениях культурно-досугового типа ЗАТО Железногорск работает 101 клубное формирование с общим числом участников 2000 человек. В это число входят коллективы современного танца, эстрадного пения, театрального творчества, различные клубы по интересам. Особое внимание уделяется развитию традиционной народной культуры. На базе городских учреждений культурно-досугового типа работают 5 ансамблей народной песни и 1 хор русской песни.
Основными проблемами в деятельности коллективов самодеятельного художественного творчества является недостаток финансовых средств на пошив новых костюмов, приобретение музыкальных инструментов.
В целом для учреждений культурно-досугового типа ЗАТО Железногорск характерны те же системные проблемы, как и для страны в целом - сохраняющийся дефицит средств для реализации мероприятий по сохранению и популяризации традиционной народной культуры, разрушение материально-технической базы, недостаток в высокопрофессиональных кадрах.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность учреждений культурно-досугового типа, является кадровый ресурс. На сегодняшний день профессиональный уровень специалистов отстает от уровня современных технологий культурно-досуговой деятельности. Происходит отток специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, наблюдается тенденция старения кадров, что подтверждается ростом количества работников старше 50 лет и уменьшением количества работников до 30 лет.
Несмотря на принимаемые меры, состояние материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа продолжает ухудшаться, что значительно сдерживает развитие современных форм просветительно-досуговой деятельности и информационно-образовательных услуг.
Необходимо сосредоточить усилия на обеспечении равного доступа населения к услугам учреждений культурно-досугового типа, расширении спектра предложений, увеличении степени вовлеченности различных социальных групп в деятельность клубных формирований, повышении просветительской роли учреждений культурно-досугового типа, обеспечении учреждений квалифицированными кадрами, улучшении материально-технической базы.
2.3. Поддержка творческих инициатив населения
На современном этапе в условиях формирующегося гражданского общества стимулирование творческих инициатив является одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры. Важная роль в данном процессе принадлежит всем учреждениям культуры ЗАТО Железногорск, одной из главных задач которого является реализация социокультурных проектов.
В 2013 году были реализованы следующие социокультурные проекты:
1. "Возвращение к истокам" - социокультурный проект МБУК театр кукол "Золотой ключик", направленный на обеспечение доступа к театральной услуге предоставляемой театром зрителям дошкольного и школьного возраста, проживающих в поселках и деревнях прилегающих к территории г.Железногорск, а также для детей с ограниченными возможностями, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование у детей представления о русских национальных традициях путем показа специально созданного спектакля и проведения познавательных бесед;
2. "Уроки истории России" - социокультурный проект МБУК ЦД, целью проекта, в ходе реализации которого была создана система мероприятий (с использованием интерактивных технологий и возможностей кино), направленных на воспитание чувства патриотизма, возрождение интереса к изучению истории России.
В целях поддержки творческих инициатив населения муниципальным учреждениям культуры ЗАТО Железногорск на реализацию социокультурных проектов ежегодно предоставляются субсидии, в 2013 году сумма субсидий составила 584,3 тыс. рублей (краевой и местный бюджеты).
Несмотря на это, процент реализованных социокультурных проектов остается достаточно низким. В 2013 году из 5 поданных заявок в Министерством культуры Красноярского края одобрено было 2, что составило лишь 40% от общего числа разработанных проектов.
2.4. Организация и проведение общероссийских и
общегородских праздников, культурных событий
Ежегодно в ЗАТО Железногорск проводится ряд крупных культурных массовых мероприятий, позволяющих вовлечь в культурную жизнь различные группы населения, в том числе мероприятия, связанные с празднованием календарных праздников и памятных дат.
Формированию уникального образа культуры ЗАТО Железногорск, обеспечению самобытности развития способствует реализация культурных общегородских мероприятий, актуализирующих историческую и современную действительность ЗАТО Железногорск, в том числе празднование дня основания города, чествование Первопроходцев, Прием Главы ЗАТО г.Железногорск почетных граждан ЗАТО Железногорск, торжественный митинг в п. Додоново на месте высадки первого строительного десанта, торжественный митинг у памятника Строителям ГХК и другие.
Созданию условий, обеспечивающих доступ населения ЗАТО Железногорск к профессиональному искусству, мировым культурным ценностям способствует привлечение в город видных деятелей культуры и искусства, коллективов, экспертов. В 2014 году такого рода событиями стали: спектакли артистов Музыкального театра г. Красноярска, драматических театров г. Красноярска и г. Абакана, концерты звезд российской эстрады, XVI Краевой фестиваль казачьей песни и другие.
В целях наиболее полной интеграции ЗАТО Железногорск в краевой и общероссийский культурно-информационный процесс необходимо продолжить реализацию культурных проектов на территории ЗАТО Железногорск, активизировать продвижение культуры ЗАТО Железногорск за его пределами, прежде всего, в форме гастролей, участия в конкурсах, выставках и фестивалях, использование современных информационных технологий для формирования образа ЗАТО Железногорск как культурного центра Красноярского края.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки
выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
С учетом целевых установок и приоритетов государственной культурной политики, Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п, целью подпрограммы определено обеспечение доступа населения ЗАТО Железногорск к культурным благам и участию в культурной жизни.
Достижение данной цели потребует решения следующих задач:
развитие досуговой деятельности;
поддержка искусства;
сохранение и развитие традиционной народной культуры;
поддержка творческих инициатив населения и организаций культуры;
организация и проведение общероссийских и общегородских праздников, культурных событий.
Сроки исполнения подпрограммы: 2015 - 2017 годы.
Подпрограмма не предусматривает отдельные этапы реализации.
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется на основе использования показателей, сформированных с учетом специфики деятельности театров, учреждений культурно-досугового типа, показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры ЗАТО Железногорск", утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск 12.07.2013 N 1112. Целевыми индикаторами реализации подпрограммы являются:
количество зрителей муниципальных театров на 1 тыс. человек населения;
количество посетителей муниципальных учреждений культурно-досугового типа на 1 тыс. человек населения;
число клубных формирований на 1 тыс. человек населения;
число участников клубных формирований на 1 тыс. человек населения;
число участников клубных формирований для детей в возрасте до 14 лет включительно;
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий;
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий.
Целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Главным распорядителем бюджетных средств и уполномоченным лицом, осуществляющим перечисление субсидий на выполнение муниципального задания, на иные цели и консолидацию бухгалтерской отчетности является:
по пунктам 1.1 - 1.4, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2) - МКУ "Управление культуры".
Главным распорядителем бюджетных средств является:
по пунктам 5.2 - 5.3 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2) -Администрация ЗАТО г.Железногорск.
2.3.2. Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется путем предоставления бюджетных ассигнований МКУ "Управление культуры" и субсидий по соглашениям, заключенным между Администрацией ЗАТО г.Железногорск и муниципальными бюджетными учреждениями культуры, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а именно:
1) по пункту 1.1 (Приложение N 2):
МБУК ДК;
МБУК ЦД;
МБУК Дом культуры "Старт";
МАУК "ПКиО";
2) по пункту 1.2 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2):
МБУК ДК;
МБУК ЦД;
МБУК Дом культуры "Старт";
МБУК Театр оперетты;
3) по пункту 1.3 - 1.4 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2): МАУК "ПКиО";
4) по пункту 2.1 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2):
МБУК Театр оперетты;
МБУК театр кукол "Золотой ключик";
5) по пункту 3.1 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2):
МБУК ДК;
МБУК ЦД;
МБУК Дом культуры "Старт".
Расходы на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания определяются на основании постановления Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 14.11.2011 N 1810 "Об утверждении Порядка и условий формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания", постановления Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 07.02.2012 N 215 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальными бюджетными учреждениями культуры, муниципальными бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования детей в области культуры и муниципальным автономным учреждением культуры муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества".
2.3.3. По пункту 4.1 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2) выделение средств местного бюджета предусматривается на резерв средств на софинансирование мероприятий по краевым программам (в рамках объявляемых в 2015 году краевых конкурсов).
2.3.4. По пункту 5.1 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2) выделение средств местного бюджета предусматривается на организацию и проведение городских праздничных мероприятий, фестивалей-конкурсов, мероприятий к памятным датам, Всероссийских праздников, празднования дня основания города, путем выделения субсидий на цели, не связанные с выполнением муниципального задания.
2.3.5. По пункту 5.2 мероприятий подпрограммы (Приложение N 2) предусматривается выделение средств местного бюджета на финансовое обеспечение закупки товаров, работ и услуг по обеспечению проведения городских праздников (УГХ Администрации ЗАТО г.Железногорск).
2.3.6. По пункту 5.3. мероприятий подпрограммы (Приложение N 2) предусматривается выделение средств местного бюджета на финансовое обеспечение закупки товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта МБУК ДК "Старт" (Администрация ЗАТО г.Железногорск).
Закупка товаров, работ и услуг для муниципальных нужд осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Управление подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
2.4.1. Текущее управление и контроль за реализацией подпрограммы осуществляет главный специалист по культуре и молодежной политике Администрации ЗАТО г.Железногорск.
2.4.2. Главный специалист по культуре и молодежной политике Администрации ЗАТО г.Железногорск осуществляет:
1) координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации;
2) непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы.
2.4.3. Главный распорядитель бюджетных средств ежеквартально не позднее 10 числа второго месяца, следующего за отчетным и по итогам финансового года до 20 января года, следующего за отчетным направляет главному специалисту по культуре и молодежной политике Администрации ЗАТО г.Железногорск информацию об исполнении мероприятий подпрограммы и отчет об использовании финансовых средств.
2.4.4. Главный специалист по культуре и молодежной политике Администрации ЗАТО г.Железногорск формирует отчеты о реализации подпрограммы и направляет их в Финансовое управление и в Управление экономики и планирования Администрации ЗАТО г.Железногорск.
2.4.5. Обеспечение целевого расходования бюджетных средств, контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы и за достижением конечных результатов осуществляется главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными учреждениями.
2.4.6. Главный специалист по культуре и молодежной политике Администрации ЗАТО г.Железногорск вправе запрашивать у главного распорядителя бюджетных средств необходимые документы и информацию, связанную с реализацией мероприятий подпрограммы, для рассмотрения и подготовки сводной информации.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Экономическая эффективность и результативность реализации подпрограммы зависят от степени достижения ожидаемого конечного результата.
Ожидаемые результаты:
количество проведенных общегородских и массовых мероприятий составит всего не менее 237 единиц, в том числе по годам: в 2015 году - не менее 79 единиц, в 2016 году - не менее 79 единиц, в 2017 году - не менее 79 единиц;
количество посетителей, частично оплачивающих услугу, на мероприятиях исполнительского характера составит не менее 39,15 тыс. человек, в том числе по годам: в 2015 году - не менее 13,05 тыс. человек, в 2016 году - не менее 13,05 тыс. человек, в 2017 году - не менее 13,05 тыс. человек;
количество посетителей МАУК "ПКиО" составит всего 416,7 тыс. человек, в том числе по годам: в 2015 году - не менее 138,9 тыс. человек, в 2016 году - не менее 138,9 тыс. человек, в 2017 году - не менее 138,9 тыс. человек;
количество посетителей МАУК "ПКиО" - подразделение зоосад составит всего не менее 76,8 тыс. человек, в том числе по годам: в 2015 году - 25,6 тыс. человек, в 2016 году - 25,6 тыс. человек, в 2017 году - 25,6 тыс. человек;
количество зрителей муниципальных театров составит всего 177, 6 тыс. человек, в том числе по годам: в 2015 году - не менее 59,2 тыс. человек, в 2016 году - не менее 59,2 тыс. человек, в 2017 году - 59,2 тыс. человек;
количество клубных формирований к 2017 году составит 109 единиц;
по линии УГХ будет обеспечено проведение не менее 36 мероприятий.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
повышению качества и доступности услуг муниципальных театров;
сохранению традиционной народной культуры, развитию коллективов самодеятельного художественного творчества;
повышению качества и доступности культурно-досуговых услуг;
росту вовлеченности всех групп населения в активную творческую деятельность;
увеличению поддержки творческих инициатив населения и организаций культуры;
повышению уровня проведения культурных мероприятий;
развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием
источников финансирования
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств местного, федерального, краевого бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 554 879 064,0 рублей, из них по годам:
2015 год - 201 959 688,0 руб., в том числе
201 959 688,0 руб. за счет средств местного бюджета;
0,0 руб. за счет средств федерального бюджета;
0,0 руб. за счет средств краевого бюджета;
0,0 руб. за счет средств внебюджетных источников;
2016 год - 176 959 688,0 руб., в том числе
176 959 688,0 руб. за счет средств местного бюджета;
0,0 руб. за счет средств федерального бюджета;
0,0 руб. за счет средств краевого бюджета;
0,0 руб. за счет средств внебюджетных источников;
2017 год - 175 959 688,0 руб., в том числе
175 959 688,0 руб. за счет средств местного бюджета;
0,0 руб. за счет средств федерального бюджета;
0,0 руб. за счет средств краевого бюджета;
0,0 руб. за счет средств внебюджетных источников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.