Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1.. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы 1
В Красноярском крае создана развитая система образования и науки, крупный корпоративный сектор исследований и разработок. Действует Красноярский научный центр Сибирское отделение Российской академии наук, отраслевые научно-исследовательские институты, 10 федеральных государственных высших учебных заведений и сеть филиалов отраслевых научно-исследовательских институтов и учреждений высшего профессионального образования.
Крупнейшим центром образования и стратегическим преимуществом Красноярского края стал Сибирский федеральный университет, который в перспективе может стать также центром науки и инноваций. По общему числу студентов вузов - 111,9 тыс. человек в 2011 г. - Красноярский край вошел в первую двадцатку среди субъектов РФ.
В данной сфере действует Закон Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6629 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае", регулирующий вопросы, связанные с оказанием государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории края.
Указом Губернатора края от 24.11.2011 N 218-уг утверждена Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край - 2020", которая определяет цели, задачи и направления развития инновационной деятельности в Красноярском крае.
Указом Губернатора Красноярского края от 02.12.2010 N 219-уг создан Совет по инновационному развитию Красноярского края при Губернаторе Красноярского края, в задачи которого входит: подготовка предложений по вопросам координации деятельности органов исполнительной власти Красноярского края в области развития инновационной деятельности на территории Красноярского края, подготовка предложений по вопросам организации взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области развития научно-технического комплекса, модернизации, технологического и инновационного развития экономики Красноярского края, подготовка предложений по определению приоритетов развития научно-технического комплекса, модернизации, технологического и инновационного развития экономики Красноярского края, подготовка предложений по определению приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях развития научно-технического комплекса, модернизации, технологического и инновационного развития Красноярского края.
В 2011 году в систему органов исполнительной власти края включено министерство инвестиций и инноваций края, координирующее работу всех элементов инновационной системы края.
На территории края активно развивается финансовая инфраструктура поддержки инноваций (создано краевое государственное автономное учреждение "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности", реализуется программа предоставления льготных займов для инновационных компаний на базе открытого акционерного общества "Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса"). Кроме того, формируется ряд объектов физической инновационной инфраструктуры, объединенных в единую логическую цепочку: создано краевое государственное автономное учреждение "Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор", проектируется Красноярский Технопарк, ведется строительство промышленного парка в закрытом административно-территориальном образовании г.Железногорск (далее - ЗАТО г.Железногорск).
По числу организаций, выполнявших научные исследования и разработки, Красноярский край занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе и 16-е место в России. В 2012 году в крае действовало 52 организации, выполняющие исследования и разработки, внутренние затраты на исследования и разработки составили 11,1 млрд руб.
По доле инновационно активных предприятий Красноярский край занимает 5-е место в Сибирском федеральном округе и 35-е в России.
По затратам на технологические инновации (25 млрд руб.) край занимает лидирующее место в Сибирском федеральном округе и 10-е место в России. В 2012 году число организаций, осуществляющих технологические (продуктовые, процессные) инновации, составило в крае 98 ед.
По числу созданных (разработанных) передовых производственных технологий Красноярский край занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе и 10-е место в Российской Федерации.
Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг по итогам 2012 года составил 35,8 млрд рублей. В то же время инновационный сектор в настоящее время не играет значительной роли в региональной экономике: предприятия Красноярского края выпускают в основном традиционную продукцию. Доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 3,4% по отношению к общему выпуску продукции, что ниже средних показателей по Сибири и ряда инновационно активных регионов Российской Федерации.
В целом инновационное развитие Красноярского края находится на среднем для Российской Федерации уровне, который, однако, достаточно низок по сравнению с уровнем развитых стран.
В то же время накопленный социальный, научно-образовательный и инновационный потенциал, ресурсы системы регионального управления, перспективы реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории края, развитие межрегиональных и международных партнерских связей позволяют осуществить преобразования, направленные на активизацию в Красноярском крае инновационных процессов.
Однако существует ряд экономико-правовых проблем формирования эффективной инновационной системы на краевом уровне:
незавершенность этапа становления механизмов взаимодействия органов государственной власти Красноярского края с субъектами инновационной деятельности;
недостаточное количество мер и небольшие объемы государственной поддержки инновационной деятельности в Красноярском крае;
отсутствие инфраструктуры, способной обеспечить инновационные компании, реализующие инвестиционные проекты в сфере инноваций, комплексом помещений, включающим специализированное оборудование и технику;
низкая степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы, которые создавали бы основу для развития импортозамещения;
отсутствие системы эффективной внутрикраевой кооперации, обеспечивающей переориентацию экономики на замкнутый цикл производства с применением высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных разработок.
Разработка подпрограммы 1 обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие инновационной деятельности в Красноярском крае.
Оказание государственной поддержки в сфере инновационной деятельности, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля позволит не только достичь целевых показателей, но создаст предпосылки для дальнейшего, более динамичного развития инновационного сектора экономики.
В результате реализации мероприятий подпрограммы будет получен промежуточный и конечный социально-экономический эффект.
Промежуточный социально-экономический результат реализации мероприятий подпрограммы заключается в:
вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы, которые создавали бы основу для развития импортозамещения;
формировании положительного общественного мнения о проводимых преобразованиях, повышении статуса органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края, повышении эффективности их деятельности и повышении качества государственных услуг;
росте инвестиционной привлекательности территорий Красноярского края.
Конечный социально-экономический результат реализации мероприятий подпрограммы заключается в:
создании инфраструктуры, способной обеспечить инновационные компании, реализующие инвестиционные проекты в сфере инноваций, комплексом помещений, включающим специализированное оборудование и технику;
переориентации экономики на замкнутый цикл производства с применением высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных разработок.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы 1, целевые индикаторы
Целью подпрограммы 1 является создание благоприятных условий для роста инновационного потенциала в Красноярском крае.
Подпрограммой 1 предполагается применение мер, направленных на формирование благоприятной для роста инновационной активности среды, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
В результате реализации мероприятий подпрограммы 1 в 2017 году по сравнению с 2012 годом прогнозируется:
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП с 6,7 до 8,0 процента;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка за период реализации подпрограммы 1, - 380 единиц;
количество созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации подпрограммы 1 - 820 единиц;
привлечено внебюджетных инвестиций в проекты субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, которым оказана поддержка, - более 980 млн рублей;
увеличение объема инновационных товаров, работ, услуг СМП, получивших поддержку, с 1,9 до 3,3 млрд рублей;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус "резидент" и (или) "дистанционный резидент" КГАУ "КРИТБИ" на конец года - 90 единиц.
Сроки выполнения подпрограммы 1 - 2014-2017 годы.
Функции исполнителя программы, в том числе в области реализации ее мероприятий, приведены в пункте 2.4 подпрограммы 1.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении N 1 к подпрограмме 1.
2.3. Механизм реализации подпрограммы 1
2.3.1. Финансирование мероприятий подпрограммы 1 осуществляется в следующих формах:
2.3.1.1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства;
2.3.1.2. Субсидии юридическим лицам;
2.3.1.3. Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания;
2.3.1.4. Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам.
2.3.2. Средства на финансирование мероприятий подпрограммы 1 направляются из краевого и федерального бюджетов.
Финансовая поддержка предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2.3.3. Механизмы поддержки и развития инновационной деятельности в крае в рамках подпрограммы 1:
2.3.3.1. Субсидии на обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера инновационных технологий ЗАТО г.Железногорск.
Предоставление субсидий на обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера инновационных технологий ЗАТО г.Железногорск, осуществляется в порядке и на условиях согласно приложению N 3 к подпрограмме 1.
2.3.3.2. Создание и (или) обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства.
а) Субсидии организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства, одним из учредителей (участников, акционеров) которых является Красноярский край, на создание и (или) обеспечение деятельности инжинирингового центра для субъектов предпринимательства, в том числе организаций - участников кластера инновационных технологий ЗАТО г.Железногорск.
Предоставление субсидии организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства, одним из учредителей (участников, акционеров) которых является Красноярский край, на создание и (или) обеспечение деятельности инжинирингового центра для субъектов предпринимательства, в том числе организаций - участников кластера инновационных технологий ЗАТО г.Железногорск, осуществляется в порядке и на условиях согласно приложению N 4.1 к подпрограмме 1.
б) Создание и (или) обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга "Космические системы и технологии".
Финансирование расходов, связанных с реализацией предусмотренного пунктом 1.3.2 перечня мероприятий подпрограммы 1, осуществляется путем предоставления субсидии по соглашению, заключенному между Министерством и КГАУ "КРИТБИ", предусматривающему порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
в) Приобретение оборудования и программного обеспечения для создания региональных центров инжиниринга для субъектов малого и (или) среднего предпринимательства.
Государственным заказчиком и получателем бюджетных средств на реализацию данного мероприятия является Министерство.
Поставщики товаров по мероприятию определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приобретенное оборудование и программное обеспечение оформляется в краевую собственность и передается в оперативное управление КГАУ "КРИТБИ".
2.3.3.3. Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений, включая развитие процессов бизнес-инкубирования.
Финансирование расходов, связанных с развитием и обеспечением деятельности КГАУ "КРИТБИ", осуществляется путем предоставления субсидии по соглашению, заключенному между Министерством и КГАУ "КРИТБИ", предусматривающему порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Финансирование расходов, связанных с развитием и обеспечением деятельности краевого государственного автономного учреждения "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности" осуществляется путем предоставления субсидии по соглашению, заключенному между Министерством и КГАУ "Краевой фонд науки", предусматривающему порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
2.3.3.4. Строительство объектов промышленного парка на территории г.Железногорска.
Государственным заказчиком и получателем бюджетных средств на реализацию данного мероприятия является КГКУ "УКС".
Для перечисления аванса в размере 20% от суммы государственного контракта (договора), но не более 20% от годового объема финансирования мероприятия программы, по заключенным государственным контрактам КГКУ "УКС" представляет в министерство строительства и архитектуры Красноярского края следующие документы:
копии государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг, поставку товаров);
копии свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
копию положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию, полученного в установленном порядке в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (при строительных работах);
копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости (при строительных работах);
копию сметной части утвержденной проектной документации (при строительных работах);
копию разрешения на строительство в случаях, предусмотренных действующим законодательством (при строительных работах);
реестр на оплату по форме, утвержденной министерством строительства и архитектуры Красноярского края.
Дальнейшее перечисление средств краевого бюджета осуществляется по факту выполненных объемов работ, превышающих сумму аванса, для чего КГКУ "УКС" представляет в министерство строительства и архитектуры Красноярского края следующие документы:
реестр на оплату по форме, утвержденной министерством строительства и архитектуры Красноярского края;
копии актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) для строительно-монтажных работ, акт выполненных работ (оказанных услуг) - для иных работ (услуг), акты приемки-сдачи, накладные, счета-фактуры - для поставки товаров.
Копии документов представляются надлежащим образом заверенными руководителем КГКУ "УКС" или уполномоченным им лицом.
Ответственность за недостоверность сведений, представляемых главному распорядителю, возлагается на КГКУ "УКС".
Министерство строительства и архитектуры Красноярского края в течение 10 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в настоящем подразделе, осуществляет проверку полноты и достоверности представленных документов.
В случае представления КГКУ "УКС" всех предусмотренных настоящим пунктом документов министерство строительства и архитектуры Красноярского края в течение 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения документов направляет в казначейство Красноярского края письмо о согласовании расходования средств краевого бюджета.
В случае непредставления или представления в неполном объеме документов, предусмотренных настоящим пунктом, министерство строительства и архитектуры Красноярского края в течение 3 рабочих дней со дня окончания их рассмотрения направляет КГКУ "УКС" замечания для их устранения.
До устранения КГКУ "УКС" замечаний министерства строительства и архитектуры Красноярского края расходование средств краевого бюджета не производится.
После устранения КГКУ "УКС" замечаний министерство строительства и архитектуры Красноярского края в течение 3 рабочих дней направляет в казначейство Красноярского края письмо о согласовании расходования средств краевого бюджета.
Исполнители работ (услуг) определяются КГКУ "УКС" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Финансирование данного мероприятия осуществляется в рамках бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, включенных в перечень строек и объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета.
2.3.3.5. Субсидии на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на обеспечение деятельности в научно-технической сфере субъектов малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи.
Предоставление субсидии на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на обеспечение деятельности в научно-технической сфере субъектов малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи, осуществляется в порядке и на условиях согласно приложению N 5 к подпрограмме 1.
2.3.3.6. Поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств федерального бюджета.
Финансирование расходов осуществляется путем предоставления субсидии по соглашению, заключенному между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в виде софинансирования мероприятий, указанных в приложении N 4 к подпрограмме 1. После поступления в краевой бюджет средства расходуются на реализацию соответствующих мероприятий в порядке, установленном пунктами 2.3.3.2, 2.3.3.3, 2.3.3.5 настоящего раздела.
2.4. Управление подпрограммой 1 и контроль
за ходом ее выполнения
Организацию управления подпрограммой осуществляет Министерство.
Функции Министерства по управлению подпрограммой 1:
конкурсный отбор исполнителей мероприятий подпрограммы 1, курируемых Министерством;
координация исполнения мероприятий подпрограммы 1, мониторинг их реализации;
текущий контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы;
подготовка отчетов о реализации подпрограммы 1.
Министерство для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации подпрограммы организует ведение и представление ежеквартальной отчетности (за первый, второй и третий кварталы).
Отчеты о реализации подпрограммы представляются Министерством одновременно в министерство экономики и регионального развития Красноярского края и министерство финансов Красноярского края ежеквартально не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
Годовой отчет о ходе реализации подпрограммы формируется Министерством и представляется в министерство экономики и регионального развития Красноярского края до 1 марта года, следующего за отчетным.
Финансовый контроль за соблюдением условий, целей и порядка представления средств краевого бюджета их получателями осуществляется Министерством, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета осуществляется Счетной палатой Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
Министерством строительства и архитектуры Красноярского края осуществляется:
проверка комплектности документов, предоставляемых КГКУ "УКС" для перечисления бюджетных средств;
координация исполнения подпрограммных мероприятий, мониторинг их реализации;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятия "Строительство объектов промышленного парка на территории г.Железногорска" подпрограммы 1;
подготовка отчетов о реализации мероприятия "Строительство объектов промышленного парка на территории г.Железногорска" подпрограммы 1 и направление их в Министерство.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий подпрограммы позволит решить ряд задач, в частности:
увеличить количество предприятий, разрабатывающих и производящих инновационную продукцию;
увеличить количество занятых в инновационной сфере;
увеличить долю инновационных компаний в валовом региональном продукте.
Интегральный эффект от реализации подпрограммы заключается в создании благоприятных условий для роста инновационного потенциала в Красноярском крае
2.6. Мероприятия подпрограммы 1
Перечень подпрограммных мероприятий представлен в приложении N 2 подпрограмме 1.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Мероприятия подпрограммы 1 предусматривают их реализацию за счет средств краевого и федерального бюджетов.
Объем расходов из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы на 2014-2017 годы составляет 345 381,7 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 345 381,7 тыс. рублей.
Объем расходов из средств краевого бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы на 2014-2017 годы составляет 1 116 351,5 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе:
в 2014 году - 583 101,4 тыс. рублей;
в 2015 году - 224 416,7 тыс. рублей;
в 2016 году - 154 416,7 тыс. рублей;
в 2017 году - 154 416,7 тыс. рублей.
Реализация мероприятий подпрограммы 1 и достижение ее конечных результатов осуществляется Министерством и министерством строительства и архитектуры Красноярского края, а также исполнителями работ (услуг), определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объем расходов в 2014 году за счет средств федерального бюджета, привлекаемых на софинансирование программных мероприятий в соответствии с заключенными соглашениями между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Красноярского края, и ожидаемые результаты от освоения федеральных средств приведены в приложении N 4 к подпрограмме 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.