Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего И.И. Гилазова,
членов президиума М.В. Беляева, А.Ф. Галиакберова, Р.Ф. Гафарова, М.М. Хайруллина, И.С. Галимуллина, А.Ю. Герасимова, Д.Н. Горшунова, Р.Э. Курмашевой, Л.В. Романова,
с участием заместителя прокурора Республики Татарстан Ю.И. Наумовой,
при секретаре судебного заседания А.Р. Сафиной
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ООО "Благоустройство и Озеленение" А.Ф. Рашитова на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июля 2017 г, поступившей 27 сентября 2017 г, по делу по иску Татарского природоохранного межрайонного прокурора (далее - прокурор) к ООО "Благоустройство и Озеленение" о приостановлении деятельности по размещению (захоронению) опасных отходов, истребованному 9 октября 2017 г. и поступившему в Верховный Суд Республики Татарстан 3 ноября 2017 г, переданному для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан О.В. Вишневской от 22 декабря 2017 г.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан О.В. Вишневской, выслушав объяснения представителей третьих лиц от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.А. Долгова и А.Е. Никулина, от Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан А.Б. Осипова, возражавших удовлетворению кассационной жалобы, позицию прокурора Ю.И. Наумовой, полагавшей жалобу подлежащей отклонению, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений, президиум
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с иском к ООО "Благоустройство и Озеленение" о приостановлении деятельности по размещению (захоронению) опасных отходов.
В обоснование указано, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт осуществления ООО "Благоустройство и Озеленение" хозяйственной деятельности по размещению твердых бытовых отходов I - IV класса опасности на полигоне, расположенном в 12-ти километрах юго-восточнее от Лениногорска без соответствующей лицензии. Отсутствие лицензии не позволяет оценить возможные воздействия данной деятельности на окружающую среду и обеспечить надлежащее выполнение указанных работ, проконтролировать строгое выполнение требований и условий обеспечения охраны окружающей среды, вследствие чего создается реальная угроза здоровью населения и окружающей среде. Выступая в защиту неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересов государства, прокурор просил суд приостановить деятельность общества в части размещения (захоронения) опасных отходов до получения лицензии на деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 5 мая 2017 г. в иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июля 2017 г. иск прокурора удовлетворен: деятельность общества приостановлена в части размещения (захоронения) опасных отходов до получения лицензии на деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности.
В кассационной жалобе представитель ответчика ООО "Благоустройство и Озеленение" ставит вопрос об отмене апелляционного определения как принятого с нарушением норм материального права.
Татарский природоохранный межрайонный прокурор и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили и не сообщили о причинах неявки, в связи с чем на основании статьи 385 ГПК Российской Федерации президиум находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК Российской Федерации).
Такие нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции при разрешении данного спора.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10 сентября 2010 г. ООО "Благоустройство и Озеленение" получена лицензия N ОП-43-004342(16) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности в соответствии с приложением, включающим перечень опасных отходов и виды работ в составе перечисленных в лицензии видов деятельности. Лицензия предоставлена на срок до 10 сентября 2015 г.
Отказывая в иске, руководствуясь частью 3 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), суд первой инстанции исходил из того, что срок действия лицензии, предоставленной ответчику 10 сентября 2010 г. на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV класса опасности на день вступления в силу этого Федерального закона (по истечении 180 дней после дня официального опубликования - 6 мая 2011 г.) не истек, вследствие чего лицензия на этот вид деятельности действует бессрочно.
Отменяя указанное решение и принимая новое решение об удовлетворении требований прокурора, суд апелляционной инстанции сравнил содержание лицензии от 10 сентября 2010 г. с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ (в редакциях от 4 мая 2011 г. и 29 декабря 2014 г.) и пришел к выводу, что наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию изменено, а потому в силу части 4 статьи 22 Федерального закона N 99 - ФЗ выданная ранее ответчику лицензия не имеет бессрочного характера и подлежала переоформлению. При этом, судебная коллегия посчитала, что вид деятельности является собирательным понятием, включающим разновидности хозяйственной деятельности с оборотом отходов и поскольку их количественный состав претерпел изменение, соответственно, изменилось и наименование лицензируемого вида деятельности.
Президиум считает, что такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении законодательства, регулирующего деятельность в области обращения с опасными отходами производства и потребления, на осуществление отдельных видов которой требуются лицензии.
Так, на момент выдачи обществу лицензии 10 сентября 2010 г. действовал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309 - ФЗ, относивший к лицензируемому виду деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт 74 пункта 1 статьи 17).
Этот закон утратил силу с принятием Федерального закона N 99-ФЗ, включившего в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12). Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в данный пункт внесены изменения, в качестве лицензируемой деятельности оставлена деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В статье 22 Федерального закона N 99 - ФЗ получили закрепление положения о действии во времени ранее выданных лицензий, в соответствии с которыми лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22).
Лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно (часть 3 статьи 22 в редакции Федерального закона от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ).
Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно (часть 4 статьи 22).
Впоследствии правовое регулирование хозяйственной деятельности с отходами производства и потребления вновь претерпело изменение с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458), в редакции которого пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ к лицензируемой отнесена деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 2 статьи 16), а также введено ограничение срока действия ранее выданных лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (статья 23).
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона N 458 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г, сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Поскольку лицензируемые виды деятельности (обезвреживание и размещение отходов) законодатель дополнил еще четырьмя видами, в связи с чем частью 3.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ, введенной Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404 - ФЗ), предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 г. После 1 июля 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Из системного анализа приведенных положений в динамике развития законодательства следует, что каждая разновидность деятельности с отходами, перечисленная в пункте 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, является самостоятельным лицензируемым видом деятельности и наименование такого вида деятельности, как "обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности", по сравнению с более ранним правовым регулированием осталось неизменным, в связи с чем лицензия, полученная на данный вид деятельности на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128 - ФЗ, срок которой не истек к моменту вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, сохраняет свое действие до 1 января 2019 г.
С учетом изложенного президиум находит, что суждение апелляционной инстанции об изменении наименования вида лицензируемой деятельности и необходимости переоформления ответчиком имеющейся лицензии на обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, основанное на количественном изменении разновидностей лицензируемой хозяйственной деятельности с обращением отходов, является ошибочным.
При таком положении, в целях исправления судебной ошибки, допущенной судом апелляционной инстанции и повлиявшей на исход дела, президиум признает апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 ГПК Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июля 2017 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Председательствующий И.И. Гилазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.