Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 июля 2014 г. N 335-П в подраздел 2.1 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Транспортный комплекс в совокупности с географическим положением Красноярского края является конкурентным преимуществом по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, которое должно быть сохранено, развито и максимально эффективно использовано.
Железнодорожный транспорт Красноярского края представлен Красноярской железной дорогой и ОАО "Краспригород".
Красноярская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" осуществляет предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина дороги составляет 3157,9 км. Коммерческая и грузовая работа осуществляется на 22 грузовых, 14 участковых, одной сортировочной и 138 промежуточных станциях. Для пассажирских операций открыто 112 станций, в том числе 17 вокзалов. Предприятие осуществляет строительство вторых путей на участке Междуреченск-Тайшет в целях повышения пропускной способности участка для организации вывоза грузов с планируемой железнодорожной линии Кызыл-Курагино, а также реконструкцию существующего железнодорожного участка Решоты-Карабула для обеспечения перевозок грузов строящейся железнодорожной линии Карабула-Ярки.
ОАО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Перевозка осуществляется по 33 маршрутам 25 поездами. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-дачный) период. Предприятие реализует мероприятия по открытию новых маршрутов движения в восточном направлении (Иланская-Решоты, Иланская-Юрты), при этом маршрут Иланская-Юрты открыт в рамках развития межрегиональных связей.
Внутренний водный транспорт представлен ОАО "Енисейское речное пароходство" и ОАО "ПассажирРечТранс".
ОАО "Енисейское речное пароходство" осуществляет перевозку грузов. Флот ОАО "Енисейское речное пароходство" составляет более 650 судов общей грузоподъемностью 680 тыс. тонн. В настоящее время предприятие реализует инвестиционную программу по обновлению флота до 2015 года.
ОАО "ПассажирРечТранс" осуществляет перевозку пассажиров. Перевозка осуществляется по 1 пригородному маршруту, 4 межмуниципальным и 11 муниципальным маршрутам (с учетом паромных переправ) 17 единицами подвижного состава. Общая протяженность водных путей пассажирского сообщения составляет 1989 км. Предприятие планирует проектирование и строительство пассажирских высокоскоростных судов в целях обновления подвижного состава.
Автомобильный транспорт представлен сетью автотранспортных предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, индивидуальные предприниматели). Всего в крае действует более 1000 автотранспортных предприятий, специализирующихся на различных видах перевозок.
Пассажирские перевозки в муниципальных районах края осуществляются преимущественно предприятиями государственной и муниципальной форм собственности.
Также в городах Красноярск и Ачинск функционируют предприятия городского электрического транспорта муниципальной формы собственности.
Всего в Красноярском крае функционирует 143 пригородных и межмуниципальных маршрутов.
Основной объем перевозок пассажиров в крае обеспечивается городским пассажирским транспортом города Красноярска.
Воздушный транспорт представлен ГП КК "КрасАвиа" и ООО "Аэропорт Емельяново".
ГП КК "КрасАвиа" осуществляет летную деятельность, аэропортовое и техническое обслуживание воздушных судов в аэропортах:
Эвенкийского муниципального района - "Тура", "Байкит", "Ванавара";
Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - "Хатанга", "Диксон";
Енисейского муниципального района - "Енисейск".
Основным аэропортом базирования является аэропорт "Красноярск" (Емельяново).
ГП КК "КрасАвиа" выполняет авиационные работы и осуществляет перевозки пассажиров воздушным транспортом по социально значимым маршрутам в труднодоступные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Красноярского края, что позволяет обеспечить транспортную доступность населения в краевой центр из Эвенкийского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов.
Основной особенностью производственной деятельности ГП КК "КрасАвиа" является выполнение значительного объема социально значимых авиационных пассажирских перевозок и авиационных работ в труднодоступных и удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
ООО "Аэропорт Емельяново" - аэропорт Красноярск (Емельяново) находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска. Аэропорт оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории ИКАО и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита.
ООО "Аэропорт Емельяново" является главным оператором аэропортового комплекса, координирующим деятельность по обеспечению приема и отправки воздушных судов и осуществляющим основные виды аэропортовой деятельности в аэропорту Красноярск (Емельяново).
Через аэропорт Красноярск (Емельяново) совершают регулярные полеты более 20 авиакомпаний, соединяющих город Красноярск с более чем 30 городами центральной части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также странами Средней и Юго-Восточной Азии.
Одной из основных проблем в сфере воздушного транспорта является содержание, развитие и организация эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности Красноярского края.
Пунктом 12.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 01.09.2010 N ВП-П9-6184 в Красноярском крае создано Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Красноярья" в два этапа:
первый этап - на базе ФГУП Авиапредприятие "Черемшанка" переданы аэропорты: "Северо-Енисейск", "Кодинск", "Мотыгино", "Подкаменная Тунгуска", "Туруханск";
второй этап - на базе разработанного механизма осуществления передачи имущественных комплексов ГП КК "КрасАвиа" планируется передать аэропорты: "Тура", "Байкит", "Ванавара", "Хатанга", "Диксон", "Енисейск".
В настоящее время прошел только первый этап передачи имущественных комплексов ФГУП Авиапредприятие "Черемшанка".
Сейчас ведется работа по реализации 2-го этапа создания Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" путем передачи 6 имущественных комплексов аэропортов Диксон, Енисейск, Хатанга, Байкит, Ванавара, Тура из краевой собственности в собственность Российской Федерации с последующим закреплением на праве оперативного управления ФКП "Аэропорты Красноярья".
За последние годы на транспорте наблюдается изменение значений основных показателей объема перевезенных грузов и количества перевезенных пассажиров.
С 2003 года объем перевезенных грузов возрос с 55,0 млн тонн до 69,1 млн тонн в 2012 году, рост составляет 125,6%. Вместе с тем, в докризисном 2008 году этот показатель составлял 86,6 млн тонн, что говорит о имеющихся внутренних резервах производства.
Следует отметить, что в последние годы большое влияние на объемы грузоперевозок оказали следующие факторы:
снижение объемов отгрузки нефтепродуктов, цемента, железной руды, пиломатериалов;
структурные реформы железнодорожного транспорта, вызвавшие простой вагонов под погрузкой и увеличение порожнего пробега;
уменьшение сезонного спроса на энергетический уголь;
переключение нагрузки с тепловых электростанций на гидроэлектростанции;
снижение потребления сырой нефти ООО "РН-Комсомольский НПЗ";
ухудшение макроэкономической ситуации в целом по стране;
напряженная обстановка в Сирии, Иране и Египте, что негативно отразилось на поставках пиломатериалов с лесоперерабатывающих предприятий региона;
низкий уровень воды в Енисее в навигацию 2012 года.
Учитывая, что основной объем грузоперевозок осуществляется железнодорожным транспортом, для решения указанных проблем начальником Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" утвержден региональный координационный Совет по вопросам эффективности железнодорожных перевозок, своевременного обеспечения подвижным составом и координации вопросов, связанных с перевозкой грузов Красноярской железной дороги, задачей которого является совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов тарифной политики и координации использования подвижного состава железнодорожного транспорта.
Так, в настоящее время планируется введение маршрутной отправки вагонов, заключение договоренностей с грузоотправителями по реорганизации технологии разгрузки и работе по твердым ниткам графика движения поездов.
Кроме этого для решения производственных, экономических и социальных вопросов, в которых имеется заинтересованность как Правительства Красноярского края, так и ОАО "РЖД", между ними заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2012-2014 годы.
В рамках указанного Соглашения предусмотрено сокращение времени на маневровую работу в целях обеспечения выполнения графика движения поездов и плана перевозок, а также снижение риска травматизма пешеходов при пересечении железнодорожных путей на железнодорожных станциях за счет строительства пешеходных переходов на станциях Камарчага, Абакумовка, Кемчуг, Зеледеево, Чернореченская, Козулька, Журавлево, Кача, Снежница.
За счет средств ОАО "РЖД" построены пешеходные переходы через железнодорожные пути на станциях Абакумовка и Уяр.
На внутреннем водном транспорте удалось предотвратить значительное падение объема перевозок за счет слаженной работы всех ведомств, связанной с регулировкой уровня воды на Енисее и отправкой судов в соответствии с графиком сброса воды с гидроэлектростанций. Данную работу планируется продолжить и в последующие годы.
С каждым годом повышается транзитная значимость железной дороги Красноярского края, что, в свою очередь, снижает ее пропускную способность.
К положительным тенденциям развития грузового транспорта в крае можно отнести следующее:
увеличение объема отгруженной продукции металлургической отрасли;
увеличение объема ввода жилых домов, произведенной и отгруженной продукции сельского хозяйства, пищевой продукции, продукции лесного комплекса, продукции нефтегазового комплекса, горнорудной продукции, подакцизной продукции, выпуска промышленной продукции (электросекции, литые алюминиевые диски колес, низковольтная и высоковольтная аппаратура, комплекты электрической аппаратуры, медицинская техника и др.), ремонта вагонов, судов и других транспортных средств;
продолжение освоения Ванкорского нефтегазового месторождения;
комплексное развитие Нижнего Приангарья;
строительство горно-обогатительного комплекса на юго-востоке Красноярского края;
строительство 4-го автодорожного мостового перехода через реку Енисей в городе Красноярске.
В 2003 году количество перевезенных пассажиров составило 581,6 млн человек, в 2012 году - 436,8 млн человек. Таким образом, снижение составило 25%.
Основной причиной послужило бурное развитие автомобилизации, что привело к резкому росту личного автотранспорта и, соответственно, снижению объема перевозок общественным транспортом. Однако данный фактор нельзя назвать негативным для отрасли в целом в связи с тем, что он привел к увеличению транспортной подвижности населения.
В 2014-2016 годах ожидается увеличение количества перевезенных пассажиров с 440,1 млн человек в 2014 году до 455,0 млн человек в 2016 году.
К негативным тенденциям в последние годы можно отнести следующее:
снижение количества пассажиров на железнодорожном транспорте, имеющих установленные федеральным законодательством льготы;
отмена рейсов из-за погодных условий;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
низкий уровень воды в Енисее в навигацию 2012 года;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта;
износ моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении;
износ подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта.
Проблема износа пассажирского флота в настоящее время наиболее актуальна для маршрута "Красноярск-Дудинка", который обслуживается двумя теплоходами проекта 588 ("Валерий Чкалов" и "Александр Матросов"), построенными в Германии в 1953 и 1954 годах. Нормативный срок службы таких судов составляет 40 лет, соответственно ресурс работы превышен на 19-20 лет.
До 2012 года данный маршрут обслуживал также дизель-электроход "М.Ю. Лермонтов" проекта 785 (типа "Булгария"), построенный в 1957 году. В настоящее время данное пассажирское судно эксплуатируется на маршруте "Красноярск-Игарка". Вопрос выделения маршрута "Красноярск-Игарка" из состава маршрута "Красноярск-Дудинка" возник в связи с ограничением Главным управлением Российского Речного Регистра района плавания на внутренних водных путях для указанного типа судов до разряда "Л" и "Р". Для условий судоходства на р. Енисей это ограничение предполагает район плавания только до пристани Игарка.
Данные суда физически и морально устарели, механизмы выработали свой ресурс, уровень комфортности не соответствует современным требованиям, обеспечение безопасности перевозки пассажиров требует значительных затрат.
С 2014 года теплоход "М.Ю.Лермонтов" предполагается вывести из эксплуатации.
Теплоходы "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов" планируется вывести из эксплуатации в 2016 году.
Таким образом, в 2016 году в Енисейском бассейне будут отсутствовать суда, способные выполнять перевозку пассажиров от Красноярска до Дудинки и других населенных пунктов, расположенных в нижнем течении реки Енисей. Ликвидируется транспортное сообщение с данными населенными пунктами (кроме Игарки и Дудинки), и они останутся в полной изолированности.
В целях недопущения снижения транспортной доступности населенных пунктов, расположенных в нижнем течении реки Енисей, необходимо в период до 2016 года произвести обновление пассажирского флота.
С учетом ограничений краевого бюджета возможны следующие пути решения данной проблемы.
1. Модернизация эксплуатируемых судов.
2. Приобретение судов на вторичном рынке.
3. Строительство новых судов.
На пригородном железнодорожном транспорте в 2014 году планируется списание одного электропоезда ЭР9ПК-51 составностью 10 вагонов и одной секции электропоезда ЭР9ПК-124. Всего за период с 2014 по 2020 годы будет списано 17 электропоездов (171 вагон).
С сокращением средств федерального бюджета в части предоставления субсидий открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и пригородным компаниям появилась дополнительная нагрузка на региональные бюджеты, в связи с чем рассматривать возможность приобретения подвижного состава за счет средств бюджета края в настоящее время не представляется возможным.
В настоящее время в моторвагонном депо Красноярск имеется 41 электропоезд (364 вагона) серий: ЭР9ПК, ЭР9Т, ЭД9Т, ЭД9М, ЭД9МК в т.ч. 3 электропоезда (30 вагонов) собственности ГПКК ЦТЛ. Из всего количества моторвагонного подвижного состава - в аренде ОАО "Краспригород" находится 35 электропоездов (253 вагона), а также 3 электропоезда (30 вагонов) - в сублизинге.
Для осуществления пригородных железнодорожных перевозок в Красноярском крае необходимо поэтапное обновление моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта.
Эффективная реализация данного мероприятия возможна за счет поддержки со стороны Правительства Российской Федерации.
В целях повышения транспортной доступности на территории Красноярской агломерации и укрепления агломерационных транспортных связей необходима интенсивная реализация проекта "Городская электричка".
Учитывая, что основной объем пассажиропотока приходится на автомобильный транспорт, отдельно следует выделить проблему физического и морального износа подвижного состава общественного транспорта.
В настоящее время в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны.
Факторы, позволяющие делать прогнозы роста развития автомобильного транспорта:
1. Большинство населенных пунктов страны не имеют альтернативного вида сообщения.
2. Объективные преимущества автомобильного транспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность, перевозка по принципу "от двери к двери".
3. Вспомогательная роль автомобильного транспорта при развитии магистральных перевозок железнодорожным и воздушным транспортом.
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, с помощью которого осуществляется более 52% всех пассажирских перевозок страны и более 90% перевозок в Красноярском крае. Междугородные автомобильные перевозки пассажиров эффективно конкурируют с пригородными и дальними железнодорожными перевозками. В настоящее время автобусный транспорт является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей сельских территорий.
Красноярскому краю как субъекту Российской Федерации присущи все тенденции развития, особенности и проблемы, существующие в автотранспортной отрасли России.
Основными проблемами автомобильного транспорта в Красноярском крае являются:
1. Низкий технический уровень автобусов и высокая степень их изношенности, что влечет за собой высокие издержки отрасли.
2. Загрязнение окружающей среды.
Доля автотранспорта в шумовом воздействии на окружающую среду составляет 85-90%, доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ - 43%, парниковых газов - 10%.
3. Низкий уровень безопасности дорожного движения.
4. Перегруженность улично-дорожной сети.
Основная проблема заключается в том, что в настоящее время износ автобусного парка составляет 35%, что делает его эксплуатацию фактически невозможной. При этом в настоящее время полностью самортизировано 53% автобусов. В период 2014-2016 годов подлежит списанию 79% существующего автобусного парка по причине непригодности для дальнейшей эксплуатации. В связи с этим приобретение новых автобусов - необходимое условие для поддержания транспортной отрасли края.
Невозможность эффективного решения указанной проблемы в ближайшее время за счет использования действующих механизмов обусловлена низким размером дохода, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятий, а также недостаточным финансированием из краевого и местных бюджетов, что не позволяет аккумулировать средства для приобретения нового подвижного состава.
На примере 2011-2012 годов видно, что в 27-и существующих государственных и муниципальных предприятиях Красноярского края, имеющих 1539 единиц подвижного состава (в том числе 1165 автобусов), ежегодные затраты на ремонт составляют около 260,0 млн рублей, что аналогично приобретению 95 автобусов в год большого и среднего класса отечественного производства.
В настоящее время полностью изношено 580 единиц подвижного состава (в том числе 407 единиц автобусов).
Отсутствие программно-целевого подхода к решению данной проблемы приводило к разовым мероприятиям по обновлению подвижного состава. Например, за период 2007-2012 годов, когда в государственных автотранспортных предприятиях замене подлежало 67% подвижного состава, обновить удалось лишь 11,6% техники. В муниципальных предприятиях Красноярского края количество обновленного подвижного состава составляет всего 4% от необходимого.
Необходимость решения проблемы обновления автобусов также обозначена на федеральном уровне.
Так, государственной программой "Развитие транспортной системы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2600-р, установлено, что повышение качества услуг и безопасности городского общественного транспорта зависит от обновления парка транспортных средств, что достигается использованием программного метода обновления парка городского транспорта на условиях государственной поддержки с применением различных механизмов (утилизация, лизинг, субсидии).
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, планируется поэтапное введение ограничений по возрасту коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта с использованием различных механизмов правового и административного регулирования. Это позволит снизить средний возраст парка маршрутных автобусов с 9 лет в 2007 году до 8 лет в 2015 году и до 5-6 лет к 2030 году.
Внедрение таких механизмов к 2015 году приведет к отказу от использования 730 единиц автобусов, в результате чего без транспортного обслуживания останется 26 муниципальных образований края.
Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.04.2010 N 319, предусмотрен комплекс мер по формированию рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации, в котором основная роль государства заключается во влиянии на ключевые параметры российского автомобильного рынка:
стимулирование спроса для восстановления и органического роста внутреннего рынка;
умеренные тарифные и нетарифные меры по ограничению импорта;
повышение инвестиционной привлекательности;
обеспечение коммерческой эффективности привлеченных инвестиций;
гармонизация технического и таможенного законодательства в рамках Таможенного союза;
развитие законодательства и нормативной правовой базы в области автомобилестроения;
поддержка экспорта продукции российского автомобилестроения;
совершенствование системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.
Реализацию данного комплекса мер планируется осуществить за счет стимулирования обновления парка автотранспортных средств и увеличения спроса на новую автомобильную технику, включая обеспечение регламентации пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов, в соответствии с современными требованиями, а также с применением законодательного запрета на эксплуатацию автобусов, используемых свыше 15 лет, в коммерческих целях для лицензируемых перевозок грузов.
Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, установлено, что обновление парка городского пассажирского транспорта будет способствовать росту качества транспортного обслуживания пассажиров и ограничению автомобилизации.
В качестве возможных мер по обновлению подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта рассматриваются варианты приобретения транспортных средств за счет краевого бюджета, получения субсидий из федерального бюджета, предоставление субсидий перевозчикам, а также лизинговые и кредитные схемы.
Кроме износа подвижного состава общественного транспорта на автомобильном транспорте одной из основных проблем Красноярской агломерации в настоящее время является постоянное возникновение заторовых ситуаций на улицах города, что препятствует доступу пригородного и междугороднего транспорта.
Междугородний автовокзал как центр притяжения большинства пригородных и межмуниципальных маршрутов автомобильного транспорта в настоящее время располагается практически в центре города Красноярска, что значительно увеличивает время в пути пассажиров.
В целях решения данной проблемы необходимо пересмотреть текущее расположение междугороднего автовокзала в сторону смещения его к автомобильным подходам к г.Красноярску с учетом возможности объединения с другими видами транспорта.
На сегодня наиболее привлекательным с точки зрения указанных условий является площадка в районе строящегося путепровода через железнодорожные пути на ул.Авиаторов и ледовой арены "Север", поскольку обеспечивает минимальное прохождение по городу маршрутов, следующих с северного, западного, восточного и части южного направлений.
В ближайшей перспективе будет решен вопрос включения автовокзала в Генеральный план г.Красноярска. В дальнейшем необходимо проведение работы по привлечению инвестиций в строительство автовокзала.
Для обеспечения транспортной доступности жителей края реализованы следующие мероприятия:
строительство судна на воздушной подушке "Арктика", используемого в Туруханском районе на маршруте "Туруханск-Светлогорск-Игарка";
строительство парома для пассажирских перевозок в Большемуртинском районе;
субсидирование перевозок по маршрутам с низкой интенсивностью пассажиропотока и в связи с государственным регулированием тарифов на всех видах транспорта;
внедрение проектов единая социальная карта Красноярского края и транспортная карта на территории края.
Положительная тенденция развития пассажирского транспорта края будет обеспечена за счет ввода таких объектов, как школы, детские сады, поликлиники, больницы, жилые дома, специализированные лечебные и учебные учреждения, спортивные сооружения, и других объектов, обеспечивающих новые точки притяжения пассажиров.
Снижение уровня безработицы будет способствовать увеличению числа поездок в рабочих целях.
Значительную долю прироста количества перевезенных пассажиров обеспечит городской пассажирский транспорт в городе Красноярске за счет повышения его привлекательности для населения, введения городской электрички, повышения эксплуатационной скорости движения автобусов и развития улично-дорожной сети.
В долгосрочной перспективе значительный прирост количества перевезенных пассажиров и повышение транспортной подвижности населения будут реализованы за счет запуска в эксплуатацию линий метрополитена в г.Красноярске.
Проект строительства первой линии метрополитена в г.Красноярске (участок от станции "Высотная" до станции "Проспект Мира") разработан институтом "Харьковметропроект" и утвержден постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.07.1994 N 18-50, согласован Главгосэкспертизой Российской Федерации заключениями от 12.07.1994 N 5-1/10-413 и от 18.11.1996 N 4-1/10-413-В.
Первая линия метрополитена по трассе от станции "Высотная" до станции "Проспект Мира" имеет протяженность 8,22 км в двухпутном исчислении. В связи с недостаточным финансированием в 1998 году Правительством Российской Федерации принято решение о выделении первого пускового комплекса от станции "Высотная" до станции "Вокзальная" в объеме 3 станций протяженностью 5,04 км в двухпутном исчислении. В 2010 году финансирование строительства метрополитена из бюджета Российской Федерации прекращено.
Потребность в средствах для пуска в эксплуатацию комплекса в составе трех станций составляет 40,604 млрд рублей в текущих ценах IV квартала 2012 года.
Из них в рамках программы развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта города Красноярска до 2015 года, выполненной НИПИ территориального развития и инфраструктуры г. Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением администрации г.Красноярска от 21.03.2002 N 145 "Об утверждении программы развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в городе Красноярске до 2015 года", определен объем предполагаемого финансирования на реализацию мероприятий по проведению строительно-монтажных работ на 2013-2015 годы в сумме 13,515 млрд рублей (по 4,505 млрд рублей ежегодно).
Средства на строительство метрополитена в рамках государственной программы планируется направить на обеспечение сохранности подземных горных выработок в безопасном состоянии (проветривание, освещение, осмотр выработок, откачка воды, спуск-подъем людей на горизонт).
Для решения вышеуказанных проблем, а также с целью комплексного развития транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах в ближайшей перспективе планируется решить следующие задачи:
1. Развитие рынка транспортных услуг Красноярского края и повышение эффективности его функционирования.
2. Обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан.
В рамках первой задачи предполагается создание условий, обеспечивающих равный доступ операторов транспортных услуг к транспортной инфраструктуре.
Кроме этого в 2014 году бюджету Манского района предоставляется субсидия из краевого бюджета на строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Камарчага, включая разработку проектно-сметной документации.
На железнодорожном транспорте планируется предоставление субсидий в целях компенсации расходов организаций железнодорожного транспорта Красноярского края, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на проезд в пригородном сообщении, эксплуатации малодеятельных линий.
На автомобильном транспорте запланировано предоставление субсидий организациям автомобильного пассажирского транспорта Красноярского края на компенсацию расходов, возникающих в результате небольшой интенсивности пассажиропотоков по межмуниципальным и пригородным маршрутам.
На водном транспорте запланировано предоставление субсидий организациям внутреннего водного транспорта Красноярского края на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном и межмуниципальном сообщении.
На воздушном транспорте запланировано предоставление субсидий организациям воздушного транспорта Красноярского края на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при осуществлении пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности края.
Также на воздушном транспорте осуществляются расчеты по договорам лизинга воздушных судов и уплаты вознаграждения за выдачу банковской гарантии.
Кроме того, предусматривается реконструкция перрона аэропорта Красноярск (Емельяново) с целью его расширения для эксплуатации нового пассажирского терминала и реконструкции объектов (магистральная дорожка и участки рулежных дорожек) существующего перрона в связи с их значительным износом.
На строительстве участка первой линии метрополитена в г.Красноярске запланировано выделение средств на обеспечение сохранности подземных горных выработок в безопасном состоянии (проветривание, освещение, осмотр выработок, откачка воды, спуск-подъем людей на горизонт).
В рамках второй задачи предусматривается реализация следующих мер:
компенсация части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением краевым законодательством льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения;
направление средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которые относятся к ведению Российской Федерации и Красноярского края;
компенсация расходов транспортных организаций, связанных с предоставлением услуг общественного транспорта по единому социальному проездному билету, социальной карте (в том числе временной) и единой социальной карте (в том числе временной) Красноярского края для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии - междугородных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения по территории края детям школьного возраста из многодетной семьи, семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, неполной семьи, в которой родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид.
Промежуточные и конечные социально-экономические результаты решения проблем отрасли характеризуются целевыми индикаторами выполнения подпрограммы.
Исходя из анализа представленных в подпрограмме проблем, сформирован перечень приоритетных для реализации в краткосрочной перспективе мероприятий, не обеспеченных финансированием:
1. Обновление пассажирского флота внутреннего водного транспорта.
2. Обновление моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении.
3. Обновление подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта.
4. Строительство совмещенного автовокзала в г.Красноярске.
5. Строительство метрополитена в г.Красноярске.
6. Интеграция железнодорожного транспорта в сеть общественного пассажирского транспорта Красноярской агломерации.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
В основу механизма реализации подпрограммы заложены следующие принципы, обеспечивающие обоснованный выбор мероприятий подпрограммы и сбалансированное решение основных задач:
консолидация средств для реализации приоритетных направлений развития транспортного комплекса Красноярского края;
привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;
эффективное целевое использование средств федерального бюджета, краевого бюджета, местных бюджетов и средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов подпрограммы;
системный подход, комплексность, концентрация на самых важных направлениях, наличие нескольких вариантов решения проблем;
оценка потребностей в финансовых средствах;
оценка результатов и социально-экономической эффективности подпрограммы, которая осуществляется на основе мониторинга целевых индикаторов;
охват всех видов транспорта.
К компетенции исполнителя подпрограммы в области реализации мероприятий относятся:
разработка нормативных актов, необходимых для реализации подпрограммы;
разработка предложений по уточнению перечня, затрат и механизма реализации программных мероприятий;
определение критериев и показателей эффективности, организация мониторинга реализации подпрограммы;
обеспечение целевого, эффективного расходования средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы из бюджетных и внебюджетных источников;
подготовка ежегодного отчета о ходе реализации подпрограммы.
Достижимость и измеримость поставленной цели обеспечиваются за счет установления значений целевых индикаторов на весь период действия подпрограммы по годам ее реализации.
Этапы выполнения подпрограммы:
I этап - 2014 год;
II этап - 2015 год;
III этап - 2016 год.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении N 1.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 июля 2014 г. N 335-П в подраздел 2.3 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации определяет комплекс мер, осуществляемых исполнителем подпрограммы в целях повышения эффективности реализации мероприятий подпрограммы и достижения целевых индикаторов.
Министерство транспорта Красноярского края как исполнитель подпрограммы осуществляет:
планирование реализации мероприятий подпрограммы, в том числе контроль соответствия отдельных мероприятий требованиям и содержанию подпрограммы, обеспечение согласованности их выполнения;
общую координацию мероприятий подпрограммы, выполняемых в увязке с мероприятиями других федеральных и региональных государственных программ;
мониторинг эффективности реализации мероприятий подпрограммы и расходования выделяемых бюджетных средств, подготовку отчетов о ходе реализации подпрограммы;
внесение предложений о корректировке мероприятий подпрограммы в соответствии с основными параметрами и приоритетами социально-экономического развития Красноярского края.
Комплекс мер, осуществляемых исполнителем подпрограммы, заключается в реализации следующих организационных, экономических, правовых механизмов:
1. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1640 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта" в порядке, установленном постановлением Правительства Красноярского края от 14.05.2013 N 239-п "Об утверждении Порядка предоставления и возврата субсидий организациям железнодорожного транспорта края на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на проезд в пригородном сообщении, эксплуатации малодеятельных линий, критериев отбора организаций железнодорожного транспорта края, имеющих право на получение субсидий".
2. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.2 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1639 "О предоставлении субсидий на компенсацию расходов организациям автомобильного пассажирского транспорта", в порядке, установленном постановлением Правительства Красноярского края от 23.04.2013 N 211-п "Об утверждении Порядка предоставления и возврата субсидий организациям автомобильного пассажирского транспорта края на компенсацию расходов, возникающих в результате небольшой интенсивности пассажиропотоков по межмуниципальным и пригородным маршрутам, критериев отбора организаций автомобильного пассажирского транспорта края, имеющих право на получение субсидий".
3. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.3 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1641 "О предоставлении субсидий организациям внутреннего водного транспорта Красноярского края" в порядке, установленном постановлением Правительства Красноярского края от 30.05.2013 N 271-п "Об утверждении Порядка предоставления и возврата субсидий организациям внутреннего водного транспорта края на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном и межмуниципальном сообщении, критериев отбора организаций внутреннего водного транспорта края, имеющих право на получение субсидий".
4. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.4 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1642 "О предоставлении субсидий на компенсацию расходов организациям воздушного транспорта от перевозки пассажиров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности края" в порядке, установленном постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2013 N 225-п "Об утверждении Порядка предоставления и возврата субсидий организациям воздушного транспорта на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при осуществлении пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности края, критериев отбора организаций воздушного транспорта, имеющих право на получение субсидий".
5. В рамках подпрограммы предусмотрено предоставление субсидий государственным предприятиям Красноярского края, осуществляющим воздушные перевозки, на финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковских гарантий за воздушные суда (пункт 1.5 приложения N 2 к подпрограмме). Порядок и условия предоставления, расходования и возврата субсидии определяются приложением N 1 к подразделу 2.3 подпрограммы.
6. Реализация мероприятия, предусмотренного пунктом 1.6 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется муниципальным казенным предприятием города Красноярска "Управление по строительству Красноярского метрополитена" посредством размещения государственного заказа на выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Реализация мероприятия, предусмотренного пунктом 1.7 приложения N 2 мероприятий подпрограммы, осуществляется в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Средства краевого бюджета предоставляются государственному предприятию Красноярского края "Центр транспортной логистики" в форме субсидии на осуществление реконструкции перрона аэропорта "Красноярск" (Емельяново) на основании соглашения, заключенного между министерством транспорта Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края "Центр транспортной логистики". Предоставление субсидии осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительством Красноярского края от 11.04.2014 N 129-п "Об утверждении Порядка формирования и реализации перечня строек и объектов, в котором отражаются бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, а также бюджетные ассигнования на осуществление краевыми бюджетными и автономными учреждениями и краевыми унитарными предприятиями за счет средств субсидии из краевого бюджета капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края, за исключением бюджетных ассигнований в объекты, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов".
7.1. Субсидия бюджету Манского района Красноярского края на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 1.8 приложения N 2 к подпрограмме, предоставляется в соответствии с порядком и условиями предоставления и расходования субсидии, утвержденных приложением N 3 к подразделу 2.3 подпрограммы.
8. Мероприятие, предусмотренное пунктом 2.1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", Законом края от 09.12.2010 N 11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", постановлением Правительства Красноярского края от 30.05.2013 N 272-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования средств краевого бюджета на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением краевым законодательством льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения детей в соответствии со статьей 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" и многодетных семей в соответствии со статьей 15.2 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", постановлением Правительства Красноярского края от 30.12.2010 N 681-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования средств краевого бюджета на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением краевым законодательством льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, многодетных семей, детей в возрасте от 5 до 7 лет железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении".
9. Мероприятие, предусмотренное пунктом 2.2 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3568 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта".
10. Мероприятие, предусмотренное пунктом 2.3 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3568 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта", Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", постановлением Правительства Красноярского края от 27.04.2010 N 223-п "О льготном проезде отдельных категорий граждан в общественном транспорте".
11. В целях продолжения проекта "Социальная карта льготника" предусматривается предоставление субсидий организациям на финансовое обеспечение затрат, возмещение расходов и оплату кредиторской задолженности прошлых лет по выпуску пластиковых социальных карт (в том числе временных) и единых социальных карт Красноярского края (в том числе временных) (пункты 2.4, 2.5 мероприятий программы). Порядок и условия предоставления, расходования и возврата субсидии определяется приложением N 2 к подразделу 2.3 подпрограммы.
Порядки предоставления и возврата субсидий, порядки предоставления и расходования средств краевого бюджета на компенсацию части потерь в доходах организаций транспорта утверждаются постановлениями Правительства Красноярского края. Кроме того, Правительством Красноярского края ежегодно утверждаются нормативы субсидирования и размеры субсидий на компенсацию расходов транспортных организаций.
2.4. Управление подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Контроль за целевым и эффективным использованием средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, осуществляется службой финансово-экономического контроля Красноярского края.
Счетная палата Красноярского края в соответствии с действующим законодательством осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы.
Текущий контроль за реализацией подпрограммы осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие настоящую подпрограмму.
Ответственным за подготовку и представление отчетных данных являются органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие настоящую подпрограмму.
Министерство строительства и архитектуры Красноярского края ежемесячно до 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в министерство информацию и отчет об исполнении подпрограммы по форме согласно приложениям N 8-11 к Порядку принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п.
Министерство ежемесячно до 1-го числа третьего месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в министерство экономики и регионального развития Красноярского края информацию и отчет об исполнении подпрограммы по форме согласно приложениям N 8-11 к Порядку принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Транспортная подвижность населения характеризует среднее количество поездок, приходящихся на 1 жителя Красноярского края. Увеличение показателя в основном обеспечивается за счет автомобильного транспорта, так как он обеспечивает основной объем перевозок в крае. Положительная динамика запланирована с учетом формирования удобной для населения маршрутной сети, сохранения маршрутов с низким пассажиропотоком, совершенствования управления пассажирскими перевозками в г.Красноярске.
Объем субсидий на 1 пассажира и 1 км характеризует существующий уровень затрат, который сложился на субсидируемых маршрутах. Снижение показателя запланировано с учетом оптимизации маршрутной сети, снижения себестоимости перевозок за счет обновления подвижного состава, внедрения новых технологий.
Доля субсидируемых поездок от общего числа поездок характеризует отношение количества поездок на субсидируемых пригородных и межмуниципальных маршрутах к общему числу поездок в Красноярском крае. Доля поездок в течение всего времени сохраняется на одном уровне. На долгосрочную перспективу планируется снижение показателя в целях обеспечения конкуренции на транспорте.
Доля льготных поездок в общем объеме перевозок характеризует соотношение количества поездок отдельных категорий граждан, которым действующим законодательством установлены льготы на проезд в общественном транспорте. Снижение показателя запланировано с учетом сохранения одинаковой численности отдельных категорий граждан при увеличении общего объема перевозок.
Показатель регулярности пассажирских перевозок по субсидируемым маршрутам отражает долю выполненных рейсов от общего числа запланированных рейсов. Значение данного показателя зависит от состояния подвижного состава и погодно-климатических условий. С учетом сложившейся практики показатель сохраняется на одном уровне.
Доля транспортных средств, ожидающих списание, исправных транспортных средств и современных транспортных средств характеризует состояние общественного транспорта в Красноярском крае. С учетом износа подвижного состава планируется увеличение количества транспортных средств, ожидающих списания, снижения доли исправных транспортных средств и их устаревание.
Планируемое изменение показателей, характеризующих уровень развития транспорта в Красноярском крае, а также экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы, представлены в приложении N 1.
Подпрограмма не содержит мероприятий, направленных на изменение состояния окружающей среды.
Увеличение доходов краевого бюджета от реализации подпрограммы не предполагается.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 июля 2014 г. N 335-П в подраздел 2.7 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.7. Обоснование финансовых, материальных
и трудовых затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы)
с указанием источников финансирования
Объем финансирования подпрограммы составит 6 814 646,0 тыс. рублей, в том числе: на 2014 год - 2 330 773,6 тыс. рублей, на 2015 год - 2 189 046,0 тыс. рублей, на 2016 год - 2 294 826,4 тыс. рублей. Финансирование будет осуществляться за счет средств краевого бюджета в полном объеме.
Дополнительные материальные и трудовые затраты подпрограммой не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.