Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
Красноярского края "Развитие
сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия"
на 2014-2020 годы
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса края"
на 2014-2020 годы
2 апреля 2014 г.
Постановлением Правительства Красноярского края от 2 апреля 2014 г. N 116-П в раздел 1 настоящего Приложения внесены изменения
1. Паспорт подпрограммы
2. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Выход сельскохозяйственной продукции на мировой рынок, вступление России во Всемирную торговую организацию остро ставят вопрос о конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей с лучшими мировыми производителями сельхозпродукции. При трудоемкости, в несколько раз превышающей европейские показатели, и уровне затрат, сложившемся в отечественном аграрном секторе, успешная конкуренция возможна лишь при условии ускоренного перевода сельского хозяйства на современные экономичные технологии производства. Это, в свою очередь, выдвигает новые приоритеты в осуществлении кадровой политики в отрасли.
Реализация в 2004-2012 годах мероприятий целевых программ, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края позволила достичь определенных результатов. Стабилизировалась ситуация с кадровым обеспечением АПК. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций специалистами и руководителями увеличилась в сравнении с 2003 годом на 1,9%, удельный вес руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, увеличился на 7,1%, удельный вес руководителей и специалистов в возрасте до 30 лет увеличился на 8,5% и составил в 2012 году 17,5% (было 9%). За четыре года размер средней заработной платы молодых специалистов - участников программы увеличился на 23,8% с 15 202 рублей в 2009 году до 19 940 рублей в 2012 году.
При достигнутых определенных положительных результатах проблемы кадрового обеспечения остаются достаточно острыми и требуют дальнейшего решения.
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Красноярского края руководителями и специалистами в течение последних трех лет сохраняется на относительно низком уровне, составляющем 93,2%, тогда как по Российской Федерации этот показатель равен 94,7%, по Сибирскому федеральному округу - 94,6%.
Уровень обеспеченности сельскохозяйственных организаций Красноярского края квалифицированными кадрами также значительно ниже средних показателей по России и Сибирскому федеральному округу. Так, на 1 января 2012 года средний показатель обеспеченности дипломированными руководителями и специалистами по Российской Федерации составил 82,4%, по СФО - 80,0%, в то время как по краю - 71,8%. Удельный вес работающих руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, составил по Российской Федерации 42,6%, по СФО - 36,2%, по краю - 30,3%, руководителей и специалистов со средним профессиональным образованием по Российской Федерации - 44,4%, по СФО - 43,8%, по краю - 41,5%.
Следовательно, значительная часть руководителей и специалистов (28,3%), от которых зависит эффективность производства, не имеют необходимого профессионального образования. Доля руководителей сельскохозяйственных организаций края, имеющих высшее профессиональное образование, также остается достаточно низкой - на уровне 65,0-66,0% от потребности.
Привлекательность работы в сельскохозяйственном производстве для выпускников аграрных образовательных учреждений остается по-прежнему низкой. Несмотря на сохраняющиеся объемы подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования аграрного профиля, в сельскохозяйственные организации трудоустраивается не более 13% выпускников.
Финансовое состояние большинства сельскохозяйственных организаций, являющихся работодателями для молодых специалистов, не позволяет обеспечить им достойную заработную плату, а также другие виды материальной поддержки. По предварительным данным Красноярскстата, среднемесячная заработная плата на одного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, в 2012 году составила 13 103,4 рубля (среднемесячная заработная плата работников всех видов деятельности - 28 670,2 рубля), то есть размер доходов большинства молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях отрасли, не позволяет обеспечить достойный уровень жизни.
Отрицательное воздействие на решение проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса оказывает разрозненность профессиональной образовательной системы и производства. Определение направлений подготовки и количества бюджетных мест, как правило, осуществляется без учета приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса, профессиональные компетенции выпускников часто не соответствуют требованиям современного сельскохозяйственного производства.
Требует развития и совершенствования такое направление, как взаимодействие образовательных учреждений и работодателей.
Выполнение задач по обеспечению продовольственной безопасности края, поставленных перед агропромышленным комплексом, требует изменения и улучшения качественных характеристик сельскохозяйственных кадров.
Система кадрового обеспечения должна включать механизмы от профессиональной ориентации сельской молодежи до подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, а также закрепления молодых специалистов и молодых рабочих в сельской местности.
3. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
Подпрограмма направлена на решение проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса края в целях повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, улучшения качественных характеристик сельскохозяйственных кадров.
Целью подпрограммы является создание организационно-экономических условий для формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса края, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях.
Данная цель будет достигнута за счет реализации следующих задач:
повышение профессионального уровня рабочих и служащих сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса;
стимулирование служащих к повышению уровня профессионализма и повышение престижа работы в сельскохозяйственном производстве;
создание условий по привлечению и закреплению молодых специалистов и молодых рабочих в агропромышленном комплексе края;
укрепление материально-технической базы краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса края.
Для достижения поставленной цели и решения задач по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса края предусмотрены подпрограммные мероприятия.
Целевыми индикаторами достижения цели и решения задач подпрограммы являются:
обеспеченность сельскохозяйственных организаций руководителями и специалистами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование;
обеспеченность сельскохозяйственных организаций рабочими, имеющими профессиональное образование.
Срок реализации: 2014-2020 годы.
Реализация подпрограммы осуществляется в 2 этапа:
I этап: 2014-2016 годы;
II этап: 2017-2020 годы.
Решение поставленной цели и задач определяется достижением целевых индикаторов, представленных в приложении N 1 к подпрограмме.
4. Механизм реализации подпрограммы
4.1. Общие положения.
Постановлением Правительства Красноярского края от 2 апреля 2014 г. N 116-П в подпункт 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 настоящего Приложения внесены изменения
4.1.1. В настоящей подпрограмме используются следующие понятия:
молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на момент подачи заявления об участии в программе), трудоустроившийся по направлению подготовки (специальности), указанному в документе об образовании, к сельскохозяйственному товаропроизводителю, вновь созданному сельскохозяйственному товаропроизводителю в течение трех лет после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;
молодой рабочий - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет (на момент подачи заявления об участии в программе), трудоустроившийся по профессии, указанной в документе об образовании, к сельскохозяйственному товаропроизводителю, вновь созданному сельскохозяйственному товаропроизводителю в течение трех лет после окончания обучения в профессиональной образовательной организации;
рабочий, служащий - физическое лицо, работающее у сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя на должности, отнесенной общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 367 "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94", к профессии "рабочий" или должности "служащий";
студент - гражданин Российской Федерации, зачисленный в установленном порядке для обучения в российскую государственную образовательную организацию высшего образования, получающий высшее образование по направлению подготовки "Сельское и рыбное хозяйство" по очной форме обучения;
под организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями, вновь созданными сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются хозяйствующие субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" (далее - Закон края N 17-4487);
под заочной формой обучения понимаются следующие формы обучения: очно-заочная (вечерняя), заочная.
Понятие "сельская местность" используется в значении, определенном абзацем третьим подпункта 4.1.2 пункта 4.1 раздела 4 подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" на 2014-2020 годы государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014-2020 годы.
4.1.2. Участие в мероприятиях подпрограммы является добровольным.
Постановлением Правительства Красноярского края от 2 апреля 2014 г. N 116-П подпункт 4.1.3 пункта 4.1 раздела 4 настоящего Приложения изложен в новой редакции
4.1.3. Государственная поддержка, предоставляемая за счет средств краевого бюджета, предусмотренная пунктами 4.2, 4.5, 4.6 настоящего подраздела, предоставляется один раз.
4.1.4. Средства краевого бюджета на финансирование мероприятий подпрограммы выделяются в форме:
оплаты поставки товаров, оказания услуг по государственным контрактам (договорам);
субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса;
социальных выплат рабочим и служащим, молодым специалистам и молодым рабочим;
субсидий краевым государственным образовательным учреждениям среднего профессионального образования, осуществляющим подготовку кадров по направлению "Сельское и рыбное хозяйство".
4.1.5. Главными распорядителями бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, являются:
министерство сельского хозяйства;
министерство образования и науки Красноярского края.
4.1.6. Государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса производится при соблюдении условий, предусмотренных статьей 27.1 Закона края N 17-4487.
4.2. Социальная выплата рабочим, служащим сельскохозяйственных товаропроизводителей, вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей на компенсацию части затрат, связанных с получением высшего образования по заочной форме обучения на контрактной основе.
4.2.1. Социальная выплата предоставляется рабочим, служащим сельскохозяйственных товаропроизводителей, вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей на компенсацию части затрат, связанных с получением ими высшего образования по заочной форме обучения на контрактной основе (далее в настоящем пункте - социальная выплата).
4.2.2. Право на получение социальной выплаты имеют рабочие, служащие сельскохозяйственных товаропроизводителей, вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключившие с министерством сельского хозяйства договор о предоставлении государственной поддержки и при условии:
наличия общего стажа работы у сельскохозяйственных товаропроизводителей, вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей не менее одного года;
обучения в образовательной организации высшего образования по специальности, направлению подготовки, соответствующей направлению деятельности рабочего, служащего;
принятия на себя обязательства отработать у сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя после окончания обучения в образовательной организации высшего образования в течение двух лет непрерывно.
4.2.3. В случае прерывания процесса обучения в образовательной организации высшего образования более чем на два года, исключения из образовательной организации высшего образования, а также перехода во время обучения или в течение двух лет после окончания обучения в образовательной организации высшего образования на работу, не связанную с сельскохозяйственным производством, рабочий, служащий сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя обязан в течение трех месяцев возвратить на лицевой счет министерства сельского хозяйства денежные средства, затраченные на выдачу социальной выплаты, в полном объеме.
4.2.4. Социальная выплата предоставляется после подтверждения фактических расходов на обучение. Возмещению подлежат затраты, понесенные в период с сентября предыдущего года по август текущего года включительно.
4.2.5. Социальные выплаты не возвращаются в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным статьей 83 и пунктом 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае перевода или трудоустройства рабочего, служащего у другого сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя в течение трех месяцев.
4.3. Оплата услуг дополнительного профессионального образования рабочих, служащих сельскохозяйственных товаропроизводителей, вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Дополнительное профессиональное образование рабочих, служащих сельскохозяйственных товаропроизводителей, вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Правительства Красноярского края от 2 апреля 2014 г. N 116-П в пункт 4.4 раздела 4 настоящего Приложения внесены изменения
4.4. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, расположенным в сельской местности, на компенсацию части затрат, связанных с денежной выплатой студентам российских государственных образовательных организаций высшего образования, получающим высшее образование по направлению подготовки "Сельское и рыбное хозяйство" по очной форме обучения.
4.4.1. Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с денежной выплатой студентам российских государственных образовательных организаций высшего образования, получающим высшее образование по направлению подготовки "Сельское и рыбное хозяйство" по очной форме обучения (далее в настоящем пункте - студент), начиная с третьего курса, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, расположенным в сельской местности, (далее в настоящем пункте - получатели субсидии), заключившим договор со студентом, предусматривающий соблюдение последним следующих обязательств:
после окончания образовательной организации высшего образования отработать у получателя субсидии по направлению подготовки, указанному в документе об образовании, не менее трех лет;
сдачи экзаменационных сессий в установленный срок.
4.4.2. Субсидии предоставляются ежемесячно при условии денежных выплат студенту в полном объеме в течение месяца, следующего за отчетным месяцем, в размере не менее 0,5, но не более 1,0 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
4.4.3. Получатели субсидий в течение трех месяцев с момента установления факта несоблюдения студентом обязательств по договору обязаны возвратить на лицевой счет министерства сельского хозяйства средства, затраченные на предоставление субсидии за период с момента несоблюдения студентом обязательств по договору, в полном объеме, в следующих случаях:
прерывание студентом процесса обучения в образовательной организации высшего образования более чем на один год, за исключением случаев, при которых он прерывает обучение по уважительным причинам (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, академический отпуск по медицинским показаниям);
перевод студента на иное, не предусмотренное договором, направление подготовки;
перевод студента на заочное обучение;
отчисление студента из образовательной организации высшего образования (за исключением случая его признания недееспособным к обучению в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральным законодательством, в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законодательством);
расторжение трудового договора по инициативе получателя субсидии до истечения трех лет с момента его заключения, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением пунктов 1, 2 и 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
расторжение трудового договора по инициативе молодого специалиста до истечения трех лет с момента его заключения (статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации);
невыполнения молодым специалистом условий, предусмотренных подпунктом 4.4.4 настоящего пункта.
4.4.4. В случае расторжения трудового договора в связи с призывом на военную службу (направлением на замещающую ее альтернативную гражданскую службу) (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) молодой специалист обязан в течение трех месяцев после увольнения с военной службы трудоустроиться к получателю субсидии либо другому сельскохозяйственному товаропроизводителю, вновь созданному сельскохозяйственному товаропроизводителю, в организацию агропромышленного комплекса, расположенную в сельской местности. Общий отработанный срок должен соответствовать сроку, предусмотренному в подпункте 4.4.1 настоящего пункта.
По-видимому, в предыдущем абзаце м далее по тексту допущена опечатка. Часть 1 статьи 83 не содержит пунктов
4.4.5. Субсидии не возвращаются в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2-13 части 1 статьи 83 и пунктом 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае перевода или трудоустройства молодого специалиста у другого сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного товаропроизводителя, в другой организации агропромышленного комплекса, расположенной в сельской местности, по полученному направлению подготовки, указанному в документе об образовании.
4.5. Социальные выплаты агрономам, зоотехникам и ветеринарам сельскохозяйственных товаропроизводителей.
4.5.1. Право на получение социальной выплаты имеют:
агрономы, имеющие высшее или среднее агрономическое образование и работающие у сельскохозяйственного товаропроизводителя не менее трех лет (далее в настоящем пункте - агроном);
зоотехники, имеющие высшее или среднее профессиональное зоотехническое или ветеринарное образование и работающие у сельскохозяйственного товаропроизводителя не менее трех лет (далее в настоящем пункте - зоотехник);
ветеринары, имеющие высшее или среднее профессиональное ветеринарное образование и работающие у сельскохозяйственного товаропроизводителя не менее трех лет (далее в настоящем пункте - ветеринар).
4.5.2. Социальные выплаты предоставляются агрономам, зоотехникам и ветеринарам на конкурсной основе.
Постановлением Правительства Красноярского края от 2 апреля 2014 г. N 116-П в подпункт 4.5.3 пункта 4.5 раздела 4 настоящего Приложения внесены изменения
4.5.3. Порядок проведения конкурса, перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для участия в конкурсе, критерии и методы оценки агрономов, зоотехников и ветеринаров, состав конкурсной комиссии и положение о ней утверждаются министерством сельского хозяйства.
4.6. Социальные выплаты на обустройство молодым специалистам, молодым рабочим.
4.6.1. Социальная выплата на обустройство предоставляется молодым специалистам, молодым рабочим, заключившим трудовой договор с сельскохозяйственным товаропроизводителем, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителем на срок не менее трех лет.
Трудовой договор с сельскохозяйственным товаропроизводителем, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителем не должен быть заключен на условиях совместительства или предусматривать выполнение работы в объеме производственной деятельности менее 0,5 ставки.
4.6.2. Социальная выплата предоставляется единовременно в течение года с момента заключения трудового договора с сельскохозяйственным товаропроизводителем, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителем.
4.6.3. Право на получение социальной выплаты имеют молодые специалисты, молодые рабочие, заключившие с министерством сельского хозяйства договор о предоставлении государственной поддержки.
4.6.4. В случае перевода или трудоустройства молодого специалиста, молодого рабочего у другого сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя социальная выплата на обустройство повторно не выплачивается.
4.6.5. В случае расторжения трудового договора в связи с призывом на военную службу (направлением на замещающую ее альтернативную гражданскую службу) (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) молодой специалист,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.