Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Нестеровой Е.Б, Рачиной К.А,
при секретаре Ильиной Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве на решение Тверского районного суда г. Москвы от 30.05.2017 г, по которому постановлено:
иск фио к ГУ МВД России по городу Москве, МВД России о признании причинной связи заболеваний и радиационным воздействием, обязании выдать удостоверение, признании права на льготы и компенсации удовлетворить частично.
Обязать МВД России в порядке установленном приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 оформить и выдать фио удостоверение по форме Приложения N1: "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом".
Взыскать с МВД России в пользу фио расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
В удовлетворении иска фио в большем объеме и к ГУ МВД России по городу Москве отказать.
В удовлетворении встречного иска ГУ МВД России по городу Москве, МВД России к фио, Российскому межведомственному экспертному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов ФБГУ "Российский центр рентгенологии" Минздрава России о признании незаконным решения об установлении причинной связи заболеваний с последствиями радиационных факторов отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с указанным иском к ГУ МВД России по г. Москве, МВД России, уточнив требований просит признать его лицом, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, признать право на льготы и компенсации, предусмотренные для данных лиц, обязать ответчиков выдать удостоверение установленного образца.
ГУ МВД России по городу Москве, МВД России предъявлен встречный иск к фио, Российскому межведомственному экспертному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов ФБГУ "Российский центр рентгенологии" Минздрава России (Российский МЭС), в котором они просят признать незаконным решение Российского МЭС от 12 мая 2013г. N 22/15-01/15 об установлении причинно-следственной связи между заболеваниями фио и последствиями радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС, признать истца не имеющим права на получение соответствующего удостоверения.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, против удовлетворения встречного иска возражал, представитель ответчика исковые требования поддержал, против удовлетворения встречного иска возражал, представитель Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов ФБГУ "Российский центр рентгенологии" Минздрава России в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения.
Истец фио, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился. Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца фио, возражавшей против удовлетворения жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по г. Москве - фио, представителя ответчика МВД России по г. Москве фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что в соответствии со справкой Войсковой части 61606 от 11 января 1987г, фио с 01 июля 1986г. по 11 января 1987г. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне.
В период прохождения службы в органах налоговой полиции 07 декабря 1999г. фио освидетельствован ЦВВК ФСНП России, по результатам обследования диагностированы заболевания с формулировкой: заболевание получено в период военной службы.
05 октября 2004г. МВД России фио выдано удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г.
12 марта 2015г. Российским МЭС рассмотрен вопрос на предмет установления причинной связи заболеваний фио с воздействием радиационных факторов вследствие последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принято соответствующее решение N 22/15-01/15, согласно которому заболевание фио связано с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
25 марта 2015г. фио освидетельствован в Бюро МСЭ N18 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве", ему установлена 3 группа инвалидности с указанием причины инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
При повторном освидетельствовании 17 мая 2017г. в Бюро МСЭ N21 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" фио установлена 2 группа инвалидности бессрочно с указанием причины инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
28 января 2016г. истец обратился в ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о замене удостоверения и выдачи удостоверения, как лицу, получившему заболевание, связанное с радиационным воздействием, ставшим инвалидом.
По результатам рассмотрения обращения 19 апреля 2016г. ФЭД МВД России фио дан ответ, которым отказано в выдаче удостоверения, со ссылкой на то, что заключение ЦВВК ФСНП России с формулировкой: заболевание получено в период военной службы, действует по настоящее время, диагностированные у истца заболевания не входят в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2004г. N 592 Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
К гражданам, указанным в п.п.1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона, отнесены, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 51 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.04.1995 N 390 (действовавшего на момент освидетельствования истца в УВВК ФСНП России в 1999г.), п. 100 действующего Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, предусмотрено право граждан, несогласных с заключением ВВК о причинной связи заболеваний с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса.
В отношении фио данный вопрос был рассмотрен Российским МЭС на базе ФБГУ "Российский центр рентгенологии" Минздрава России и 12 марта 2015г. принято соответствующее решение, которым установлена связь заболевания фио с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 N 289 утверждено Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (МЭС), согласно которому основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов (п. 3).
На МЭС возлагаются следующие основные функции: проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов (п. 4).
Регламент деятельности МЭС, персональный состав МЭС и состав специалистов, входящих в рабочую группу, утверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 10).
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2005 N 475 "О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов" Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе Федерального государственного учреждения "Российский научный центр рентгенорадиологии Федерального агентства по высокотехнологической медицинской помощи входит в Перечень межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (Приложение N1).
Указанным выше Приказом Минздравсоцразвития РФ утвержден также Регламент деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (приложение N2), в соответствии с которым, МЭС устанавливает связь наступления заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов (п. 2).
По результатам рассмотрения дела МЭС принимает решение об установлении (отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов (далее - решение) или об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и (или) документов.
Для принятия решения производится поименное голосование членов МЭС, которое оформляется протоколом голосования. Заседание МЭС считается состоявшимся при условии участия в нем не менее половины состава членов МЭС (п. 4).
Оспариваемое ГУ МВД России по г. Москве и МВД России решение об установлении причинной связи заболевания фио с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС принято уполномоченным МЭС (Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов ФБГУ "Российский центр рентгенологии" Минздрава России) в пределах компетенции по рассмотрению вопроса о причинной связи заболеваний с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС по обращению граждан, несогласных с заключением ВВК.
В связи с изложенным, наличие заключения ВВК от 07 декабря 1999г. об иной причине заболевания фио о незаконности оспариваемого решения МЭС от 12 марта 2015г. не свидетельствует.
Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 N 592 Перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", того или иного заболевания не лишает гражданина возможности установить причинную связь имеющегося у него заболевания с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путем прохождения освидетельствования в межведомственных экспертных советах или иных уполномоченных органах (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 N 20-О).
Федеральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (ФМЭД) ФГБУ ГНЦ Федеральный медицинский биофизический центр им. фио ФМБА России в ответе от 26 августа 2015г. также признал обоснованным решение МЭС о связи имеющегося у фио заболевания с воздействием радиационных факторов, указал, что Постановление Правительства РФ от 04.11.2004 N 592, утвердившее указанный выше Перечень заболеваний, не запрещает установление причинной связи других, кроме перечисленных в нем заболеваний с воздействием радиационных факторов.
Суд первой инстанции обоснованно и законно сделал вывод, что оснований для признания незаконным обжалуемого ГУ МВД России по г. Москве и МВД России решения МЭС от 12 марта 2015г. N 22/15-01/15 не установлено.
Совместным Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
Оформление и выдача удостоверения производится федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (далее - уполномоченный орган), - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи (п. 3).
Уполномоченный орган принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (п. 7).
В соответствии с п. 8 Порядка, решение об отказе в выдаче удостоверения не может быть принято, если заявителем соблюдены условия, указанные в пунктах 4, а именно с заявлением для оформления и получения удостоверения представляются: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Распоряжением Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве от 30 апреля 2015г. по результатам рассмотрения представленных фио документов постановлено возможным выдать удостоверение "получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом".
Соответствующие документы Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве, в том числе удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986г, решение МЭС от 12 марта 2015г, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом ГУ МСЭ N 18 ФКУ "ГУ МСЭ по г. Москве", были направлены в ФЭД МВД России, однако заявка и приложенные документы возвращены 19 июня 2015г. в связи с наличием двух действующих заключений разных уполномоченных органов о причинной связи полученных фио заболеваний, вынесенных с различных формулировках, отсутствием заболеваний отнесенных к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 N 592.
Вместе с тем, как указано выше, данные обстоятельства не могут служить основанием для признания незаконным решения МЭС и отказа в выдаче соответствующего удостоверения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, об обязании МВД России, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, оформить и выдать фио в установленном приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 Порядке и по форме в Приложении N1 удостоверение.
Оснований для удовлетворения требований фио о признании в судебном порядке его лицом, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, не имеется, установление данной связи осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, в отношении истца соответствующее решение принято Российским МЭС.
Руководствуясь ст. 100 ГПК РФ с учетом категории данного спора, принципа разумности и справедливости, объема оказанных представителем услуг, личного участия представителя в суде первой инстанции, суд пришел обоснованно к выводу о взыскании с МВД России в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
Доказательства обратного суду не было предоставлено.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в указанной части.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 30.05.2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МВД Росси по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.