Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
В Красноярском крае в сельских территориях насчитывается 1703 сельских населенных пункта, в которых по состоянию на 1 января 2014 года проживают 671 971 человек. Численность сельского населения составляет 23,6% от общей численности населения края.
Показатель смертности населения в 2013 году составил 12,7 случая на 1000 человек, что на 2,3% ниже уровня 2012 года. Смертность среди сельского населения снизилась на 1,9% в 2013 году и составила 15,6 случая на 1000 человек.
В структуре смертности сельского населения на первом месте болезни системы кровообращения - 48,7%, на втором - новообразования - 15,3%, внешние причины занимают третье место - 15,0%.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за период 2011-2013 годов единовременные компенсационные выплаты получили 152 молодых специалиста, прибывших для работы в сельские населенные территории.
Сельскому населению края медицинскую помощь оказывают 42 районные больницы, в том числе расположенные в сельской местности 19 районных больниц, 71 участковая больница, в том числе 15 юридических лиц, 75 врачебных амбулаторий, в том числе 6 юридических лиц, 101 отделение общих врачебных практик (далее - ОВП) как самостоятельных, так и в составе врачебной амбулатории, 872 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП).
В целях обеспечения оказания доврачебной медицинской помощи жителям сельских поселений с малой численностью населения (менее 100 человек проживающих) и не имеющих ФАПов созданы домовые хозяйства, на которые возложены функции по оказанию первой медицинской помощи. Домовые хозяйства оснащены аптечкой первой помощи, носилками, шинами, а также средствами связи с ФАПами, отделением общеврачебных (семейных) практик или районной больницей, в зоне ответственности которых они располагаются. Всего в крае создано 436 домовых хозяйств.
Число посещений фельдшеров ФАПов, включая посещения на дому, в 2013 году составило 1 654 199, что связано с активной патронажной работой медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов с целью раннего выявления заболеваний и профилактики обострения хронических заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактическим осмотрам), наблюдения хронических больных, наблюдения за приемом лекарственных средств больными туберкулезом.
Для повышения доступности первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в крае сформирована сеть медицинских учреждений в соответствии с численностью населения, отдаленностью от районных больниц и транспортной доступностью и проведена работа по:
формированию потоков пациентов внутри каждого амбулаторно-поликлинического учреждения посредством паспортизации амбулаторно-поликлинических организаций Красноярского края и оптимизации работы регистратуры;
организации диспансеризации определенных групп взрослого населения по территориально-участковому принципу. В проведении I этапа диспансеризации определенных групп взрослого населения активно задействованы ФАПы, участковые больницы и врачебные амбулатории: в 22% случаев на них проводится анкетирование, антропометрия, измерение артериального давления, клинические анализы, электрокардиография (далее - ЭКГ). Все учреждения здравоохранения обеспечены скрининг-оборудованием для организации I этапа диспансеризации. В 2013 году 21,8% от всех проживающих в сельских территориях (144 944 человека) прошли первый этап диспансеризации определенных групп взрослого населения, из них 75 502 человека завершили диспансеризацию в 2 этапа;
использованию дистанционных форм работы в виде дистанционного консультирования специалистами (интерпретации исследований - ЭКГ, УЗИ, внедрения дистанционного ЭКГ-консультирования);
использованию выездных форм работы - осмотрено выездными бригадами 9512 человек (специалисты краевых учреждений участвуют в проведении недостающих исследований и консультаций);
организации в крае общих врачебных практик, оснащенных в рамках модернизации системы здравоохранения края в 2011-2012 годах стандартным комплектом оборудования (25 отделений общих врачебных (семейных) практик в 21 муниципальном районе края);
укреплению материально-технической базы ФАПов: в 2012 году в сельские населенные пункты 35 муниципальных образований Красноярского края приобретено 46 модульных ФАПов, в 2013 году приобретен 21 модульный ФАП.
В учреждениях здравоохранения сельских территорий края в 2013 году работали 1610 врачей и 6994 средних медицинских работника (из них на фельдшерско-акушерских пунктах 1287 человек), укомплектованность врачебных должностей составляет 61,32%, должностей средних медицинских работников - 82,13%, показатель соотношения врач / средний медицинский работник - 1/6,9. Обеспеченность врачами в 2013 году составила 15,3 на 10 тыс. человек, средними медицинскими работниками - 71,8 на 10 тысяч человек.
Среди работающих врачей в сельской местности в возрасте до 30 лет 8,04% врачей и 15,46% средних медицинских работников, работающих пенсионеров врачей - 41,52%, средних медицинских работников - 36,36%.
Основными проблемами сельского здравоохранения края являются дефицит кадров, который вызван недостаточным притоком молодых специалистов, что обусловлено, прежде всего, отсутствием мер социальной поддержки, слабой материально-технической базой, высокой степенью износа зданий и автотранспорта, сложной транспортной доступностью и слабо развитой телефонной связью в большинстве удаленных территорий.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Цель подпрограммы - повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению.
Достижение указанной цели должно обеспечиваться решением следующих задач и выполнением соответствующих мероприятий:
2.2.1. Создание условий для развития медицинской помощи в сельских территориях:
совершенствование системы оказания медицинской помощи сельскому населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров. Для повышения доступности и полноты охвата сельского населения диспансерным наблюдением в 2011-2012 годах были дооснащены оборудованием амбулаторно-поликлинические подразделения муниципальных медицинских организаций первого уровня, закуплены передвижные модульные системы для проведения диспансеризации;
возведение модульных зданий фельдшерско-акушерских пунктов и офисов общей врачебной практики;
укрепление материально-технической базы существующих зданий и помещений районных больниц. С учетом технического состояния и соблюдения норм санитарного и противопожарного законодательства потребность в проведении капитального ремонта составляет в 26 учреждениях здравоохранения сельских территорий;
обновление парка медицинского оборудования и санитарного автотранспорта. Потребность в приобретении медицинского оборудования для 38 учреждений здравоохранения составляет 988 единиц и 166 единиц санитарного автотранспорта.
2.2.2. Привлечение врачей-специалистов к работе в сельской территории:
подготовка специалистов с высшим и средним медицинским образованием для сельского здравоохранения Красноярского края;
углубленная подготовка фельдшерско-акушерского персонала в комплексе с оснащением ФАПов современными средствами транспорта и связи, расширение круга полномочий по ведению больных, в том числе по профилактической работе с населением;
реализация федеральных приоритетных проектов (программ), в том числе предоставление единовременных компенсационных выплат специалистам с высшим медицинским образованием в возрасте до 35 лет, прибывшим для работы в сельские населенные пункты или рабочие поселки;
предоставление мер социальной поддержки врачам-специалистам, прибывшим для работы в сельскую территорию (предоставление служебного жилья, места в детском дошкольном учреждении для ребенка и др.).
2.2.3. Повышение структурной эффективности учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению:
развитие общих врачебных практик;
создание межмуниципальных объединений для оптимального использования ресурсов;
широкое внедрение дистанционных форм работы в виде дистанционного консультирования специалистами (интерпретации исследований - ЭКГ, УЗИ, рентгенограмм и др.);
развитие межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи;
расширение выездной работы специалистов в составе врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы. С этой целью все межрайонные центры оснащены мобильными портативными наборами для диагностики (аппараты УЗИ, эндоскопы, ЭКГ, оборудование для отоларингологов и др.);
переориентация маломощных больничных учреждений на оказание медико-социальной помощи;
преобразование участковых больниц в учреждения медико-социального ухода, во врачебные амбулатории с организацией службы общей врачебной практики и дневных стационаров в радиусе обслуживания до 100 км от центральной районной больницы и передача отдельных функций учреждениям социального обслуживания;
оптимизация работы фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, в том числе компьютеризация с обеспечением возможности электронной выписки рецептов, записи больных на прием к врачу и получения данных от врачей центральных районных больниц, участковых больниц и врачей общих врачебных практик;
создание круглосуточного поста при амбулатории во время невозможности (ограниченная транспортная доступность по причине сезонной изоляции) перевода больного в районную больницу (при необходимости);
оказание неотложной медицинской помощи в круглосуточном режиме по графику дежурств врача амбулатории, врача общей практики, фельдшера и медицинских сестер в амбулатории;
работа команды на селе - врач (врач общей врачебной практики) врачебной амбулатории, амбулатории участковой больницы, фельдшер, акушерка, медицинская сестра и социальный работник.
Реализация подпрограммы осуществляется в один этап с 2015 по 2017 годы.
Целевые индикаторы:
смертность сельского населения от всех причин - 15,0 случая на 1000 населения;
обеспеченность сельского населения врачами - 17,6 на 10 тыс. человек;
обеспеченность сельского населения средним медицинским персоналом -76,8 на 10 тыс. человек.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Мероприятия подпрограммы направлены на строительство новых и реконструкцию существующих краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, расположенных в сельских территориях, и создание инфраструктуры системы здравоохранения Красноярского края, а также на развитие мер социальной поддержки.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется:
министерством здравоохранения Красноярского края;
министерством строительства и архитектуры Красноярского края;
краевыми государственными бюджетными учреждениями здравоохранения.
2.3.2. Реализация мероприятий, предусмотренных пунктом 1.1 подраздела 2.6 подпрограммы, осуществляется путем закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.3.3. Главным распорядителем средств краевого бюджета на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства является министерство строительства и архитектуры Красноярского края, государственным заказчиком - краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства". Министерство строительства и архитектуры Красноярского края выбрано в качестве исполнителя подпрограммы по принципу наличия компетенции по организации строительства новых и реконструкции существующих объектов здравоохранения регионального и межмуниципального значения. В рамках мероприятия, предусмотренного пунктом 1.1 подраздела 2.6 подпрограммы, осуществляются: строительство и реконструкция объектов капитального строительства, разработка проектно-сметной документации, получение государственной экспертизы, проектно-изыскательские работы и обследование строительных конструкций зданий, сети инженерно-технического обеспечения, выполнение строительно-монтажных работ, инженерное обеспечение, пусконаладочные работы, благоустройство территории, авторский надзор и строительный надзор.
2.3.4. Министерство здравоохранения Красноярского края и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края являются исполнителями мероприятий, предусмотренных пунктами 2.1-2.2 подраздела 2.6 подпрограммы.
Принципом выбора исполнителей мероприятий, предусмотренных пунктами 2.1-2.2 подраздела 2.6 подпрограммы, является обеспечение медицинских организаций, расположенных в сельской местности либо в рабочих поселках, квалифицированными медицинскими кадрами.
Согласно пункту 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим договор с министерством здравоохранения Красноярского края в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджета Красноярского края.
Заключение договора с медицинским работником осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2012 N 46-п "Об утверждении Порядка заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшему на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта".
2.3.5. Приобретенное в рамках реализации мероприятий подпрограммы имущество является собственностью Красноярского края.
2.3.6. Внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственной программы осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности, а также контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", осуществляет Счетная палата Красноярского края.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
2.4.1. Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляется министерством здравоохранения Красноярского края, которое в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств краевого бюджета, выделяемых на выполнение подпрограммы.
2.4.2. Контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы осуществляется министерством здравоохранения Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется Счетной палатой Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
Внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственной программы осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
2.4.3. Министерство здравоохранения Красноярского края определяет промежуточные результаты и производит оценку реализации подпрограммы в целом, а также осуществляет:
отбор исполнителей мероприятий подпрограммы, реализуемых министерством здравоохранения Красноярского края;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы, реализуемых министерством здравоохранения Красноярского края;
подготовку отчетов о реализации подпрограммы.
2.4.4. Министерство здравоохранения Красноярского края для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации подпрограммы организует ведение и представление ежеквартальной отчетности (за первый, второй и третий кварталы).
Краевые медицинские организации, являющиеся исполнителями программы, ежеквартально до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 15 января очередного финансового года представляют в министерство здравоохранения Красноярского края информацию о ходе реализации соответствующих мероприятий подпрограммы. Ответственность за достоверность представляемых отчетных данных несут руководители соответствующих учреждений.
Министерство здравоохранения Красноярского края после проверки и обработки информации, полученной от соответствующих краевых медицинских организаций, ежеквартально не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным, представляет одновременно в министерство экономики и регионального развития Красноярского края и министерство финансов Красноярского края информацию и отчет об исполнении подпрограммы по форме, утвержденной Правительством Красноярского края.
2.4.5. Годовой отчет о ходе реализации программы формируется министерством здравоохранения Красноярского края.
Министерство здравоохранения Красноярского края до 1 марта года, следующего за отчетным, направляет в министерство экономики и регионального развития Красноярского края годовой отчет об исполнении подпрограммы с оценкой эффективности ее реализации, динамики финансирования и выполнения за весь период реализации подпрограммы и по планируемым мероприятиям на очередной финансовый год по форме, утвержденной Правительством Красноярского края.
2.4.6. Годовой отчет в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, подлежит размещению на официальном сайте министерства здравоохранения Красноярского края в сети Интернет.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
В результате реализации настоящей подпрограммы будут достигнуты следующие показатели:
смертность сельского населения от всех причин - 15,0 случая на 1000 человек;
обеспеченность сельского населения врачами - 17,6 на 10 тыс. человек;
обеспеченность сельского населения средним медицинским персоналом -76,8 на 10 тыс. человек.
2.6. Мероприятия подпрограммы
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 40 000,0 тыс. рублей, из них:
в 2015 году - 40 000,0 тыс. рублей, в том числе:
средства краевого бюджета - 40 000,0 тыс. рублей, из них:
в 2015 году - 40 000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального и краевого бюджетов подлежат ежегодному уточнению с учетом норм законодательства. В ходе реализации мероприятий подпрограммы возможно привлечение внебюджетных средств.
Реализация мероприятий подпрограммы и достижение ее конечных результатов осуществляется силами исполнителя подпрограммы.
Дополнительные материальные и трудовые затраты не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.