Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Поэтапное оздоровление окружающей среды в промышленных центрах Красноярского края наряду с реализацией крупнейших проектов освоения природных ресурсов, создание новой масштабной отрасли экономики края, связанной с добычей, транспортировкой и переработкой углеводородного сырья, являются основанием для реализации природоохранной программы.
Актуальность решения экологических проблем края связана с тем, что по валовым выбросам загрязняющих веществ в атмосферу (2,95 млн тонн в год), по сбросам сточных вод в водные объекты (1,98 млрд куб. метров в год), по объемам образования промышленных отходов (302,8 млн тонн в год) Красноярский край занимает лидирующее положение в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации.
Кроме того, в Красноярском крае с 1999 года выполняются работы по сохранению особо ценных видов рыб - енисейских осетра и стерляди. Актуальность проблемы определена общим кризисным состоянием воспроизводства осетровых видов рыб в границах естественного ареала. Уровень естественного воспроизводства осетровых видов рыб значительно ниже оптимального. В рамках выполнения мероприятия сформировано ремонтно-маточное стадо осетровых рыб, которое находится в краевой собственности. Основной целью использования ремонтно-маточного стада является получение икры рыбоводного качества в целях дальнейшего получения жизнестойкой молоди осетра и стерляди для выпуска в р.Енисей и стабилизация состояния естественных популяций стерляди и осетра, находящихся под жестким антропогенным прессом.
Учитывая, что в Красноярском крае с 1998 года введен запрет на вылов осетровых видов рыб, использование собственного ремонтно-маточного стада для получения рыбопосадочного материала является оправданным и целесообразным.
В настоящее время для восстановления нарушенного состояния запасов сибирского осетра и стерляди в естественных условиях необходимо осуществлять выпуск подрощенной молоди сибирского осетра и стерляди в пределах от 5 до 10 млн штук в год.
В рамках реализации данной подпрограммы будут осуществляться мониторинг состояния и территориального размещения таймырской популяции дикого северного оленя, мероприятия, направленные на мониторинг состояния объектов животного мира (не отнесенных к объектам охоты, а также к водным биологическим ресурсам), оценку рисков их гибели и создание условий для обеспечения охраны и использования объектов животного мира.
В целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания планируется проведение работ по регулированию численности охотничьих ресурсов.
Регулирование численности охотничьих животных определяется статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В ходе реализации мероприятия в крае будет осуществлен отстрел волка, лисицы.
В целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.
Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема).
Полномочия региональных органов исполнительной власти по разработке схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий определены статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства Красноярского края, материалов натурных исследований, лесного плана Красноярского края, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем.
Использование Схемы обеспечит планирование организации охотничьего хозяйства Красноярского края.
Для обеспечения охраны видов, занесенных в Красную книгу Красноярского края, копытных видов охотничьих ресурсов, численность которых имеет тенденцию к снижению, а также сохранения природных комплексов в Красноярском крае развивается сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Роль системы ООПТ в сохранении уникального биологического и ландшафтного разнообразия края приобретает все большее значение. ООПТ способствуют сохранению природных комплексов, сохранению и воспроизводству объектов животного и растительного мира, в том числе находящихся под угрозой исчезновения. Одновременно они выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем и происходящих в них процессов, способствуют экологическому воспитанию населения. Система ООПТ обладает значительным рекреационным ресурсом и туристическим потенциалом.
В настоящее время в Красноярском крае создано 7 заповедников, 1 национальный парк, 3 заказника федерального значения, 1 природный парк, 34 заказника краевого значения, 55 памятников природы краевого значения, 1 территория традиционного природопользования краевого значения.
Площадь ООПТ в Красноярском крае составляет 16,95 млн га (7,16% от площади Красноярского края), из них 11,59 млн га (4,89%) относится к ООПТ федерального значения, 5,36 млн га (2,26%) - ООПТ регионального значения. Все региональные ООПТ образованы без изъятия из хозяйственного оборота, установленным режимом ограничиваются определенные виды деятельности, наносящей наибольший необратимый вред природным комплексам и объектам.
Вместе с тем показатель площади ООПТ значительно ниже общероссийского показателя (11,8%) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран-участниц Конвенции ООН по биоразнообразию (17%). В связи с окончанием в 2015 году действия Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года начать работы по разработке Схемы особо охраняемых природных территорий Красноярского края до 2025 года.
Подпрограммой предусматривается реализация работ, направленных на расширение сети ООПТ краевого значения и обеспечение их функционирования.
В результате реализации программных мероприятий планируется к 2016 году расширить сеть ООПТ до 7,5% площади Красноярского края.
В результате реализации мероприятий подпрограммы будут представляться прогнозы и справки основным потребителям в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, выполняться экологические обследования предприятий и организаций Красноярского края, ежегодно разрабатываться радиационно-гигиенические паспорта территории Красноярского края с подготовкой аналитических справок по результатам радиационно-гигиенической паспортизации предприятий, учреждений и организаций Красноярского края; разрабатываться (актуализироваться) экологические паспорта муниципальных образований края; разрабатываться и корректироваться сводные тома предельно допустимых выбросов для городов - промышленных центров края.
На сегодняшний день краевое государственное бюджетное учреждение "Музей геологии Центральной Сибири" (далее - учреждение) - единственное учреждение, осуществляющее эколого-просветительскую и культурно-просветительскую деятельность по геологическому направлению в Красноярском крае.
Сравнение условий деятельности и развития лучших музеев геологического профиля России и мира с фактическим сегодняшним состоянием учреждения позволяет выявить основные сдерживающие факторы функционирования последнего:
незначительный срок комплектования коллекций (менее 50 лет);
неудовлетворительная обеспеченность учреждения современным оборудованием и техническими экспозиционными средствами.
Реализация государственной подпрограммы позволит увеличить комплектность коллекционного фонда и послужит основой для выполнения деятельности учреждения.
Направления деятельности учреждения и выполненные работы:
1. Собственно музейная деятельность:
организовано активное комплектование фондов (приобретение коллекционного сырья музейного качества, драгоценных камней и самородных металлов, экспедиционные сборы, организация пожертвований и дарений). Фонды пополнились 9 тысячами музейных предметов основного и вспомогательного фондов;
разработана технология хранения и переучета фондов; хранение сырьевых материалов, в том числе сырья для изготовления сувениров, организовано в специальных помещениях, на стеллажах и в ящиках;
организована работа по обновлению экспозиций (разработаны тематико-экспозиционные планы по выставочным разделам "Минералогия и геммология", "Благородные металлы Сибири", "Черные металлы"; "Цветные металлы");
подготовлены и активно используются в работе тексты 9 экскурсий, буклеты учреждения.
2. Просветительская деятельность:
ежегодно музей участвует в 15 выставках регионального уровня;
подготовлено 6 документально-публицистических фильмов из циклов "История геологических исследований и освоения недр Сибири", "Геологические памятники и геологические достопримечательности природы". Создан и развивается музейный веб-сайт www.mgeocs.ru.
3. Образовательная деятельность:
разработаны и используются при организации Краевого детского геологического движения учебно-методические комплексы по всем основным дисциплинам дополнительного эколого-геологического образования;
создан кружок дополнительного эколого-геологического образования школьников.
4. Научная деятельность:
созданы технические условия для сбора, изучения, хранения и организации научного оборота исторических документов (рабочее помещение для работы с архивными документами, компьютерная и оргтехника);
возрождены прекратившиеся в 90-х годах исследования, в том числе экспедиционные, по теме "Геологические памятники и геологические достопримечательности природы".
По результатам научной работы всех направлений опубликовано более 15 научных статей и более 36 публицистических статей, освещающих жизнь и деятельность учреждения.
Реализация данных мероприятий направлена на поддержание существующего тренда с ориентиром на выполнение эколого-просветительской и культурно-просветительской деятельности, что обеспечит популяризацию освещаемых направлений как среди местного населения, так и за счет туристов и гостей Красноярского края.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки
выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Основной целью подпрограммы является сохранение и восстановление биологического разнообразия, осуществление эколого-просветительской и культурно-просветительской деятельности.
Достижение установленной цели будет решаться через комплекс задач, в том числе:
сохранение биологического разнообразия;
оздоровление окружающей среды в промышленных центрах края;
осуществление эколого-просветительской и культурно-просветительской деятельности.
Реализация эколого-просветительской и культурно-просветительской деятельности будет осуществляться через предоставление субсидий краевому государственному бюджетному учреждению "Музей геологии Центральной Сибири" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Перечень целевых индикаторов указан в приложении N 1 к настоящей подпрограмме. Целевым индикатором подпрограммы является доля площади Красноярского края, занятая ООПТ, которая к 2017 году составит 6,18% от площади Красноярского края.
Подпрограмма реализуется в 1 этап в 2014-2017 годах.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Организация реализации подпрограммы возлагается на Министерство, краевые государственные бюджетные учреждения "Дирекция природного парка "Ергаки", "Музей геологии Центральной Сибири", краевое государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края", являющиеся заказчиками.
Исполнители мероприятий подпрограммы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчики по мероприятиям подпрограммы осуществляют:
проведение торгов в соответствии с настоящей подпрограммой;
заключение с поставщиками, исполнителями работ, услуг государственных контрактов (договоров);
контроль за выполнением мероприятий в соответствии с заключенными контрактами (договорами);
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Приобретаемое и (или) создаваемое имущество в результате реализации мероприятий подпрограммы является краевой собственностью и учитывается в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Реализация мероприятия 1.1 приложения N 2 к подпрограмме осуществляется путем предоставления бюджетных ассигнований для обеспечения деятельности краевого государственного казенного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" и предоставления субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным учреждениям "Дирекция природного парка "Ергаки" и "Музей геологии Центральной Сибири" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иные цели соответственно.
Перечень мероприятий с указанием объема средств по каждому мероприятию по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (мероприятие 2.1 приложения N 2 к подпрограмме) устанавливается приказом Министерства.
Реализация мероприятия 2.1 приложения N 2 к подпрограмме осуществляется заказчиками в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Реализация государственного полномочия по проведению государственной экологической экспертизы (мероприятие 2.2 приложения N 2 к подпрограмме) осуществляется Министерством в соответствии с федеральным закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
2.4. Управление подпрограммой
и контроль за ходом ее выполнения
Министерство, краевые государственные бюджетные учреждения "Дирекция природного парка "Ергаки", "Музей геологии Центральной Сибири", краевое государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" осуществляют:
отбор исполнителей мероприятий подпрограммы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
мониторинг реализации мероприятий и оценку результативности;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы и подготовку отчетов о реализации мероприятий подпрограммы.
Министерство осуществляет:
контроль за реализацией подпрограммы;
координацию исполнения подпрограммных мероприятий;
непосредственный контроль за ходом реализации подпрограммы и подготовку отчетов о реализации подпрограммы.
Исполнители подпрограммного мероприятия 1.1, приложения N 2 к подпрограмме - краевое государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" и краевые государственные бюджетные учреждения "Дирекция природного парка "Ергаки", "Музей геологии Центральной Сибири" осуществляют отбор исполнителей на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятия 1.1, приложения N 2 к подпрограмме и подготовку отчетов о реализации мероприятия 1.1 приложения N 2 к подпрограмме.
Для составления ежеквартальной отчетности (за первый, второй и третий кварталы), годового отчета о ходе реализации программы ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 10 февраля очередного финансового года краевое государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" и краевые государственные бюджетные учреждения "Дирекция природного парка "Ергаки", "Музей геологии Центральной Сибири" направляют в Министерство:
отчеты о реализации подпрограммы;
годовой отчет о ходе реализации подпрограммы.
Отчеты о реализации подпрограммы представляются Министерством одновременно в министерство экономики и регионального развития Красноярского края и министерство финансов Красноярского края ежеквартально не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
Годовой отчет о ходе реализации подпрограммы формируется Министерством с учетом информации, полученной от соисполнителей, и направляется на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
Согласованный соисполнителями годовой отчет представляется в министерство экономики и регионального развития Красноярского края до 1 марта года, следующего за отчетным.
Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края. Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета осуществляет Счетная палата Красноярского края.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Подпрограмма "Охрана природных комплексов и объектов" вносит вклад в достижение цели государственной программы и направлена на обеспечение сохранения биологического разнообразия животного мира, создание условий для устойчивого существования, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира, обитающих на территории Красноярского края, оздоровления окружающей среды на территории Красноярского края.
Выполнение запланированных мероприятий обеспечит стабильное существование на территории края постоянно обитающих объектов животного мира, их расширенное воспроизводство. Рациональное использование объектов животного мира, их охрана, ужесточение контроля со стороны органов государственной власти, пропагандистская работа среди населения должны привести к росту численности основных видов охотничьих ресурсов и как следствие, к увеличению пропускной способности охотничьих угодий, а также к снижению количества правонарушений в области охраны и использования животного мира.
Таким образом, система рационального природопользования позволит достигнуть баланса, при котором в полной мере удовлетворяются потребности населения и в то же время не создаются предпосылки для сокращения численности животного мира в длительной перспективе.
Государственная политика в области рационального использования водных биоресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы водных объектов рыбохозяйственного значения ценными видами рыб. В условиях негативного влияния на среду обитания различных направлений хозяйственной деятельности искусственное воспроизводство является эффективным, а во многих случаях основным источником пополнения рыбных и не рыбных запасов.
Результаты деятельности предприятий по воспроизводству водных биоресурсов поглощаются природой без непосредственного вознаграждения и возврата средств бюджету. Впоследствии затраты на создание и эксплуатацию объектов рыборазведения возмещаются рыбопромысловыми и перерабатывающими предприятиями за счет промыслового возврата от выпуска молоди ценных видов рыб.
Промысловый возврат является основным критерием эффективности деятельности рыбоводных предприятий, учитывающим качество выпускаемой молоди и способность ее выживаемости в нагульных водоемах. Возможный промысловый возврат является источником дохода, который формируется в сфере производства товарной продукции и компенсирует затраты бюджета на содержание рыборазводных предприятий в виде налогов и сборов.
В России каждый миллион выпущенной молоди осетровых видов рыб дает в среднем 185,8 тонн промыслового возврата.
Значение рыбоводства особенно велико для формирования и поддержания видов рыб, обеспечивающих сохранение биоразнообразия. Запасы редких и исчезающих видов рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, поддерживаются благодаря деятельности рыбоводных предприятий по искусственному воспроизводству рыбных запасов. Выращивание молоди и личинок ценных и особо ценных видов рыб в заводских условиях является наиболее интенсивным и одновременно самым затратным методом воспроизводства рыбных запасов.
В результате реализации работ, направленных на расширение сети ООПТ краевого значения и обеспечение их функционирования в 2014-2015 годах ожидается достижение следующих результатов:
разработать 8 комплектов материалов по организации ООПТ краевого значения;
разработать 6 комплектов материалов по актуализации режима особой охраны ООПТ краевого значения;
провести на ООПТ краевого значения 4023 рейдов по обеспечению режима особой охраны ООПТ и 10259 обходов природных комплексов и объектов;
увеличить число посетителей в рекреационных целях ООПТ краевого значения с 17 734 человек в 2013 году до 46 827 человек в 2017 году;
обустроить 5 км экологических троп в природном парке "Ергаки", оборудовать 6 мест отдыха и пикниковых точек и 2 палаточных стоянки;
провести 1031 публикаций и выступлений в СМИ по вопросам сохранения биологического разнообразия;
провести 807 эколого-просветительских мероприятий.
Реализация мероприятий позволит увеличить площадь ООПТ краевого значения на 154 тыс. га (2,5%) и обеспечить функционирование ООПТ краевого значения на общей площади 6 131, 972 тыс. га.
В результате выполнений мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности будет обеспечено:
представление основным потребителям прогнозов, обзоров, справок в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
выполнение экологического обследования предприятий и организаций Красноярского края;
разработка радиационно-гигиенических паспортов территории Красноярского края;
разработка и корректировка сводных томов предельно допустимых выбросов для г.Ачинска и г.Норильска.
Кроме того, в результате реализации мероприятий краевого государственного бюджетного учреждения "Музей геологии Центральной Сибири" Красноярский край получит:
1. музей, как научное и культурно-просветительское учреждение общероссийского масштаба;
2. музей, как учреждение, осуществляющее сохранение, изучение и приумножение культурного наследия народов Сибири;
3. музей, как элемент краевой геологической службы, осуществляющий идеологическую и культурную поддержку деятельности власти в области рационального природопользования;
4. музей, как символ природных богатств, как "витрина" природно-ресурсного потенциала Центральной Сибири.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень подпрограммных мероприятий указан в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
См. текст подраздела 2.7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.