Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы Подпрограммы
2.1. Постановка проблемы и обоснование необходимости
разработки Подпрограммы
В силу своего географического месторасположения, территория муниципального района на 100% находится за Полярным кругом. В этих условиях транспорт является той отраслью экономики, которая играет важнейшую роль в жизнеобеспечении территории. Основными приоритетами муниципальной политики в сфере транспорта является выработка механизмов действия органов местного самоуправления с целью обеспечения эффективного, отвечающего общественным интересам формирования транспортного комплекса муниципального района и рынка транспортных услуг.
Транспортная сеть муниципального района представлена водным (морским и речным), воздушным, железнодорожным, трубопроводным и автомобильным транспортом. Развитие транспортного комплекса муниципального района обусловлено особенностями географического положения и природно-климатическими условиями региона. В связи с отсутствием развитых наземных транспортных коммуникаций в регионе важнейшую функцию по обеспечению устойчивых транспортных связей на территории осуществляют воздушный и внутренний водный транспорт.
Транспортная сеть на территории муниципального района в настоящее время сформирована применительно к складывающимся по соответствующим направлениям пассажирским потокам исходя из экономических условий, действующих в муниципальных образованиях (количество, подвижность и платежеспособность населения, уровень тарифов на энергоресурсы, наличие и сроки навигации водного транспорта). Ежегодно для передвижения по территории муниципального района услугами воздушного и внутреннего водного транспорта пользуются порядка 8 тысяч пассажиров, из них около 70% - воздушным транспортом, 30% - внутренним водным транспортом.
Воздушный транспорт на территории муниципального района представлен Государственным предприятием Красноярского края "КрасАвиа" (далее - ГП КК "КрасАвиа"), Норильским филиалом ОАО "Авиакомпания "Таймыр" (далее - НФ ОАО "АК "Таймыр") и ООО "Аэропорт "Норильск". Общая протяженность действующей маршрутной сети пассажирского воздушного транспорта на территории муниципального района по состоянию на 01.01.2013 составляет 3 011 км.
ГП КК "КрасАвиа" осуществляет летную деятельность, аэропортовое и техническое обслуживание воздушных судов в аэропортах "Диксон" и "Хатанга". Основным аэропортом базирования является аэропорт "Красноярск" (Емельяново). ГП КК "КрасАвиа" выполняет социально-значимые авиационные работы и осуществляет перевозки пассажиров воздушным транспортом как по межмуниципальным маршрутам (Хатанга - Норильск, Норильск - Диксон) посредством самолетов Ан-24 (Ан-26-100) так и по местным воздушным линиям (далее - МВЛ) в 8 (восемь) населенных пунктов сельского поселения Хатанга (Хатанга, Новорыбная, Попигай, Сындасско, Каяк (Котуй), Новая, Хета, Катырык) посредством вертолетов Ми-8 из действующего транспортного узла - аэропорт "Хатанга".
Основным перевозчиком на территории муниципального района, осуществляющим летную деятельность воздушным транспортом, является НФ ОАО "Авиакомпания "Таймыр". Данная авиакомпания осуществляет социально-значимые пассажирские перевозки по МВЛ в 11 населенных пунктов городского поселения Дудинка и сельского поселения Караул (Дудинка, Усть-Порт, Караул, Носок, Тухард, Байкаловск, Воронцово, Потапово, Хантайское Озеро, Усть-Авам, Волочанка) посредством вертолетов Ми-8 из действующих транспортных узлов - посадочных площадок "Дудинка" и "Гидропорт".
ООО "Аэропорт "Норильск" осуществляет на территориях муниципального и Норильского промышленного районов аэропортовую деятельность. В отношении муниципального района это касается посадочных площадок "Дудинка" и "Гидропорт".
Водный транспорт на территории муниципального района представлен основными предприятиями отрасли: Заполярный транспортный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель" (далее - ЗТФ ОАО "ГМК "НН" или Дудинский морской порт), ООО "Промысловое хозяйство Енисей" (далее - ООО "ПХ Енисей"), ЗАО "Хатангский морской торговый порт" (далее - ЗАО "ХМТП"), МУП "Диксонбыт". Протяженность действующей маршрутной сети пассажирского внутреннего водного транспорта на территории муниципального района составляет 2 935 км.
ЗТФ ОАО "ГМК "НН" является градообразующим предприятием транспортной отрасли муниципального района в целом. Дудинский морской порт оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие территории, так как является основным региональным транспортным узлом в речном и морском направлениях (транспортно-логистический терминал), обеспечивающим жизнедеятельность муниципального района и Норильского промышленного района (население примерно 260 тыс. человек). Через порт происходит вывоз продукции ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель". Глубины причалов порта составляют от 8 до 12 метров и позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Летняя навигация составляет 130 дней, с 15 июня по 20 октября. Пропускная способность причалов порта - 25 тыс. тонн в сутки. Годовой грузооборот порта порядка 3 млн. тонн.
Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом в регионе осуществляются по руслам рек Енисей и Хатанга и их притокам водоизмещающими пассажирскими судами ОАО "ПассажирРечТранс" (на маршруте "Красноярск - Дудинка", а также судами ЗАО "ХМТП" (т/х "Таймыр"), ООО "ПХ Енисей" (т/х "Хансута Яптунэ" и "СП-4").
Пассажирские перевозки в период летней навигации осуществляются в 16 населенных пунктов (Дудинка, Усть-Порт, Караул, Носок, Байкаловск, Воронцово, Хатанга, Жданиха, Новорыбная, Попигай, Сындасско, Каяк, Кресты, Новая, Хета, Катырык), из действующих транспортных узлов - Дудинский морской порт, Хатангский морской порт. Также регулярные пассажирские перевозки внутренним водным транспортом осуществляются в навигационный период на территории городского поселения Диксон по маршруту "п.г.т. Диксон - о.Диксон" посредством т/х "С. Гуменюк".
Основными проблемами транспортной отрасли муниципального района, которые негативно отражаются на качестве жизни населения Таймыра, являются:
- высокая стоимость услуг по перевозке пассажиров воздушным и внутренним водным транспортом при организации транспортного сообщения на территории муниципального района;
- физический и моральный износ судов внутреннего водного транспорта, используемых в рамках "Северного завоза" энергоносителей и социально значимых грузов в отдаленные и труднодоступные населенные пункты муниципального района, в том числе в места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, ежегодно ставит под сомнение организацию гарантированного "Северного завоза";
- низкий уровень оснащенности и безопасности функционирования инфраструктурных объектов водного транспорта;
- высокая розничная стоимость на территории сельского поселения Хатанга автомобильного бензина марки А-80 и АИ-92, который используется для обеспечения жизнедеятельности населения поселения, в том числе и коренных малочисленных народов Севера;
- высокий уровень аварийности на территории муниципального района;
- недостаточное обновление подвижного состава и низкий уровень технической оснащенности предприятий (бюджетных учреждений) транспорта.
Одной из основных проблем при организации транспортного сообщения на территории муниципального района является высокая стоимость услуг по перевозке пассажиров воздушным и внутренним водным транспортом. Значительное увеличение стоимости топлива, горюче-смазочных материалов и возобновления ресурсов техники, рост затрат на аэронавигационные сборы, портовые сборы, аэропортовое обслуживание и другие эксплуатационные затраты по рейсам вынуждают транспортные предприятия ежегодно пересматривать (увеличивать) стоимость летного (судового) часа на выполнение рейсов при перевозке пассажиров.
Для сохранения регулярного пассажирского сообщения воздушным и внутренним водным транспортом и обеспечения доступности стоимости услуг воздушного и внутреннего водного транспорта по отношению к уровню доходов населения необходимо субсидировать предприятия воздушного и внутреннего водного транспорта, осуществляющие пассажирские перевозки на территории муниципального района, с целью возмещения недополученных доходов, возникающих при перевозках пассажиров. Данные мероприятия ранее ежегодно реализовывались в рамках муниципальной, а с 2011 года долгосрочной целевой программы "Обеспечение доступности воздушного и внутреннего водного транспорта на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района", в рамках которой в 2012 году предприятиями воздушного и внутреннего водного транспорта было перевезено порядка 8 314 человек, а стоимость снижения пассажирского тарифа в зависимости от направления и вида транспорта варьировалась от 27 до 74%.
Одним из важнейших мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального района, в том числе в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, является сезонный завоз энергоносителей и социально-значимых грузов. Учитывая, что основные объемы поставок в населенные пункты муниципального района осуществляются судами внутреннего водного транспорта, отдельно следует выделить проблему физического и морального износа подвижного состава используемого водного транспорта. Предприятия внутреннего водного транспорта, осуществляющие перевозки в замкнутых водных системах, не имеющих выхода в бассейн реки Енисей, из-за низкой рентабельности не имеют финансовой возможности для обновления грузового речного флота.
Для обеспечения гарантированных поставок горюче-смазочных материалов (уголь, дизельное топливо, керосин и т.д.) и социально значимых грузов в период летней речной навигации в населенные пункты муниципального района необходимо плановое приведение эксплуатируемого флота в соответствие требованиям безопасности. Это необходимое условие для поддержания транспортной отрасли муниципального района в удовлетворительном состоянии.
МКУ "ТТК" является некоммерческой организацией, созданной муниципальным районом для оказания транспортных услуг. Предметом деятельности МКУ "ТТК" является оказание транспортных услуг органам местного самоуправления, иным муниципальным учреждениям, финансируемым из бюджетов разных уровней, организациям и населению. В оперативном управлении МКУ "ТТК" находятся 83 единицы автотранспорта. Основной проблемой МКУ "ТТК" является отсутствие комплексного развития связанного с недофинансированием, что в свою очередь влияет на некачественное и несвоевременное предоставление транспортных услуг, а также на обеспечение безопасности дорожного движения. В настоящее время в МКУ "ТТК" подлежит списанию 32 единицы автотранспорта, капитальному ремонту подлежат 12 единиц автотранспорта.
Развитие транспортной отрасли муниципального района возможно только при разработке и целенаправленной реализации комплекса мероприятий, в том числе посредством реализации мероприятий Подпрограммы.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки
выполнения Подпрограммы, целевые индикаторы
Цель Подпрограммы: комплексное развитие транспортной отрасли муниципального района. Для достижения поставленной цели в ближайшей перспективе планируется решить следующие задачи:
1. обеспечение доступности услуг пассажирского воздушного и внутреннего водного транспорта на территории муниципального района;
2. развитие внутреннего водного транспорта на территории муниципального района;
3. создание условий для предоставления МКУ "ТТК" качественных и своевременных транспортных услуг.
К компетенции исполнителя Подпрограммы - Администрации муниципального района - в области реализации программы относятся:
- разработка нормативных актов, необходимых для реализации Подпрограммы;
- разработка предложений по уточнению перечня, затрат и механизма реализации программных мероприятий;
- определение критериев и показателей эффективности, организация мониторинга реализации Подпрограммы;
- обеспечение целевого, эффективного расходования средств, предусмотренных на реализацию Подпрограммы из бюджетных источников;
- подготовка отчета о ходе реализации Подпрограммы.
Реализация мероприятий Подпрограммы рассчитана на 4-х летний период - с 2014 по 2017 год.
Достижимость и измеряемость поставленной цели, а также промежуточные и конечные социально-экономические результаты решения проблем транспортной отрасли характеризуются целевыми индикаторами выполнения Подпрограммы, которые представлены в приложении N 1 к Подпрограмме.
2.3. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации определяет комплекс мер, осуществляемых Администрацией муниципального района в целях повышения эффективности реализации мероприятий Подпрограммы и достижения целевых индикаторов.
Реализация Подпрограммных мероприятий 1.1 и 1.2 осуществляется посредством предоставления субсидий, получателями которых могут быть предприятия воздушного и внутреннего водного транспорта.
Субсидии на возмещение недополученных доходов предоставляются предприятиям воздушного транспорта (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), осуществляющим регулярные пассажирские перевозки на территории муниципального района воздушными судами (вертолет Ми-8) при отсутствии условий для осуществления перевозок внутренним водным транспортом. Субсидии на возмещение недополученных доходов предоставляются предприятиям внутреннего водного транспорта (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), осуществляющим регулярные пассажирские перевозки внутренним водным транспортом на территории муниципального района в бассейнах рек Енисей и Хатанга в летний период навигации.
Субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Администрации муниципального района об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий предприятиям воздушного и внутреннего водного транспорта, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки на территории муниципального района. Получатели субсидий определяются по итогам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора на право получения субсидий предприятиями воздушного и внутреннего водного транспорта, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки на территории муниципального района, утверждаемым постановлением Администрации муниципального района.
По результатам конкурсного отбора между получателями субсидий и Администрацией муниципального района заключаются Соглашения на предоставление субсидий. Условием для получения субсидий предприятиями воздушного и внутреннего водного транспорта является выполнение программы пассажирских перевозок. Программа пассажирских перевозок оформляется приложением к Соглашениям, заключаемым с предприятиями транспорта.
Непосредственный мониторинг за выполнением программ перевозок, условий заключенных Соглашений, а также проверку ежеквартальных расчетов субсидий, предоставляемых перевозчиками, осуществляет Управление транспорта, информатизации и связи Администрации муниципального района.
Реализация мероприятия 2.1 осуществляется в виде предоставления субсидий, получателями которых могут быть предприятия, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность по реализации полномочий по вопросам местного значения и имеющие в хозяйственном ведении или безвозмездном пользовании суда внутреннего плавания, которые используются в целях решения социально-значимых задач.
Субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Администрации муниципального района о предоставлении субсидий предприятиям, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность по реализации полномочий по вопросам местного значения муниципального района, на возмещение затрат, связанных с проведением всех видов ремонтов, модернизации и переоборудования судов внутреннего плавания, находящихся в хозяйственном ведении или безвозмездном пользовании и используемых в целях решения социально-значимых задач, по результатам конкурсного отбора на основании соглашений, заключаемых Администрацией муниципального района с предприятиями.
Условием выплаты субсидии является произведение предприятием затрат, связанных с проведением всех видов ремонтов, модернизации и переоборудования судов внутреннего плавания. Контроль за выполнением работ осуществляет Управление транспорта, информатизации и связи Администрации муниципального района.
Мероприятие 3.1 предполагает обеспечение деятельности МКУ "ТТК" в соответствии с нормативно-правовыми актами Администрации муниципального района, Уставом "МКУ "ТТК", а также требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контроль за целевым и эффективным использованием средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы, осуществляется исполнителем Подпрограммы - Администрацией муниципального района.
2.4. Управление Подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Текущий контроль за ходом реализации Подпрограммы, целевым и эффективным расходованием средств районного бюджета осуществляет исполнитель Подпрограммы - Администрация муниципального района.
Отчетные данные о реализации Подпрограммы формируются и предоставляются Администрацией муниципального района в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, их формировании и реализации, утвержденного постановлением Администрации муниципального района от 02.09.2013 N 608.
Ответственными за непосредственную подготовку и представление отчетных данных в адрес исполнителя Подпрограммы являются Управление транспорта, информатизации и связи Администрации муниципального района и МКУ "ТТК".
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Эффективность и результативность реализации Подпрограммы определяется степенью достижения значений целевых индикаторов и позволяющих к 2018 году достичь следующих результатов:
- доля населения муниципального района, использующая для передвижения воздушный и внутренний водный транспорт, в общей численности населения муниципального района увеличится до 27%;
- доля доставленного в населенные пункты муниципального района судами внутреннего плавания, в отношении которых был проведен ремонт, модернизация и переоборудование в рамках предоставленных субсидий из бюджета муниципального района, объема грузов по отношению к потребному (утвержденному) объему поставок увеличится до 100%;
- доля выполненных МКУ "ТТК" заявок на оказание транспортных услуг по отношению к общему числу поданных заявок увеличится до 100%.
2.6. Мероприятия Подпрограммы
Перечень мероприятий Подпрограммы представлен в приложении N 2 к Подпрограмме.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение Подпрограммы) с указанием источников финансирования
Источником финансирования мероприятий Подпрограммы являются средства районного бюджета. Объем средств на реализацию мероприятий Подпрограммы представлен в приложении N 3 к Подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.