Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Необходимость разработки подпрограммы "Развитие профессионального образования" связана с рядом острых проблем в подготовке кадров для ведущих предприятий, социальных организаций Красноярского края и в обеспечении доступности профессионального образования для различных категорий граждан.
Министерству образования и науки Красноярского края подведомственно 61 учреждение начального профессионального образования и 37 учреждений среднего профессионального образования, министерству культуры Красноярского края подведомственно 6 учреждений среднего профессионального образования, министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края подведомственно одно учреждение среднего профессионального образования, министерству здравоохранения Красноярского края подведомственно 9 учреждений среднего профессионального образования.
Развитие экономики Красноярского края, продолжающиеся процессы перевооружения производств, сферы услуг существенно изменяют требования работодателей к качеству подготовки выпускников: наличие высокой квалификации, умение быстро встраиваться в производственные процессы, владение современными технологиями, оборудованием.
Существующая подготовка кадров по многим направлениям не может обеспечить указанные требования в связи с устаревшей лабораторной базой, учебно-производственным оборудованием, уровнем квалификации педагогических работников. Без системного обновления содержания образования (образовательных программ, учебно-производственного оборудования) невозможно решить задачу повышения качества подготовки выпускников.
В целях повышения качества подготовки начиная с 2008 года в Красноярском крае опробован механизм создания на базе краевых учреждений-лидеров начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края (далее - НПО, СПО), отраслевых высокотехнологичных центров, ведущих подготовку кадров по современным производственным технологиям для предприятий отрасли. Ключевые партнеры таких центров - это профессиональные ассоциации, отраслевые министерства Красноярского края, производители современного технологического оборудования.
В 2013 году в крае создано 20 центров по подготовке квалифицированных кадров для ведущих отраслей, для групп муниципальных образований (Запад, Восток, Север, Центр, Юг), субъектов малого и среднего бизнеса.
В результате деятельности высокотехнологичных центров выросла доля обучающихся и студентов, проходящих практику на современном оборудовании, увеличилась доля выпускников, имеющих уровень квалификации 4-й разряд и выше, положительная динамика трудоустройства выпускников.
Из приоритетных отраслей экономики Красноярского края лишь отраслевые высокотехнологичные центры отсутствуют для отраслей: энергетика, угольная промышленность, разработка полезных ископаемых (горная руда), сфера обслуживания и швейное производство. Это приводит к нехватке на предприятиях Красноярского края соответствующих кадров, к несоответствию существующего качества подготовки по востребованным профессиям и специальностям требуемому.
При наращивании объемов производств требуются дополнительные квалифицированные кадры, их отсутствие, как правило, предприятия замещают иностранной рабочей силой либо формируют заказ центрам занятости на переобучение безработных граждан за счет средств государства. При этом ведущие предприятия края практически не могут вести целевую подготовку кадров в краевых учреждениях профессионального образования для собственных нужд.
Остаются нерешенными проблемы обеспечения квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием медицинских организаций системы здравоохранения Красноярского края.
Дефицит среднего медицинского персонала для обеспечения соотношения врач / средний медицинский работник 1 к 3 - 23 254 чел. (из них в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 13288, в стационарах - 9 966).
Наиболее дефицитные специальности: акушерское дело, лабораторная диагностика (в т. ч. бактериология), сестринское дело (в т. ч. педиатрия и общая практика), операционное дело, анестезиология и реаниматология, рентгенология, скорая и неотложная помощь.
Восполнение отрасли здравоохранения за счет молодых специалистов обеспечено только на 4,0%.
В здравоохранении Красноярского края работают 27 972 средних медицинских работников, из них на селе - 4 771.
Укомплектованность должностей средних медицинских работников - 71,2%.
Снижение численности медицинских работников со средним медицинским образованием привело к усугублению диспропорции в соотношении врачей и средних медицинских работников.
Недостаточный объем подготовки специалистов со средним медицинским образованием в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, в настоящее время не позволяет покрывать потребность отрасли.
Необходимо увеличение набора в профессиональные (медицинские) образовательные организации Красноярского края минимум до 2000 человек.
Для решения вопроса кадрового обеспечения медицинских организаций необходимо дальнейшее развитие подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, по смежным специальностям.
Проблемы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием также характерны и для отрасли лесного хозяйства.
Недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень производительности труда обусловлены слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также сложной ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
В целом модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не может осуществляться без развития кадрового потенциала на территории края.
В целях развития профессионального образования в области лесного хозяйства определены следующие направления:
модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;
модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
формирование образовательных программ, учитывающих особенности края.
Одной из серьезных проблем в учреждениях культуры края остается недостаточная их обеспеченность квалифицированными кадрами. Эффективная работа учреждений культуры возможна только при условии высокого профессионализма и уровня общей эрудиции творческих работников. Доля специалистов с профильным образованием сегодня составляет только 64%.
Несоответствие профессионального уровня специалистов учреждений культуры края, особенно в сельской местности, актуальным задачам, которые необходимо решать в условиях социальных и экономических изменений, тормозит инновационные процессы в отрасли "Культура".
Учреждения библиотечного, клубного типа, детские школы искусств, театрально-зрелищные учреждения испытывают острую потребность в квалифицированных специалистах, в том числе со средним профессиональным образованием. Наибольший дефицит специалистов наблюдается в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера.
Наиболее востребованы в крае специалисты в области социально-культурной деятельности, народного художественного творчества, актерского и хореографического искусства, инструментального исполнительства. Особенно остро стоит вопрос подготовки профессиональных хормейстеров, преподавателей для детских школ искусств по направлениям: духовые инструменты, струнные инструменты, инструменты народного оркестра, теория музыки.
В решении задачи подготовки кадров для учреждений культуры края основную роль играют профессиональные образовательные организации, подведомственные министерству культуры Красноярского края.
В 2013 году в 6 образовательных учреждениях за счет средств краевого бюджета обучалось 2062 человека по 21 специальности (из них 688 человек - заочно).
Ежегодный набор в профессиональные образовательные организации отрасли составляет в среднем 630 человек. В среднем около 38,3% выпускников очной формы обучения в первый год после окончания образовательной организации трудоустраиваются по полученной специальности в учреждения культуры края, более 20% продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования.
Для дальнейшего укрепления кадрового потенциала отрасли "Культура" необходимо повышать качество подготовки в профессиональных образовательных организациях специалистов, способных мобильно и активно "встроиться" в профессиональное сообщество и быть конкурентоспособными на современном рынке труда в крае.
Развитие целевой подготовки кадров, ориентированной на конкретного работодателя, минимизирует расходы на подготовку рабочих кадров нужной квалификации и специалистов среднего звена и является одним из приоритетов в развитии профессионального образования.
Успешной практикой частно-государственного партнерства профессионального образования и производственной сферы является взаимодействие с Заполярным филиалом ОАО "ГМК "Норильский никель". Предприятие формирует заказ на целевую подготовку кадров краевым учреждениям (профессиональному училищу N 105 г. Норильска, Норильскому техникуму промышленных технологий и сервиса), участвует в образовательном процессе, в модернизации материальной базы, организует оплачиваемую практику студентов, стажировки преподавателей за счет средств предприятий.
В целях поддержки становления частно-государственных форматов взаимодействия и реализации задач государственной программы требуется создание специализированных учреждений НПО, СПО, ориентированных на потребности отдельных работодателей. Рядом учреждений заключены договоры на целевую подготовку кадров с учетом специфики предприятий и организаций (ЗАО "Полюс", ОАО "МРСК Сибири", ОАО "Красмаш", ОАО "Енисейское речное пароходство", ОАО "Ачинский Глиноземный комбинат", министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю), в которых определены обязательства со стороны работодателей: участие в образовательном процессе, организация оплачиваемой практики студентов, стажировка преподавателей за счет средств предприятий.
Однако устаревшая материально-техническая учебная база учреждений не позволяет обеспечить требуемое качество подготовки и затрудняет выполнение требований, предъявляемых указанными выше организациями.
Начиная с 90-х годов прошлого века финансирование содержания зданий и сооружений учреждений профессионального образования, позволяющее поддерживать помещения в надлежащем состоянии, не обеспечивалось в необходимом объеме, что в конечном итоге привело к их значительному износу. В общежитиях отсутствуют комнаты бытового назначения (оборудованные постирочные, комнаты для приема пищи), требуется ремонт душевых и санузлов.
В профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству здравоохранения, расположенных на территории муниципальных образований г.Красноярск, г.Норильск, отсутствуют общежития для проживания обучающихся.
Признание населением высокотехнологичных центров как учебных заведений, дающих современное и качественное профессиональное образование, влечет значительное увеличение обучающихся и слушателей из числа взрослого населения и более интенсивному использованию общежитий.
Условия проживания в общежитии также являются важным фактором при выборе учреждения профессионального образования родителями и выпускниками, окончившими основную общеобразовательную школу (возраст 15-16 лет).
Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования, создание условий для обучения и проживания - еще один приоритет в развитии профессионального образования.
Значительной проблемой является создание условий для обеспечения равного доступа к объектам и услугам учреждений профессионального образования наравне с другими людьми лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ).
В Красноярском крае создано лишь одно многоуровневое образовательное учреждение среднего профессионального образования, в котором создана образовательная среда, доступная для лиц с ОВЗ. В учебные мастерские и лаборатории техникума для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приобретено оборудование для комнаты психологической разгрузки, дистанционного обучения и специальные средства обучения для освоения профессии автомеханика, повара, портного, оператора по обработке цифровой информации.
В 2012-2013 учебном году в указанном образовательном учреждении обучились 85 человек.
В соответствии с Методическими рекомендациями по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации, создание безбарьерной среды, позволяющей людям с особыми потребностями реализовать свои права на получение профессии, включает в себя проведение мероприятий по доступности учебных корпусов (пандусы, входная группа, устройство подъездных и пешеходных площадок и др.), зданий общежитий (пандусы, специализированные жилые комнаты, душевые, санузлы и др.) и приобретение специализированного оборудования (учебная мебель, звуковые средства воспроизведения информации, компьютерная техника для дистанционного обучения, визуальные средства отображения информации, тактильные указатели и др.).
За 2014-2017 годы в 3 учреждениях будут созданы доступные условия для профессиональной подготовки лиц с ОВЗ.
Одной из форм повышения качества профессиональной подготовки является организация и проведение краевых, межрегиональных и участие обучающихся во всероссийских, международных конкурсах профессионального мастерства. Вместе с тем конкурсы призваны способствовать популяризации среднего профессионального образования, привлечению молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышению их престижа в обществе. Ежегодно в крае проводится более 10 соревновательных мероприятий, в которые вовлекаются более 350 человек.
Положительной традицией в Красноярском крае стало проведение профессиональных конкурсов среди мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных образовательных организаций. Основные задачи таких конкурсов: выявление и распространение образцов наиболее эффективного педагогического опыта в системе профессионального образования края; публичное признание достижений инженерно-педагогических работников; повышение их квалификации; поощрение лучших педагогов и мастеров производственного обучения. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 400 инженерно-педагогических работников.
С целью развития социальной активности, творческого потенциала обучающихся профессиональных образовательных организаций в крае ежегодно проводится Молодежная ассамблея, в рамках которой инициативная молодежь предъявляет свои идеи, защищает проекты, делится своими достижениями. Работа на переговорных площадках позволяет представителям студенческих общественных организаций (советов общежитий, студенческих советов) скоординировать планы работы студенческого самоуправления, определить приоритетные области реализации социально значимых инициатив. В работе ассамблеи ежегодно принимают участие более 2000 человек.
В соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5049 "О краевых именных стипендиях для учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края", с целью стимулирования лучших обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, добившихся высоких результатов в интеллектуальной, творческой и спортивной сферах деятельности, ежегодно вручается 28 краевых именных стипендий. Стипендии присуждаются указом Губернатора Красноярского края сроком на один календарный год в размере 1500 рублей и выплачиваются ежемесячно начиная с 1 сентября текущего года.
2.2. Основная цель, задачи, этапы
и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Целью подпрограммы является обеспечение доступности профессионального образования для различных категорий граждан, повышение качества подготовки кадров, обеспечивающих текущие и перспективные потребности социально-экономического развития края.
Задачи подпрограммы:
1. Создать условия для получения качественного начального и среднего профессионального образования населением Красноярского края, обеспечить его доступность для различных категорий граждан.
2. Обеспечить поддержку научно-педагогических кадров, талантливой молодежи в образовательных организациях высшего образования.
Сроки выполнения подпрограммы: 2014-2017 годы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении N 1 к подпрограмме 1 "Развитие профессионального образования".
2.3. Механизм реализации подпрограммы
1. Реализация мероприятия 1.1.1 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между учредителем и государственными краевыми бюджетными и автономными учреждениями начального и среднего профессионального образования, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнением работ).
2. Реализация мероприятий 1.1.2, 1.1.4 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между министерством образования и науки Красноярского края и краевыми бюджетными или автономными учреждениями начального и среднего профессионального образования, о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Перечень вышеуказанных мероприятий утверждает министерство образования и науки Красноярского края до 1 января планируемого года.
3. Реализация мероприятий 1.1.3, 1.1.8, 1.1.9 подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между министерством образования и науки Красноярского края и краевыми государственными бюджетными или автономными учреждениями начального и среднего профессионального образования, на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В рамках мероприятия 1.1.3 подпрограммы осуществляется оснащение учебным оборудованием одного центра профессионального образования, в рамках мероприятия 1.1.8 - проведение ремонтных работ в комнатах бытового назначения, санитарно-гигиенических комнатах общежитий краевых бюджетных или автономных учреждений начального и среднего профессионального образования их устройство и оборудование, в рамках мероприятия 1.1.9 - приобретение оборудования, его установка, проведение ремонтных работ, направленных на повышение доступности зданий и сооружений для лиц с ограниченными возможностями здоровья..
Списки краевых государственных бюджетных или автономных учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых будут проведены мероприятия, предусмотренные пунктами 1.1.3, 1.1.8, 1.1.9 подпрограммы, перечни приобретаемого оборудования, объектов, подлежащих ремонту, утверждаются приказами министерства образования и науки Красноярского края до 1 мая текущего года.
Государственное задание подведомственным учреждениям и объем средств на его выполнение формируются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 03.02.2011 N 57-п "Об утверждении Порядка и условий формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Средства субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 N 375-п "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)".
4. Реализация мероприятия 1.1.5 подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5049 "О краевых именных стипендиях для студентов профессиональных образовательных организаций, находящихся на территории Красноярского края".
5. Реализация мероприятий 1.1.6, 1.1.7 подпрограммы осуществляется путем передачи субвенций Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району на основании Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2670 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния", в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 07.04.2009 N 170-п "Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, в области образования".
6. Реализация мероприятия 1.1.10 подпрограммы осуществляется на основании п.7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка".
7. Реализация мероприятия 1.2.1 подпрограммы осуществляется на основании Закона Красноярского края от 19.02.2009 N 8-2938 "О социальных выплатах гражданам и предоставлении субсидий юридическим лицам на возмещение затрат по образовательным кредитам, привлеченным гражданами для оплаты обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 08.09.2009 N 471-п "Об утверждении Порядка назначения, предоставления, приостановления, прекращения, возврата и изменения размера социальной выплаты по образовательным кредитам, привлеченным гражданами для оплаты обучения в российских государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и типовой формы договора о предоставлении социальной выплаты по образовательным кредитам, привлеченным гражданами для оплаты обучения в российских государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования".
8. Реализация мероприятия 1.2.2 подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5051 "О краевых именных стипендиях для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края".
9. Реализация мероприятия 1.2.3 подпрограммы осуществляется на основании Закона Красноярского края от 20.06.2012 N 2-432 "О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации", в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.09.2012 N 499-п "Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты научно-педагогическим работникам высшей квалификации, Порядка формирования и деятельности комиссии по предоставлению ежемесячных денежных выплат научно-педагогическим работникам высшей квалификации".
10. Реализация мероприятия 1.2.4 подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, полученных на основании распоряжения Правительства РФ от 22.01.2014 N 55-р о распределении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, предоставляемых на 8 календарных месяцев с 1 января 2014 г.
Отбор претендентов на назначение стипендии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2011 N 1114 "О назначении стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации".
2.4. Управление подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края, которое несет ответственность за ее выполнение и целевое использование средств.
Информацию о ходе реализации программы, целевом и эффективном использовании средств краевого бюджета представляют краевые государственные учреждения в министерство образования и науки Красноярского края в соответствии с соглашениями.
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляет министерство образования и науки Красноярского края.
Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета осуществляет Счетная палата Красноярского края.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится министерством образования и науки Красноярского края.
Обязательным условием эффективности программы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы, а также мероприятий в установленные сроки.
Основные критерии социальной эффективности подпрограммы:
сохранение количества центров профессионального образования как структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на уровне 21 учреждения;
увеличение количества многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования в Красноярском крае, с 2 в 2015 году до 6 в 2017 году;
увеличение количества учреждений, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 2 в 2014 году до 3 в 2017 году.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 2 к подпрограмме 1 "Развитие профессионального образования".
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы)
См. текст подраздела 2.7 раздела 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.