Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Основные положения программы
1.1. Основания для разработки программы
Программа развития кластера инновационных технологий (далее - Кластер) разработана в целях повышения эффективности использования существующего на территории закрытого административно-территориального образования г.Железногорск Красноярского края (далее - ЗАТО г.Железногорск) научного и высокотехнологичного производственного потенциала в сфере ядерных и космических технологий гражданского назначения с учетом:
1) стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 2227-р;
2) постановления Правительства РФ от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров";
3) стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край - 2020", утвержденной указом Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 г. N 218-уг;
4) программы инновационного развития открытого акционерного общества "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (далее - ОАО "ИСС"), утвержденной советом директоров ОАО "ИСС" 30.06.2011 (Протокол совета директоров N 7/2011 СД);
5) программы социально-экономического развития ЗАТО г.Железногорск до 2020 года, утвержденной решением Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск от 30.10.2012 N 30-171Р.
Программа развития Кластера включает мероприятия, направленные на модернизацию действующих производственных мощностей, создание новых инновационных предприятий, коммерциализацию перспективных разработок, повышение уровня профессионального образования, развитие городской среды и модернизацию инфраструктуры ЗАТО г.Железногорск.
1.2. Текущий уровень организационного развития Кластера
Датой создания Кластера в ЗАТО г.Железногорск считается дата первого заседания Совета кластера, которое состоялось 19 августа 2011 года. Совет является главным коллегиальным органом в структуре управления Кластером. В состав Совета входят Губернатор Красноярского края, представители Правительства Красноярского края и Администрации ЗАТО г.Железногорск, а также руководители предприятий-участников Кластера. В компетенцию Совета входит обсуждение задач развития Кластера, координация деятельности участников, согласование и выработка общих решений по вопросам, затрагивающим интересы участников.
В соответствии с Протоколом первого заседания Совета (N 8-СК от 19.08.11 г.) обязанности Секретариата Совета были возложены на Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".
Основная специализация Кластера - ядерные и космические технологии, носителями которых являются крупные градообразующие предприятия г.Железногорска: ОАО "ИСС", федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат" (далее - ФГУП "ГХК").
Ядро Кластера формируют крупные производственные, научные и образовательные организации, обеспечивающие развитие базовых отраслей Кластера (далее - ключевые участники):
1) ОАО "ИСС";
2) ФГУП "ГХК";
3) ОАО "Завод полупроводникового кремния" (далее - ОАО "ЗПК");
4) ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" (далее - СФУ);
5) ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф.Решетнева" (далее - СибГАУ);
6) Красноярский промышленный колледж - филиал ФГБОУ "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (далее - КПК НИЯУ МИФИ).
Проекты развития ОАО "ИСС" включены в ряд крупных государственных программ: Федеральную космическую программу России на 2006-2015 годы, федеральную целевую программу "Глобальная навигационная система", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2001 N 587 федеральную целевую программу "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 809, Российскую государственную программу развития вооружений на 2007-2015 годы.
Планы развития ФГУП "ГХК" в составе государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ГК "Росатом") с учетом перспектив развития ЗАТО г.Железногорск согласованы с Правительством Красноярского края, что отражено в соглашении от 20.02.2012 г.
Ежегодно с 2011 года для обсуждения вопросов развития Кластера проводится инновационный форум в ЗАТО г.Железногорск. В работе форума принимают участие представители федеральных органов государственной власти, институтов развития и государственных корпораций, а также представители науки и бизнес-сообщества.
В 2012 году в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса Правительство Красноярского края инициировало проект создания промышленного парка в ЗАТО г.Железногорск. Проект успешно прошел конкурсный отбор и получил финансовую поддержку из федерального бюджета.
1.3. Сильные и слабые стороны Кластера,
возможности и угрозы для его развития
Сильные стороны внутренней среды Кластера, способствующие его развитию:
1) наличие компаний мирового уровня, участвующих в стратегических государственных программах и работающих на международном рынке. Компании подобного уровня способны генерировать устойчивый спрос на перспективные разработки и высокотехнологичную продукцию, стимулируя развитие научной среды и создание инновационных компаний. Действующие связи с зарубежными партнерами облегчают процесс вывода новой продукции на глобальные рынки;
2) выгодное географическое расположение вблизи от крупного промышленного центра и транспортного узла. Предприятия Кластера имеют доступ к необходимому сырью и полуфабрикатам, а также все возможности для своевременной доставки готовой продукции потребителям;
3) наличие филиалов ведущих научно-образовательных учреждений Красноярского края. Сильная научно-образовательная среда обеспечивает развитие кадрового потенциала Кластера и способствует эффективной кооперации в процессе НИОКР;
4) наличие высококвалифицированных кадров с уникальными компетенциями в секторах специализации предприятий Кластера. Специалисты такого уровня являются координаторами научно-исследовательской деятельности предприятий и способны инициировать создание новых высокотехнологичных производств;
5) опыт успешного выделения самостоятельных бизнес-единиц у ключевых предприятий. Практический опыт в этой сфере свидетельствует о достаточной гибкости действующих систем управления, ориентации руководства материнских компаний на повышение уровня инновационной активности и о наличии навыков анализа новых рынков, что создает благоприятные условия для развития пояса малых инновационных компаний вокруг ключевых предприятий Кластера;
6) опыт международной кооперации у ключевых предприятий Кластера. Партнерские отношения с зарубежными компаниями позволяют заимствовать передовой опыт и технологии с их дальнейшим распространением внутри Кластера;
7) благоприятная экологическая обстановка на территории Кластера. Лесной массив, искусственный водоем, а также общий низкий уровень загрязнения окружающей среды являются важным фактором, привлекающим на территорию Кластера перспективных молодых специалистов, ориентированных на современные стандарты экологического благополучия.
Слабые стороны внутренней среды Кластера, препятствующие его развитию:
1) режим закрытого административно-территориального образования. Режимные ограничения значительно осложняют реализацию научно-исследовательских программ с участием иностранных предприятий и специалистов;
2) состояние инженерной инфраструктуры. Значительный износ систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и т.п. препятствует расширению производственных мощностей, дальнейшему развитию городской среды и социальной инфраструктуры;
3) слабая кооперация между ключевыми предприятиями Кластера. Отсутствие устойчивых связей в научной и производственной сферах осложняет процесс разработки и реализации совместных проектов;
4) несоответствие городской среды требованиям, предъявляемым к современным инновационным центрам. Недостаточная площадь общественных пространств, слабо развитая инфраструктура творческого досуга и развлечений провоцирует отток перспективной молодежи с территории Кластера и, параллельно, препятствует притоку молодых специалистов из внешней среды Кластера;
5) низкий уровень практической подготовки выпускников профильных вузов по отношению к требованиям современного производства. Имеющееся техническое оснащение научно-образовательных учреждений, устаревшие учебные программы не позволяют выпускникам овладеть всеми знаниями, умениями и навыками работы на современном производстве. В связи с чем возникает необходимость в дополнительной подготовке молодых специалистов;
6) негативный оттенок имиджа ЗАТО г.Железногорск, связанный с действующим производством по хранению ядерных отходов, а также с планами по развитию переработки отработавшего ядерного топлива (далее -ОЯТ). Несмотря на то, что объективные показатели свидетельствуют о нулевом радиационном фоне на территории Кластера, часть перспективных специалистов может отказаться от работы в ЗАТО г.Железногорск в силу субъективных предпочтений (как собственных, так и членов своих семей).
Факторы внешней среды, способные положительно повлиять на развитие Кластера:
1) стабильный рост рынка спутниковой связи, который позволяет предприятиям Кластера рассчитывать на дальнейшее увеличение числа заказов и расширение своей доли на рынке. Дополнительные доходы создают основу для реализации программ модернизации и технического перевооружения;
2) поддержка предприятий Кластера со стороны Федерального космического агентства дает возможность ЗАТО г.Железногорск сохранить и укрепить свой статус всероссийского центра компетенций в космической отрасли;
3) политика ГК "Росатом" по развитию технологий МОКС-топлива дает возможность предприятиям Кластера стать ключевым звеном российского замкнутого ядерного топливного цикла и занять на мировом рынке уникальную нишу по переработке ОЯТ;
4) повышение уровня энергопотребления в развивающихся странах, в которых отсутствуют эффективные источники энергии (ископаемые, гидроресурсы). Необходимым условием роста экономики является адекватный уровень развития энергетического сектора. Наиболее эффективное, а для ряда стран и единственное решение состоит в использовании технологий ядерной энергетики.
Факторы внешней среды, способные негативно повлиять на развитие Кластера:
1) увеличение сегмента микро- и наноспутников. Возможный переход части заказчиков на использование микро- и наноспутников, производство которых в Кластере пока находится в стадии становления, может повлечь уменьшение доли рынка традиционных спутников связи;
2) крупные аварии могут спровоцировать рост общественного недовольства в связи с рисками, которые возникают при эксплуатации атомных электростанций и, в итоге, могут повлечь сворачивание ядерных программ в ряде развитых стран мира, что понизит спрос на услуги по утилизации ядерного топлива;
3) неопределенность в отношении перспектив развития рынка альтернативной энергетики. Сворачивание программ развития альтернативной энергетики на целевых рынках, появление новых конкурентов в странах Азии может привести к ослаблению рыночных позиций ОАО "ЗПК".
Исходя из анализа выделенных факторов, а также принимая в расчет мировой опыт работы кластеров, можно определить наиболее перспективное направление развития Кластера.
Развитие Кластера будет осуществляться на основе развития ключевых предприятий ОАО "ИСС", ФГУП "ГХК" и ОАО "ЗПК", а также выделения и планомерного развития сектора малых и средних инновационных предприятий.
Каждое из ключевых предприятий конкурентоспособно на мировом рынке, обладает своей уникальной специализацией в космических, ядерных технологиях или фотовольтаике, строит производственный процесс на общей технологической базе, включающей в себя точное машиностроение, робототехнику, специализированное приборостроение для работы в полях с ионизирующим излучением и т.д.
Все это создает условия для развития сектора исследований и разработок, создания пояса малых и средних инновационных компаний вокруг ключевых предприятий и коммерциализации новых технологий, развития кооперации, совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров.
1.4. Цели, задачи развития Кластера
Основной целью Кластера является создание инновационной территории, способной усилить ключевые предприятия Кластера, способствуя их развитию и обеспечению глобальной конкурентоспособности, а также создать вокруг них пояс высокотехнологичных инновационных предприятий.
Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
1) развитие сектора исследований и разработок, включая повышение эффективности кооперации в научно-технической сфере как на территории Кластера, так и за его пределами;
2) развитие производственного и инновационного потенциалов, улучшение производственной кооперации Кластера, расширение зон применения существующих технологических компетенций (выход на новые технологические рынки);
3) развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров Кластера;
4) совершенствование инфраструктуры (транспортной, инженерной, жилищной, социальной) на территории Кластера;
5) создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организации и предприятий-участников Кластера в рамках реализации совместных кластерных проектов;
6) маркетинговое сопровождение Кластера, выстраивание партнерских связей с национальными и зарубежными инновационно-технологическими кластерами и институтами.
1.5. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы запланирована на 2013-2016 годы. Основные этапы программы представлены в таблице 1.
Базовый план реализации программы
Таблица 1
Мероприятие |
Сроки |
Результат |
I этап. Стратегическое планирование Кластера (2013 г.) | ||
1. Формирование специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера. Подготовка плана работы, предложений по структурам Кластера |
май -август 2013 г. |
сформирована специализированная организация, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера. Утвержден план работы Секретариата Кластера. Подготовлен перечень мероприятий развития Кластера на 2013-2015 гг. Проведен 3-й инновационный форум ЗАТО г.Железногорск. Проведены обучающие мероприятия для организаций-участников Кластера |
2. Формирование стратегии развития Кластера |
май -декабрь 2013 г. |
согласование планов развития участников Кластера, региональных органов власти, институтов развития, одобренный Советом Кластера документ "Стратегия развития Кластера" |
II этап. Подготовка инвестиционных проектов (2014 г.) | ||
1. Подготовка и оформление пилотных инвестиционных проектов развития Кластера |
январь - июнь 2014 г. |
оформленные бизнес-планы и ТЭО на проекты развития Кластера, координация всех заинтересованных сторон в рамках оформления проектов и разработки их бизнес-планов |
2. Проработка вопросов организации финансирования и реализации инвестиционных проектов |
июль -декабрь 2014 г. |
заключение соглашений о финансировании инвестиционных проектов Кластера, получение гарантийных писем от потенциальных инвесторов, начало реализации пилотных проектов |
III этап. Реализация запланированных проектов развития Кластера (2014-2016 гг.) | ||
1. Планомерная реализация мероприятий развития Кластера |
2014-2016 гг. |
реализованы мероприятия в соответствии с планом |
2. Содействие реализации программы развития городской среды |
2014-2016 гг. |
реализованы мероприятия в соответствии с планом |
Программа создания и развития Кластера сопряжена с реализацией ряда мероприятий, представленных в таблице 2.
Мероприятия программы развития Кластера
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятия |
Значение показателей результативности |
Источник финансирования |
||||
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
Обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера ЗАТО г.Железногорск |
подготовка технико-экономических обоснований проектов, реализуемых в рамках Кластера |
- |
1 |
3 |
4 |
Долгосрочная целевая программа (далее - ДЦП) "Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края" на 2012-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 25.10.2011 N 645-п |
предоставление услуг участникам Кластера в части правового обеспечения |
3 |
10 |
20 |
24 |
|||
предоставление услуг участникам Кластера в части маркетинга |
2 |
8 |
14 |
18 |
|||
предоставление услуг участникам Кластера в части рекламы |
- |
5 |
11 |
14 |
|||
проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции Кластера |
- |
3 |
4 |
5 |
|||
количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), принявших участие в мероприятиях организации |
3 |
7 |
10 |
12 |
|||
количество мероприятий по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировкам кадров, проведенных в интересах участников Кластера |
1 |
2 |
2 |
3 |
|||
всего количество предприятий МСП, которым будут оказаны услуги |
3 |
8 |
15 |
20 |
|||
2 |
Создание организации инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства - создание и (или) обеспечение деятельности инжинирингового центра для субъектов предпринимательства, в том числе организаций-участников Кластера ЗАТО г.Железногорск |
количество малых и средних производственных предприятий, готовых к развитию, модернизации и внедрению инноваций |
1 |
4 |
6 |
8 |
ДЦП"Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края" на 2012-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 25.10.2011 N 645-п |
число разработанных программ модернизации; |
- |
3 |
4 |
5 |
|||
количество разработанных и проведенных программ обучения и оказания индивидуальных, а также групповых информационных и консультационных услуг |
1 |
4 |
8 |
10 |
|||
степень сформированности базы данных малых и средних производственных предприятий субъекта и других элементов его инжиниринговой инфраструктуры |
100% |
100% |
100% |
100% |
|||
уровень информированности малых и средних производственных предприятий о деятельности организации |
100% |
100% |
100% |
100% |
|||
количество субъектов МСП, принявших участие в мероприятиях организации |
3 |
8 |
16 |
20 |
|||
число малых и средних предприятий, получивших услуги организации |
3
|
10 |
16 |
20
|
|||
3 |
Создание организации инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства - строительство объектов промышленного парка на территории г.Железногорска |
завершено строительство объектов первого пускового комплекса промышленного парка |
|
|
|
|
ДЦП "Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края" на 2012-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 25.10.2011 N 645-п |
количество резидентов |
- |
- |
7 |
7 |
|||
количество созданных рабочих мест |
- |
- |
225 |
250 |
|||
совокупная выручка резидентов (млн руб.) |
- |
- |
1438 |
1612 |
|||
среднегодовые налоговые отчисления (млн руб.) |
- |
- |
315,5 |
343,5 |
Реализация указанных мероприятий планируется в рамках ДЦП "Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края" на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 25.10.2011 г. N 645-п.
Объем финансирования мероприятия по обеспечению деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера ЗАТО г.Железногорск составляет на 2013-2014 годы 8,2 млн рублей (ежегодно). Из федерального бюджета на реализацию мероприятия планируется привлечение дополнительно свыше 8 млн рублей в 2013-2014 годах (ежегодно).
Объем финансирования мероприятия по созданию организации инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства - создание и (или) обеспечение деятельности инжинирингового центра для субъектов предпринимательства, в том числе организаций-участников Кластера ЗАТО г.Железногорск, составляет на 2013 год - 61,13 млн рублей, на 2014 год - 26,8 млн рублей из краевого бюджета.
В рамках реализации мероприятия планируется приобретение оборудования в области технологии и технологической подготовки производства в части полимерных композиционных материалов. Стоимость приобретения комплекса оборудования составит в 2013 году - 147 000,00 тыс. рублей (в том числе 57 330 тыс. рублей - за счет средств краевого бюджета, 89 670 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета), в 2014 году - 56 864 тыс. рублей (в том числе 22 186 тыс. рублей - за счет средств краевого бюджета, 34 687 тыс. рублей - за счет федерального бюджета). Приобретение оборудования предполагается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 г. N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" по мероприятию "Создание региональных центров инжиниринга".
Финансирование текущей деятельности инжинирингового центра, обучение персонала, участие в выставках и конференциях и т. д. планируется производить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 г. N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров". Объем финансирования данного мероприятия в 2013 году за счет средств краевого бюджета составит 3 800,00 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 5 900,00 тыс. рублей, в 2014 году - 4 614,00 тыс. рублей - за счет средств краевого бюджета, 7 240,00 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета.
1.6. Основные эффекты реализации программы развития Кластера
Основные эффекты реализации программы развития Кластера приведены в таблице 3.
Основные эффекты реализации программы
Таблица 3
N |
Показатель |
Ед. изм. |
Плановое значение |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
Численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью |
чел. |
64 |
65 |
67 |
67 |
2 |
Рост средней заработной платы работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью |
руб. |
4 800 |
6 300 |
7 500 |
8 500 |
3 |
Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих 2 лет |
млн руб. |
0,0 |
110,0 |
160,0 |
190,0 |
4 |
Рост объема инвестиционных затрат организаций-участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций |
млрд. руб. |
0,5 |
0,65 |
0,9 |
1,0 |
5 |
Рост выработки на одного работника организаций-участников |
тыс.руб. |
140 |
150 |
170 |
180 |
6 |
Рост объема отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами |
млрд руб. |
2,5 |
3,0 |
3,6 |
3,9 |
7 |
Рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внешнем рынке |
млрд руб. |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
1,0 |
8 |
Количество созданных предприятий МСП, подразделений крупных компаний, выделенных в отдельные предприятия |
шт. |
0 |
3 |
5 |
6 |
9 |
Количество созданных новых рабочих мест |
шт. |
22 |
52 |
275 |
300 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.