Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы
Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. На его территории проживают представители 159 национальностей (2002 г. - 137, 1989 г. - 124). Большинство из них на протяжении многих веков осваивали огромные территории на берегах Енисея, внося посильный вклад в его историю, в развитие экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. в Красноярском крае численность нерусского населения без учета мигрантов достигает 300 тыс. чел., или 10,5%. На территории региона сохранились национальные деревни и поселки коренных народов Севера, а также татар, чувашей, украинцев, немцев, латышей, эстонцев и других. К началу 2013 г. в крае функционировало свыше 80 зарегистрированных национально-культурных организаций, в том числе 8 региональных и 24 местных национально-культурных автономий, с участием 52 этносов, а с учетом их филиалов, центров и представительств количество национальных институтов гражданского общества достигает двух сотен. Они проводят большую работу не только в деле сохранения и развития своего языка, культуры и традиций, но и проведения научно-краеведческих исследований, культурного просветительства, развития деловых связей с исторической родиной, социокультурной адаптации прибывающих в регион соотечественников. Между тем среди некоторых этносов Красноярского края прослеживается недовольство уровнем обеспечения их культурно-языковых прав, что ведет к ускорению ассимиляционных процессов в их среде.
Мероприятия подпрограммы предусматривают:
проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие национально-культурной самобытности народов Красноярского края, в том числе в 2014 г. - не менее 28 мероприятий.
В последние годы в регионе актуализируются вопросы интеграции иммигрантов. В Красноярском крае число трудовых мигрантов уже превышает 100 тыс. чел., основная масса которых аккумулируется в таких крупных городах, как Красноярск и Норильск, с негативной тенденцией анклавности расселения, самоизоляционизма и геттоизации. Нерегулируемый рост числа внешних трудовых мигрантов из стран Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающей стороны закономерно вызывают недовольство у старожильческого населения. Негативно влияет на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в Красноярском крае и развитие внутренней миграции, в особенности из республик Северного Кавказа.
Экспертные данные показывают, что формировавшийся веками в крае этнический баланс меняется в сторону усиления миграционно активных диаспор. В связи с этим среди старожильческого населения наблюдается высокий уровень ксенофобии по этническому, религиозному и особенно миграционному признакам. По итогам социологических замеров общественного самочувствия населения Красноярского края осенью 2012 года в той или иной степени неудовлетворены (ответы: "совершенно неудовлетворен" и "скорее неудовлетворен") ситуацией в межрелигиозных отношениях в крае 17,9% респондентов (не ответили 18,6% опрошенных). Ситуацией в межнациональных отношениях в той или иной степени неудовлетворены 32,4% респондентов (не ответили 11,8% опрошенных). А в отношении миграционной политикой выразили неудовлетворение уже 40,6% (не ответили 21,2% опрошенных).
В отдельных молодежных возрастных и социальных группах уровень мигрантофобии превышает 60%, а в симпатиях к радикальным националистическим движениям признается почти каждый десятый старшеклассник или студент г. Красноярска. До 15% респондентов указывают на ущемление своих прав по национальному признаку. Отметим, что негативное восприятие мигрантов усиливается в зависимости от увеличения диспропорции между богатыми и бедными, а также ухудшения социально-экономического положения части старожильческого населения.
Учитывая, что в обозримой перспективе можно прогнозировать дальнейшее развитие миграционных процессов, особое значение приобретает задача содействия интеграции мигрантов в красноярскую социокультурную среду через расширение культурно-просветительской деятельности национальных НКО, сопровождение с их стороны (информационное, правовое, справочное) интеграционных процессов среди иммигрантов, развитие мероприятий межнационального характера общекраевого уровня (особенно в молодежной среде, направленных на формирование здорового образа жизни и этнотолерантной идеологии).
Мероприятия подпрограммы предусматривают:
организацию и проведение мероприятий (праздники, фестивали, турниры, слеты, конкурсы, мероприятия, круги (съезды), семинары-тренинги, семинары, круглые столы), направленных на развитие межэтнической толерантности в многонациональном социуме Красноярского края, в том числе: в 2014 году - не менее 22 мероприятий;
осуществление культурно-просветительского, информационного и методического обеспечения работы, направленной на развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности (издание альманаха "Этно-Мир на Енисее" 1 раза в год).
Зоной возрастающего напряжения является также исламский религиозно-политический радикализм и экстремизм. В Красноярском крае проживают представители 44 народов, придерживающихся мусульманских традиций. В регионе наблюдается увеличение численности мусульманского сообщества, фиксируются попытки проникновения в край экстремистских исламских течений. Все это ставит вопрос о тесном взаимодействии органов государственной власти с диаспорами Средней Азии и Кавказа на предмет гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.
Мероприятия подпрограммы предусматривают:
проведение не менее 9 национальных и межнациональных мероприятий (праздники, форумы, фестивали, круглые столы), организованных НКО этнических мусульман;
проведение научно-практической конференции по вопросам миграции.
При реализации государственной национальной политики на территории Красноярского края приходится учитывать и сложное социокультурное самочувствие русского народа. В последние годы в общественном сознании русских, составляющих 90% численности населения региона, наблюдается рост психологической неудовлетворенности в области сохранения и развития православных традиций, духовной культуры и этнического самосознания. Наиболее остро данные аспекты проявляются среди таких этнокультурных и этноконфессиональных групп русского народа, как старообрядцы, старожилы-ангарцы, казаки.
В последние годы на федеральном уровне резко усилился интерес к российскому казачеству как составной части русского этноса. Был принят ряд законопроектов, при Президенте Российской Федерации создан Совет по делам казачества со структурными подразделениями в федеральных округах (комиссии) и регионах (рабочие группы), определены приоритетные направления взаимодействия государства с казачеством: привлечение казаков к государственной и иной службе, патриотическое воспитание молодежи, ее спортивная и допризывная подготовка, развитие кадетского казачьего движения, работа культурно-просветительского характера, пропаганда казачьих православных традиций.
Мероприятия подпрограммы предусматривают:
проведение не менее 10 мероприятий в отношении казачества;
подготовку цикла телепередач, посвященных духовному самосознанию русских Красноярского края (20 телепередач), с прокатом в эфире телеканала;
проведение не менее 5 мероприятий (фестивали, праздники), посвященных русским и славянским традициям и культуре.
В целом для Красноярского края сохраняют актуальность общероссийские негативные тенденции, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма и терроризма. Особую тревогу вызывают следующие негативные факторы: слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при достаточно большей значимости этнической и религиозной самоидентификации; размывание традиционных нравственных ценностей народов, в том числе русского этноса, правовой нигилизм в сфере национальных отношений, распространенность отрицательных стереотипов в отношении некоторых народов, недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, низкий уровень толерантности по отношению к национальному, религиозному и особенно миграционному аспектам.
На усиление плановой, комплексной работы в сфере межнациональных, межконфессиональных и миграционных отношений в регионах нацеливают документы из федерального центра. Вопросы межнационального и межконфессионального согласия, развития национальных культур активно обсуждались на заседании президиума Государственного совета, которое состоялось в г. Уфе в феврале 2011 года. По его итогам одним из пунктов поручений Президента Российской Федерации от 27.02.2011 ставилась задача подготовки региональных планов по гармонизации межэтнических отношений. Аналогичные проблемы затрагивались в перечне поручений Президента Российской Федерации от 03.06.2011 по итогам совещания по вопросам противодействия экстремизму в Российской Федерации 23.05.2011, а также в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", подпункте 3г перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.02.2013 N Пр-240.
13 июня 2012 г. Президент Российской Федерации утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, в которой целый раздел посвящен вопросам интеграции и адаптации мигрантов.
Наконец, Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 принимается Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 1226-р органам исполнительной власти рекомендовано разработать и утвердить региональные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 г. N 203-П в подраздел 2.2 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
Приоритетом государственной политики в сфере реализации подпрограммы является использование долгосрочной многоуровневой системы мер и механизмов проведения ответственной национальной политики, способствующей сохранению общественно-политической стабильности в Красноярском крае.
Целью подпрограммы является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации в Красноярском крае, а также обеспечение реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2014 году на территории Красноярского края.
Для достижения указанной цели необходимо решить задачу по развитию этнокультурного многообразия народов Красноярского края, гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, повышению этнотолерантности в общественном социуме региона.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы, направленных на решение поставленной задачи, является создание условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, что будет способствовать общественно-политической стабильности в Красноярском крае, а также осуществление эффективной деятельности национальных институтов гражданского общества, направленной на решение социальных, культурных и духовных проблем социума в Красноярском крае, повышение инвестиционной привлекательности Красноярского края. Промежуточными результатами реализации мероприятий подпрограммы, направленных на решение поставленной задачи по всем направлениям, станет улучшение этнокультурного и социального самочувствия народов края, снижение уровня этнической ксенофобии и интолерантности, повышение степени социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации в Красноярском крае.
Реализация мероприятий, способствующих проведению ответственной национальной политики и поддержке национальных институтов гражданского общества, закреплена Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 1226-р "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".
В силу решаемых в рамках подпрограммы задач выделяется один этап - 2014 год
Целевым индикатором и показателем подпрограммы является увеличение численности населения Красноярского края, участвующего в национальных, казачьих и межнациональных мероприятиях, в 2014 году до 32100 человек.
Исполнителем подпрограммы является агентство.
Исполнитель подпрограммы осуществляет:
координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы;
подготовку отчетов о реализации мероприятий подпрограммы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Источником финансирования подпрограммы является краевой бюджет.
2.3.2. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является агентство.
2.3.3. В рамках подпрограммы реализуются три основных мероприятия:
1) сохранение и развитие национально-культурной самобытности народов Красноярского края;
2) развитие межэтнической толерантности в многонациональном социуме Красноярского края;
3) культурно-просветительское, информационное и методическое сопровождение реализации национальной государственной политики в Красноярском крае.
2.3.4. В рамках мероприятия реализуются: национальные, казачьи, славянские праздники, фестивали, турниры, слеты, конкурсы, мероприятия, круги (съезды), семинары-тренинги, семинары, круглые столы, конференции, форумы, циклы теле- и радиопередач, сбор, подготовка и размещение информационных материалов, издание сборников, альманахов и бюллетеней, проведение социологических опросов и мониторингов.
2.3.5. Перечень мероприятий, направленных на реализацию Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2014 году на территории Красноярского края, реализуются в соответствии с планом, сформированным управлением общественных связей Губернатора Красноярского края, по предложениям Общественной палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Агентство осуществляет текущий контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Агентство несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечных результатов и эффективное использование финансовых средств.
Агентство ежеквартально формирует информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в соответствии с приложениями N 8-10 к государственной программе не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Агентство формирует отчет о ходе реализации мероприятий подпрограммы за 2014 год не позднее 15.01.2015 в соответствии с приложениями N 8-10 к государственной программы.
Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в соответствии с действующим законодательством осуществляет внутренний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы.
Счетная палата Красноярского края в соответствии с действующим законодательством осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить достижение целей подпрограммы, в том числе:
содействие поддержанию стабильности в социальной и общественно-политической сфере многонационального общественного социума Красноярского края;
создание условий для снижения уровня нелегальной миграции на территории Красноярского края;
содействие повышению уровня социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в крае.
В итоге реализация мероприятий подпрограммы позволит достичь уровня целевого индикатора в соответствии с целевыми индикаторами подпрограммы согласно приложению N 1 к подпрограмме.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень подпрограммных мероприятий с указанием главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, форм расходования бюджетных средств, исполнителей подпрограммных мероприятий, сроков исполнения, объемов и источников финансирования всего и с разбивкой по годам представлен в перечне мероприятий подпрограммы в соответствии с приложением N 2 к подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.