Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
В металлургическом комплексе Красноярского края выделяются два вида экономической деятельности - "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" и "Добыча природных полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических полезных ископаемых".
Металлургическое производство в Красноярском крае в значительной степени определяет экономику Красноярского края. Организациями Красноярского края производится 82% всероссийского выпуска никеля, 83% меди, 26% алюминия, 17% золота. В металлургическом комплексе занято более 6% всего работающего населения Красноярского края.
На территории Красноярского края функционируют около 1046 металлургических организаций, обеспечивающих около 38% (по итогам 2012 года) валового регионального продукта Красноярского края.
В течение последних четырех лет металлургические организации Красноярского края работали стабильно, увеличивая ежегодно объемы производства.
Таблица 1
Основные показатели деятельности
Наименование вида деятельности/ наименование показателей |
Ед. измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | ||||||
Объем отгруженной продукции |
млрд рублей |
278,12 |
407,06 |
437,87 |
418,27 |
408,9 |
Индекс производства |
% |
99,1 |
100,2 |
100 |
101,1 |
103,3 |
Добыча природных полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических полезных ископаемых | ||||||
Объем отгруженной продукции |
млрд рублей |
36,34 |
15,3 |
18,1 |
18,75 |
23,2 |
Индекс производства |
% |
96 |
105,9 |
127,9 |
116,8 |
109 |
В то же время металлургическое производство в Красноярском крае имеет сырьевую направленность. При этом вовлечение в хозяйственный оборот богатейших ресурсов Красноярского края (цветных металлов, золота, углеводородных ресурсов) дает только локальные эффекты и не стимулирует рост реального сектора экономики на всей территории Красноярского края. При росте объемов добычи ресурсов производство продукции с высокой добавленной стоимостью не значительно, что главным образом связано с низкой кооперацией организаций Красноярского края, а также нахождением центров закупки крупнейших организаций Красноярского края в г. Москве.
Основными организациями, определяющими тенденции и показатели развития экономического вида деятельности "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", являются: ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" (удельный вес 70,5%), ОАО "РУСАЛ Красноярск" (удельный вес 12,3%), ОАО "РУСАЛ Ачинск" (удельный вес 5,0%), ОАО "Красцветмет" (удельный вес 2,85%), ЗАО "Полюс" (удельный вес 8,8%), а также более мелкие производители металлургической продукции, доля которых в совокупном объеме отгруженной продукции составляет 0,55%, такие как ОАО "Сибинстрем", ООО "СИАЛ", ООО "КРАМЗ". Основной продукцией, выпускаемой данными организациями, является никель, медь, алюминий, кобальт, глинозем, ювелирные изделия, аффинированные драгоценные металлы, алюминиевый прокат и изделия на его основе, применяемые в транспортном машиностроении и строительстве, металлопрокат из черных металлов.
Дальнейшее развитие данного вида деятельности связано с реализацией крупных инвестиционных проектов:
ОАО "КЗЦМ" запланирована концентрация производственных активов, расширение номенклатуры выпускаемой продукции. С 2017 года предприятие планирует начать производство контактов из серебра, пустотелых цепей и браслетов из золота, выпуск изделий из золота 375-й пробы;
ООО "ЛПЗ "Сегал" в 2017 году увеличит объемы производства алюминиевого профиля на 15% по отношению к 2013 году (с 34 тыс. тонн до 39 тыс. тонн) в рамках модернизации производства. В 2013 году ООО "ЛПЗ "Сегал" запущена новая производственная линия мощностью 2750 тонн алюминиевого профиля в месяц - это первый этап реализации инвестиционной программы, запланированной на предприятии до 2017 года. В среднесрочной перспективе ООО "ЛПЗ "Сегал" планирует открытие двух комплексов мощностью 1400 и 2100 тонн. К 2017 году будет создано 400 новых рабочих мест. Объем инвестиционной программы ООО "ЛПЗ "Сегал" в период 2013-2017 годов составит 1,5 млрд рублей;
ОАО "РУСАЛ Красноярск" увеличивает производство сплавов и расширяет их ассортимент. Предприятие намерено довести долю сплавов до 40% в общем объеме производства. В 2014 году ОАО "РУСАЛ Красноярск" приступает к строительству агрегата по выпуску цилиндрических слитков большого диаметра. Стоимость проекта - 1,5 млрд рублей. Производительность - 120 тыс. тонн цилиндрических слитков в год. Планируется, что новый вид продукции будет востребован в первую очередь в автомобилестроении;
увеличение производства алюминия произойдет за счет запуска в конце 2014 года Богучанского алюминиевого завода мощностью 288 тыс. тонн алюминия в год. С 2017 года будет создано 1,5 тыс. новых рабочих мест, отчисления в бюджет Красноярского края составят 300 млн рублей ежегодно. Стоимость проекта - 66,5 млрд рублей;
ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" планируется закрытие устаревшего производства никелевого завода, в результате чего с 2016 года ожидается высвобождение 2 тыс. человек, перевод производства товарного никеля на Кольскую ГМК. В г. Норильске планируется оставить производство файнштейна на Надеждинском заводе, в связи с чем осуществляется его реконструкция, предусматривающая увеличение производственной мощности. Кроме того, предприятие увеличивает мощности обогатительной фабрики с целью увеличения переработки руды для сохранения объемов производства на фоне снижения металлов в руде. Объем инвестиций компании составляет 109 млрд рублей.
ООО "Русская Платина" на территории Норильского промышленного района планирует строительство крупного горно-металлургического комплекса, рассчитанного на добычу до 18 млн тонн руды в год, который станет ведущим производителем металлов платиновой группы. Начало разработки Черногорского месторождения - в 2017 году, месторождения Норильск-1 - в 2023 году. После выхода на проектную мощность будет создано более 3,5 тысячи новых рабочих мест, налоговые отчисления в бюджет Красноярского края составят до 15 млрд рублей в год. В 2015 году планируется разработка проектной документации. В связи с тем, что параметры проекта на данный момент не известны, в прогноз заложены инвестиции в объеме около 33,5 млрд рублей (в 2015 году заложено 500 млн рублей, в 2016 году - 15 миллиардов рублей, в 2017 году - 18 миллиардов рублей).
ЗАО "Полюс" планирует увеличение мощности золотоизвлекательной фабрики на 2 млн тонн в 2019 году, создание 400 новых рабочих мест. Размер инвестиций - 12,9 млрд рублей. Реализация проекта возможна после снятия инфраструктурных ограничений в виде строительства энергетических объектов.
ООО "КРАМЗ" реализует проект по завершению строительства и запуска в эксплуатацию прокатного комплекса. Планируемая проектная мощность - 60 тыс. тонн продукции в год. Проект позволит создать 150 новых рабочих мест. Объем инвестиций - 4,7 млрд рублей. Для реализации проекта планируется привлечение кредита "Внешэкономбанка", а также решение вопроса с государственной поддержкой.
Основными организациями, определяющими тенденции и показатели развития экономического вида деятельности "Добыча природных полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических полезных ископаемых", являются:
ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" (удельный вес 50,3%), ОАО "Горевский ГОК" (удельный вес 6%), ООО "Соврудник" (удельный вес 23%), ЗАО "Васильевский рудник" (удельный вес 7,4%), ООО "Амикан" (удельный вес 2%), ООО Артель старателей "Прииск Дражный" (удельный вес 3%).
Основной продукцией, выпускаемой данными организациями, является золото, свинцовый концентрат, цинковый концентрат.
Развитие данного вида экономической деятельности связано с реализацией инвестиционных проектов крупнейшими организациями:
ЗАО "Васильевский рудник" планирует увеличить объем производства золота на 300 килограммов, что связано с реализацией проектов по освоению месторождения Партизанского и Герфед (планируемый ежегодный рост от 0,2 до 0,4 т. золота в год). Освоение Партизанского месторождения планируется с 2016 года. С этой целью необходимо решить вопрос по переселению жителей поселка Партизанск. Запасы под поселком Партизанск составляют 11,4 т золота. Объем инвестиций - 2,2 млрд рублей. Размер налоговых отчислений в бюджет Красноярского края увеличится на 22 млн рублей к 2017 году;
ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" и ОАО "Горевский ГОК" планирует увеличение производства свинцово-цинковой руды с 2,5 млн т до 3,5 млн т в год, что связано с реализацией проекта по увеличению добывающих и перерабатывающих мощностей. Предприятиями планируется поэтапный рост объемов производства к 2017 году. Будет создано 50 новых рабочих мест, ежегодные налоговые отчисления в бюджет Красноярского края увеличатся на 1 млрд рублей с 2017 года;
ООО "Амикан" приступило к освоению золоторудного Ведугинского месторождения. После снятия инфраструктурных ограничений в Мотыгинском районе предприятие планирует строительство золотоизвлекательной фабрики и ежегодный выпуск 3 т золота с 2017 года. К 2017 году планируется создание 250 рабочих мест. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Красноярского края к 2017 году - 144,6 млн рублей.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является увеличение объема производства в металлургическом комплексе Красноярского края.
В результате реализации мероприятий программы планируется увеличение показателей деятельности в 2017 году по сравнению с 2013 годом:
1. Металлургических организаций:
объема отгруженной продукции на 29,4 процента;
индекса производства на 10 процентов;
стоимости основных фондов на 14,7 процента;
прибыли до налогообложения на 76 процентов;
фонда оплаты труда на 20,3 процента;
размера среднемесячной заработной платы на 21,2 процента.
2. Добывающих организаций:
объема отгруженной продукции на 45,3 процента;
индекса производства на 25 процентов;
стоимости основных фондов на 42,6 процента;
прибыли для целей налогообложения на 57,9 процента;
фонда оплаты труда на 10,4 процента;
размера среднемесячной заработной платы на 10 процентов.
2.3. План действий Министерства по достижению планируемых
показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
Для решения вышеуказанных проблем Министерство выделяет для себя 3 приоритетных задачи, в соответствии с которыми разработан план мероприятий:
1. Создание условий для производства металлургическими организациями продукции с высокой добавленной стоимостью.
Для реализации данной задачи планируется:
формирование реестра производителей продукции на основе алюминиевого сырья;
формирование реестра реализуемых и запланированных к реализации инвестиционных проектов по созданию продукции на основе глубокой переработки алюминиевого сырья;
совместно с министерством экономики и регионального развития Красноярского края формирование мер государственной поддержки, стимулирующих формирование кластера производителей продукции из алюминиевого сырья;
мониторинг организации и развития производства продукции из алюминиевого сырья.
2. Развитие промышленной кооперации с участием металлургических организаций.
Для реализации данной задачи планируется:
презентация перечня закупок материально-технических ресурсов и услуг крупных организаций Красноярского края;
презентация выпускаемой в Красноярском крае продукции, а также новых разработок для организаций, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края;
организация выездных совещаний на предприятиях-производителях с участием крупнейших потребителей;
содействие организации семинаров по условиям закупочной деятельности у крупнейших потребителей;
взаимодействие с муниципальными образованиями Красноярского края;
мониторинг результатов участия краевых производителей в закупке материально-технических ресурсов у крупных организаций.
3. Создание комфортной среды для развития бизнеса в металлургической отрасли.
Для реализации данной задачи планируется:
взаимодействие с организациями Красноярского края по обеспечению реализации инвестиционных проектов на территории края;
государственная поддержка, предусмотренная законодательством Красноярского края;
совместно с министерством экономики и регионального развития Красноярского края формирование системы эффективной поддержки малого и среднего бизнеса;
совместно с министерством образования и науки Красноярского края внедрение механизма дуальной системы подготовки кадров;
межведомственное взаимодействие при обосновании необходимости развития инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы представлен в приложении N 1 к программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложение N 2 к программе (данные представляют организации с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность этих организаций, в связи с чем данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности информации, полученной от организаций).
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложение N 3 к программе.
План действий Министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли,
вида экономической деятельности
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности, планируемые к достижению в период реализации, представлены в приложении N 5 к программе (данные представляют организации с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность этих организаций, в связи с чем данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности информации, полученной от организаций).
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 6 к программе (данные представляют организации с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность этих организаций, в связи с чем данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности информации, полученной от организаций).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.