Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстрова О.В.
Судей Тепловой Т.В, Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 января 2018 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе Лобач С.П. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года
по исковому заявлению Лобач С.П. к администрации Минераловодского городского округа, Министерству груда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения па территории "адрес", возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в "адрес" в мае 2017 годa,
УСТАНОВИЛА:
Лобач С.П. обратилась в суд с иском к администрации Минераловодского городского округа "адрес" об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"; признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории "адрес" городского округа "адрес" в мае 2017 года; о возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа "адрес" включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной/частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в мае 2017 года.
В обоснование заявленных требований Лобач С.П. указала, что в конце мая 2017 года она обратилась с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества, поскольку дом, в котором она проживает оказался в зоне чрезвычайной ситуации, она утратила имущество первой необходимости в результате наводнения в "адрес".
Согласно Акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 года, от ДД.ММ.ГГГГ она была признана пострадавшей и нуждающейся в оказании единовременной и материальной финансовой помощи.
Установлено, что полностью утрачено имущество: мебель, общая стоимость 50 тысяч рублей, холодильник, стоимостью 20 тысяч рублей, котел, стоимостью 20 тысяч рублей, насос водяной, стоимостью 20 тысяч рублей, повреждения стен.
Администрацией Минераловодского городского округа был дан письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ Nа-10/1190, который мотивирован тем, что она не зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", попавшему в зону затопления.
Факт проживания по указанному адресу подтверждается актом о проживании, составленным соседями.
Поскольку она постоянно с 2009 года проживет в доме, который подвергся затоплению, она имеет право на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств проживания в данном домовладении и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Лобач С.П. к администрации Минераловодского городского округа, министерству груда и социальной защиты населения "адрес" об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении по адресу: "адрес", Минераловодский городской округ, "адрес", признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, результате обильных дождей и наводнения на территории "адрес", о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и аводнения на территории "адрес", возложении обязанности на администрацию Минераловодекого городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной/частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в "адрес" в мае 2017 года -отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Лобач С.П. в лице полномочного представителя Лобач А.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Судом не дана оценка пояснениям свидетелей, подтверждающих, что она фактически проживала в затопленном доме в период затопления, она является собственником затопленного дома и земельного участка, несет бремя содержания данного имущества, уплачивает коммунальные платежи.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав представителя третьих лиц Правительства СК и Министерства финансов СК - Дубинину Н.А, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что
Лобач C.П. с 14 апреля 1982 года но настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", уд. Карла Маркса, "адрес", что подтверждается копией паспорта (л.д. 15).
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.02.2008 Лобач C.П. является собственником недвижимого имущества жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно Акта обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период 24.05.2017 в Минераловодском городском округе с. Левокумка, собственник имущества истец Лобач С.П. признана пострадавшей и нуждающейся в оказании единовременной и материальной финансовой помощи.
Лобач C.П. обратилась в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
13 июня 2017 года администрацией Минераловодского городского округа отказано Лобач С.П. во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом Лобач С.П. не представлено документов, которые безусловно и объективно являются основанием для установления факта проживания, поскольку не отражают сам факт постоянного проживания истца по указанному адресу, также не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт непроживания истца по адресу ее регистрации: "адрес"; нахождение Лобач С.П. в период чрезвычайной ситуации, в жилом помещении но адресу: "адрес", не свидетельствует о ее постоянном месте жительства по указание адресу.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Разрешая спор, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и пришел обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12,56,67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Лобач С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.