Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспортная система Красноярского края включает автомобильный и городской электрический, железнодорожный, внутренний водный и воздушный транспорт.
Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем, транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развития производительных сил. Пассажирский транспорт, как одна из социально значимых отраслей экономики, играет достаточно большую роль в обеспечении качества жизни населения. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной и экономической стабильности региона.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2013 год следующие:
доля транспортной отрасли в валовом региональном продукте составляет 75,8 млрд рублей, или 6,1%;
численность занятых в отрасли составляет 60,2 тыс. человек, что равно 5,8% от общей численности занятых в экономике региона;
объем инвестиций в отрасли составляет 13,7 млрд рублей - это 3,7% от общих инвестиций в крае.
Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспорта в 2013 году, составил 113,6 миллиардов рублей, из них наибольшая доля, 41%, приходится на железнодорожный транспорт, 35% объема услуг приходится на вспомогательную транспортную деятельность, 14% - на автомобильный транспорт, 10% распределены между другими видами транспорта.
За последние годы в отрасли наблюдается изменение значений основных показателей объема перевезенных грузов и количества перевезенных пассажиров.
Так, с 2003 года объем перевезенных грузов возрос примерно со 123 млн тонн до 140 млн тонн в 2013 году, рост составляет 13,8%.
Основными видами перевозимых в крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты и руда.
В 2003 году количество перевезенных пассажиров составило 581,6 млн человек, в 2013 году - 413,12 млн человек. Таким образом, снижение составило порядка 30%. Такое снижение связано с бурным развитием автомобилизации как в Красноярском крае, так и в целом по Российской Федерации.
Основной объем пассажирских перевозок, более 300 млн человек в год, приходится на город Красноярск.
Объем услуг, оказанных основными предприятиями, определяющими тенденции и показатели развития отрасли и обеспечивающими достижение целей и показателей программы, в 2013 году составил 60,1 миллиарда рублей.
К основным предприятиям отрасли относятся:
Красноярская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги";
ОАО "Краспригород";
ОАО "В-Сибпромтранс"
ОАО "Енисейское речное пароходство";
ОАО "ПассажирРечТранс";
ГП КК "Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие";
ГП КК "Канское пассажирское автотранспортное предприятие";
ГП КК "Краевое автотранспортное предприятие";
ГП КК "Ужурское автотранспортное предприятие";
ГП КК "Шарыповское пассажирское автотранспортное предприятие";
МП г. Красноярска "Горэлектротранс";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7";
ООО "Нортранс-Норильск";
МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта";
ООО "Норильский промышленный транспорт";
ГП КК "КрасАвиа";
ООО "Аэропорт Емельяново".
Железнодорожный транспорт представлен Красноярской железной дорогой, ОАО "Краспригород" и ОАО "В-Сибпромтранс".
Подразделения ОАО "Российские железные дороги", расположенные в границах Красноярской железной дороги, осуществляют предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина дороги составляет 3157,9 км. Коммерческая и грузовая работа осуществляется на 22 грузовых, 14 участковых, одной сортировочной и 138 промежуточных станциях. Для пассажирских перевозок открыто 112 станций, в том числе 17 вокзалов. Красноярская железная дорога осуществляет строительство вторых путей на участке Междуреченск - Тайшет в целях повышения пропускной способности участка для организации вывоза грузов с планируемой железнодорожной линии Кызыл - Курагино, а также реконструкцию существующего железнодорожного участка Решоты - Карабула для обеспечения перевозок грузов строящейся железнодорожной линии Карабула - Ярки.
ОАО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется по 33 маршрутам 25 поездами. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-дачный) период. Предприятие реализует мероприятия по открытию новых маршрутов движения в восточном направлении (Иланская - Решоты, Иланская - Юрты), при этом маршрут Иланская - Юрты открыт в рамках развития межрегиональных связей.
ОАО "В-Сибпромтранс" осуществляет комплексное транспортное обслуживание промышленных предприятий и организаций сибирского региона, перевозку, погрузку и выгрузку различных грузов. На обслуживании компании около 1000 км железнодорожных путей, мощный парк тепловозов и погрузочно-разгрузочной техники, вагоноопрокидыватели, повышенные пути и эстакады.
Внутренний водный транспорт представлен ОАО "Енисейское речное пароходство" и ОАО "ПассажирРечТранс".
ОАО "Енисейское речное пароходство" осуществляет перевозку грузов. Флот пароходства составляет около 470 судов. В настоящее время предприятие реализует общую программу обновления флота.
ОАО "ПассажирРечТранс" осуществляет перевозку пассажиров. Перевозка осуществляется по 1 пригородному маршруту, 3 межмуниципальным и 11 муниципальным маршрутам (с учетом паромных переправ). В организации перевозок задействовано 34 единицы подвижного состава. Протяженность внутренних водных путей Красноярского края составляет 7665 км. Наибольшая протяженность пассажирской линии - 1989 км. В целях обновления пассажирского флота прорабатывается вопрос проектирования и строительства новых пассажирских теплоходов, а также модернизации эксплуатируемых
в настоящее время судов.
Автомобильный транспорт представлен ГП КК "Ачинское ПАТП", ГП КК "Канское ПАТП", ГП КК "Краевое АТП", ГП КК "Ужурское АТП", ГП КК "Шарыповское ПАТП", МП "КПАТП N 2", МП "КПАТП N 5", МП "КПАТП N 7", МП "Горэлектротранс", МУП "НПОПАТ", ООО "Норпромтранс", ООО "Нортранс-Норильск". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 82 маршрута междугородного сообщения, 63 маршрута пригородного сообщения. На маршрутах междугородного сообщения задействовано 216 единиц (автобусы большого класса), на маршрутах пригородного сообщения - 200 единиц (автобусы большого, среднего и малого класса).
Муниципальное предприятие города Красноярска "Горэлектротранс" эксплуатирует более 63,7 км трамвайных путей. На линию выпускается до 55 трамвайных вагонов. Доля перевозки пассажиров трамваем в городе Красноярске составляет 3,1% от общего объема. Кроме того, эксплуатируются 134 троллейбусные машины с ежесуточным выпуском на линию 80-85 единиц. Протяженность троллейбусных линий составляет 147,5 км. Доля перевозки пассажиров троллейбусами в городе Красноярске составляет 3,8% от общего объема.
Воздушный транспорт представлен ГП КК "КрасАвиа" и ООО "Аэропорт Емельяново".
ГП КК "КрасАвиа" осуществляет летную деятельность и аэропортовое и техническое обслуживание воздушных судов в аэропортах Эвенкийского муниципального района - Тура, Байкит, Ванавара; Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - Хатанга, Диксон; Енисейского муниципального района - Енисейск. Основным аэропортом базирования является аэропорт Красноярск (Емельяново).
ГП КК "КрасАвиа" выполняет авиационные работы и осуществляет перевозки пассажиров воздушным транспортом по социально значимым маршрутам в труднодоступные районы Крайнего Севера и приравненные
к ним местности Красноярского края, что позволяет обеспечить населению транспортную доступность краевого центра из Эвенкийского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов.
Основной особенностью производственной деятельности ГП КК "КрасАвиа" является выполнение значительного объема социально значимых авиационных пассажирских перевозок и авиационных работ в труднодоступных и удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
ООО "Аэропорт Емельяново" - аэропорт Красноярск (Емельяново) находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска. Аэропорт оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки
и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории ИКАО, и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита.
ООО "Аэропорт Емельяново" является главным оператором аэропортового комплекса, координирующим деятельность по обеспечению приема и отправки воздушных судов и осуществляющим основные виды аэропортовой деятельности в аэропорту Красноярск (Емельяново).
Через аэропорт Красноярск (Емельяново) совершают регулярные полеты более 20 авиакомпаний, соединяющих город Красноярск с более чем 30 городами центральной части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также странами Средней и Юго-Восточной Азии.
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса края являются:
1. Отсутствие транспортной стратегии края.
Общей проблемой является отсутствие стратегического документа региона, определяющего векторы развития транспортной системы Красноярского края, предусматривающего реализацию мероприятий различного уровня с учетом разделения интересов и ответственности края и муниципалитетов, а также между государством и организациями транспортного комплекса.
2. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв. км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа. В целом по России Красноярский край по данному показателю находится на 79-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 14 296 километров, из них 4729,2 км краевых дорог (33%) не соответствуют потребительским свойствам, техническим требованиям и требуют ремонта.
На внутреннем водном транспорте наблюдается неудовлетворительное состояние портовых перегрузочных комплексов, гидротехнических сооружений и причалов портов.
Одной из основных проблем в сфере воздушного транспорта является содержание, развитие и организация эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, восстановление посадочных площадок, находящихся в собственности Красноярского края.
3. Износ подвижного состава.
Для всех видов пассажирского транспорта и отрасли в целом общей проблемой является высокий износ подвижного состава.
4. Организация перевозочного процесса.
На железнодорожном транспорте нередко наблюдается несогласованность действий грузоотправителей, операторов вагонов и других структур, что приводит к снижению объемов грузовых перевозок, несмотря на наличие резервов пропускной способности железной дороги и достаточное количество подвижного состава на сети железных дорог края.
На протяжении многих лет на пассажирском автомобильном транспорте отсутствует механизм допуска перевозчиков и заключения договоров на организацию транспортного обслуживания на маршрутах регулярных перевозок. В связи с этим при допуске на маршруты между перевозчиками отсутствует конкуренция и гарантия стабильности в осуществлении дальнейшей деятельности перевозчика на маршруте. Учитывая, что основной объем перевозок пассажиров
в крае (более 60%) обеспечивается городским пассажирским транспортом города Красноярска, необходимо уделять особое внимание его развитию.
2.2. Цель и задачи программы
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Разработка Транспортной стратегии Красноярского края на период до 2030 года.
2. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края.
3. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
4. Повышение эффективности перевозочного процесса.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их проведения в соответствии с задачами, обозначенными в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 29.05.2008 N 003/0021, государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 319, а также поступающими сигналами о существующих проблемах от предприятий отрасли.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от рисков и их компенсации, что обосновывает их выбор.
В результате реализации мероприятий программы в 2017 году ожидается увеличение:
объема оказанных транспортных услуг до 147,2 млрд рублей, или на 29,6% по сравнению с 2013 годом;
объема перевезенных грузов до 147,8 млн тонн, или на 5% по сравнению с 2013 годом;
количества перевезенных пассажиров до 438,2 млн пассажиров, или на 6,3% по сравнению с 2013 годом;
среднемесячной заработной платы до 39,7 тыс. рублей, или на 22,3% по сравнению с 2013 годом;
налоговых поступлений до 7,3 млрд рублей, или на 25,7% по сравнению с 2013 годом.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края
по достижению планируемых показателей развития транспортной отрасли
Реализация мероприятий программы сопряжена со следующими рисками:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита и сокращении объемов финансирования отрасли;
снижение объемов производства и отгрузки предприятий промышленности, сельского хозяйства, лесной, металлургической и других отраслей;
снижение темпов строительства жилых домов, зданий, сооружений, а также автомобильных дорог;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения инвесторов и подрядных организаций, что негативно скажется на инвестиционной привлекательности отрасли;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта.
В целях достижения планируемых показателей развития отрасли министерство транспорта Красноярского края разрабатывает нормативные правовые акты, проводит организационные мероприятия, в связи с низким пассажиропотоком и государственным регулированием тарифов субсидирует предприятия транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров, координирует деятельность краевых унитарных предприятий в областях транспорта и дорожного хозяйства, а также организует их взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления.
В период действия программы министерством транспорта Красноярского края будут выполняться следующие мероприятия.
1. Автомобильный транспорт.
Выделение бюджетных средств на строительство, ремонт, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п.
Обновление подвижного состава автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в межмуниципальном и пригородном сообщении.
Оптимизация маршрутной сети пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок в целях сокращения их убыточности.
Проведение конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам, типовых договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам и создании комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам" (далее - постановление края N 808-п).
2. Железнодорожный транспорт.
Участие в региональном координационном совете по вопросам эффективности железнодорожных перевозок, своевременного обеспечения подвижным составом и координации вопросов, связанных с перевозкой грузов Красноярской железной дорогой, утвержденном начальником Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" 09.12.2011, целью которого является выработка совместных решений по вопросам эффективности использования железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в условиях рыночной экономики.
Заключение соглашения между Правительством Красноярского края и ОАО "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2015-2017 годы.
Обновление моторвагонного подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
3. Внутренний водный транспорт.
Организация работы ведомств, связанных с обеспечением судоходства на р.Енисей, доставкой грузов водным транспортом, регулировкой уровня воды на р. Енисей.
Обновление самоходных транспортных судов, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении.
4. Воздушный транспорт.
Организация передачи 6 имущественных комплексов аэропортов Диксон, Енисейск, Хатанга, Байкит, Ванавара, Тура из краевой собственности в собственность Российской Федерации в целях дальнейшего закрепления на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Аэропорты Красноярья".
В качестве мер государственной поддержки предприятий транспорта в зависимости от его вида, а также типа сообщения предусмотрено предоставление субсидий организациям пассажирского транспорта Красноярского края на компенсацию расходов, возникающих в результате небольшой интенсивности пассажиропотоков, государственного регулирования тарифов, эксплуатации малодеятельных линий, а также связанных с предоставлением услуг общественного транспорта по единому социальному проездному билету и социальной карте.
Кроме этого меры государственной поддержки также предусматривают финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковских гарантий за воздушные суда.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
Инвестиционные проекты в рамках программы не реализуются.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 2 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития транспортной отрасли
Целевыми показателями и показателями развития отрасли являются:
объем оказанных транспортных услуг;
объем перевезенных грузов;
количество перевезенных пассажиров;
затраты на производство и продажу услуг;
прибыль (убыток) до налогообложения;
прибыль (убыток) для целей налогообложения;
основные фонды по полной учетной стоимости на конец года;
объем инвестиций;
фонд начисленной заработной платы работников списочного состава;
среднемесячная заработная плата;
среднесписочная численность работников.
Перечень целевых показателей и показателей развития транспортной отрасли представлен в приложении N 3 к программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 4 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.