Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А,
судей Зацепина Е.М, Вегель А.А,
при секретаре Клименко А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ширшовой Надежды Сергеевны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 октября 2017 года по делу по административному иску Ширшовой Н. С. к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес"" о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М, судебная коллегия
установила:
Ширшова Н.С. обратилась в суд с административным иском к МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
В обоснование административных исковых требований указала, что ей принадлежит самовольная постройка, находящаяся на земельном участке по адресу: "адрес".
19 апреля 2017 года она обратилась в МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно указанного земельного участка для сохранения самовольной постройки. В предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано. В сообщении от 15 мая 2017 года отказ административным ответчиком мотивирован тем, что земельный участок находится на территориальных зонах О 5 - ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия последствий, О 2 - ограничения использования объектов недвижимости на территориях зон береговой линии и водоохранных зон, О 1 - ограничения использования объектов недвижимости на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Решение МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" является незаконным, нарушающим ее право собственности на земельный участок и жилой дом. Требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства не предусмотрен запрет на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в зонах ограниченного использования.
Просила признать незаконным отказ МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для сохранения самовольной постройки по адресу: "адрес". Обязать МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" провести предварительное согласование предоставления в собственность земельного участка для сохранения самовольной постройки по адресу: "адрес".
Также просила восстановить срок на обращение с административным иском в суд, который пропустила по уважительным причинам.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 24 октября 2017 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ширшова Н.С. просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что границы зон санитарной охраны водных объектов не утверждены.
Наличие зон санитарной охраны судом не устанавливались, при принятии решения учитывалось лишь сообщение отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Бийска от 20 октября 2017 года N 1893/01-09.
В решении суда имеется ссылка на судебную практику, не являющуюся источником права, которую суд неверно трактует по мнению административного истца.
Материалы дела не содержат сведений, что в ЕГРН внесены сведения о расположении спорного земельного участка на территории зоны О1б - ограничения использования объектов недвижимости на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба оставить ее без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного ответчика Бякина Е.А. иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со статьей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Бякиной Е.А, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно закреплены в статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 7 которой такое предоставление осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установлены в статье 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (далее - Закон Алтайского края N 98-ЗС).
В соответствии с данной номой земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 4 статьи 2 Закона Алтайского края N 98-ЗС).
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7 Закона Алтайского края N 98-ЗС установлено, что граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченные на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган), с заявлением о предоставлении земельного участка.
Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Закона, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия, направленные на предоставление земельного участка, включают, в том числе, подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2, подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Как усматривается из материалов дела, на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", находится самовольное строение, имеющее жилое назначение, ДД.ММ.ГГ постройки, общей площадью 20,7 кв.м. На регистрационном учете в постройке по указанному адресу состоят Ширшова Н.С, Ширшов К.А. и Карташова Т.А.
19 апреля 2017 года Ширшова Н.С. обратилась в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес" в "адрес" в собственность бесплатно для сохранения самовольной постройки. При этом, Ширшов К.А. и Карташова Т.А. выдали нотариально удостоверенное согласие от 18 апреля 2017 года на оформление земельного участка только в собственность Ширшовой Н.С.
МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", которое в силу 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов" является уполномоченным лицом по предоставлению данной муниципальной услуги, приняло решение об отказе Ширшовой Н.С. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки.
Отказ, изложенный МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" в сообщении от 15 мая 2017 года N3026-01, мотивирован со ссылкой на Правила землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденные решением Думы города Бийска от 17 февраля 2012 года N 803, тем, что земельный участок по адресу: "адрес", расположен на территориях зонах О 5 - ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; о 2- ограничения использования объектов недвижимости на территориях береговой линии и водоохранных зон, О 1 - ограничения использования объектов недвижимости на территориях зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В результате весенне-летнего паводка 2014 года в г.Бийске жилой дом попал в зону подтопления, уровень подтопления жилого дома по данному адресу достигал 235 см.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности такого решения, поскольку спорный земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения, в связи с чем, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют вышеприведенным положениям закона и обстоятельствам дела.
Нахождение земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в указанной зоне подтверждается представленным в суд первой инстанции фрагментом (выпиской) из Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденных решением Думы города Бийска от 17 февраля 2012 года N 803), фрагментом карты градостроительного зонирования, ответом отдела архитектуры и градостроительства администрации города Бийска от 6 октября 2017 года N 107/01-13, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Бийск", утвержденными решением Думы г. Бийска от 17 февраля 2012 года N 803, расположен во втором поясе О1 (л.д. 59-63).
В силу вышеприведенных требований земельного законодательства предоставление в частную собственность земельного участка, отнесенного к землям, ограниченным в обороте, не допускается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как обоснованно отмечено судом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости записи о нахождении земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, не освобождает участников правоотношений от соблюдения установленных законодательством ограничений, что прямо следует из п.1.17 санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110-02", введенных в действие 14 марта 2002 года N10, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Ширшовой Н.С. о том, что границы зон санитарной охраны источников водоснабжения не утверждены в установленном законом порядке являются несостоятельными.
Вопреки доводам жалобы, в силу п.2 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Ссылка Ширшовой Н.С. на то, что спорный земельный участок расположен в территориальной жилой зоне, предназначенной для формирования жилых районов многоквартирных домов и малоэтажной жилой застройки с участками при квартирах, на расположение в непосредственной близости от спорного земельного участка объектов, осуществляющих деятельность, недопустимую в зоне санитарной охраны водных объектов, обоснованно не приняты судом, поскольку данные обстоятельства не имеют значения для правильного разрешения настоящего дела.
Утверждение административного истца об отсутствии доказательств нахождения земельного участка на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий (зона О5), при наличии иного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на законность решения суда не влияет.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают выводы суда, не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ширшовой Надежды Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.