Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Транспортный комплекс в совокупности с географическим положением Красноярского края является его конкурентным преимуществом по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, которое должно быть сохранено, развито и максимально эффективно использовано.
Железнодорожный транспорт Красноярского края представлен Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД" и ОАО "Краспригород").
Подразделения ОАО "РЖД", расположенные в границах Красноярской железной дороги, осуществляют предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина дороги в границах территории Красноярского края составляет 2066,5 км. Предприятие реализует собственную инвестиционную программу.
ОАО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Перевозка пассажиров осуществляются на участках: Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск - Уяр, Красноярск - Мана, Красноярск - Дивногорск и Абакан - Кошурниково (к Красноярскому краю относится участок Енисейская - Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, и Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-дачный) период. В соответствии с соглашением, заключенным между Правительством Красноярского края, Администрацией г.Красноярска и ОАО "Краспригород", от 10.09.2014 N 56 "О взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска в рамках реализации проекта "Городская электричка" реализуется проект "Городская электричка".
Внутренний водный транспорт представлен ОАО "Енисейское речное пароходство" и ОАО "ПассажирРечТранс".
ОАО "Енисейское речное пароходство" осуществляет перевозку грузов. Рабочее ядро флота пароходства составляет около 470 судов. В настоящее время предприятие реализует общую программу обновления флота ОАО "Енисейское речное пароходство".
ОАО "ПассажирРечТранс" осуществляет перевозку пассажиров. Перевозка осуществляется по 1 пригородному маршруту, 3 межмуниципальным и 12 муниципальным маршрутам (с учетом паромных переправ). В организации перевозок задействовано 34 единицы флота. Протяженность внутренних водных путей Красноярского края составляет 7665 км. Наибольшая протяженность пассажирской линии - 1989 км. В целях обновления пассажирского флота на протяжении последних лет прорабатывается вопрос проектирования и строительства новых пассажирских теплоходов, модернизации эксплуатируемых в настоящее время судов.
Автомобильный транспорт представлен сетью автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм собственности (государственные, муниципальные унитарные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, индивидуальные предприниматели). Всего в крае действует более 1000 автотранспортных предприятий, специализирующихся на различных видах перевозок.
Пассажирские перевозки в муниципальных районах края осуществляются преимущественно предприятиями государственной и муниципальной форм собственности.
Также в городах Красноярск и Ачинск функционируют предприятия городского электрического транспорта муниципальной формы собственности.
Всего в Красноярском крае функционирует более 140 пригородных и межмуниципальных маршрутов.
Основной объем перевозок пассажиров в крае обеспечивается городским пассажирским транспортом города Красноярска.
Воздушный транспорт представлен ГП КК "КрасАвиа" и ООО "Аэропорт Емельяново".
Основными видами деятельности ГП КК "КрасАвиа" являются: выполнение пассажирских перевозок и авиационных работ в труднодоступных и удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края; доставка почты, грузов, жизненно важных товаров народного потребления и продуктов питания в населенные пункты Эвенкийского муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а также другие города и населенные пункты.
Основным аэропортом базирования является аэропорт Красноярск (Емельяново).
Аэропорт Красноярск (Емельяново) - один из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющий огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края.
Начиная с июня 2009 года авиакомпания "Lufthansa Cargo AG" использует красноярский аэропорт на регулярной основе в качестве пункта промежуточной посадки. Договор о наземном обслуживании рейсов авиакомпании "Lufthansa Cargo AG" в аэропорту Красноярск (Емельяново) продлен до 2018 года: осуществляется техническое обслуживание, заправка топливом.
На сегодняшний день через аэропорт осуществляют регулярные пассажирские перевозки порядка 30 ведущих российских и зарубежных авиакомпаний. Из города Красноярска сегодня можно улететь в 46 российских и 21 зарубежный город. Пассажиропоток аэропорта составляет более двух миллионов человек в год.
За счет средств инвестора планируется строительство нового пассажирского терминала, площадь которого - 41000 кв. м, пропускная способность - до 3,5 млн пассажиров. Ввод терминала в эксплуатацию определен на 2017 год.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.07.2014 N Пр-1764 в настоящее время проводятся мероприятия по созданию шести новых филиалов ФКП "Аэропорты Красноярья" на базе имущественных комплексов аэропортов Байкит, Ванавара, Диксон, Енисейск, Тура (Горный) и Хатанга.
Имущество аэропорта Диксон в 2013 году передано в собственность Российской Федерации для последующего закрепления его на праве оперативного управления за ФКП "Аэропорты Красноярья". На сегодняшний день ввиду отсутствия средств федерального бюджета, выделяемых Федеральному агентству воздушного транспорта на содержание федеральных казенных предприятий, аэропорт Диксон не закреплен за ФКП "Аэропорты Красноярья".
За последние годы на транспорте наблюдается изменение значений основных показателей объема перевезенных грузов и количества перевезенных пассажиров.
С 2003 года объем перевезенных грузов возрос примерно со 123 млн тонн до 184,5 млн тонн в 2014 году, рост составляет 50%.
Следует отметить, что в последние годы большое влияние на объемы грузоперевозок оказали следующие факторы:
снижение объемов отгрузки нефтепродуктов, цемента, железной руды, пиломатериалов;
структурные реформы железнодорожного транспорта, вызвавшие простой вагонов под погрузкой и увеличение порожнего пробега;
уменьшение сезонного спроса на энергетический уголь;
переключение нагрузки с тепловых электростанций на гидроэлектростанции;
ухудшение макроэкономической ситуации в целом по стране;
напряженная обстановка в Сирии, Иране и Египте, что негативно отразилось на поставках пиломатериалов с лесоперерабатывающих предприятий региона;
низкий уровень воды в Енисее в навигацию 2012 года.
Учитывая, что основной объем грузоперевозок осуществляется железнодорожным транспортом, для решения указанных проблем в 2012 году создан региональный координационный Совет по вопросам эффективности железнодорожных перевозок, своевременного обеспечения подвижным составом и координации вопросов, связанных с перевозкой грузов Красноярской железной дороги, утвержденный положением о региональном координационном Совете по вопросам эффективности железнодорожных перевозок, своевременного обеспечения подвижным составом и координации вопросов, связанных с перевозкой грузов Красноярской железной дороги, от 09.12.2011, задачей которого является совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов тарифной политики и координации использования подвижного состава железнодорожного транспорта.
ОАО "РЖД" проводится целенаправленная системная работа по повышению качества предоставляемых услуг. С 2013 года на дороге осуществляется организация движения грузовых поездов по расписанию с согласованием времени отправления и прибытия. По итогам 2014 года общее количество поездов, отправленных по расписанию, составило порядка четырехсот.
С каждым годом повышается транзитная значимость железной дороги Красноярского края, что, в свою очередь, снижает ее пропускную способность.
К положительным тенденциям развития грузового транспорта в крае можно отнести следующее:
увеличение объема отгруженной продукции металлургической отрасли;
увеличение объема ввода жилых домов, произведенной и отгруженной продукции сельского хозяйства, пищевой продукции, продукции лесного комплекса, продукции нефтегазового комплекса, горнорудной продукции, подакцизной продукции, выпуска промышленной продукции (электросекции, литые алюминиевые диски колес, низковольтная и высоковольтная аппаратура, комплекты электрической аппаратуры, медицинская техника и др.), ремонта вагонов, судов и других транспортных средств;
продолжение освоения Ванкорского нефтегазового месторождения;
комплексное развитие Нижнего Приангарья;
строительство горно-обогатительного комплекса на юго-востоке Красноярского края;
строительство 4-го автодорожного мостового перехода через реку Енисей в городе Красноярске.
В 2003 году количество перевезенных пассажиров составило 581,6 млн человек, в 2014 году - 421,07 млн человек. Таким образом, снижение составило порядка 27,6%.
Основной причиной послужило бурное развитие автомобилизации, что привело к резкому росту личного автотранспорта и, соответственно, снижению объема перевозок общественным транспортом. Однако данный фактор нельзя назвать негативным для отрасли в целом в связи с тем, что он привел к увеличению транспортной подвижности населения.
К негативным тенденциям в последние годы можно отнести следующее:
отмена рейсов из-за погодных условий;
маловодность р. Енисей и притоков;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта;
износ моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении;
высокий уровень автомобилизации населения Красноярского края;
износ подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта.
Проблема износа пассажирского флота наиболее актуальна для маршрута "Красноярск - Дудинка", который обслуживается двумя теплоходами проекта 588 ("Валерий Чкалов" и "Александр Матросов"), построенными в Германии в 1953 и 1954 годах. Суда физически и морально устарели, уровень комфортности не соответствует современным требованиям, обеспечение безопасности перевозки пассажиров становится более затратным. В 2015 году теплоход "Александр Матросов" прошел очередное и классификационное освидетельствование Российского Речного Регистра. Подобная процедура в 2016 году будет проведена с теплоходом "Валерий Чкалов". Это позволит продлить срок эксплуатации судов на последующие 5 лет, но не гарантирует возможность эксплуатации по истечении этого срока.
После вывода данных теплоходов из эксплуатации в Енисейском бассейне будут отсутствовать суда, способные выполнять перевозку пассажиров от Красноярска до Дудинки. Существуют риски ликвидации транспортного сообщения с некоторыми населенными пунктами (кроме Игарки и Дудинки), расположенными в нижнем течении р. Енисей.
В целях недопущения снижения транспортной доступности населенных пунктов, расположенных в нижнем течении реки Енисей, необходимо в 2015 - 2021 гг. произвести обновление пассажирского флота.
Возможные пути решения данной проблемы.
1. Модернизация эксплуатируемых судов.
2. Приобретение судов на вторичном рынке.
3. Строительство новых судов.
На сегодняшний день на балансе моторвагонного депо Красноярск находится 38 электропоездов (318 вагонов). До 2018 года необходимо обновить подвижной состав в количестве 13 электропоездов (90 вагонов). Оставшийся подвижной состав обладает низкой экономичностью, высокой энергозатратностью и не отвечает современным требованиям к качеству, комфорту и сервису.
В существующих условиях в целях исполнения государственного заказа на организацию перевозок населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении ОАО "Краспригород" использует в аренду у Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава 31 электропоезд составностью 8 - 10 вагонов. Для организации перевозок на неэлектрифицированных участках железной дороги в ОАО "РЖД" арендуются локомотивы (с управлением и топливом), в АО "Федеральная пассажирская компания" - пассажирские вагоны. Также используется 3 электропоезда 10-вагонной составности по договору аренды с ГП КК "Центр транспортной логистики" (далее - ГП КК "ЦТЛ"), которые были приобретены по лизинговой схеме за счет средств бюджета Красноярского края. Услуги по предоставлению инфраструктуры, управлению, техническому обслуживанию, ремонтам оказывает ОАО "РЖД".
Для осуществления пригородных железнодорожных перевозок в Красноярском крае необходимо поэтапное обновление моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта.
В целях повышения транспортной доступности на территории Красноярской агломерации и укрепления агломерационных транспортных связей необходима интенсивная реализация проекта "Городская электричка", в рамках которого требуется создание дополнительных остановочных пунктов и транспортно-пересадочных узлов, с учетом возможности объединения всех видов транспорта. В соответствии с современными стандартами оказания услуг пассажирам ОАО "РЖД" построены две остановочные платформы "Белые росы" и "Водопьяново".
На протяжении всего внутригородского маршрута действует единый тариф, осуществляется перевозка пассажиров по транспортной карте. Транспортная карта с 2015 года применяется как пересадочная на другие виды городского транспорта в течение 90 минут со скидкой 2 рубля. За первое полугодие 2015 года перевезено 490,8 тыс. пассажиров с увеличением 15% к аналогичному периоду прошлого года.
Учитывая, что основной объем пассажиропотока приходится на автомобильный транспорт, отдельно следует выделить проблему физического и морального износа подвижного состава общественного транспорта.
В настоящее время в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны.
Факторы, позволяющие делать прогнозы роста развития автомобильного транспорта:
1. Большинство населенных пунктов страны не имеют альтернативного вида сообщения.
2. Объективные преимущества автомобильного транспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность, перевозка по принципу "от двери к двери".
3. Вспомогательная роль автомобильного транспорта при развитии магистральных перевозок железнодорожным и воздушным транспортом.
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, с помощью которого осуществляется более 60% всех пассажирских перевозок страны и более 90% перевозок в Красноярском крае. Междугородные автомобильные перевозки пассажиров эффективно конкурируют с пригородными и дальними железнодорожными перевозками. В настоящее время автобусный транспорт является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей сельских территорий.
Красноярскому краю как субъекту Российской Федерации присущи все тенденции развития, особенности и проблемы, существующие в автотранспортной отрасли России.
Основными проблемами автомобильного транспорта в Красноярском крае являются:
1. Низкий технический уровень автобусов и высокая степень их изношенности, что влечет за собой высокие издержки отрасли.
2. Загрязнение окружающей среды.
Доля автотранспорта в шумовом воздействии на окружающую среду составляет 85 - 90%, доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ - 43%, парниковых газов - 10%.
3. Низкий уровень безопасности дорожного движения.
4. Перегруженность улично-дорожной сети.
Основная проблема заключается в том, что по состоянию на 2014 год доля полностью самортизированного подвижного состава государственных автотранспортных предприятий Красноярского края составляет 63,3%, муниципальных предприятий - 78,55%, что делает его эксплуатацию фактически невозможной. В период 2015 - 2017 годов подлежит списанию 79% существующего автобусного парка по причине непригодности для дальнейшей эксплуатации. В связи с этим приобретение новых автобусов - необходимое условие для поддержания транспортной отрасли края.
Невозможность эффективного решения указанной проблемы в ближайшее время за счет использования действующих механизмов обусловлена низким размером дохода, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятий, а также недостаточным финансированием из краевого и местных бюджетов, что не позволяет аккумулировать средства для приобретения нового подвижного состава.
В 27 существующих государственных и муниципальных предприятиях Красноярского края, имеющих порядка 1539 единиц подвижного состава (в том числе 1165 автобусов), ежегодные затраты на ремонт составляют около 260,0 млн рублей, что аналогично приобретению 40 автобусов в год большого и среднего класса отечественного производства.
В настоящее время полностью изношено около 580 единиц подвижного состава (в том числе 407 единиц автобусов).
Отсутствие программно-целевого подхода к решению данной проблемы приводило к разовым мероприятиям по обновлению подвижного состава. Например, за период 2007 - 2012 годов, когда в государственных автотранспортных предприятиях замене подлежало 67% подвижного состава, обновить удалось лишь 11,6% техники. В муниципальных предприятиях Красноярского края количество обновленного подвижного состава составляет всего 4% от необходимого.
Необходимость решения проблемы обновления автобусов также обозначена на федеральном уровне.
Так, государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 319, установлено, что повышение качества услуг и безопасности городского общественного транспорта зависит от обновления парка транспортных средств, что достигается использованием программного метода обновления парка городского транспорта на условиях государственной поддержки с применением различных механизмов (утилизация, лизинг, субсидии).
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, планируется мотивирование транспортных предприятий к развитию, в том числе обновлению (снижению возраста), парков пассажирского подвижного состава транспорта, обеспечение конкурентных схем кредитования обновления парков транспортных средств, а также содействие развитию парка пассажирского подвижного состава, не уступающего по технико-экономическим параметрам мировым аналогам.
Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.04.2010 N 319, предусмотрен комплекс мер по формированию рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации, в котором основная роль государства заключается во влиянии на ключевые параметры российского автомобильного рынка:
стимулирование спроса для восстановления и органического роста внутреннего рынка;
умеренные тарифные и нетарифные меры по ограничению импорта;
повышение инвестиционной привлекательности;
обеспечение коммерческой эффективности привлеченных инвестиций;
гармонизация технического и таможенного законодательства в рамках Таможенного союза;
развитие законодательства и нормативной правовой базы в области автомобилестроения;
поддержка экспорта продукции российского автомобилестроения;
совершенствование системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.
Реализацию данного комплекса мер планируется осуществить за счет стимулирования обновления парка автотранспортных средств и увеличения спроса на новую автомобильную технику, включая обеспечение регламентации пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов, в соответствии с современными требованиями, а также с применением законодательного запрета на эксплуатацию автобусов, используемых свыше 15 лет, в коммерческих целях для лицензируемых перевозок грузов.
Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, установлено, что обновление парка городского пассажирского транспорта будет способствовать росту качества транспортного обслуживания пассажиров и ограничению автомобилизации.
В качестве возможных мер по обновлению подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта рассматриваются варианты приобретения транспортных средств за счет средств краевого бюджета, получения субсидий из федерального бюджета, предоставление субсидий перевозчикам, а также лизинговые и кредитные схемы.
Кроме износа подвижного состава общественного транспорта, на автомобильном транспорте одной из основных проблем Красноярской агломерации в настоящее время является постоянное возникновение заторовых ситуаций на улицах города, что препятствует доступу пригородного и междугородного транспорта.
Междугородный автовокзал как центр притяжения большинства пригородных и межмуниципальных маршрутов автомобильного транспорта в настоящее время располагается практически в центре города Красноярска, что значительно увеличивает время в пути пассажиров.
В целях решения данной проблемы необходимо пересмотреть текущее расположение междугородного автовокзала в сторону смещения его к автомобильным подходам к г.Красноярску с учетом возможности объединения с другими видами транспорта.
Для обеспечения транспортной доступности жителей края реализованы следующие мероприятия:
приобретение судна на воздушной подушке "Арктика-10", используемого в Балахтинском районе на переправе "Черемушки - Даурск";
строительство самоходного грузопассажирского парома проекта 2967 для г.Игарки;
субсидирование перевозок по маршрутам с низкой интенсивностью пассажиропотока и в связи с государственным регулированием тарифов на всех видах транспорта;
внедрение проектов единая социальная карта Красноярского края и транспортная карта на территории края;
приобретение 7 автобусов для маломобильных групп населения.
Положительная тенденция развития пассажирского транспорта края будет обеспечена за счет ввода таких объектов, как школы, детские сады, поликлиники, больницы, жилые дома, специализированные лечебные и учебные учреждения, спортивные сооружения, и других объектов, обеспечивающих новые точки притяжения пассажиров.
Снижение уровня безработицы будет способствовать увеличению числа поездок в рабочих целях.
Значительную долю прироста количества перевезенных пассажиров обеспечит городской пассажирский транспорт в городе Красноярске за счет повышения его привлекательности для населения, использование городской электрички, повышения эксплуатационной скорости движения автобусов и развития улично-дорожной сети.
В долгосрочной перспективе значительный прирост количества перевезенных пассажиров и повышение транспортной подвижности населения будут реализованы за счет запуска в эксплуатацию линий метрополитена в г.Красноярске.
Проект строительства первой линии метрополитена в г.Красноярске (участок от станции "Высотная" до станции "Проспект Мира") разработан институтом "Харьковметропроект" и утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.07.1994 N 18-50, согласован Главгосэкспертизой Российской Федерации заключениями от 12.07.1994 N 5-1/10-413 и от 18.11.1996 N 4-1/10-413-В.
Первая линия метрополитена по трассе от станции "Высотная" до станции "Проспект Мира" имеет протяженность 8,22 км в двухпутном исчислении. В связи с недостаточным финансированием в 1998 году Правительством Российской Федерации принято решение о выделении первого пускового комплекса от станции "Высотная" до станции "Вокзальная" в объеме 3 станций протяженностью 5,04 км в двухпутном исчислении. В 2010 году финансирование строительства метрополитена из бюджета Российской Федерации прекращено.
Потребность в средствах для пуска в эксплуатацию комплекса в составе трех станций составляет 40,604 млрд рублей в ценах IV квартала 2012 года.
Из них в рамках программы развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта города Красноярска до 2015 года, выполненной НИПИ территориального развития и инфраструктуры г.Санкт-Петербурга, утвержденной Постановлением администрации г.Красноярска от 21.03.2002 N 145 "Об утверждении программы развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в городе Красноярске до 2015 года", определен объем предполагаемого финансирования на реализацию мероприятий по проведению строительно-монтажных работ на 2013 - 2015 годы в сумме 13,515 млрд рублей (по 4,505 млрд рублей ежегодно).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 145" следует читать как "N 145П"
Средства на строительство метрополитена в рамках государственной программы планируется направить на обеспечение сохранности подземных горных выработок в безопасном состоянии (проветривание, освещение, осмотр выработок, откачка воды, спуск-подъем людей на горизонт).
Для решения вышеуказанных проблем, а также с целью комплексного развития транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах в ближайшей перспективе планируется решить следующие задачи:
1. Развитие рынка транспортных услуг Красноярского края и повышение эффективности его функционирования.
2. Обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан.
В рамках первой задачи предполагается создание условий, обеспечивающих равный доступ операторов транспортных услуг к транспортной инфраструктуре.
На железнодорожном транспорте планируется предоставление субсидий в целях компенсации расходов организаций железнодорожного транспорта Красноярского края, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на проезд в пригородном сообщении, эксплуатации малодеятельных линий.
На автомобильном транспорте запланировано предоставление субсидий организациям автомобильного пассажирского транспорта Красноярского края на компенсацию расходов, возникающих в результате небольшой интенсивности пассажиропотоков по межмуниципальным и пригородным маршрутам.
На водном транспорте запланировано предоставление субсидий организациям внутреннего водного транспорта Красноярского края на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном и межмуниципальном сообщении.
На воздушном транспорте запланировано предоставление субсидий организациям воздушного транспорта Красноярского края на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при осуществлении пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности края.
Также на воздушном транспорте осуществляются расчеты по договорам лизинга воздушных судов и уплаты вознаграждения за выдачу банковской гарантии.
На строительство участка первой линии метрополитена в г.Красноярске запланировано выделение средств на обеспечение сохранности подземных горных выработок в безопасном состоянии (проветривание, освещение, осмотр выработок, откачка воды, спуск-подъем людей на горизонт).
В рамках второй задачи предусматривается реализация следующих мер:
предоставление субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с установлением краевым законодательством льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения;
предоставление субсидии транспортным организациям края на компенсацию части потерь в доходах от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края;
предоставление субсидии транспортным организациям края на компенсацию части потерь в доходах от предоставления услуг общественного транспорта по единому социальному проездному билету, социальной карте (в том числе временной) и единой социальной карте Красноярского края для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии - междугородных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения по территории края детям школьного возраста из многодетной семьи, семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, неполной семьи, в которой родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид.
Промежуточные и конечные социально-экономические результаты решения проблем отрасли характеризуются целевыми индикаторами выполнения подпрограммы.
Исходя из анализа представленных в подпрограмме проблем сформирован перечень приоритетных для реализации в краткосрочной перспективе мероприятий, не обеспеченных финансированием:
1. Обновление пассажирского флота внутреннего водного транспорта.
2. Реновация парка воздушных судов.
3. Обновление моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении.
4. Обновление подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта.
5. Строительство совмещенного автовокзала в г.Красноярске.
6. Строительство метрополитена в г.Красноярске.
7. Интеграция железнодорожного транспорта в сеть общественного пассажирского транспорта Красноярской агломерации.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
В обоснование выбора мероприятий подпрограммы заложены следующие принципы, обеспечивающие сбалансированное решение основных задач:
консолидация средств для реализации приоритетных направлений развития транспортного комплекса Красноярского края;
привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;
эффективное целевое использование средств федерального бюджета, краевого бюджета, местных бюджетов и средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов подпрограммы;
системный подход, комплексность, концентрация на самых важных направлениях, наличие нескольких вариантов решения проблем;
оценка потребностей в финансовых средствах;
оценка результатов и социально-экономической эффективности подпрограммы, которая осуществляется на основе мониторинга целевых индикаторов;
охват всех видов транспорта.
К компетенции исполнителя подпрограммы в области реализации мероприятий относятся:
разработка нормативных актов, необходимых для реализации подпрограммы;
разработка предложений по уточнению перечня, затрат и механизма реализации программных мероприятий;
определение критериев и показателей эффективности, организация мониторинга реализации подпрограммы;
обеспечение целевого, эффективного расходования средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы из бюджетных и внебюджетных источников;
подготовка ежегодного отчета о ходе реализации подпрограммы.
Достижимость и измеримость поставленной цели обеспечиваются за счет установления значений целевых индикаторов на весь период действия подпрограммы по годам ее реализации.
Этапы выполнения подпрограммы:
I этап - 2014 год;
II этап - 2015 год;
III этап - 2016 год;
IV этап - 2017 год;
V этап - 2018 год.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении N 1.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы определяет комплекс мер, осуществляемых исполнителем подпрограммы в целях повышения эффективности реализации мероприятий подпрограммы и достижения целевых индикаторов.
Министерство транспорта Красноярского края как исполнитель подпрограммы осуществляет:
планирование реализации мероприятий подпрограммы, в том числе контроль соответствия отдельных мероприятий требованиям и содержанию подпрограммы, обеспечение согласованности их выполнения;
общую координацию мероприятий подпрограммы, выполняемых в увязке с мероприятиями других федеральных и региональных государственных программ;
мониторинг эффективности реализации мероприятий подпрограммы и расходования выделяемых бюджетных средств, подготовку отчетов о ходе реализации подпрограммы;
внесение предложений о корректировке мероприятий подпрограммы в соответствии с основными параметрами и приоритетами социально-экономического развития Красноярского края.
Комплекс мер, осуществляемых исполнителем подпрограммы, заключается в реализации следующих организационных, экономических, правовых механизмов:
1. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1640 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта" в Порядке, установленном приложением N 1 к подразделу 2.3 подпрограммы.
2. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.2 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1639 "О предоставлении субсидий на компенсацию расходов организациям автомобильного пассажирского транспорта" в Порядке, установленном приложением N 2 к подразделу 2.3 подпрограммы.
3. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.3 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1641 "О предоставлении субсидий организациям внутреннего водного транспорта Красноярского края" в Порядке, установленном приложением N 3 к подразделу 2.3 подпрограммы.
4. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.4 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2001 N 16-1642 "О предоставлении субсидий на компенсацию расходов организациям воздушного транспорта от перевозки пассажиров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности края" в Порядке, установленном приложением N 4 к подразделу 2.3 подпрограммы.
5. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.5 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Порядком, установленным приложением N 5 к подразделу 2.3 подпрограммы.
6. Реализация мероприятия, предусмотренного пунктом 1.6 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется муниципальным казенным предприятием города Красноярска "Управление по строительству Красноярского метрополитена" посредством размещения государственного заказа на выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.7 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Порядком, установленным приложением N 6 к подразделу 2.3 подпрограммы.
8. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.8 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Порядком, установленным приложением N 7 к подразделу 2.3 подпрограммы.
9. Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.9 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Порядком, установленным приложением N 8 к подразделу 2.3 подпрограммы.
10. Мероприятие, предусмотренное пунктом 2.1 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", Законом края от 09.12.2010 N 11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае" в Порядке, установленном приложением N 9 к подразделу 2.3 подпрограммы.
11. Мероприятие, предусмотренное пунктом 2.2 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3568 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта", Постановлением Правительства Красноярского края от 27.04.2010 N 223-п "О льготном проезде отдельных категорий граждан в общественном транспорте".
12. Мероприятие, предусмотренное пунктом 2.3 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3568 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта", Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", Постановлением Правительства Красноярского края от 27.04.2010 N 223-п "О льготном проезде отдельных категорий граждан в общественном транспорте".
13. Мероприятия, предусмотренные пунктами 2.4, 2.5 приложения N 2 к подпрограмме, осуществляются в соответствии с Порядком, установленным приложением N 10 к подразделу 2.3 подпрограммы.
14. Правительством Красноярского края ежегодно утверждаются нормативы субсидирования на компенсацию расходов транспортных организаций.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Контроль внутреннего и внешнего государственного финансового контроля за использованием средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, осуществляется службой финансово-экономического контроля Красноярского края.
Счетная палата Красноярского края в соответствии с действующим законодательством осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы.
Текущий контроль за реализацией подпрограммы осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие настоящую подпрограмму.
Ответственным за подготовку и представление отчетных данных являются органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие настоящую подпрограмму.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края ежемесячно до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в министерство транспорта Красноярского края информацию и отчет об исполнении подпрограммы по форме согласно приложениям N 8 - 12 к Порядку принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п.
Министерство ежемесячно до 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года - до 1 марта, следующего за отчетным, направляет одновременно в министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края и министерство финансов Красноярского края отчет об исполнении подпрограммы по форме согласно приложениям N 8 - 12 к Порядку принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Транспортная подвижность населения характеризует среднее количество поездок, приходящихся на 1 жителя Красноярского края. Увеличение показателя в основном обеспечивается за счет автомобильного транспорта, т.к. он осуществляет основной объем перевозок в крае. Положительная динамика запланирована с учетом формирования удобной для населения маршрутной сети, сохранения маршрутов с низким пассажиропотоком, совершенствования управления пассажирским перевозками в г.Красноярске.
Объем субсидий на 1 пассажира характеризует существующий уровень затрат, который сложился на субсидируемых маршрутах. Значение показателя запланировано на одном уровне с учетом сохранения одинакового объема финансирования, а также оптимизации маршрутной сети, снижения себестоимости перевозок за счет обновления подвижного состава, внедрения новых технологий.
Доля субсидируемых поездок от общего числа поездок характеризует отношение количества поездок на субсидируемых пригородных и межмуниципальных маршрутах к общему числу поездок в Красноярском крае. Доля поездок в течение всего времени сохраняется на одном уровне. На долгосрочную перспективу планируется снижение показателя в связи с увеличением транспортной подвижности населения.
Доля транспортных средств, подлежащих списанию, характеризует состояние общественного транспорта в Красноярском крае. С учетом износа подвижного состава планируется увеличение количества транспортных средств, подлежащих списанию, снижение доли исправных транспортных средств и их устаревание.
Планируемое изменение показателей, характеризующих уровень развития транспорта в Красноярском крае, а также экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы представлены в приложении N 1.
Подпрограмма не содержит мероприятий, направленных на изменение состояния окружающей среды.
Увеличение доходов краевого бюджета от реализации подпрограммы не предполагается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.