Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Салтыковой Л.В.
и судей Дорохиной Е.М, Канивец Т.В,
при секретаре РА.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе истца Андреева М.Н. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Андреева МН к ДГИ г. Москвы о признания незаконным бездействия ДГИ г. Москвы, обязании перерегистрации учетного дела и рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Андреев М.Н, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Андреевой М.М, обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г. Москвы о признания незаконным бездействия ДГИ г. Москвы, обязании перерегистрации учетного дела и рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на следующие обстоятельства.
Истец Андреев М.Н. и его семья с 2000 года (16 лет) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N 51-01-951250-2000-0028.1. В феврале и марте 2016 года истцом были получены письма от ответчика об улучшении жилищных условий и уведомление о том, что истцу и его несовершеннолетней дочери Андреевой М.М. был предложен вариант улучшения жилищных условий в вид предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, также было предложено в срок до 12.06.2016 года дать согласие всех членов семьи истца на предоставление субсидии, предоставить ряд документов, необходимых для перерегистрации учетного дела. 10.02.2016 года истцом в адрес ответчика было направлено согласие на улучшение жилищных условий, также были предоставлены необходимые копии документов, однако ДГИ г. Москвы расценил представленный истцом пакет документов не достаточным. Истец 04.05.2016 года обратился к ответчику с заявлением о разъяснении отказа и продлении срока предоставления документов, однако согласно ответу от 19.05.2016 года ответчик срок для предоставления документов истцу не продлил. В связи с тем, что в срок, предоставленный ответчиком для сбора и подачи документов на субсидию, истец не успевал предоставить документы 09.06.2016 года истцом в адрес ответчика направлено письмо, в котором истец просил ответчика направить запросы в соответствующие органы, для получения недостающих документов. В середине июня 2016 года истец получил письмо от ответчика, в котором ответчиком был указан перечень документов, необходимых для получения субсидии, однако данный перечень частично входил в противоречие с ранее запрашиваемым списком документов, также в письме не указывались правовые основания предоставления таких документов. В июле 2016 года истцом от ответчика было получено письмо, в котором сообщалось, что вопрос об улучшении жилищных условий семье истца будет рассмотрен после предоставления истцом полного пакета документов и поведения проверки жилищной обеспеченности. Документы, которые требует ответчик от истца не касаются лично истца и его несовершеннолетней дочери, а касаются лиц, зарегистрированных с истцом, указанные документы отсутствуют у истца и самостоятельно не могут быть получены истцом, а документы, касающиеся истца и его несовершеннолетней дочери, были предоставлены ответчику в срок.
Уточнив исковые требования, истец просил признать незаконным бездействие ДГИ г. Москвы, выразившееся в непринятии достаточных действий, направленных на проверну оснований, позволяющих истцу состоять на жилищном учете и дающих ему право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы (перерегистрацию учетного дела истца) и не проведении проверки оснований, позволяющих истцу состоять на жилищном учете и дающих ему право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью г. Москвы (перерегистрации учетного дела истца); обязать ДГИ г. Москвы провести проверку оснований, позволяющих истцу состоять на жилищном учете и дающих ему право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью г. Москвы (перерегистрацию учетного дела истца N51-01-951250-2000-0028.1) без дальнейшего участия истца; по итогам проведения проверки оснований, позволяющих истцу состоять на жилищном учете и дающих ему право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью г. Москвы (перерегистрации учетного дела истца N 51-01-951250-2000-0028.1) без дальнейшего участия истца, рассмотреть вопрос о предоставлении истцу субсидии на строительство или приобретение жилья.
Истец в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске и уточненном иске.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Корсачева Е.В. в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск.
3-и лица Андреева С.А, Андреева И.К. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец Андреев М.Н. по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
В заседание судебной коллегии явился истец Андреев М.М, который доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Андреев М.Н. в составе семьи из 5-ти человек (заявитель, его несовершеннолетняя дочь, тетя, двоюродная сестра, сын двоюродной сестры) состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2000 года.
Андреев М.Н, Андреева И.К, Андреева С.А, несовершеннолетние *, * года рождения, *, * года рождения, зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире по адресу: *.
Решением Управы Мещанского района г. Москвы Центрального административного округа от 18.04.2000 года N 1-06-238/0 семья Андреева М.Н. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, учетное дело N 51-01-951250-2000-0028.1.
Для перерегистрации учетного дела истец Андреев М.Н. представил пакет документов, который впоследствии оказался неполным, для чего истцу ДГИ г. Москвы было предложено представить недостающие документы.
Письмом от 03.02.2016 г. N ДГИ-ГР-1652/16-1 "Об улучшении жилищных условий" и уведомлением N 33-6-9693/16-(0)-1 от 01.04.2016 года ДГИ г. Москвы истцу был предложен вариант улучшения жилищных условий в виде предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, также было предложено истцу в срок до 12.06.2016 года предоставить согласие всех совершеннолетних членов семьи и недостающие документы.
Андреев М.Н. 10.02.2016 года направил в ДГИ г. Москвы согласие на улучшение жилищных условий путем предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, а также пакет документов на членов в семьи истца.
Из представленных материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления истца ДГИ. Г. Москвы был дан ответ о порядке перерегистрации от 12.05.2016 г. N ДГИ-И-19806/16 с разъяснениями, что для завершения перерегистрации учетного дела истцу необходимо предоставить в срок не более пяти рабочих дней недостающие документы.
Согласно ст.ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма, документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для целей настоящего Закона к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места из жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Закон города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" определяет порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также снятие жителей города Москвы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях.
В силу ч. 6 ст. 16 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы проводит проверку оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 г. N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" ДГИ г. Москвы осуществляет перерегистрацию граждан, состоящих на жилищном учете, путем истребования у организаций и, при необходимости у граждан, документов, подтверждающих в полном объеме условия, послужившие основанием для принятия их на учет и права граждан на дальнейшее пребывание на учете.
Согласно п. 7.1. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 г. N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" ДГИ г. Москвы осуществляет перерегистрацию жителей города Москвы, состоящих на учете в порядке, установленном Законом города Москвы и Постановлением Правительства Москвы от 19.06.2007 г. N 469-ПП "Об утверждении регламентов подготовки, согласования и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы отдельных разрешений".
В силу п. 2.1. Регламента подготовки, согласования и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы извещений о снятии с учета граждан, состоящих на жилищном учете, а также граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, проведение перерегистрации граждан, состоящих на жилищном учете, а также граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, осуществляется отделами по работе с населением (Управлением) без участия граждан путем истребования у соответствующих организаций документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Указанное определение членов семьи используется исключительно в целях реализации гражданами прав и обязанностей в жилищной сфере и не является тождественным определению "семья", используемому в целях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
По смыслу указанных правовых норм, определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона г. Москвы N 29 является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещении, семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей.
В силу положений Федерального закона от 15.11.1997 г. N 14Э-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. N 828, документы о личности заявителя и членах его семьи, а также сведения о семейных и родственных отношениях семьи заявителя, Департаментом в самостоятельном порядке в соответствующих государственных органах запрошены быть не могут.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями вышеуказанных правовых норм, и пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
При этом суд исходил из того, что доводы истца о том, что ответчик незаконно потребовал от истца предоставить документы, которые не касаются лично истца и его несовершеннолетней дочери, а касаются лиц, зарегистрированных с истцом, в связи с тем, что указанные документы отсутствуют у истца и самостоятельно не могут быть получены истцом, не основаны на нормах права.
Поскольку все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи и обязанность по предоставлению документов личного характера возложена на заявителя, суд признал, что требования ДГИ г. Москвы о предоставлении недостающих документов у истца основаны на законе.
Судом первой инстанции не было установлено, что Андрееву М.Н. было отказано в рассмотрении обращения о предоставлении субсидии из бюджета г. Москвы для приобретения или строительства жилых помещений, как и не было установлено бездействие Департамента по рассмотрению обращения Андреева М.Н. о предоставлении указанной субсидии. Суд указал, что на неоднократные обращения Андреева М.Н. были даны ответы с разъяснением порядка предоставления указанной субсидии и с разъяснением о предоставлении документов, необходимых для перерегистрации учетного дела. Несогласие Андреева М.Н. с содержанием ответов не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд признал, что со стороны ДГИ г. Москвы не было совершено действий, нарушающих права и свободы заявителя, также не было создано препятствий к осуществлению прав и свобод заявителя, на него не была возложена какая-либо обязанность, обращение заявителя было рассмотрено и в установленный законом срок по существу даны ответы.
В соответствии в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ч. 1 ст. 17 Закона N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренное законом право на обращение в государственные органы и к должностным лицам, а также право на получение ответа на обращение, Андреевым М.Н. было реализовано, ответчиком ДГИ г. Москвы не было допущено нарушение действующего законодательства, а также фактов превышения должностным лицом полномочий, или создания каких-либо препятствий в реализации прав и свобод заявителя.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Не согласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения суда первой инстанции, поскольку фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции, и направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Андреева М.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.