Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Салтыковой Л.В.
и судей Дорохиной Е.М, Канивец Т.В,
при секретаре РА.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца Коваленко Л.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Коваленко ЛА к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании ответа Департамента городского имущества города Москвы, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Коваленко Л.А. обратилась с исковым заявлением к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании ответа Департамента городского имущества города Москвы и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на следующие обстоятельства.
Истец Коваленко Л.А. на основании п. 6 ст. 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 г. относится к гражданам, добровольно выехавшим из зоны отселения в 1986 году *. Данный факт подтверждается удостоверением установленного образца N 084360, которое было выдано 23.03.2011 года Управлением социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа г. Москвы. 06.07.2016 года истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением с приложением всех необходимых документов о принятии ее и членов ее семьи из 5 человек в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ст. 14 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". На заявление истца из Департамента городского имущества города Москвы получен ответ N ДГИ-гр-72124/16-1 "По жилищному вопросу", который, по мнению истца, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку он содержит признаки разъяснительного характера, не отвечает на все вопросы, которые были поставлены в заявлении от 06.07.2016 года. Указанным ответом Департаментом городского имущества города Москвы фактически отказано в постановке истца и ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Законом РФ N 1244-1 от 15.05.1991 г. Ссылка Департамента городского имущества города Москвы на тот факт, что семья истца не состоит на учете на общих основаниях в соответствии с Законом города Москвы N 29 от 14.06.2009 года, является не состоятельной, поскольку истец подлежит обеспечению не в общем порядке названого Закона города Москвы N 29, а специальными нормами ст.ст. 14 - 17 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 (ред. от 05.07.2016 г.) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы". Заявление аналогичного характера было подано в Департамент городского имущества города Москвы 20.07.2016 года за N ГР 01-1227172/16 через МФЦ "Мои документы". Также был получен разъяснительный ответ о необходимости обращения с указанным заявлением в Департамент городского имущества города Москвы.
Истец просила признать ответ Департамента городского имущества города Москвы незаконным и обязать Департамент городского имущества города Москвы принять истца на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в соответствии с законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Истец Коваленко Л.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель истца Коваленко Л.А. по доверенности Самарин М.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что истец для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения обратилась с полным пакетом документов в МФЦ 27 октября 2016 года, непосредственно в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением и приложенным к нему пакетом всех необходимых документов истец обратился 06 июля 2016 года. По факту данных обращений были получены ответы разъяснительного характера.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Лакеева Н.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что истец не обращалась в Департамент городского имущества города Москвы с вопросом о постановке ее на учет, следовательно, истцом нарушен порядок обращения. В письме от 06.06.2016 года нет сведений, что истцу отказано, а в письме разъяснен порядок обращения.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Коваленко Л.А.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
Истец Коваленко Л.А. и её представитель Самарин М.В. в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
В заседание судебной коллегии явилась представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы Каргачева Е.В, которая с решением суда согласна.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что истец в составе семьи из шести человек: Коваленко ЛА, Богомолов ДЮ, Богомолов СД, Богомолов МД, Богомолов НД, Богомолова ТМ зарегистрированы по адресу: * на основании договора передачи квартиры в собственность от 15.09.1992 г. N 041735-000068, что подтверждается карточкой учета N 1905099794, выданной ГБУ "МФЦ города Москвы" МФЦ района Марьино и выпиской из домовой книги N 6564415 по состоянию на 05.07.2016 г.
Собственником вышеуказанной квартиры является Богомолова Татьяна Михайловна.
25 июля 2003 года между Богомоловым ДЮ и Коваленко ЛА заключен брак, что подтверждается Свидетельством о заключении брака серия I -МЮ N 891388, выданным Черемушкинским отделом ЗАГС г. Москвы 25.07.2003г, о чем составлена запись акта о заключении брака N 1422
01 ноября 2003 года между Коваленко Л.А. и Богомоловой Т.М. заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой), расположенной по адресу: *.
01 января 2016 года между Коваленко Л.А. и Богомоловой Т.М. заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: г*.
Согласно свидетельству о рождении серия VII-МЮ N 757923, выданному Рязанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы повторно 26.05.2015 г, у Богомолова ДЮ и Коваленко ЛА родился сын Богомолов СД, * года рождения, о чем составлена запись акта о рождении N 3315.
Из свидетельства о рождении серия IV -МЮ N 833341, выданного Мещанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы 10.03.2010 г. следует, что у Богомолова ДЮ и Коваленко ЛА родился сын Богомолов МД, * года рождения, о чем составлена запись акта о рождении N 434.
Согласно свидетельству о рождении серия VII-МЮ N 778093, выданному Люблинским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы 22.07.2015 г, у Богомолова ДЮ и Коваленко ЛА родился сын Богомолов НД, * года рождения, о чем составлена запись акта о рождении N 4696.
Из распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 347 от 13 января 2016 года о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ усматривается, что семья истца в составе из шести человек: Коваленко ЛА, Богомолов ДЮ, Богомолов СД, Богомолов МД, Богомолов НД, Богомолова ТМ признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В соответствии с удостоверением серии АЮ N 084360, выданном Управлением социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа г. Москвы 23.03.2011 г, Коваленко Л.А. относится к гражданам, добровольно выехавшим из зоны отселения подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году г. Новозыбков Брянской области.
06.07.2016 года истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о принятии ее и членов ее семьи из 5 человек в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 6 ст. 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На обращение истца от 06.07.2016 г. Департаментом городского имущества города Москвы 02 августа 2016 года был дан ответ по жилищному вопросу N ДГИ-ГР-72124/16-1, в котором истцу было разъяснено, что оказание государственной услуги по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки их на жилищный учет осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ". Перечень документов, самостоятельно представляемых гражданином, установлен пунктом 2.1 Регламента. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" прием документов жителей города Москвы в целях признания нуждающимися в жилых помещениях осуществляют Центры по предоставлению государственных услуг города Москвы "Мои документы". Информация об адресах и времени работы Центров размещена на официальном сайте pgu.mos.ru. Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня имущественной и жилищной обеспеченности на основании представленных заявителем или запрошенных документов.
В ответ на обращение истца от 20.07.2016 г. N ГР01-12-27172/16 Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" был дан ответ, в котором истцу был разъяснен порядок обращения с заявлением по государственной услуге: "принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
Порядок и условия предоставления жилых помещений или помощи города в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлен Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 года жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 8 названного Закона жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "О регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", обязанность по предъявлению документов личного характера возложена на заявителя.
Перечень документов, самостоятельно представляемых гражданином, установлен пунктом 2.1 Регламента.
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями указанных правовых норм, проверил доводы сторон, дал представленным доказательствам правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что истцом не был соблюден порядок обращения, установленный Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы искового заявления и не являются основаниями к отмене постановленного решения суда, поскольку были предметом подробного изучения суда первой инстанции.
Не согласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения суда первой инстанции, поскольку фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции, и направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Коваленко Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.