Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Агаевой Т.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,
административное дело по апелляционной жалобе административного истца Акбарова С.К. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08 февраля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Акбарова С.К. к ГУВМ МВД России о признании решения незаконным и подлежащим отмене, устранении нарушения прав, признании беженцем отказать.
Установила:
Акбаров С.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУВМ МВД России, в котором просил признать незаконным и отменить решение от 04.10.2016 года, которым решение ГУ МВД России по Московской области от 01.08.2016 года об отказе в признании истца беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании устранить нарушенное право, признав его беженцем на территории Российской Федерации, мотивируя требования тем, что при принятии указанных решений органами миграционного контроля доводы заявителя были оценены формально и не по существу, между тем, на территории Республики Киргизия заявитель преследуется за совершение преступления, которого он не совершал, обвинения предъявлены ему исключительно в связи с его этническим происхождением. При вынесении решения МВД России не дало оценки тому факту, что на территории Российской Федерации проживают брат истца, супруга и четверо несовершеннолетних детей, в адрес которых поступали угрозы со стороны правоохранительных органов Кыргызстана.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зимарева О.Б. исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика по доверенности Шапарева Н.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое просит отменить по доводам апелляционной жалобы истец, ссылаясь на то, что судом не учтены все обстоятельства, имеющие важное значение для рассмотрения дела, не оценен риск возможности пыток в стране гражданской принадлежности заявителя, постановления Европейского суда по правам человека.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Уткина С.В, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что Акбаров С.К, *** года рождения, гражданин *** Республики, уроженец ***. По национальности ***, вероисповедание - ***. Родной язык ***, русским языком владеет на бытовом уровне. Образование ***. Специальность по образованию - ***.
При обращении 10 мая 2016 года с ходатайством о признании беженцем в УФМС России по Московской обл. ходатайство обосновал опасениями стать жертвой незаконного преследования в форме сфабрикованного против него уголовного дела, указал, что правоохранительные органы Киргизии его преследуют по национальному признаку, поскольку он по национальности ***. Проживая в Киргизии, он занимался частным бизнесом, который у него хотели отобрать. В 2010 году получил повестку явиться в Службу национальной безопасности Киргизской Республики в г. Джалал-Абад и, испугавшись покинул страну. В 2011 году к нему в Россию приехала жена с детьми.
Решением УФМС России по Московской обл. от 13 мая 2016 года ему было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах", поскольку отсутствуют вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования в Киргизской Республики по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Решением ГУВМ МВД России от 04 октября 2016 года N 175 решение УФМС России по Московской обл. от 01 августа 2016 было признано правомерным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался тем, что решение ГУВМ России по Московской обл. и решение ГУВМ МВД России являются законными и обоснованными, ввиду того, что приняты с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возвращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах" признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19.02.1993.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями) решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Согласно положениям ч. 9 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", поскольку статус беженца имеет ограниченный срок действия, устанавливается на срок до трех лет, и может быть продлен на каждый последующий год только при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона, чего в данном случае органами федеральной миграционной службы установлено не было.
Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 г, в статье 1 дала определение понятия "беженец". В указанной Конвенции под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конвенция 1951 г. распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия "беженец". Исходя из смысла указанного Протокола под термином "беженец" имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в статье 1 "А" (2) этой Конвенции слов "в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года... " и слов "... в результате подобных событий". Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года ( Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3876-1).
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19 февраля 1993 года.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями) решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
В деле имеются данные, что такую проверку (оценку) сведений, сообщенных Акбаровым С.К, органы территориальной миграционной службы провели. При этом не установлено доказательств преследования Акбарова С.К. по религиозным, политическим или национальным мотивам. Обращение Акбарова С.К. в УФМС России по Московской обл. с ходатайством имело место 10.05.2016 года после его задержания сотрудниками полиции г.о. Балашиха Московской обл. в связи с нахождением его в межгосударственном розыске, тогда как границу Российской Федерации заявитель пересек в 2011 году.
По смыслу названных положений Федерального закона "О беженцах", иностранные граждане и лица без гражданства, которые обращаются с соответствующими заявлениями и ходатайствами, рассматриваются как лица, находящиеся на территории чужого им государства в сложной жизненной ситуации, вызванной особыми, в том числе политическими, причинами. Этим продиктована необходимость оперативного устранения неопределенности в их правовом статусе, с тем чтобы, с одной стороны, были эффективно защищены права данных лиц, а с другой - соблюдались интересы Российской Федерации в надлежащем миграционном контроле.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Акбарова С.К. нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.
Оценивая доводы заявителя, суд первой инстанции верно указал, что убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности административным истцом не представлено. Данная позиция суда подтверждается действующими в настоящее время эффективными правовыми механизмами в сфере прав и свобод человека.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ГУВМ МВД России соответствует Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Акбарова С.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.