Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Михайловой Р.Б,
при секретаре Агаевой Г.Т,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кожокаря В.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 июня 2017 года, которым постановлено:
отказать Кожокарю Владимиру Семеновичу в удовлетворении требований к ФСИН России об устранении допущенного нарушения прав,
УСТАНОВИЛА:
Кожокарь В.С. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика в части необеспечения условий содержания в штрафном изоляторе в камере, не унижающих человеческое достоинство.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 16 сентября 2015 года он отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ Исправительная колония N 7 УФСИН России по Тульской области (далее - ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области), с 16 по 26 января 2017 года был водворен в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) сроком на 10 суток; указывал на то, что условия содержания в штрафном изоляторе не отвечали необходимым требованиям, унижали его человеческое достоинство.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен административный истец; им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного судебного постановления, утверждается о том, что судом дана неправильная оценка собранным по делу доказательствам, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца Кожокаря В.С, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не сообщившего об уважительных причинах неявки, не просившего об отложении слушания дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Так, в силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о нарушении его прав, содержании в нечеловеческих условиях, кроме того, административный истец отбывал наказание в спорный период в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, с жалобами в порядке подчиненности по указанным в иске вопросам во ФСИН России не обращался, административный ответчик незаконных действий (бездействия) по отношению к истцу не совершал, его прав не нарушал.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Так, применительно к части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, предписаниям статьи 62 КАС РФ, по административному делу установлено, что Кожокарь Владимир Семенович, **** года рождения, был осужден приговором Советского районного суда г. Тулы от 12 мая 2015 года по части 1 статьи 228 Уголовного кодекса РФ к двум годам лишения свободы. Начало срока отбывания наказания - 12 мая 2015 года. Отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области с 16 сентября 2015 года, куда прибыл из ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области.
С 16 по 26 января 2017 года административный истец был водворен в ШИЗО сроком на десять суток за допущенное нарушение правил отбывания наказания.
Перед водворением осужденного в ШИЗО, сотрудниками ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области производился технический осмотр камеры; на момент водворения в нее Кожокаря В.С, 16 января 2017 года, камера N 8 ШИЗО находилась в технически исправном состоянии, в помещениях камер ШИЗО отсутствовали насекомые и грызуны, дезинсекция и дератизация помещений данного учреждения проводится регулярно. Вышеуказанная камера предназначена для одиночного содержания осужденных. Камера оборудована откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, лавкой для сидения, умывальником (рукомойником), санитарным узлом, светильником освещения, решеткой оконного проема с оконным блоком с возможностью открывать для проветривания помещения изнутри и металлической дверью с отсекающей решеткой. К камере подведена акустическая колонка, которая, в свою очередь, подключена к радиоточке, установленной в здании ШИЗО-помещении камерного типа (далее - ПКТ); камера оборудована в соответствии с требованиями приказа ФСИН России N 512 от 27 июля 2006 года "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы"; наличие отдельного бака с питьевой водой, горячая вода в жилых помещениях, отрядах и камерах исправительного учреждения в ШИЗО, действующим законодательством не предусмотрены; водопроводная вода в Российской Федерации пригодна для питья; утверждения административного истца о нахождении в камере длительное время без электрического света, а также о наличии в ней строительного мусора, объективного подтверждения не нашли, о данных проблемах Кожокарь В.С. сотрудникам учреждения в период отбывания наказания не сообщал.
В соответствии с главой 24 пп. 165, 166 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения (далее - ПВР ИУ), утвержденных приказом Министерства юстиции России N 295 от 16 декабря 2016 года "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" уборка в камерах ШИЗО, ПКТ, единых помещениях камерного типа (далее - ЕПКТ) и прогулочных двориках возлагается поочередно на каждого осужденного согласно графику, утвержденному заместителем начальника исправительного учреждения, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, и доведенному до осужденного под роспись. В случае отказа осужденного от ознакомления с графиком, составляется соответствующий акт. Осужденный, ответственный за уборку, получает и сдает инвентарь для уборки камеры, следит за чистотой в камере, также производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора. Кожокарь В.С. содержался в камере N 8 ШИЗО одиночно, в связи с чем обязан самостоятельно следить за чистотой в камере, производить уборку камерного санузла в целях поддержания надлежащего санитарного состоянии сантехнического оборудования в камере, ненадлежащее выполнение отбывающим наказание лицом возложенных на него обязанностей по уборке камеры не свидетельствует о том, что Кожакарь В.С. по вине должностных лиц исправительного учреждения содержался в антисанитарных условиях и имело место быть со стороны властей унижение человеческого достоинства лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с главой 24 пп. 159, 163 ПВР ИУ при приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры, сотрудниками учреждения проводится обыск осужденных, а также санитарная обработка, включающая в себя помывку, после которой осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями. В дальнейшем помывка осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах осуществляется покамерно в душевой, оборудованной в указанных помещениях. Постельные принадлежности осужденным, водворенным в ШИЗО, переведенным в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, выдаются только на период сна. При выводе за пределы помещения им выдается одежда по сезону. Данные требования соблюдались в отношении административного истца, обратного заявитель не указывал.
Вода в учреждение поступает из артезианской скважины, оформленной в установленном порядке; качество воды проверяется каждые полгода. Для обеспечения питьевой водой в учреждении установлена система обезжелезивания воды с накопительной емкостью; вода из названной системы обезжелезивания используется для приготовления пищи осужденным в столовой учреждения.
Питание спецконтингента организовано в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 205 от 11 апреля 2005 года "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" и в соответствии с приказом Минюста России N 48 от 26 февраля 2016 года "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Для организации питания спецконтингента в учреждении имеется столовая, которая оборудована холодильным оборудованием, электроплитами, электрокотлами, жарочными шкафами, вытяжками, посудомоечной машиной, весами и другим необходимым оборудованием; оборудование в исправном состоянии; санитарное состояние помещений столовой удовлетворительное; столовая обеспечивается моющими и дезинфицирующими средствами своевременно, по мере необходимости.
Прием пищи осужденными, водворенными в ШИЗО-ПКТ, производится в камерах; пища из столовой учреждения доставляется в штрафные изоляторы в специальных термосах; столовые оснащены посудой в полном объеме; завоз продуктов питания производится своевременно; факты завоза испорченных продуктов питания, а также с истекшим сроком годности, длительной замены отдельных категорий продуктов, отсутствуют; качество приготовления пищи проверяется в ФБУЗ "ЦГиЭ" в Тульской области; жалоб осужденного на качество поступающих продуктов питания, а также на качество приготовления пищи и санитарное состояние не поступало; в столовой при хранении продуктов питания, приготовлении пищи соблюдается температурно-влажностный режим, при приготовлении пищи технологический процесс не нарушается.
В 2014 году проводился капитальный ремонт зданий ШИЗО и ПКТ; санитарное и техническое состояние штрафного изолятора удовлетворительное; температурный режим в камерах ШИЗО находится в пределах нормы; средняя температуры в зимнее время - 19 градусов по Цельсию, в летнее - 21 градус по Цельсию; контроль за соблюдением температурного режима в камерах ШИЗО осуществляется младшим инспектором по ШИЗО, ПКТ; жалоб от истца в период нахождения в ШИЗО не поступало; одеждой по нормам, полотенцем осужденный был обеспечен, как и постельными принадлежностями, выдаваемыми для сна.
Согласно пункту 2 приложения N 3 приказа Минюста России N 216 от 03 декабря 2013 года сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента их фактической выдачи; последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки предметов, находящихся в пользовании. 16 ноября 2015 года в адрес администрации исправительного учреждения поступило заявление Кожокаря В.С. о выдаче рукавиц, которые были им получены согласно приемо-раздаточной ведомости N 60; заявлений о преждевременном износе и потребности в вещевом имуществе от Кожокаря В.С. не поступало.
Административный истец Кожакарь В.С. наблюдался в МЧ N 5 ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, где ему оказывалась необходимая медицинская помощь. В период с 16 по 26 января 2017 года Кожокарь В.С. с какими-либо жалобами на состояние здоровья, в том числе на заболевание почек, "инфекции на лице", боли в области левого плечевого сустава, к сотрудникам учреждения о вызове к нему медицинских работников не обращался; при осмотре патологии не выявлялось; медицинских показаний для назначения противосудорожных препаратов не было.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, требованиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия считает, что административным ответчиком представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, объективно опровергающие доводы административного истца о нарушении его прав, содержании в период с 16 по 26 января 2017 года в ШИЗО в условиях, унижающих человеческое достоинство, оснований не доверять им не имеется.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
При этом, нельзя рассматривать условия содержания под стражей, в частности в ШИЗО, обеспеченные в соответствии с требованиями закона как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы прежде всего требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя, и не носят цели нарушить гражданские и иные права.
Учитывая изложенное, в том числе принимая во внимание, что истец о беспечивался индивидуальным рационом питания, спальным местом и спальными принадлежностями, ему было обеспечено содержание в камере, обеспеченной сантехническим оборудованием для отправления естественных потребностей, умывания, и никто не освобождал осужденного от необходимости следить и поддерживать их нормальное состояние и чистоту, а также при условии того, что объективных доказательств того, что истец в период с 16 по 26 января 2017 года с жалобами и просьбами к администрации учреждения по вышеуказанным вопросам, не обращался, в том числе о плохом самочувствии не заявлял, с удебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; совокупность оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для удовлетворения требований по настоящему делу не установлена, фактов дискриминации не установлено.
Кроме того, обстоятельства, изложенные в административном иске, свидетельствуют о том, что административный истец фактически связывает нарушение своих прав не с действиями (бездействием) ФСИН России, вместе с тем, предметом судебного разбирательства является проверка соответствия закону действий именно административного ответчика. В административном исковом заявлении отсутствует указание на факты незаконных действий ФСИН России, которое бы допустило унижающее человеческое достоинство и бесчеловечное обращение с осужденным, водворенным администрацией конкретного исправительного учреждения в ШИЗО. Вместе с тем, со стороны административного ответчика представлены имеющиеся в его распоряжении доказательства того, что на момент водворения Кожокаря В.С. в камеру, санитарно-техническое состояние помещения и материально-бытовое обеспечение, а также медицинское обслуживание соответствовало установленным требованиям.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; кроме того, они основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства, доводы сторон получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кожокаря В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.