Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2258/2017 по административному исковому заявлению Гуршумова Майкла Рувиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить равной рыночной по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: *** а именно:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 910 244,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 932 658,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 6 793 581,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 279 210,00 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18 275 824,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 92 086 070,00 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником указанных нежилых помещений. В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему помещений, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость нежилых помещений, принадлежащих истцу:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9 882 392,06 руб,
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5 676 220,92 руб,
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 26 270 985,29 руб,
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6 295 189,25 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 54 004 059,02 руб,
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 301 303 934,85 руб.;
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился к ООО "Оценочная компания "Юрдис" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно отчету об оценке N 236/05/17 от 13.06.2017 г. рыночная стоимость составила в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***- 3 910 244,00руб, нежилого помещения с кадастровым номером ***- 1 932 658,00 руб, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 6 793 581,00 руб, нежилого помещения с кадастровым номером ***- 2 279 210,00 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ***- 18 275 824,00 руб, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 92 086 070,00 руб.
В связи с этим, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость объектов с кадастровыми номерами *** и *** с учетом результатов судебной экспертизы, от остальной части исковых требований отказалась, производство по делу в отношении объектов с кадастровыми номерами 77:01:0003015:1963, 77:01:0003015:1965, ***и ***просила прекратить.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат расположенные по адресу г. Москва, ул. Большая Почтовая, дом 7, строение 1:
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003015:1963,
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН (л.д. 102-110) и договорами купли-продажи (л.д. 27-41).
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость в отношении нежилых зданий, принадлежащих истцу, утверждена в отношении
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9 882 392,06 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5 676 220,92 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 26 270 985,29 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6 295 189,25 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 54 004 059,02 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 301 303 934,85 руб.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физического лица и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "Оценочная компания "Юрдис" N 236/05/17 от 13.06.2017 г. согласно которому по состоянию на 01.01.2017 г. рыночная стоимость установлена в отношении
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 910 244,00руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 932 658,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 6 793 581,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 279 210,00 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18 275 824,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 92 086 070,00 руб.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе, в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 09 ноября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Партнер".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость определена в отношении
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 12 400 000 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5 700 000 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 10 800 000 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6 600 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 71 700 000 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 242 400 000 руб.;
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец согласился с заключением эксперта.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
В судебном заседании от представителя административного истца поступило ходатайство об отказе от части исковых требований и прекращении производства по делу в отношении объектов с кадастровыми номерами 77:01:0003015:1963, 77:01:0003015:1965, ***и 77:01:0003015:1968.
Представитель административного ответчика против принятия отказа от иска не возражал.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены правовые последствия отказа от иска.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд полагает возможным принять отказ административного истца от части заявленных требований по настоящему административному делу, поскольку он не противоречит закону, не нарушает права лиц, участвующих в деле. Последствия отказа от иска сторонам разъяснены, полномочия представителя административного истца на отказ от иска проверены судом. Производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В остальной части административные исковые требования подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами *** и *** подлежит установлению в соответствии с результатами судебной экспертизы.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения с настоящим исковым заявлением - 29 сентября 2017 г, поскольку обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости для физических лиц не является обязательным.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***.
Поскольку кадастровая стоимость объектов определена на 01 января 2016г. (на эту дату ранее была установлена кадастровая стоимость), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данных объектов, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 157, 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 373,5 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Почтовая, дом 7, стр. 1 равной его рыночной стоимости в размере 10 800 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного нежилого помещения, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 4 283,7 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Почтовая, дом 7, стр. 1 равной его рыночной стоимости в размере 242 400 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного нежилого помещения, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 сентября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Принять отказ Гуршумова Майкла Рувиновича от административных исковых требований в части установления кадастровой стоимости в отношении объектов с кадастровыми номерами 77:01:0003015:1963, 77:01:0003015:1965, 77:01:0003015:1967, 77:01:0003015:1968. Производство по делу в указанной части прекратить, разъяснив, что повторное обращение в суд с теми же требованиями по тем же основаниям не допускается.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.