Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2832/2017 по административному исковому заявлению ООО "Эрмитаж Девелопмент" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 537 904 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельного участка. Арендная плата по условиям договора аренды исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, с кадастровым номером ***, по состоянию на 01.01.2014 г. утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. N 687-ПП в размере 835 489 144 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ЗАО "Бюро недвижимости Подворье" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету об оценке N 01/04-15/1 от 20.02.2015 г. по состоянию на 01.01.2014 г. рыночная стоимость земельного участка составила 537 904 000 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 13.12.2016 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования просила установить кадастровую стоимость объекта по результатам судебной экспертизы. Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** на основании договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 27.05.2004 г. и дополнительными соглашениями к нему (т.1, л.д. 47-81)
В соответствии с п. 1.3.2 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N М-06-022068/5 от 13.11.2009 указанного договора аренды земельного участка ставка арендной платы за участок установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2016г. N 687-ПП по состоянию на 01.01.2014 г. кадастровая стоимость в отношении земельного участка, который арендует истец, была утверждена в размере 835 489 144 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ЗАО "Бюро недвижимости Подворье" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету об оценке N 01/04-15/1 от 20.02.2015 г. по состоянию на 01.01.2014 г. рыночная стоимость земельного участка составила 537 904 000 руб.
На указанный отчет об оценке было получено положительное экспертное заключение от 16.11.2016 г, выполненное Саморегулируемой организацией оценщиков.
Решением Комиссии от 13.12.2016 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было рассмотрено и отклонено в связи с несоответствием отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 29 ноября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ города Москвы "Московский исследовательский центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка по результатам судебной экспертизы определена в размере 668 502 682,00 рублей. Представитель административного истца просила определить кадастровую стоимость по результатам экспертизы.
Рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2014 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объекта согласно выписке о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец согласился с заключением эксперта.
О назначении повторной, дополнительной экспертизы стороны не просили.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объекта оценки, не основаны на доказательствах, письменных возражений относительно неправильности приведенных расчетов в экспертизе либо неверном применении методов или методик экспертизы административными ответчиками не представлено.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец предложил определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объекта должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Суд также отмечает, что установление при проведении очередной кадастровой оценки новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества в размере 888 371 190 руб, не лишает административного истца права на оспаривание архивной кадастровой стоимости.
Верховный Суд РФ в п. 14 вышеприведенного Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре ранее установленной кадастровой стоимости 13 декабря 2016 года, то есть в период, когда для административного истца сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, указанная кадастровая стоимость может быть пересмотрена в судебном порядке.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 01 декабря 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 года
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. *** равной его рыночной стоимости в размере 668 502 682 руб. по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2016 г. и по 31 декабря 2016 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 01 декабря 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.