Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Кушнаревой И.К, Базарова В.Н,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту законных интересов государства в лице ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ к Проценко В.А, Проценко А.Д, Проценко М.В. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением и выселении, по апелляционной жалобе ответчиков Проценко В.А, Проценко А.Д, Проценко М.В. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 октября 2017 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец просил признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: "... ", выселить их, поскольку обязательство по обеспечению военнослужащего и членов его семьи жилым помещением в собственность Министерством обороны РФ исполнено. Указанное служебное жилое помещение ответчики занимают без законных оснований.
В суде первой инстанции помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Булатов Р.Р. иск поддержал.
Представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.
Представитель третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" Каурова О.Б. иск прокурора поддержала.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились ответчики, в своей апелляционной жалобе они просили решение отменить ввиду того, что Проценко В.А. и его супруга Проценко А.Д. работают в войсковой части в качестве гражданского персонала, в связи с чем ими не утрачены отношения с МО РФ. Кроме того, они не обеспечены жильем в г. Улан-Удэ. Служебное жилье предоставлено на всех членов семьи, в том числе и на супругу. Проценко А.Д, как член семьи военнослужащего Проценко В.А. жилым помещением не обеспечивалась, так как являлась гражданкой Украины, но работала в воинской части. При увольнении со службы жилое помещение предоставлено военнослужащему Проценко В.А. и его дочери Проценко М.В. в 2012 году по договору социального найма в г. "... ". Однако, Проценко В.А. после увольнения продолжил работать в воинской части в качестве гражданского персонала. Его супруга Проценко А.Д. также продолжает работать в одной с ним воинской части. Командир войсковой части направлял ходатайство, просил сохранить за Проценко служебное жилое помещение до окончания трудовых отношений, однако данное ходатайство оставлено без ответа.
В суде апелляционной инстанции ответчик Проценко В.А, представитель ответчиков по доверенности Скворцов С.В. жалобу поддержали, просили удовлетворить.
Помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Азнабаев Т.Д. и представитель ФГКУ "Восторегионжилье" Каурова О.Б. просили в удовлетворении жалобы отказать.
Ответчики Проценко А.Д, Проценко М.В. в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили заявления.
Представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия рассмотрела дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Проценко В.А. был вселен в служебное помещение, трехкомнатную квартиру по адресу: "... " на основании решения от 22.06.2005 г. N... на период прохождения военной службы.
Несмотря на то, что в договоре найма служебного жилого помещения N 6 от 24 марта 2009 года члены семьи военнослужащего не указаны, из поквартирной карточки следует, что Проценко В.А. был вселен в служебное жилье вместе с супругой Проценко А.Д. и дочерью Проценко М.В. (л.д. 17). Также Проценко А.Д. была зарегистрирована по месту жительства в спорном служебном жилом помещении с 2010 г. по 12 мая 2014 года.
Актом обхода квартир от 17 июля 2017 года, проведенным специалистом территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" подтверждено, что по указанному адресу в служебном жилом помещении Проценко В.А. продолжает проживать со своей семьей в том же составе.
На основании решения ФГКУ "Востокрегионжилье" от 26 сентября 2012 года было N 3445 Проценко В.А. с дочерью Проценко М.В. предоставлено жилое помещение, "... " квартира на условиях договора социального найма по адресу: "... "
7 ноября 2012 года Проценко В.А. и Проценко М.В. дали нотариально заверенное обязательство в двухмесячный срок со дня заключения договора социального найма освободить служебное жилое помещение и сдать его в установленном законом порядке квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем на дату дачи согласия на освобождение служебного жилого помещения Проценко В.А. являлся военнослужащим и продолжал проходить службу в воинской части г. Улан-Удэ, где жильем не обеспечен.
Проценко В.А. уволен со службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, и исключен из списков личного состава части 15 сентября 2013 г, а с 16 сентября 2013 года принят в ту же воинскую часть начальником структурного подразделения энегомеханического отделения, с им заключен трудовой договор N... на неопределенный срок.
Проценко А.Д. состоит в браке с Проценко В.А. с 1992 года. С 2015 года является гражданкой Российской Федерации. Из трудовой книжки следует, что Проценко А.Д. работала и по настоящее время работает по месту службы супруга по трудовым договорам. В войсковой части "... " в качестве гражданского служащего. Служебным жилым помещением Проценко А.Д. обеспечивалась как член семьи военнослужащего Проценко В.А.
Право на предоставление служебного жилья военнослужащему и членам его семьи по месту службы гарантировано положениями ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих).
В силу той же правовой нормы государством гарантировано право военнослужащих, нуждающихся в жилье, на обеспечение один раз жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Между тем, положения указанной правовой нормы не устанавливают обязательное освобождение при этом служебного жилого помещения. Порядок прекращения найма служебного жилья и выселение из него предусмотрены нормами Жилищного кодекса РФ, перечисленными выше.
Согласно справке от 22 августа 2017 N 178 и трудовому договору от 16 сентября 2013 N... Проценко В.А. работает в войсковой части по адресу: г "... " в должности начальника энергомеханического отделения.
Из трудового договора от 29 ноября 2016 N.., заключенного с Проценко А.Д, она работает в указанной войсковой части стрелком военизированной охраны.
В силу пункта 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных сил России и Министерством обороны РФ на 2014-2016 годы, утвержденного Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 20 января 2014 года (действует до 31 декабря 2019 года), лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в отраслевых соглашениях, заключенных ранее на 2008-2010, 2011-2013 годы.
Пунктом 3 Инструкции "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 N 485 (далее - Инструкция), предусмотрено, что служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу приведенных положений и ст. 99 ЖК РФ единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Между тем, прокурором, обратившимся с иском о выселении, доказательств наличия у ответчиков в собственности, пользовании и владении другого жилого помещения не предоставлено, а судом данное обстоятельство не исследовалось.
Проценко В.А. предоставлено жилое помещение на условиях социального найма в г. "... " то есть в другом регионе, удаленном от места работы ответчиков на значительном расстоянии. К тому же наличие в другом регионе жилого помещения не имеет значения при предоставлении служебного жилья по месту работы (службы), если работник по месту работы или вблизи его не обеспечен жильем.
В соответствие с п. 1 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
Проценко В.А. уволен с военной службы, которую он проходил в войсковой части по адресу: "... " и на следующий день, принят на работу в той же части на основании трудового договора, в которой работает до настоящего времени. Предоставление жилого помещения на условиях социального найма не исключила нуждаемости ответчиков в служебном жилье по месту работы в другом населенном пункте, другом регионе.
При таком положении трудовые (служебные) отношения между Проценко В.А. и воинской частью, Министерством обороны РФ возобновлены, и на сложившиеся правоотношения распространяются положения ст. 92, 100 ЖК РФ, в связи с чем, оснований для прекращения договора найма служебного жилого помещения, предоставленного ему в связи с работой в воинской части, как то предусмотрено п. 3 ст. 104 ЖК РФ, не имеется.
Наряду с этим, судом первой инстанции необоснованно неучтено то обстоятельство, что Проценко В.А. и его супруга Проценко А.Д, также работающая по трудовому договору в воинской части, не имеющие жилого помещения по месту работы (в г. Улан-Удэ), на основании п. 3 Инструкции подлежат обеспечению служебным жилым помещением на период прохождения службы (работы), что согласуется с положениями ст. 104 ЖК РФ.
Доводы истца о том, что данное ответчиками Проценко В.А. и Проценко М.В. обязательство от 7 ноября 2012 г. об освобождении спорного жилого помещения свидетельствует о достигнутом соглашении о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, как следствие у ответчиков возникла обязанность по освобождению жилого помещения основаны на неверном токовании норм материального права и противоречат обстоятельствам данного дела.
Из анализа положений Жилищного кодекса РФ следует, что юридически значимым может быть признано соглашение о расторжении договора найма служебного помещения, достигнутое между наймодателем, применительно к данному делу уполномоченным органом Министерства обороны РФ, и нанимателем Проценко В.А.
Доказательств, свидетельствующих о достижении указанными лицами соглашения о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, в материалах дела нет.
Данное ответчиками обязательство от 7 ноября 2012 г. об освобождении жилого помещения носит односторонний характер и не может быть расценено как соглашение о расторжении договора найма. Жилищное законодательство не предусматривает такое обязательство в качестве основания расторжения или прекращения договора найма служебного помещения. К тому же Проценко А.Д, как член семьи нанимателя, имеющая с ним равные права, такого обязательства не давала.
В силу п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положения п. 4 ст. 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия предусмотренных жилищным законодательством оснований для выселения ответчиков из служебного жилого помещения.
Доводы третьего лица о том, что жилое помещение необходимо для обеспечения служебным жильем военнослужащих, которые приняты на учет в качестве нуждающихся и обеспечиваются жильем в первую очередь, доказательствами не подтвержден. К тому же не опровергнут довод ответчика, что в воинской части имеется значительное количество свободных жилых помещений, которые разрушаются, однако, никого в данные жилые помещения не вселяют.
Доводы третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" - уполномоченного органа на принятия решения вопроса о заключение договора найма служебного жилого помещения с гражданским персоналом, что Проценко В.А. не обращался о предоставлении ему служебного жилого помещения, не основаны на фактических обстоятельствах.
Из материалов дела следует, что такое обращение имело место в октябре 2017 года (л.д. 93). Между тем, сведения о том, что Проценко В.А. отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения, отсутствуют.
С учетом изложенного судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене с вынесением решения по существу, как постановленным с неправильным применением норм материального права при отсутствии надлежащей оценке доказательств.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона о признании Проценко В.А, Проценко А.Д, Проценко М.В. утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.