Решение Приморского краевого суда
от 18 января 2001 г.
(Извлечение)
В Приморский краевой суд обратился прокурор Приморского края с заявлением о признании статей 9, 51, 53, 55, 59, 60 Устава Приморского края противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению, указывая, что статья 55 Устава Приморского края предусматривает участие губернатора края в законодательной деятельности.
Часть четвертая статьи 55 Устава Приморского края, регулируя порядок подписания и опубликования губернатором края законов, принятых Думой, не устанавливает необходимые сроки для данных процедур, как этого требует статья 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года.
Статья 59 Устава Приморского края определяет основания Прекращения исполнения полномочий губернатора края.
Указанные в данной статье основания прекращения полномочий губернатора края не соответствуют основаниям, установленным для этой процедуры в статье 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так, в статье 59 Устава Приморского края упущены основания, предусмотренные подпунктами б, г, з статьи 19 Федерального закона, в то же время указаны основания, не обоснованные законом, такие как; выезд губернатора края за пределы края на постоянное место жительства, неисполнение должностных обязанностей губернатором края в течение четырех месяцев, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять обязанности губернатора края.
Статья 60 Устава Приморского края предусматривает основания отрешения губернатора края от должности, ссылаясь на то, что процедура отрешения определяется законом Приморского края.
Данная статья противоречит статье 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой пунктами 2, 3, 4, 5 устанавливаются основания и процедура выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, влекущие отставку этого лица. Решение об отрешении от должности указанного лица в соответствии с пунктом б статьи 19 Федерального закона принимает Президент Российской Федерации.
В соответствии с частью второй статьи 9 Устава Приморского края законодательную власть в Приморском крае осуществляют граждане России, постоянно проживающие на территории Приморского края, путем краевого референдума. Эта норма противоречит пункту 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 124-ФЗ от 19 сентября 1997 года. Согласно данной норме законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление права на участие в референдумах субъектов Российской Федерации всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Формулировка статьи 51 Устава Приморского края, регламентирующей досрочное прекращение полномочий Думы, не в полной мере соответствует положениям, изложенным в статье 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Поэтому в данную норму Устава Приморского края следует внести соответствующие дополнения с учетом требований закона Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 53 Устава Приморского края губернатор края избирается из числа граждан Российской Федерации, проживающих в Приморском крае не менее одного года. Данное положение в части определения сроков проживания противоречит пункту 5 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно данной норме федерального закона ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации подобных ограничений не содержит. На основании изложенного статью 53 Устава Приморского края необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, исключив из текста слова "проживающих на территории Приморского края не менее одного года".
Считаем, что статьи 9, 51, 53, 55, 59, 60 Устава Приморского края противоречат федеральному законодательству и не могут быть применены до приведения их в соответствие с действующим законодательством.
В дополнительном заявлении прокурор Приморского края просит признать часть третью статьи 50 Устава Приморского края противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению, указывая, что этой нормой предусмотрено, что депутаты Думы не могут состоять на государственной и муниципальной службе, замещать государственные и муниципальные должности. Данное положение частично противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Так, в части первой статьи 12 Федерального закона указано, что в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом и иными действующими федеральными законами. Такие ограничения, связанные с депутатской деятельностью депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, как невозможность состоять на муниципальной службе или замещать муниципальные должности, не предусмотрены.
В судебном заседании прокурор Самойлова В.Г. поддержала заявления прокурора Приморского края о признании некоторых статей Устава Приморского края противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению. При этом она уточнила, что в статье 55 Устава Приморского края просит признать противоречащей федеральному закону только часть третью (а не четвертую, как ошибочно указано в заявлении), в статье 9 - только часть вторую, в статье 53 - только часть первую, в статье 50 - только часть третью. При этом прокурор сослалась на указанные в заявлениях основания.
Представитель Думы Химич Е.А. заявления прокурора Приморского края не признала и пояснила, что действительно некоторые статьи Устава Приморского края противоречат нормам Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятому позднее Устава Приморского края. Однако в статье 30 указанного Федерального закона в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом и обеспечения преемственности власти устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Указанный двухлетний срок не истек. В Думе Приморского края в декабре 2000 года в первом чтении был принят Закон Приморского края о внесении изменений в Устав Приморского края. В этом Законе содержатся изменения в указанные прокурором статьи Устава Приморского края. Поэтому считает заявление прокурора Приморского края преждевременными, просит оставить их без рассмотрения.
Представитель администрации края Буйвол И.В. заявления прокурора Приморского края не признал и высказал возражения, аналогичные возражениям представителя Думы. При этом он пояснил, что пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусматривает механизм единообразного исполнения законов: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Поэтому в переходный период нет оснований признавать указанные положения Устава Приморского края противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению. Поэтому просит оставить заявления прокурора Приморского края без рассмотрения. Также считает, что в данном судебном заседании не может рассматриваться вопрос о противоречии части первой статьи 53 Устава Приморского края в части определения сроков проживания Конституции Российской Федерации. Этот вопрос может рассматриваться только Конституционным Судом Российской Федерации.
Выслушав прокурора, представителей Думы, администрации края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Самойловой В.Г., полагавшей заявления прокурора Приморского края удовлетворить, суд приходит к следующему.
Статья 221 Гражданского процессуального кодекса РСФСР предусматривает основания оставления заявления без рассмотрения. В ней не предусмотрено такое основание оставления заявления без рассмотрения, как преждевременность подачи заявления. Поэтому не могут быть оставлены без рассмотрения заявления прокурора Приморского края со ссылкой на то, что еще не окончился переходный период для приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральными законами. Заявления подлежат разрешению по существу.
В соответствии с пунктом "а" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с частью второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, Устав Приморского края не может противоречить федеральным законам.
Сравнительный анализ указанных в заявлениях прокурора Приморского края статей Устава Приморского края и федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" позволяет суду сделать вывод о противоречии указанных статей Устава Приморского края федеральным законам.
Так, в части второй статьи 9 Устава Приморского края указано, что законодательную власть в Приморском крае осуществляют граждане России, постоянно проживающие на территории Приморского края, путем краевого референдума. Эта норма противоречит пункту 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который предусматривает предоставление права на участие в референдумах субъектов Российской Федерации всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Формулировка статьи 51 Устава Приморского края, регламентирующей досрочное прекращение полномочий Думы, не в полной мере соответствует положениям, изложенным в статье 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с частью первой статьи 53 Устава Приморского края губернатор края избирается из числа граждан Российской Федерации, проживающих в Приморском крае не менее одного года. Данное положение в части определения сроков проживания противоречит пункту 5 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно данной норме федерального закона ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.
Суд считает несостоятельным указание представителя администрации края Буйвола И.В. о том, что вопрос о противоречии части первой статьи 53 Устава Приморского края может рассматриваться только Конституционным Судом Российской Федерации, так как его положения противоречат Конституции Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что часть первая статьи 53 Устава Приморского края об определении сроков проживания кандидата на должность губернатора края противоречит пункту 5 статьи 4 указанного выше Федерального закона, а не Конституции Российской Федерации, в которой подобных ограничений не содержится.
В судебном заседании также установлено, что в части третьей статьи 55 Устава Приморского края, регулирующей порядок подписания и опубликования губернатором края законов, принятых Думой, не установлены необходимые сроки для данных процедур, как этого требует статья 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В статье 59 Устава Приморского края основания прекращения полномочий губернатора края не соответствуют основаниям, установленным в статье 19 указанного выше Федерального закона.
Статья 60 Устава Приморского края, предусматривающая основания отрешения губернатора края от должности противоречит статье 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Частью третьей статьи 50 Устава Приморского края предусмотрено, что депутаты Думы не могут состоять на государственной и муниципальной службе, замещать государственные и муниципальные должности. Данное положение частично противоречит части первой статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которая не предусматривает такие ограничения, связанные с депутатской деятельностью депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, как невозможность состоять на муниципальной службе или замещать муниципальные должности.
Суд считает, что заявления прокурора Приморского края обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд считает возможным признать противоречащими федеральному закону статьи 9, 50, 51, 55 Устава Приморского края не в полном объеме, а только их части, которые противоречат федеральному закону и указаны в заявлениях прокурора Приморского края.
Руководствуясь статьями 191, 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд
решил:
Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу часть вторую статьи 9, статью 51, часть первую статьи 53, часть третью статьи 50, часть третью статьи 55, статьи 59 и 60 Устава Приморского края.
Решение суда должно быть опубликовано в сборнике "Ведомости Думы Приморского края" и в средстве массовой информации, в котором был опубликован Устав Приморского края.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий судья |
И.Н.Мишанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 18 января 2001 г.
Текст решения опубликован в "Ведомостях Думы Приморского края" от 20 февраля 2001 г., N 78