Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Думы
Приморского края
от 27 марта 1996 г. N 316
Положение
"О лечебно-оздоровительных местностях
Приморского края"
1. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;
округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения;
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензий;
специально уполномоченные органы Российской Федерации - Приморский краевой комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края, Приморский округ госгортехнадзора России, центр санэпиднадзора в Приморском крае;
специально уполномоченный орган администрации края - структурное подразделение администрации края.
2. Общие положения
2.1. Лечебно-оздоровительными местностями объявляются территории, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, климатическими и др. условиями), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
2.2. Основной целью объявления территорий лечебно-оздоровительными местностями является сохранение природных лечебных ресурсов для вовлечения их в рациональное использование и регламентация их использования.
2.3. Любая деятельность на лечебно-оздоровительных местностях должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов государственной власти Приморского края.
2.4. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иными законодательствами о природных ресурсах.
2.5. Земли лечебно-оздоровительных местностей в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития районов (городов), территориальных комплексных схем охраны природы, схем землеустройства и районной планировки.
3. Порядок образования (объявления) лечебно-оздоровительных местностей и перечень предоставляемых документов
Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
3.1. К федеральным лечебно-оздоровительным местностям относятся территории, обладающие наибольшим коэффициентом качества для каждого вида и типа природного лечебного ресурса. Значение коэффициента определяется согласно Положению о землях оздоровительного назначения на территории Приморского края, утвержденному в установленном порядке.
Территория объявляется лечебно-оздоровительной местностью федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с администрацией Приморского края.
Порядок объявления лечебно-оздоровительных местностей федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
3.2. Территория объявляется лечебно-оздоровительной местностью регионального (краевого) значения постановлением администрации Приморского края (подготовленным специально уполномоченным органом администрации края) по согласованию с Правительством Российской Федерации.
3.3. Территория объявляется лечебно-оздоровительной местностью местного значения постановлением администрации Приморского края, подготовленным специально уполномоченными органами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3.4. Для объявления территорий лечебно-оздоровительными местностями регионального (краевого) и местного значения в специально уполномоченный орган администрации края предоставляются следующие документы:
заявка (ходатайство) администрации района (города) или специально уполномоченных органов о необходимости объявления лечебно-оздоровительной местности;
схема лечебно-оздоровительной местности в масштабе 1:200000 или крупнее;
текстовое описание границ.
В заявке указываются: наименование природного лечебного ресурса; степень защищенности местонахождения минеральных вод и лечебных грязей; запасы (дебит); степень освоения и изучения; область применения; наличие бальнеологического заключения и санитарно-гигиенической оценки участка; площадь выделяемого участка (образец прилагается).
3.5. Объявление территории лечебно-оздоровительной местностью проводится для всех лечебно-оздоровительных учреждений, не имеющих округа санитарной (горно-санитарной охраны), а также для отдельных разведанных перспективных месторождений минеральных вод и лечебных грязей с целью установления охранного режима и сохранения месторождений от загрязнения и истощения.
3.6. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией.
4. Санитарная (горно-санитарная) охрана и режим использования лечебно-оздоровительных местностей
4.1. Лечебно-оздоровительные местности и их лечебные ресурсы являются особо охраняемыми природными территориями и объектами, охрана которых осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
4.2. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности.
4.3. Границы и режим округов (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и регионального и местного значения - администрацией Приморского края.
4.4. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется три зоны.
4.5. Первая зона (земли оздоровительного назначения) охватывает:
участки выхода на поверхность минеральных вод;
месторождения лечебных грязей;
заливы и озера, вода и донные отложения которых пригодны к использованию в лечебных и оздоровительных целях;
пляжи с прилегающими к ним территориями.
На территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. Исключаются любые виды работ, неблагоприятно влияющие на природные ресурсы и санитарное состояние особо охраняемой природной территории.
При установлении первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны (границ земель оздоровительного назначения) ее границы могут совпадать с границами горного отвода.
4.6. Вторая зона охватывает:
территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и к местам залегания лечебных грязей, к минеральным озерам и лиманам, к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников;
естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей;
рекреационные территории, на которых предполагается расположить санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха;
парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа санитарной (горно-санитарной) охраны, может привести к ухудшению всей совокупности природных лечебных ресурсов.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведения работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
4.7. Третья зона (внешние границы ее совпадают с границами округа санитарной зоны) охватывает всю область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие лечебно-оздоровительную местность, а также территории, хозяйственное использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны, может оказывать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
4.8. В случае необходимости, округа санитарной (горно-санитарной) охраны могут быть также разработаны для отдельных разведанных перспективных месторождений минеральных вод и лечебных грязей с целью установления охранного режима, определенного настоящим Положением, на прилегающих территориях и сохранения месторождения от загрязнения и истощения.
4.9. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, за исключением первой, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются.
4.10. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
4.11. Природные лечебные ресурсы предоставляются в пользование в установленном законодательством порядке юридическим и физическим лицам для организации лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Природные лечебные ресурсы могут использоваться также для расфасовки (розлива), изготовления медицинских препаратов и других целей, не противоречащих условиям рационального природопользования.
4.12. Установленный режим использования и охраны земель лечебно-оздоровительных местностей обязаны соблюдать все физические и юридические лица.
4.13. Обеспечение установленного режима санитарной (горно - санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьих зонах - пользователями, землевладельцами и проживающими на территории этих зон гражданами.
Расходы, связанные с организацией и обеспечением режима первой зоны (зоны строгого режима), оговариваются при выдаче лицензий на пользование природными лечебными и рекреационными ресурсами.
5. Об изменении границ или статуса лечебно-оздоровительных местностей
5.1. Изменение границ лечебно-оздоровительных местностей или их статуса осуществляется в том же порядке, что и их образование, на основании акта.
5.2. Акт составляется в случае полной или частичной утраты природного лечебного ресурса или перевода лечебно-оздоровительной местности в статус курорта по инициативе пользователя или контролирующего органа.
5.3. Акт утверждается руководителем специально уполномоченного органа администрации края по согласованию со специально уполномоченным органом Российской Федерации.
5.4. В акте обосновывается необходимость предлагаемых изменений.
6. Контроль за рациональным использованием и охраной лечебно-оздоровительных местностей
Государственный контроль за рациональным использованием и охраной лечебно-оздоровительных местностей возлагается на специально уполномоченные органы Российской Федерации в пределах их компетенции.
7. Разрешение споров в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей
7.1. Споры в области использования и охраны лечебно - оздоровительных местностей, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного лечебно-оздоровительным местностям, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
7.2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно - процессуальным законодательством.
7.3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами - предпринимателями могут решаться третейским судом.
8. Ответственность за нарушение настоящего Положения и контроль за его исполнением
8.1. За нарушение настоящего Положения устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.2. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляют специально уполномоченные органы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.