Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Лексиковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иткулова Ильшата Юлаевича на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N и решение судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 11 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Иткулова Ильшата Юлаевича,
установил:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N Иткулов И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 57 тысяч 244 руб. 32 коп.
Решением судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 11 декабря 2017 года постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N изменено в части назначенного наказания. В соответствии с п.п. 2.2-2.3 ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ Иткулову И.Ю. назначено наказание по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 28 622 рубля 16 копеек. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Иткулов И.Ю. просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу за малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Иткулова И.Ю. и его защитника Цулая Т.А, поддержавших доводы жалобы, специалиста отдела правовой и организационно - контрольной работы государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Докучаева В.В, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ административным правонарушением признается неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 настоящей статьи.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства установлен Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации". В данном постановлении Правительством РФ устанавливаются признаки неиспользования земельных участков, среди которых следующие: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 16 мая 2017 года должностными лицами Россельхознадзора по Оренбургской области на основании Приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 17 апреля 2017 года N проведено плановое выездное надзорное мероприятие в отношении Иткулова И.Ю, на земельном участке с кадастровым номером N, расположенного в территориальных границах (адрес).
16 мая 2017 года государственным инспектором МрО ФИО6, совместно со специалистом ФГБУ "Оренбургский референтный центр Россельхознадзора" ФИО7, в присутствии Иткулова И.Ю. осуществлялся выход на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью *** кв.м, в целях его осмотра и обследования.
В ходе осмотра было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью *** кв.м, межевые знаки отсутствуют. Строений, ограждений, сооружений не имеется. Земельный участок находится в заросшем состоянии. По состоянию травостоя не используется три и более лет.
Указанные обстоятельства отражены инспектором ФИО6 в протоколе осмотра от 16 мая 2017 года.
Из акта проверки от 16 мая 2017 года N следует, что агротехнические мероприятия на данном поле не производились, участок зарос сорной травяной растительностью, то есть не проводились работы по основной обработке почвы (вспашка, плоскорезная обработка), так же не проводились посев и культивация.
Согласно акту обследования земельных угодий на выявление количества сорных растений, проведенного ФГБУ "Оренбургский референтный центр Россельхознадзора" от 16 мая 2017 года на данном участке произрастают сорняки: донник желтый, щирица запрокинутая, пастушья сумка, полынь горькая, цикорий обыкновенный, бодяк полевой, молочай лозный, молочай, ромашка полевая. Численность малолетних и многолетних сорняков на 1 квадратном метре составила 80 штук на метр квадратный, то есть степень засоренности очень сильная. Имеются куртины многолетних сорных растений, высокая степень задерненность видами растений не используемых в сельском хозяйстве, следовательно участок не используется по целевому назначению более 3 лет.
Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, находящийся в собственности у физического лица Иткулова И.Ю. зарос сорной растительностью и не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более 3 лет.
Указанные нарушения послужили основанием для составления в отношении Иткулова И.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения Иткуловым И.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и физическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, и фототаблицей к нему; актом проверки; предписанием; актом обследования земельных угодий на выявление количества сорных растений и другими материалами дела.
Действия Иткулова И.Ю. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы Иткулова И.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N, судьей все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку. Все представленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Иткулова И.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Доводам Иткулова И.Ю. дана надлежащая оценка.
Порядок привлечения Иткулова И.Ю. к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении Иткулова И.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
В жалобе заявитель указывает на отсутствие своей вины в неиспользовании земельных участков, поскольку он являлся арендодателем, а арендодатель самостоятельно не вправе был обрабатывать принадлежащие ему на праве собственности земельные участки.
Данный довод жалобы являлся предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Требования ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывают использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, как собственников земельных участков, так и лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
Передача в арену земельного участка не освобождала Иткулова И.Ю. как собственника земельного участка от выполнения обязанностей, возложенных на него законом, в том числе посредством передачи земельного участка для его использования исключительно в соответствии с целевым назначением, а также осуществления контроля за его исполнением.
Ссылка на то, что совершенное Иткуловым И.Ю. административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемых судебных актов не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Иткулова И.Ю. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
С учетом изложенного следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления и судебного решения.
Санкция ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает для граждан административное наказание в виде административного штрафа в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что при исчислении штрафа должностное лицо исходило из кадастровой стоимости земельного участка равной *** рублей.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы защитником представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в территориальных границах (адрес), составляет *** рублей.
Специалист отдела правовой и организационно - контрольной работы государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Докучаев В.В. показал, что размер штрафа исчислялся исходя из сведений, представленных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастровой регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области. В настоящее время было установлено, что представленные сведения были ошибочными. Согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастровой регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области от 23 января 2018 года, стоимость земельного участка на 01 января 2016 года составляла *** рублей.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 января 2018 года, представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастровой регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка составляет *** рублей.
Учитывая изложенное, при исчислении штрафа необходимо исходить из кадастровой стоимости земельного участка равной *** рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Определяя размер наказания Иткулову И.Ю, учитывая характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, которыми являются впервые привлечение к административной ответственности, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа, исчисляемого из расчета 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Данный вид и размер наказания соответствует установленной ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания, соразмерен содеянному, в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ не является максимальным и не влечет за собой избыточного использования административного принуждения, в связи с чем оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ не усматривается.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N и решение судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 11 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Иткулова И.Ю. подлежат изменению путем снижения размера, назначенного Иткулову И.Ю. административного штрафа до 18 869 рублей 76 копеек из расчета 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Иткулова Ильшата Юлаевича удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N 56-06-05-836 и решение судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 11 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Иткулова Ильшата Юлаевича изменить, снизив Иткулову Ильшату Юлаевичу наказание в виде административного штрафа до 18 869 рублей 76 копеек.
В остальной части состоявшиеся в отношении Иткулова И.Ю. акты оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 - ст. 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.