Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В,
судей Морозовой Л.В, Сенякина И.И,
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Бухарова Х.Х. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге Кожемякиной О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Бухарова Х.Х. и его представителя Жарылгасынова С.О, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Бухаров Х.Х. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - УПФР в г.Оренбурге), указав, что в периоды с 01 мая 1974 г. по 30 апреля 1977 г, с 30 апреля 1977 по 05 мая 1977 г, с 05 мая 1977 г. по 14 июля 1984 г. работал чабаном в совхозе " ***. Вышеуказанные периоды работы подтверждаются записью в трудовой книжке.
По решению УПФР в г. Оренбурге в трудовой стаж не был включен период с 01 мая 1974 г. по 14 июля 1984 г, в связи с тем, что в архивных справках неверно указано его имя.
Не согласившись с указанным решением, истец просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Оренбурге от 30 июня 2017 г. и обязать УПФР в г. Оренбурге включить ему в общий трудовой стаж период работы с 01 мая 1974 г. по 14 июля 1984 г. в должности чабана. Обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в отношении Бухарова Х.Х. с 05 июля 2017 г.
Решением суда исковые требования Бухарова Х.Х. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать незаконным решение заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от 30 июня 2017 г. об отказе в зачете в страховой (общий) стаж периода работы по трудовой книжке от 26 марта 1980 г. и архивной справке от 12 мая 2017 г. Nб-14.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге включить Бухарову Х.Х. в страховой (общий) стаж периоды работы в СПК-колхоза " *** с 01 мая 1974 г. по 30 апреля 1977 г. и с 20 мая 1979 г. по 14 апреля 1980 г. и обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Оренбурге произвести перерасчет пенсии Бухарову Х.Х. с учетом указанных периодов работы с даты назначения пенсии - с 05 июля 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С 01 января 2015 г. вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015.
В соответствии с указанными правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина (пункты 37,38 Правил).
При установлении периода работы на основании свидетельских показаний учитываются: свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений ( пункт 39 Правил).
В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями (пункт 41 Правил).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением УПФР в г. Оренбурге при рассмотрении вопроса о реализации пенсионных прав застрахованного лица Бухарова Х.Х, обратившегося в целях назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", последнему была назначена страховая пенсия по старости, начиная с 05 июля 2017 г.
При этом решением заместителя начальника УПФР в г. Оренбурге от 30 июня 2017 г. ему было отказано во включении в общий (страховой) стаж периода работы с 01 января 1974 г. по 31 июля 1974 г, с 01 июля 1974 г. по 15 апреля 1980 г. согласно трудовой книжки от 26 марта 1980 г. и архивной справки от 12 мая 2017 г. NБ-14, поскольку в трудовую книжку запись о работе внесена общим итогом с 01 мая 1974 г. по 30 апреля 1977 г. на основании выборки заработной платы расчетно-платежной ведомости, а в архивной справке имя истца не соответствует паспортным данным.
Разрешая заявленные требования, суд учёл сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, из которой следует, что Бухаров Х.Х. принят в совхоз " *** на основании расчетно-платежных ведомостей чабаном, засчитан стаж с 01 мая 1974 г. по 30 апреля 1977 г.; проходил службу в рядах Совесткой Армии с 30 апреля 1977 г. по 05 мая 1979 г.; с 05 мая 1979 г. принят чабаном отд. N совхоза " ***", с 14 июля 1984 г. уволен по ст. 34 КЗоТ РСФСР.
Согласно архивной справке от 12 мая 2017 г. NБ-14, выданной архивным отделом администрации МО ***, в объединенном фонде СПК-колхоза *** в приказах директора совхоза по личному составу за 1974,1977,1979 гг. Бухаров Х.Х. не значится. В объединенном архивном фонде СПК-колхоза " *** в книгах учета расчётов оплаты труда отд. 3 за 1974-1977, 1979-1980 Бухаров Х.Х. не значится, значится Бухаров Ю.Х, Бухаров Ю.Х... В объединенном архивном фонде СПК-колхоза " *** в книгах учета расчетов оплаты труда отд. 3 за 1980(март) -1984 гг. значится Бухаров Ю.Х, буква Ю исправлена на Хар, с апреля значится Бухаров Х.Х., чабан. Других работников с такой фамилией и инициалами в просмотренных документах не значится.
По ходатайству истца в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей ФИО10 и ФИО11
Свидетель ФИО10 пояснил суду, что истец приходится ему племянником. Он работал на тракторе в совхозе (адрес) до 1976 года, истец работал там же чабаном с 1974 года. Его имя Х, отчество Х, но его называли по имени "Толик". В колхозе было много чабанов 6-7, 20-30 чел рабочих. Чабанов с фамилией "Бухаров" и именем " Бухаров Ю.Х." не было. После 1976 года он переехал в другой район, но ему известно, что истец остался работать на той же должности.
Свидетель ФИО11 пояснил суду, что приходится истцу старшим братом. Он работал в совхозе (адрес) механизатором на тракторе, затем в должности зоотехника. Истец работал вместе с ним и его называли по имени "Юра", и до сих пор так зовут, поскольку это было принято в русскоговорящем коллективе. Истец работал в чистом поле, в том числе и после армии.
Факт работы свидетелей в совхозе " ***" в спорные периоды подтверждается их трудовыми книжками.
Удовлетворяя частично исковые требования Бухарова Х.Х, суд исходил из того, что он проходил военную службу по призыву с 04 мая 1977 г. по 19 мая 1979 г, а период работы с 15 апреля 1980 г. по 01 июля 1984 г. и так включен в страховой стаж истца, следовательно, подлежит удовлетворению требование Бухарова Х.Х. о включении в его страховой стаж периодов с 01 мая 1974 г. по 30 апреля 1977 г. и с 20 мая 1979 г. по 14 апреля 1980 г, так как факт работы истца нашёл свое подтверждение при разбирательстве дела в суде.
Приходя к выводу о возможности включения истцу испрашиваемых периодов работы в страховой (общий) стаж, суд нашёл правомерным и требование истца о возложении на УПФР в г. Оренбурге обязанности по перерасчету пенсии с даты ее назначения, то есть с 05 июля 2017 г.
Суд правильно установилпо делу юридически значимые обстоятельства, надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценил представленные в материалы дела доказательства. С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы о том, что суд неправомерно засчитал в страховой стаж спорные периоды, поскольку удовлетворил требования истца только на основании показаний свидетелей, однако в нарушение пункта 41 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014г. N факт работы истца в указанные периоды обоими свидетелями не подтвержден, судебная коллегия отклоняет, поскольку документы истца не были утрачены.
Показания свидетелей подтверждают не только факт работы истца, но и то, что сведения, содержащиеся в архивной справке от 12 мая 2-17г. N Б-14, относятся к Бухарову Х.Х.
То есть факт работы истца в спорные периоды подтверждается также его трудовой книжкой и архивной справкой от 12 мая 2-17г. N Б-14 в их совокупности и взаимосвязи между собой.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.