Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
IX. Условия и порядок
предоставления населению Приморского края бесплатной медицинской и
лекарственной помощи
I. Условия и порядок предоставления медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях
1.1. Общие условия и порядок предоставления медицинской помощи в поликлиниках:
пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). имеет право выбора амбулаторно-поликлинического учреждения, работающего в системе ОМС;
в регистратуре амбулаторно-поликлинического учреждения обеспечивается своевременная запись больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
пациент обслуживается в регистратуре в порядке живой очереди, за исключением ветеранов войны, беременных женщин, больных с высокой температурой;
время ожидания приема - не более 20 минут со времени, назначенного пациенту и указанного в талоне либо в другом документе (амбулаторной карте, консультативном заключении, направлении и др.). Исключение допускается только в случаях оказания экстренной помощи другому пациенту по срочному вызову или жизненным показаниям, о чем пациенты, ожидающие приема, должны быть проинформированы;
по экстренным показаниям медицинская помощь в поликлинике оказывается с момента обращения пациента;
в условиях поликлиники пациенту предоставляется обследование и лечение согласно назначениям лечащего врача данного учреждения;
детям до 15 лет медицинская помощь и консультативные услуги оказываются в присутствии родителей или их законных представителей. В случае оказания медицинской помощи в отсутствие родителей или лиц, законно представляющих их, врач предоставляет им исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка и оказанной медицинской помощи.
Порядок организации приема (предварительная запись, самозапись больных на амбулаторный прием, выдача повторных талонов на прием к врачу) и порядок вызова
врача на дом (с указанием телефонов, по которым регистрируются вызовы на дом, удобный режим работы регистратуры) регламентируются внутренними правилами работы медицинского учреждения. Эти правила должны быть доступны каждому пациенту (наличие информации на стендах). Установленный режим работы медицинского учреждения должен неукоснительно соблюдаться.
При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и на дому врач:
в полном объеме обеспечивает экстренные и неотложные мероприятия средствами, предусмотренными медико-экономическими стандартами (включая лекарственное обеспечение и экстренную диагностику);
сопровождает пациента на следующий этап оказания медицинской помощи в случае наличия непосредственной угрозы его жизни;
обеспечивает в полном объеме противоэпидемические и карантинные мероприятия;
обеспечивает пациента необходимой информацией по лечебно - охранительному режиму, порядку лечения и диагностики, порядку приобретения лекарств, а также предоставляет пациенту необходимые документы, обеспечивающие возможность лечения амбулаторно или на дому (рецепты, справки или больничный лист, направление на лечебно-диагностические процедуры и др.);
оказывает медицинскую помощь и консультативные услуги в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими нормами.
Условия страхования предусматривают, что амбулаторная карта застрахованного хранится в регистратуре медицинского учреждения. Работники регистратуры обеспечивают доставку амбулаторных карт пациентов по месту назначения и несут ответственность за их сохранность.
Лечебно-профилактические учреждения обеспечивают преемственность оказания медицинской помощи гражданам в выходные и праздничные дни, в период отсутствия участковых специалистов (отпуска, командировки, болезнь и др.), а также в нерабочие для участковых специалистов часы при необходимости оказания экстренной и неотложной помощи гражданам.
1.2. Условия оказания помощи по экстренным показаниям
По экстренным показаниям прием пациента осуществляется при острых и внезапных ухудшениях в состоянии здоровья: высокая температура тела (38 градусов и выше), острые внезапные боли любой локализации, нарушения сердечного ритма, кровотечения, иные состояния, заболевания, отравления и травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача.
Прием по экстренным показаниям осуществляется без предварительной записи, вне общей очереди всех обратившихся независимо от прикрепления пациента к поликлинике.
Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в экстренном приеме.
Экстренная и неотложная помощь в праздничные и выходные дни осуществляется службой скорой медицинской помощи и травматологическими пунктами.
1.3. Условия оказания помощи больным, не имеющим экстренных показаний (плановая помощь)
Прием плановых больных осуществляется по предварительной записи, самозаписи. в том числе по телефону.
Прием, как правило, должен совпадать со временем работы основных кабинетов и служб медицинского учреждения, обеспечивающих консультации, обследования, процедуры.
Время ожидания приема - не более 20 минут от времени, назначенного пациенту, за исключением случаев, когда врач участвует в оказании экстренной помощи другому больному, о чем пациенты, ожидающие приема, должны быть информированы.
1.4. Условия оказания помощи на консультативном приеме
Консультации врачей - специалистов диагностических и лечебных служб по программе ОМС обеспечиваются лечащим врачом, который дает пациенту направление на консультацию. Показанием для консультации является наличие проблемы пациента, которую не может решить лечащий врач в силу отсутствия необходимого оборудования и материального обеспечения, безусловной необходимости специализированной, либо высокоспециализированной медицинской помощи, неясности и сложности текущего лечебно-диагностического процесса, иных сложившихся в конкретной ситуации условий. При этом лечащий врач обязан обеспечить своевременность консультации пациента. При отсутствии требуемого вида медицинской помощи, предусмотренного
программой ОМС, в данном лечебном учреждении, оно обязано предоставить
консультативную помощь больному в другом лечебном учреждении.
Обязательно наличие правил консультации пациентов, которые утверждаются руководителем медицинского учреждения. Правила консультации должны быть доступны пациенту и предъявлены ему по первому требованию.
Правила консультации пациентов включают:
перечень врачей - специалистов, обеспечивающих консультации по договору ОМС. Перечень содержит фамилии врачей - специалистов, профиль их деятельности, лицензированные виды медицинской помощи и услуг;
порядок направления на консультацию;
сроки ожидания консультаций с момента направления к консультанту;
условия записи на прием к консультанту (по телефону, самозапись, предварительная беседа с врачом, личная явка с направлением, иные условия);
место работы и адрес консультанта;
особые условия (порядок расчетов медицинского учреждения с консультантом по договору ОМС, иные условия деятельности консультанта).
Требования к консультации застрахованного
Консультация предполагает получение ясного ответа на поставленные вопросы. Для выполнения этой задачи консультант имеет право затребовать от лечащего врача необходимые ему дополнительные сведения и документы; организует необходимые лечебно - диагностические процедуры и исследования; информирует пациента о дальнейшем плане лечебно-диагностических мероприятий и порядке его осуществления; оформляет медицинскую документацию в соответствии с установленными требованиями; информирует лечащего врача о дальнейшей судьбе и тактике ведения пациента.
1.5. Условия предоставления медицинской помощи на дому
Показания для вызова медицинского работника (врача, фельдшера, медицинской сестры) на дом к больному (пациенту):
острые и внезапные ухудшения в состоянии здоровья (высокая температура - от 38 градусов и выше; состояния, заболевания, травмы, требующие медицинской помощи и консультации врача на дому). Исключением из этого правила являются легкие травмы
с остановленным кровотечением и ушибы конечностей, не мешающие передвижению пациента, травмы пальцев рук (в том числе с отрывом фаланг);
состояния, угрожающие окружающим (наличие контакта с инфекционными больными, появление сыпи на теле без причины; инфекционные заболевания до окончания инкубационного периода);
наличие показаний для соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом при установленном заболевании (вызов врача на дом после выписки из стационара, по рекомендации консультанта или в иных случаях - при наличии документа либо по договоренности с лечащим врачом);
тяжелые хронические заболевания или невозможность передвижения пациента;
заболевания женщин после 20 недель беременности;
патронаж детей до одного года;
заболевания детей в возрасте до трех лет;
патронаж хронических, диспансерных больных и инвалидов по инициативе медицинских работников (врача, фельдшера и медсестры).
Пациент на дому получает полный объем экстренных и неотложных противоэпидемических и карантинных мероприятий.
Медицинские работники обязаны информировать пациента о лечебно-охранительном режиме, порядке лечения и диагностики, приобретения лекарства, а также предоставлять пациенту необходимые документы, обеспечивающие возможность лечения амбулаторно или на дому (рецепты, справки, больничный лист, направления на лечебно - диагностические процедуры), а при наличии медицинских показаний организовать транспортировку в стационар.
Время ожидания медицинского работника не должно превышать 8 часов с моменга вызова, за исключением детей первого года жизни, когда время ожидания не более трех часов, а у детей медико - биологического риска вызов должен быть обслужен в течение часа с момента поступления вызова.
1.6. Условия предоставления медицинской помощи в дневном стационаре поликлиники
Направление больных на лечение в дневном стационаре осуществляет лечащий врач совместно с заведующим отделением.
Пребыванию в дневном стационаре в течение трех - четырех часов подлежат больные, нуждающиеся в интенсивном амбулаторном лечении и наблюдении медицинского персонала.
В дневном стационаре предоставляются:
на период лечения - койко-место;
лекарственные средства для купирования неотложных состояний и лечения заболевания на время пребывания - кроме таблетированных форм - (согласно приказу департамента здравоохранения администрации края и государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" от 27 января 1998 г. N 11/75 "Об утверждении Перечня лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, оплачиваемых за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования");
физиотерапевтические процедуры и другие методы восстановительного лечения.
Критерием окончания лечения в дневном стационаре являются: клиническое выздоровление; компенсация хронических заболеваний; окончание курса интенсивной терапии, реабилитация.
В своей работе руководитель дневного стационара руководствуется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях" и настоящей Программой.
1.7. Условия предоставления медицинской помощи в стационаре на дому (приказ Министерства здравоохранения СССР от 16 декабря 1987 г. N 1278)
Направление больных для лечения в стационаре на дому осуществляет лечащий врач по согласованию с заведующим отделением.
Лечению в стационаре на дому подлежат:
больные, выписанные из стационара для завершения курса терапии на домашней койке под наблюдением медперсонала поликлиники. Лечебные процедуры в соответствии с рекомендациями стационара могут проводиться как на дому, так и в поликлинике в зависимости от состояния и возраста больного;
больные средней степени тяжести и тяжелые, состояние которых позволяет организовать лечение во внегоспитальных условиях.
Критерием окончания лечения является выздоровление или стабилизация состояния больного.
1.8 Порядок предоставления населению бесплатной амбулаторной медицинской помощи.
Бесплатная амбулаторная медицинская помощь оказывается прожинающим на территории края гражданам Российской Федерации при предоставлении:
документа, удостоверяющего личность;
полиса обязательного медицинского страхования.
Лицам, не имеющим вышеуказанных или соответственно оформленных документов, оказывается только экстренная и неотложная помощь.
В лечебно-профилактических учреждениях, финансируемых из средств бюджета, наличие полиса для оказания медицинской помощи в данном учреждении не требуется.
1.9 Лекарственное обеспечение амбулаторно-поликлинической помощи
Обеспечение лекарствами оказываемых видов и услуг медицинской помощи производится за счет личных средств граждан, за исключением:
лиц, имеющих льготы по лекарственному обеспечению, установленные действующим законодательством и нормативными актами, утвержденными органами государственной власти Приморского края:
лекарственного обеспечения, гарантированного жителям края целевыми территориальными программами, финансируемыми из гуманитарных, благотворительных и иных источников;
лекарственного обеспечения экстренной и неотложной медицинской помощи, оказываемой врачами - участковыми специалистами и их помощниками в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому (согласно Перечню лекарственных препаратов, утвержденному приказом департамента здравоохранения администрации края от 9 мая 2000 г. N 498 "О создании территориального Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств");
лекарственное обеспечение пациентов дневных стационаров (согласно Перечню лекарственных препаратов, утвержденному приказом департамента здравоохранения
администрации края от 9 мая 2000 г. N 498 "О создании территориального Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств").
2. Условия предоставления медицинской помощи на дому службой скорой медицинской помощи
Экстренная и неотложная помощь населению оказывается по вызовам. Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в вызове. После оказания медицинской помощи врач оставляет сигнальный лист.
3. Условия госпитализации
Госпитализация застрахованных обеспечивается в оптимальные сроки лечащим врачом или иным медицинским работником при наличии показаний для госпитализации;
экстренная госпитализация (по экстренным показаниям) в дежурные стационары обеспечивается согласно приказам органов здравоохранения администраций муниципальных образований края по установленным правилам. При необходимости организуется транспортировка больного в срок не более трех часов с момента определения показаний к госпитализации;
плановая госпитализация обеспечивается в соответствии с установленными правилами и условиями договора ОМС после проведения необходимого обследования в поликлинике в соответствии с медико-экономическими стандартами.
Общими показаниями для госпитализации являются:
наличие абсолютных показаний для экстренной госпитализации;
неясные и труднокурабельные случаи при невозможности обеспечить квалифицированную консультацию и лечение, в том числе состояние с отсутствием эффекта от проводимых лечебно - диагностических мероприятий, лихорадка в течение пяти дней, длительный субфебрилитет неясной этиологии, иные состояния, требующие дополнительного обследования, если установить причину в амбулаторных условиях невозможно;
наличие абсолютных показаний для плановой госпитализации (в том числе медико-социальный уход и уход за ребенком);
наличие относительных показаний для плановой госпитализации в сочетании с невозможностью обеспечить необходимое обследование и лечение по социальным
условиям в амбулаторных условиях, трудоемкостью лечебно-диагностического процесса в догоспитальных условиях, необходимостью подключения специализированных видов медицинской помощи и услуг (в том числе оперативного лечения или реабилитации);
необходимость проведения различных видов экспертиз или стационарного обследования при невозможности провести их в амбулаторных условиях, в том числе врачебно-трудовая экспертиза, обследование по направлениям военкомата, суда, иные обследования или экспертные оценки, требующие динамического наблюдения и комплексного обследования.
При направлении на стационарное лечение обеспечиваегся:
очный осмотр пациента лечащим врачом:
оформление документации по установленным требованиям (запись в амбулаторной карте, направление на госпитализацию);
предварительное обследование (результаты анализов и иных исследований, рентгеновские снимки, выписки из амбулаторной карты и иная документация. позволяющая ориентироваться в состоянии пациента) согласно изложенному ниже Перечню обязательного объема обследования больных, направляемых на плановую госпитализацию;
комплекс мер по оказанию экстренной помощи, организации противоэпидемических и иных мероприятий на этапах оказания медицинской помощи пациенту;
организация транспортировки больного при экстренных и неотложных состояниях;
при необходимости сопровождение больного на последующий этап оказания медицинской помощи (с участием родственников, медицинского персонала или доверенных лиц);
при определении абсолютных показаний к плановой госпитализации необходимое амбулаторное обследование проводится в срок не более трех дней;
при определении относительных показаний для плановой госпитализации необходимое амбулаторное обследование проводится в сроки, удобные для больного. Время госпитализации согласовывается с пациентом и лечебным учреждением, куда направляется больной.
Требования к направлению больного при госпитализации в стационар
Направление на плановую госпитализацию выписывается на бланках лечебно-профилактического учреждения, подлежащих строгому учету. В направлении указывается:
фамилия, имя, отчество больного полностью (для иностранных граждан желательна запись на английском языке). Если личность больного не установлена, в графе "Ф.И.О" пишется слово "неизвестный" со строчной буквы;
дата рождения указывается полностью (число, месяц, год рождения);
административный район проживания больного;
данные полиса обязательного медицинского страхования (серия, номер, название страховой организации, выдавшей полис);
при отсутствии полиса - паспортные данные;
официальное название стационара и отделения, куда направляется больной;
цель госпитализации;
диагноз основного заболевания согласно международной классификации болезней;
данные обследования согласно обязательному объему обследования больных. направляемых в стационары (лабораторного, инструментального, рентгеновского, консультации специалистов в соответствии с медико-экономическими стандартами), с указанием даты;
дата выписки направления, фамилия врача разборчиво, подпись врача, выдавшего направление, подпись заведующего терапевтическим отделением;
название лечебного учреждения, которое направляет больного на стационарное лечение.
Контроль за госпитализацией больного осуществляет лечащий врач, направивший пациента в стационар.
Направление на плановую госпитализацию оформляется амбулаторно-поликлиническим учреждением, в котором наблюдается пациент. Право направления на плановую госпитализацию также имеют главные специалисты органов управления здравоохранения и заведующие клиническими кафедрами Владивостокского государственного медицинского университета.
Направление больного на госпитализацию должно соответствовать установленным требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.