Законодательного Собрания |
С.А. Сопчук |
Приложение
Законодательного Собрания
Приморского края
от 22 октября 2003 г. N 478
Краевая целевая программа "Повышение плодородия почв Приморского края" на 2003-2005 годы
Паспорт краевой целевой программы "Повышение плодородия почв Приморского края"
на 2003-2005 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
3.Система программных мероприятий
3.1. Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель
3.2. Применение органических удобрений
Таблица 1. Структура органических удобрений на 2003-2005 годы
Таблица 2. Объемы внесения органических удобрений по районам
Приморского края
Таблица 3. Объемы выращивания и запашки сидератов
Таблица 4. Заготовка торфа
3.3. Известкование кислых почв
Таблица 5. Объемы известкования по районам Приморского края
3.4. Зафосфоритование почв
Таблица 6. Объемы фосфоритования по районам Приморского края
3.5. Применение минеральных удобрений
Таблица 7. Применение минеральных удобрений по районам Приморского края
З.б. Гидромелиорация и культуртехнические работы
3.7. Оросительная и осушительная мелиорация
3.8. Эксплуатация мелиоративных систем
3.9. Прогнозируемый результат осуществления программных мероприятий
Таблица 8. Расчет прироста сельскохозяйственной продукции по Программе
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
4.1. Финансовое обеспечение
Таблица 9. Стоимость комплекса работ (млн. рублей в ценах 2001 года)
4.2. Материально-техническое обеспечение
4.3. Научное обеспечение
4.4. Информационное обеспечение
4.5. Кадровое обеспечение
4.6. Нормативно-правовое обеспечение
5. Механизм реализации Программы
б. Организация управления реализацией Программы и контроль за ее исполнением
7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
Приложение. Сводная таблица объемов и стоимости по системе программных мероприятий
Паспорт краевой целевой программы "Повышение плодородия почв Приморского края" на 2003-2005 годы
Наименование Программы краевая целевая программа "Повышение плодородия
почв Приморского края" на 2003 - 2005 годы (далее
- Программа)
Дата принятия решения о постановление Губернатора Приморского края от 24
разработке программы мая 2001 года N 383 "О разработке региональной
программы повышения плодородия почв Приморского
края до 2010 года"
Государственный заказчик администрация Приморского края
Программы
Основные разработчики департамент сельского хозяйства и продовольствия
администрации Приморского края, Приморский научно
- исследовательский институт сельского хозяйства,
федеральное государственное учреждение "Государ-
ственный центр агрохимической службы "Приморский",
комитет по земельным ресурсам и землеустройству
по Приморскому краю Росземкадастра, управление
по мелиорации земель и сельскохозяйственному водо-
снабжению Приморского края, Дальневосточный научно
- исследовательский институт гидротехники и
мелиорации
Цели и задачи Программы целью Программы является сохранение и воспроизвод-
ство плодородия почв, рациональное использование
природных ресурсов, в том числе сельскохозяйст-
венных угодий и создание на этой основе условий
роста производства сельскохозяйственной продукции;
задачи Программы:обеспечить условия для сохранения
и воспроизводства плодородия почв; предотвратить
выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота;
повысить степень использования биоклиматического
потенциала Приморского края и стабилизировать про-
изводство; улучшить экологическое состояние и
повысить устойчивость агросферы к природно-антропо-
генным нагрузкам; сформировать экономический и пра-
вовой механизм повышения заинтересованности и ответ
ственности за производство плодородия почв;
обеспечить оптимальный учет природно- климатических
и других условий, характерных для разных районов;
увеличить количество рабочих мест в сельскохозяйст-
венном производстве и повысить жизненный уровень
населения.
Ожидаемые конечные сохранение плодородия и продуктивности пашни на
результаты Программы уровне, достигнутом в 1980 - 1990 годах; сохранение
до 400 тыс. га сельскохозяйственных земель;
обеспечение дополнительными рабочими местами свыше
1,9 тыс. человек; совершенствование землеустройства,
внедрение прогрессивных систем земледелия и
технологий; осуществление комплекса агрохимических
мероприятий по известкованию, фосфоритованию,
внесению 126 тыс. тонн минеральных удобрений и 9,9
млн. тонн органических удобрений; проведение гидро-
мелиоративных работ на общей площади свыше 8,1 тыс.
гектаров; создание правовой и экономической базы
повышения плодородия сельскохозяйственных земель;
подготовка и повышение квалификации кадров.
Исполнители Программы предприятия сельского хозяйства, сельхозхимии, земле-
устроительные, водохозяйственные организации, научно-
исследовательские и проектно-изыскательские учреждения
Объемы и источники на реализацию Программы требуется 1074,7 млн. рублей,
финансирования в том числе за счет средств федерального бюджета -
-168,2 млн. рублей, краевого бюджета - 228,0 млн. руб.,
бюджетов муниципальных образований - 542,9 лн. рублей,
средства землепользователя - 135,6 млн. рублей.
Срок окупаемости Программы 5 лет.
Организация контроля за администрация Приморского края на основе соглашения с
реализацией Программы Министерством сельскогохозяйства Российской Федерации
заключает договоры (на конкурсной основе) с предприя-
тиями на проектирование и проведение агрохимических,
гидромелиоративных работ; контроль за реализацией
настоящей Программы и муниципальных программ осущест-
вляется департаментом сельского хозяйства и продоволь-
ствия администрации Приморского края и органами
местного самоуправления в порядке, определяемом
соглашениями с ними; департамент сельского хозяйства
и продовольствия администрации Приморского края
совместно с Приморским краевым комитетом государствен-
ной статистики в установленном порядке обобщает и
анализирует статистическую отчетность и представляет в
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
отчет о ходе реализации Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса Приморского края и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и на ее себестоимость.
Сохранение плодородия земель и их рациональное использование при осуществлении хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 года N 879, и федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 933. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и недостаточное участие хозяйств землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации.
Продолжают действовать следующие негативные процессы: дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;
уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1-3 тонн на гектар в год), усиление процессов эрозии;
загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;
увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
интенсивное заболочивание и подтопление земель, зарастание их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ.
Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.
Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится. Для преодоления критического положения необходимо проведение профилактических мероприятий.
Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Для определения дальнейших действий в области повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Приморском крае разработана Программа, которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий, конкретные сроки и механизмы их реализации.
Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции в Приморском крае.
Это тесно связано с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе Приморского края. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства -земли.
Исходя из целей Программы определены следующие задачи:
обеспечение условий для сохранения и воспроизводства плодородия почв; предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
повышение степени использования биоклиматического потенциала и стабилизация сельскохозяйственного производства;
улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
В соответствии с основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозийных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем. Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.
На основании постановления Губернатора края от 24 мая 2001 года N 383 "О разработке региональной Программы повышения плодородия почв Приморского края до 2010 года" для землепользователей агропромышленного комплекса Приморского края предусмотрены средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные мероприятия, создание производственной базы эксплуатационных водохозяйственных организаций, а также на известкование, фосфоритование почв, возделывание сидеральных культур, субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений.
Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики Приморского края с учетом преимущественного привлечения средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований и средств хозяйств.
3. Система программных мероприятий
Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое и научное обеспечение.
Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия почв включает в себя освоение современных систем земледелия и землеустройства; агрохимические, фитомелиоративные, гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.
3.1. Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель
Проведение комплекса агротехнических, агрохимических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий, залежей) предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Основными задачами мониторинга являются:
своевременное выявление изменений плодородия сельскохозяйственных угодий;
оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается в объемах:
2003 год - 129 тыс. га,
2004 год - 131 тыс. га,
2005 год - 125 тыс. га,
Всего: - 385 тыс. га.
Результаты агрохимического обследования станут базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов.
Предполагается обеспечить пяти-, шестилетний цикл агрохимического обследования пахотных земель, в том числе трех-, пятилетний цикл для орошаемой пашни.
3.2. Применение органических удобрений
В настоящее время в среднем ежегодно в пахотных почвах Приморского края минерализуется 280 тыс. тонн гумуса, а восполняется только 58 тыс. тонн, дефицит составляет 222 тыс. тонн. Только для его покрытия необходимо внести в почву при сложившейся структуре посевных площадей свыше 4,4 млн. тонн органических удобрений. В структуре органических удобрений большое место займут торф и сидеральные культуры. Применение торфа предусматривается в виде компостов. В ближайшей перспективе одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление ухудшения плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации станет интенсификация биологизации земледелия, которая предполагает, помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений и биологического азота, внедрение почвозащитных севооборотов, сидератов, запашку излишков соломы.
К 2005 году планируемые площади под сидератами составят 9 тыс. га, что обеспечит получение 360 тыс. тонн зеленых удобрений. Кроме удобрительного назначения, сидераты позволят успешно бороться с эрозией почв, болезнями, вредителями и сорняками, получать экологически чистую продукцию, прежде всего для детского питания. В структуре органических удобрений планируется использовать навоз, торф, торфокомпосты, возделывание и запашка сидеральных культур (таблица 1).
Объемы внесения органических удобрений по районам Приморского края в 2003-2005 году представлены в таблицах 2, 3, 4.
Таблица 1. Структура органических удобрений на 2003-2005 годы
(тыс. тонн)
Вид удобрений | Объем внесения |
В том числе: | ||
2003 год | 2004 год | 2005 год | ||
Органические удобрения | 2000 | 400 | 600 | 1000 |
Комплекс работ с торфом | 185 | 50 | 60 | 75 |
Сидеральные культуры | 9 | 2,5 | 3,0 | 3,5 |
в пересчете на органическое вещество |
360 | 100 | 120 | 140 |
Всего органических удобрений | 2545 | 550 | 780 | 1215 |
Таблица 2. Объемы внесения органических удобрений по районам Приморского края
(тыс. тонн)
N и/и |
Города и районы |
Всего | В том числе по годам: | ||
2003 | 2004 | 2005 | |||
1. | г. Артем | 72 | 15 | 22 | 35 |
2. | Анучинский | 50 | 10 | 15 | 25 |
3. | Дальнегорский | 25 | 5 | 8 | 12 |
4. | Дальнереченский | 125 | 25 | 37 | 63 |
5. | Кировский | 125 | 25 | 37 | 63 |
6. | Кавалеровский | 25 | 5 | 8 | 12 |
7. | Красноармейский | 25 | 5 | 8 | 12 |
8. | Лесозаводский | 124 | 25 | 37 | 62 |
9. | Лазовский | 25 | 5 | 8 | 12 |
10. | Михайловский | 125 | 25 | 37 | 63 |
11. | Надеждинский | 77 | 15 | 23 | 39 |
12. | Октябрьский | 125 | 25 | 37 | 63 |
13. | Ольгинский | 27 | 5 | 8 | 14 |
14. | г. Партизанск | 27 | 5 | 8 | 14 |
15. | Партизанский | 50 | 10 | 15 | 25 |
16. | Пограничный | 73 | 15 | 22 | 36 |
17. | Пожарский | 26 | 5 | 8 | 13 |
18. | Спасский | 151 | 30 | 45 | 76 |
19. | Уссурийский | 151 | 30 | 45 | 76 |
20. | Ханкайский | 125 | 25 | 37 | 63 |
21. | Хасанский | 25 | 5 | 8 | 12 |
22. | Хорольский | 125 | 25 | 37 | 63 |
23. | Черниговский | 100 | 20 | 30 | 50 |
24. | Чугуевский | 100 | 20 | 30 | 50 |
25. | Шкотовский | 25 | 5 | 8 | 12 |
26. | Яковлевский | 72 | 15 | 22 | 35 |
Итого | 2000 | 400 | 600 | 1000 |
Таблица 3. Объемы выращивания и запашки сидератов
(га)
N п/ п |
Города и районы | Всего | В том числе: | ||
2003 год |
2004 год | 2005 год | |||
1. | г. Артем | 400 | 100 | 150 | 150 |
2. | Анучинский | 350 | 100 | 100 | 150 |
3. | Дальнегорский | 150 | 50 | 50 | 50 |
4. | Дальнереченский | 450 | 100 | 150 | 200 |
5. | Кировский | 450 | 100 | 150 | 200 |
6. | Кавалеровский | 150 | 50 | 50 | 50 |
7. | Красноармейский | 150 | 50 | 50 | 50 |
8. | Лесозаводский | 600 | 150 | 150 | 200 |
9. | Лазовский | 150 | 50 | 50 | 50 |
10. | Михайловский | 550 | 150 | 200 | 200 |
11. | Надеждинский | 250 | 50 | 100 | 100 |
12. | Октябрьский | 450 | 100 | 150 | 200 |
13. | Ольгинский | 150 | 50 | 50 | 50 |
14. | г. Партизанск | 200 | 50 | 50 | 100 |
15. | Партизанский | 300 | 100 | 100 | 100 |
16. | Пограничный | 350 | 100 | 100 | 150 |
17. | Пожарский | 300 | 100 | 100 | 100 |
18. | Спасский | 550 | 150 | 200 | 200 |
19. | Уссурийский | 550 | 150 | 200 | 200 |
20. | Ханкайский | 550 | 150 | 200 | 200 |
21. | Хасанский | 150 | 50 | 50 | 50 |
22. | Хорольский | 500 | 150 | 150 | 200 |
23. | Черниговский | 550 | 150 | 200 | 200 |
24. | Чугуевский | 350 | 100 | 100 | 150 |
25. | Шкотовский | 150 | 50 | 50 | 50 |
26. | Яковлевский | 350 | 100 | 100 | 150 |
Итого | 9000 | 2500 | 3000 | 3500 |
Таблица 4. Заготовка торфа
(тыс. тонн)
N п/ п |
Города и районы | Объем | |||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2003-2005 годы |
||
1. | г. Артем | 4 | 4 | 5 | 13 |
2. | Анучинский | 2 | 2 | 3 | 7 |
3. | Дальнереченский | 4 | 4 | 5 | 13 |
4. | Дальнегорский | 2 | 2 | 2 | 6 |
5. | Кировский | 4 | 4 | 5 | 13 |
6. | Красноармейский | 2 | 4 | 5 | 11 |
7. | Лазовский | 2 | 2 | 2 | 6 |
8. | Лесозаводский | 4 | 4 | 5 | 13 |
9. | Надеждинский | 4 | 4 | 5 | 13 |
10. | Ольгинский | 2 | 4 | 5 | 11 |
11. | Партизанский | 2 | 4 | 5 | 11 |
12. | Пограничный | 2 | 2 | 3 | 7 |
13. | Пожарский | 2 | 2 | 2 | 6 |
14. | Спасский | 4 | 4 | 5 | 13 |
15. | Ханкайский | 1 | 2 | 2 | 5 |
16. | Черниговский | 3 | 2 | 3 | 8 |
17. | Чугуевский | 2 | 3 | 4 | 9 |
18. | Шкотовский | 2 | 4 | 5 | 11 |
19. | Яковлевский | 2 | 3 | 4 | 9 |
Итого | 50 | 60 | 75 | 185 |
3.3. Известкование кислых почв
Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности. В настоящее время площадь пашни, на которой необходимо проводить известкование, составляет 471 тыс. га. В первоочередном порядке предусматривается проведение известкования 58 тыс. га кислых почв, в том числе:
2003 год - 12,3 тыс. га
2004 год - 20,2 тыс. га
2005 год - 25,5 тыс. га
Всего: - 58,0 тыс. га
Средние нормы внесения известковых удобрений рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почв, подлежащих известкованию, и составляют 7,2 т/га. На сильнокислых почвах - не менее 12 т/га. Для выполнения Программы потребуется 404,6 тыс. тонн известковых удобрений (в действующем веществе). Объемы известкования по районам представлены в таблице 5.
Таблица 5. Объемы известкования по районам Приморского края
Города и районы |
Объем, тыс. га | Всего, тыс. га |
Потребность в извест. муке, тыс. тонн |
||
2003 год | 2004 год | 2005 год | |||
г. Артем | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,45 | 3,0 |
г. Партизанск | 0,05 | 0,1 | 0,1 | 0,25 | 2,2 |
Анучинский | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,80 | 14,8 |
Дальнереченс- кий |
0,4 | 0,7 | 0,9 | 2,00 | 17,0 |
Кировский | 0,9 | 1,4 | 1,8 | 4,10 | 36,1 |
Красноармейс- кий |
0,3 | 0,5 | 0,7 | 1,50 | 15,8 |
Лазовский | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,45 | 3,7 |
Лесозаводский | 0,5 | 0,9 | 1,2 | 2,60 | 16,9 |
Михайловский | 0,9 | 1,5 | 1,8 | 4,20 | 24,4 |
Надеждинский | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0,70 | 5,3 |
Октябрьский | 0,6 | 1,0 | 1,2 | 2,80 | 13,7 |
Ольгинский | 0,05 | 0,15 | 0,2 | 0,40 | 3,7 |
Партизанский | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,60 | 4,1 |
Пограничный | 0,3 | 0,5 | 0,6 | 1,40 | 7,0 |
Пожарский | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 1,10 | 10,3 |
Спасский | 1,4 | 2,4 | 3,0 | 6,80 | 48,9 |
Уссурийский | 0,8 | 1,3 | 1,6 | 3,70 | 19,2 |
Ханкайский | 1,6 | 2,5 | 3,2 | 7,30 | 45,2 |
Хасанский | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,45 | 5,2 |
Хорольский | 1,8 | 2,9 | 3,6 | 8,30 | 57,3 |
Черниговский | 0,7 | 1,1 | 1,4 | 3,20 | 21,8 |
Чугуевский | 0,3 | 0,4 | 0,6 | 1,30 | 7,5 |
Шкотовский | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,90 | 6,6 |
Яковлевский | 0,4 | 0,6 | 0,7 | 1,70 | 14,9 |
ИТОГО | 12,3 | 20,2 | 25,5 | 58,00 | 404,6 |
Работы по известкованию будут проводиться только по проектам, разрабатываемым государственной агрохимической службой "Государственный центр агрономической службы" "Приморский".
3.4. Зафосфоритование почв
В первую очередь фосфоритованию подлежат почвы, имеющие низкую обеспеченность подвижным фосфором в сочетании с повышенной кислотностью. Площадь пашни, на которой необходимо провести фосфоритование, в ближайшей перспективе составляет 406 тыс. гектаров, в том числе на 11 тыс. гектаров пашни необходимо провести эти работы в первоочередном порядке для создания уравновешенного баланса фосфора. Для этого потребуется 2,57 тыс. тонн действующего вещества фосфоритной муки. Программа предусматривает проведение работ по фосфоритованию почв:
2003 год - 2,0 тыс. га
2004 год - 4,0 тыс. га
2005 год - 5,0 тыс. га
Всего: - 11,0 тыс. га
Объемы фосфоритования по районам Приморского края представлены в таблице 6.
Таблица 6. Объемы фосфоритования по районам Приморского края
N п/ п |
Районы | Объем, тыс. га | Всего, тыс. га |
Потреб, в фос. муке, тыс. т действ, вещест. |
||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||||
1. | Анучинский | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,1 |
2. | Дальнереченский | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,12 |
3. | Кировский | 0,2 | 0,35 | 0,4 | 0,95 | 0,24 |
4. | Красноармейский | 0,1 | 0,1 | 0,03 | ||
5. | Лесозаводский | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,12 |
6. | Михайловский | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,9 | 0,23 |
7. | Надеждинский | 0,05 | 0,05 | 0,01 | ||
8. | Октябрьский | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,1 |
9. | Партизанский | 0,05 | 0,05 | 0,01 | ||
10. | Пограничный | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,12 |
11. | Пожарский | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,05 | |
12. | Спасский | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 1,1 | 0,25 |
13. | Уссурийский | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,6 | 0,14 |
14. | Ханкайский | 0,3 | 0,6 | 0,7 | 1,6 | 0,40 |
15. | Хорольский | 0,3 | 0,6 | 0,7 | 1,6 | 0,40 |
16. | Черниговский | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,6 | 0,07 |
17. | Чугуевский | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,1 |
18. | Шкотовский | 0,05 | 0,05 | 0,1 | 0,02 | |
19. | Яковлевский | 0,1 | 0,15 | 0,25 | 0,06 | |
Итого | 2,0 | 4,0 | 5,0 | 11,0 | 2,57 |
3.5. Применение минеральных удобрений
Потребность в минеральных удобрениях в несколько раз превышает то количество, которое применяется в настоящее время. Однако в сложившихся экономических условиях сельское хозяйство пока не может использовать оптимальные объемы. Предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из реальных финансовых и организационно-технических возможностей. Объемы, применение которых предполагается увеличить в 2 раза:
2003 год - 8,0 тыс. тонн действующего вещества
2004 год - 9,6 тыс. тонн действующего вещества
2005 год - 12,9 тыс. тонн действующего вещества
Всего: - 30,5 тыс. тонн действующего вещества
Минеральные удобрения вносятся при подкормке озимых культур, под посевы зерновых и зернобобовых культур в форме аммофоса, аммофоски, нитроаммофоски, нитрофоски и азофоски, а также под другие культуры, которые окупают затраты на их применение: картофель и овощи, соя, кукуруза.
Фосфорные и калийные удобрения под зерновые культуры предусматривается вносить в почвах с очень низким, низким и средним содержанием этих элементов. В целях экономии средств намечается переход от ежегодного к периодическому внесению таких удобрений с применением фосфоритной муки и хлористого калия. Планируемые объемы применения удобрений в комплексе с другими мероприятиями дадут возможность стабильно получать урожайность зерновых культур в среднем по краю 20-25 центнеров с гектара и увеличить производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Каждый килограмм действующего вещества (NPK) должен дать 4-6 килограммов прибавки зерна. Однако баланс азота и калия по-прежнему будет складываться со значительным превышением выноса над внесением.
Объемы применения минеральных удобрений по районам Приморского края представлены в таблице 7.
Таблица 7. Применение минеральных удобрений по районам Приморского края
(в тоннах действующего вещества)
N п/ п |
Города и районы |
2003-2005 годы |
В том числе : | ||
2003 год | 2004 год | 2005 год | |||
1. | г. Артем | 274 | 72 | 87 | 115 |
2. | Анучинский | 549 | 144 | 173 | 232 |
3. | Дальнереченский | 976 | 256 | 307 | 413 |
4. | г. Дальнегорск | 91 | 24 | 29 | 38 |
5. | Кавалеровский | 61 | 16 | 19 | 26 |
6. | Кировский | 2226 | 584 | 701 | 941 |
7. | Красноармейский | 274 | 72 | 86 | 116 |
8. | Лазовский | 122 | 32 | 38 | 52 |
9. | Лесозаводский | 2104 | 552 | 662 | 890 |
10. | Михайловский | 2806 | 736 | 883 | 1187 |
11. | Надеждинский | 336 | 88 | 106 | 142 |
12. | Ольгинский | 305 | 80 | 96 | 129 |
13. | Октябрьский | 2044 | 536 | 643 | 865 |
14. | г. Партизанск | 31 | 8 | 10 | 13 |
15. | Партизанский | 336 | 88 | 106 | 142 |
16. | Пограничный | 1311 | 344 | 413 | 554 |
17. | Пожарский | 305 | 80 | 96 | 129 |
18. | Спасский | 3172 | 832 | 998 | 1342 |
19. | Уссурийский | 2867 | 752 | 902 | 1213 |
20. | Ханкайский | 2776 | 728 | 874 | 1174 |
21. | Хасанский | 61 | 16 | 19 | 26 |
22. | Хорольский | 3081 | 808 | 970 | 1303 |
23. | Черниговский | 2379 | 624 | 749 | 1006 |
24. | Чугуевский | 1037 | 272 | 326 | 439 |
25. | Шкотовский | 274 | 72 | 86 | 116 |
26. | Яковлевский | 702 | 184 | 221 | 297 |
ИТОГО | 30500 | 8000 | 9600 | 12900 |
З.6. Гидромелиорация и культуртехнические работы
Оросительная и осушительная мелиорация в сочетании с агрохимическими мероприятиями являются одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв. На мелиорированных землях предусматривается в первую очередь производство риса и других наиболее ценных культур.
3.7. Оросительная и осушительная мелиорация
На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: накапливается фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий. По состоянию на 1 января 2001 года в Приморском крае имеется 94 тыс. га орошаемых и 161 тыс. га осушенных земель.
Около 80 процентов всех мелиоративных систем построено до 1986 года.
На основании паспортизации мелиоративных систем службой Приммелиоводхоза совместно с управлениями сельского хозяйства администраций муниципальных образований разработаны предложения и определены объемы работ по реконструкции, восстановлению и ремонту этих систем, магистральных каналов и гидротехнических сооружений.
Оросительные системы на площади 30,7 тыс. га требуют комплексной реконструкции. На площади более 14 тыс. га - создания или восстановления дренажной сети.
Основной задачей на период до 2005 года является реконструкция, ремонт и надежная эксплуатация существующих оросительных систем, увеличение поливаемой площади.
В целях эффективного использования имеющегося потенциала предусматривается прежде всего реконструкция и восстановление работоспособности систем и сооружений, относящихся к федеральной собственности и обеспечивающих функционирование значительных площадей орошаемых земель.
В первоочередном порядке предусматривается восстановление мелиоративной сети и поливной техники в эффективно использующих мелиоративные земли хозяйствах-землепользователях, в которых требуется проведение работ только по отдельным элементам системы.
Важнейшим условием осуществления восстановительных мероприятий является заинтересованность хозяйств в использовании мелиорированных земель и способность их участвовать в долевом финансировании этих работ.
3.8. Эксплуатация мелиоративных систем
Для обеспечения надежного функционирования оросительных и осушительных систем, своевременной подачи воды на орошение и отвода избыточной влаги предусматривается комплекс ремонтно-эксплуатационных работ на системах, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности Приморского края, муниципальной собственности и собственности юридических и физических лиц. В этот комплекс входят капитальные, текущие и аварийные ремонтные работы, уходные (регламентные) работы, осуществление мониторинга и государственного контроля за состоянием мелиорированных земель, ведение учета и паспортизации мелиоративных систем.
Учитывая значимость орошения земель для производства риса, специфичность и сложность рисовых систем, предусматривается осуществление комплекса ремонтно-эксплуатационных мероприятий на этих системах.
3.9. Прогнозируемый результат осуществления программных мероприятий
Выполнение намеченных Программой мероприятий обеспечит повышение плодородия почв, динамический прирост сельскохозяйственной продукции, сокращение выбытия сельхозугодий и создание новых рабочих мест, что должно привести к получению следующих результатов:
на общей площади сельскохозяйственных угодий плодородие почв повысится на 2-2,5 балла, а на пашне - 4,5-5 баллов;
намеченный рост объема агрохимических работ и связанное с ним увеличение количества технических средств для внесения удобрений обеспечит создание дополнительно свыше 1900 рабочих мест в существующих предприятиях сельхозхимии и непосредственно в хозяйствах;
прирост сельскохозяйственной продукции, определенный на основании многолетних наблюдений, данных научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, характеризуется данными, приведенными в таблице 8.
Таблица 8. Расчет прироста сельскохозяйственной продукции по Программе
N | Мероприятия, | объем | Прирост ц. | Прирост | В том числе: | За | ||
обеспечивающие | работ | зерн. един. | всего, | преде- | ||||
п/п | прирост | на един. | (тыс. т | 2003 | 2004 | 2005 | лами | |
сельскохозяйствен- | измерения | зерн. | год | год | год | 2005 | ||
ной продукции | объема | един.) | года | |||||
1. | Внесение | 2000 тыс. | 0,2 | 68,0 | 8,0 | 20,0 | 40,0 | 51,0 |
органических | тонн | |||||||
удобрений | ||||||||
2. | Известкование | 58 тыс. га | 3,35 | 34,3 | 4,1 | 10,8 | 19,4 | 85,0 |
3. | Фосфоритование | 1 1,0 тыс. га |
2,5 | 4,8 | 0,5 | 1,5 | 2,8 | 6,7 |
4. | Выращивание и запашка сидератов |
360 тыс. тонн 9 тыс. га |
0,2 | 13,6 | 2,0 | 4,4 | 7,2 | 5,0 |
5. | Комплекс работ с торфом |
185 тыс. тонн |
0,2 | 6,9 | 1,0 | 2,2 | 3,7 | 5,8 |
6. | Внесение мин. удобрений |
30,5 тыс. тонн действ. веществ. |
50 | 152,5 | 40,0 | 48,0 | 64,5 | |
7. | Реконструкция и восстановление оросит, систем |
2,0 тыс. га | 2,4 | 0,7 | од | 0,2 | 0,4 | 2,4 |
8. | Реконструкция и восстановление осушит, систем |
0,6 тыс. га | 1,5 | 0,16 | 0,02 | 0,05 | 0,09 | 0,4 |
9. | Ремонт мелиоративных систем |
54400 тыс. руб. |
3,5 | 34,7 | 5,4 | 10,3 | 19,0 | 93,8 |
10. | База эксплуатации водохозяйственных организаций, приобретение техники |
32300 тыс. руб. |
3,5 | 18,8 | 1,4 | 6,1 | 11,3 | 52,4 |
ИТОГО | 334,46 | 62,52 | 103,55 | 168,39 | 302,5 |
Как следует из приведенных данных, за счет реализации Программы можно будет получить свыше 673,99 тыс. тонн зерна единиц по окончании ее реализации с учетом того, что такие факторы, как известкование, внесение органических удобрений, будут действовать в течение длительного периода. При стоимости зерновой единицы в 3 рубля общий прирост продукции оценивается в 2022 млн. рублей.
Ежегодный прирост продукции обеспечивается за счет проведения предусмотренных в Программе работ в намеченном объеме и при условии соответствующего их финансирования. Реализация Программы будет способствовать общему повышению уровня жизни на селе.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение Программы включает в себя финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение.
4.1. Финансовое обеспечение
Потребность в средствах и источниках финансирования для обеспечения объема работ, намеченных Программой, определена в соответствии с действующим законодательством. Основанием для расчетов являются: Федеральный закон "О мелиорации земель", Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения", Закон Российской Федерации "О плате за землю", а также Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации. Удельные показатели стоимости объемов работ определены по нормативным и фактически сложившимся данным.
Общая стоимость комплекса работ составляет 1074,7 млн. рублей (таблица 9).
Таблица 9. Стоимость комплекса работ (млн. рублей в ценах 2001 года)
N п/ п |
Виды работ | Объемы работ |
Цена (тыс. руб. за ед. объема) |
Стоимость работ |
Годы: | ||
2003 | 2004 | 2005 | |||||
1. | Внесение органических удобрений |
2000 тыс. т |
0,027 | 54,0 | 10,8 | 16,2 | 27,0 |
2. | Известкование | 58 тыс. га |
7,8 | 409,9 | 107, 5 |
120,8 | 181,6 |
3. | Фосфоритование | 11,0 тыс. га |
2,17 | 23,9 | 6,0 | 7,9 | 10,0 |
4. | Выращивание и запашка сидератов |
9 тыс. га | 5,71 | 51,4 | 14,3 | 17,1 | 20,0 |
5. | Комплекс работ с торфом |
185 тыс.т | 0,2 | 38,7 | 10,5 | 11,5 | 16,7 |
6. | Внесение минеральных удобрений, пестицидов |
30,5 тыс. т действ, веществ. |
9,8 | 300,5 | 61,9 | 115,2 | 123,4 |
7. | Агрохимическое и эколого-токсиколог . обследование земель с/х. назначения |
385 тыс. га |
0,0142 | 5,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 |
Итого | 883,9 | 212,5 | 290,7 | 380,7 | |||
8. | Реконструкция и восстановление оросительных систем |
2,0 тыс. га |
43,25 | 73,0 | 16,6 | 27,2 | 29,2 |
9. | Реконструкция и восстановление осушительных систем |
0,6 тыс.га |
37,0 | 21,2 | 2,4 | 12,0 | 6,8 |
10. | Строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений |
9,9 | 1,0 | 4,5 | 4,4 | ||
11. | Развитие базы эксплуатации водохозяйственных организаций приобретение техники |
32,3 | 3,9 | 13,5 | 14,9 | ||
12. | Ремонт | 54,4 | 15,4 | 14,2 | 24,8 | ||
внутрихозяйствен- ных |
|||||||
мелиоративных | |||||||
систем | |||||||
Итого | 190,8 | 39,3 | 71,4 | 80,1 | |||
Всего | 1074,7 | 251,8 | 362,1 | 460,8 |
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет, краевой бюджет, бюджеты муниципальных образований и внебюджетные источники (приложение).
За счет средств федерального бюджета предусматривается проводить реконструкцию и восстановление оросительных систем, проведение работ по известкованию сильнокислых и среднекислых почв, субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению минеральных удобрений, средств защиты растений.
За счет средств краевого бюджета проводятся агротехнические мероприятия, включая работы по известкованию, фосфоритованию, выращиванию и запашке сидератов, комплекс работ по торфу, агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, ведение земельного кадастра, компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений, реконструкцию и восстановление оросительных систем, реконструкцию и восстановление осушительных систем, ремонт мелиоративных систем, строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений (водопроводов), эксплуатацию водохозяйственных организаций и приобретение техники.
За счет средств бюджетов муниципальных образований проводятся агротехнические мероприятия по известкованию, фосфоритованию, а также осуществляется ремонт мелиоративных систем.
За счет средств внебюджетных источников предусматривается вносить органические и минеральные удобрения, а также ремонт мелиоративных систем.
Предусматриваемые объемы финансирования из федерального, краевого бюджетов и бюджетов муниципальных образований в процессе реализации Программы ежегодно подлежат корректировке. Финансирование из краевого бюджета работ, направленных на коренное улучшение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусматривается за счет средств целевого территориального фонда финансирования и развития предприятий и организаций агропромышленного комплекса Приморского края в соответствии с Законом Приморского края "О целевом территориальном фонде финансирования и развития предприятий, организаций агропромышленного комплекса Приморского края" и настоящей Программой.
4.2. Материально-техническое обеспечение
Намеченные Программой мероприятия позволят не только сохранить, но и более активно использовать мощность агрохимических и водохозяйственных организаций, а также промышленных предприятий, выпускающих специализированную продукцию, необходимую для осуществления программных мероприятий.
Известковые материалы будут получены за счет использования отходов производства Спасского цементного завода, а также добычи этих материалов из местных источников.
Серьезной проблемой является восстановление техники.
Обеспеченность краевых предприятий или сельскохозяйственных товаропроизводителей основными видами машин для внесения минеральных, органических удобрений и других средств химизации составляет 15-20 процентов от нормативного уровня. Более 80 процентов парка машин исчерпали свой технический ресурс.
Для выполнения предусмотренных Программой мероприятий необходимо иметь:
Технические средства | Годовая производитель- ность тонн |
Потребность, штук | ||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||
Машины для внесения твердых органических удобрений (типа ПРТ-10) |
4200 | 20 | 22 | 24 |
Машины для поверхностного внесения жидких органических удобрений (типа МЖТ-10) |
6000 | 5 | 8 | 10 |
Погрузчики твердых органических удобрений (типа ПНД-250) |
40000 | 20 | 22 | 24 |
Измельчители соломы (типа ПУН) |
300 | 20 | 25 | 30 |
Машины для внесения твердых минеральных удобрений (типа РМГ-4, МТУ-4, МВИ, МВУ-5, РУМ-8, АРУП-8) |
640 | 6 | 7 | 8 |
Погрузчики универсальные (типа ПЭ А -1,0) |
840 | 4 | 5 | 6 |
Машины и оборудование для складов минеральных удобрений типа (МВС-4, авто- и электропогруз чики, транспортеры и конвейеры) |
460 | 5 | 6 | 7 |
Машины и агрегаты для химзащиты растений (типа ОМП-1, ОП-2000) |
2500 | 8 | 10 | 12 |
Финансирование приобретения машин, техники для эксплуатационных мероприятий на мелиоративных системах предусматривается в расходах на развитие базы водохозяйственных организаций по гидромелиоративным мероприятиям.
4.3. Научное обеспечение
Научное обеспечение Программы предусматривает комплексное решение научно-исследовательских, технологических задач с учетом того, что воспроизводство плодородия почв должно осуществляться на основе сочетания агротехнических, гидромелиоративных мероприятий, мониторинга агрохимического, токсикологического, радиационного состояния почв, а также мониторинга орошаемых и осушенных земель, выявления наиболее эффективных методов и способов воздействия на все факторы, влияющие на почвенное плодородие.
На повышение эффективности агрохимических мероприятий направлена разработка технологии экологически безопасного применения удобрений, методов и технологии биологического земледелия. Необходимо уделить внимание комплексному проведению мелиоративных мероприятий, методам, технологии и техническим средствам, совершенствованию безопасной системы мероприятий по предотвращению деградации почв.
Необходимо разработать:
систему комплексного управления плодородием почв на основе эколого-ландшафтного земледелия, направленного на его расширенное воспроизводство и повышение урожайности сельскохозяйственных культур, технологии и системы эффективного экологически безопасного применения факторов интенсификации повышения плодородия почв;
методы, технологии и технические средства биологического земледелия, направленные на повышение плодородия почв, оптимизацию питания растений;
экологически безопасные методы, технологии и технические средства комплексной мелиорации земель, обеспечивающие восстановление и повышение плодородия почв и устойчивость сельскохозяйственного производства;
новые технологии и экологически безопасные системы мероприятий по предотвращению всех видов деградации почв и сельскохозяйственных угодий, направленные на повышение их продуктивности и получение нормативной продукции;
комплекс агролесомелиоративных мероприятий по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства и предотвращению опустынивания земель на основе принципов эколого-ландшафтного земледелия;
систему подтверждения соответствия технологий применения средств интенсификации процессов сельскохозяйственного производства, обеспечивающих поддержание плодородия почв установленными в агропромышленном комплексе требованиями;
механизм эколого-экономической и социальной оценки эффективности мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв в рыночных условиях хозяйствования.
4.4. Информационное обеспечение
Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы является ее информационное обеспечение, основа которого -формирование и эффективное использование информационных ресурсов, современных технических средств и информационных технологий для создания оптимальных условий и максимально полного удовлетворения информационных потребностей всего комплекса организаций, участвующих в реализации Программы, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся непосредственными пользователями результатов, полученных в ходе выполнения Программы.
Основными задачами информационного обеспечения являются:
создание единых основ формирования объективной и постоянно
обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия и комплексе
мероприятий по его сохранению и повышению (агрохимических,
гидротехнических, культуртехнических, противоэрозийных,
агролесомелиоративных, агротехнических, фитосанитарных);
проведение мониторинга и установление реальных и прогнозируемых информационных потребностей в целях определения приоритетов при формировании информационных ресурсов и обеспечения практического их использования в сфере управления, в научно-исследовательских, проектных, эксплуатационных и строительных организациях, в опытно-производственных хозяйствах и у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
4.5. Кадровое обеспечение
Успешная реализация Программы возможна только при условии подготовки агрономических, инженерных, научно-педагогических и рабочих кадров в сельскохозяйственных вузах и средних учебных заведениях. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации способно обеспечить подготовку кадров высшей и средней квалификации по соответствующим специальностям. Особое внимание уделяется подготовке специалистов по современным технологиям, машинам и оборудованию для осуществления комплексных мелиоративных мероприятий, агрономов, гидротехников, экологов, экономистов сельскохозяйственного и мелиоративного профиля, владеющих знаниями в области развития экономики в рыночных условиях, а также землеустроителей.
На базе средних учебных заведений и учебных комбинатов должна быть организована подготовка рабочих кадров высшей квалификации, особенно механизаторов для выполнения агрохимических, гидромелиоративных работ за счет средств, выделяемых на подготовку специалистов.
К срочным мерам необходимо отнести сохранение научного
потенциала, подготовку научно-педагогических кадров высшей
квалификации, переподготовку инженерных и руководящих кадров в вузах и научно-исследовательских институтах.
4.6. Нормативно-правовое обеспечение
Правовое обеспечение деятельности в области сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться по направлениям, определенным Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре", Законом Приморского края "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Приморском крае".
В этих целях предусматривается исполнение федерального и краевого законодательства, регулирующего отношения в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение рационального использования и охраны плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе:
устанавливающих правовой механизм эффективного управления плодородием почв сельскохозяйственных угодий;
совершенствующих порядок финансирования работ по сохранению и воспроизводству плодородия почв;
определяющих экологические требования к системам земледелия.
Предусматривается также замена устаревших стандартов, строительных норм и правил, разработка научно-технических документов по проектированию, строительству и эксплуатации мелиоративных систем и сооружений, агролесомелиоративных мероприятий, сертификации почв.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей путем целевого финансирования из краевого бюджета комплекса программных мероприятий в установленных размерах и порядке в сочетании с участием бюджетов муниципальных образований и средств хозяйств-землепользователей.
Программа предусматривает минимально необходимые, обеспеченные ресурсами объемы агрохимических мероприятий. Особое значение имеет наиболее эффективное целевое использование средств и выполнение конкретных мероприятий, дающих максимальную отдачу, определение их первоочередности.
Для этого предусматривается обоснование готовности хозяйств-землепользователей к эффективному использованию улучшаемых земель, повышение плодородия почв, оценка технической возможности и
экологической безопасности проведения работ, постепенный переход к выполнению комплекса работ по заказу землепользователя за счет его средств с последующим возмещением (на основе договора) произведенных на эти цели затрат (полностью или частично) из бюджетов различных уровней. При этом доля возмещения будет определяться в зависимости от достигнутого эффекта, применения в соответствии с законодательством Российской Федерации штрафных санкций и лишения государственной поддержки в случае несоблюдения требований земельного законодательства и регламентов использования земель, предусмотренных проектами землеустройства, осуществления стимулирующих мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающих повышение плодородия почв.
б. Организация управления реализацией Программы и контроль за ее исполнением
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Приморского края.
В Приморском крае реализация программных мероприятий обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе: предприятиями сельского хозяйства и сельхозхимии, проектно-изыскательским центром. С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняются целевые показатели, объемы работ, организуется оформление бюджетных заявок и соответствующих контрактов с исполнителями. Отчеты за год представляются до 1 февраля следующего года.
Контроль за реализацией Программы осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края. Задачей государственного контроля за реализацией Программы является обеспечение выполнения предусмотренных в ней показателей, соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами земельных участков, требований законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ведет учет этих показателей в соответствии с Правилами государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 154.
Проверки хода реализации Программы осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
Расчет экономической эффективности Программы определен в
соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности
инвестиционных проектов", утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 154, с учетом социально-экономических и экологических последствий ее реализации.
Для оценки экономической эффективности Программы принята динамика показателей цен реализации и себестоимости производства одной тонны зерна.
Экономическая эффективность Программы будет складываться за счет прироста продукции (334 + 302) тыс. тонн х 3000 рублей = 1908 млн. рублей (с учетом последствий мероприятий за пределами 2005 года).
Экологическая эффективность Программы оценивается в соответствии с результатами научных исследований и нормативных документов (Российская академия сельскохозяйственных наук, Всероссийский научно-исследовательский институт удобрений и агропочвоведения, Центральный научно-исследовательский институт агрохимического обслуживания сельского хозяйства и др.) и представляет собой укрупненную оценку экологического ущерба, предотвращенного в результате реализации природоохранных и других мероприятий. С учетом специфики агро ландшафте в и основных направлений природоохранной деятельности экологическая оценка предотвращенного ущерба определяется по основным видам природных ресурсов (земельные, водные ресурсы). К основным факторам, определяющим величину экологического ущерба, относятся: эрозия почв, изменение качественного состава гумуса, подтопление, подкисление, снижение общих запасов биомассы в почвах, загрязнение почв токсичными веществами, загрязнение водных объектов и др. Экологическая эффективность (предотвращенный экологический ущерб) определяется в зависимости от степени снижения интенсивности указанных выше негативных процессов в результате реализации программных мероприятий. Необходимая исходная информация для расчетов экологического эффекта получена по данным отдельных разделов Программы, а также по данным научно-исследовательских и проектных институтов, годовых отчетов природоохранных и других организаций.
Экологическую эффективность мероприятий составляют:
почвоохранные мероприятия, позволяющие сохранить 5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, - 5,8 млн. рублей;
известкование кислых почв - 14,5 млн. рублей;
применение минеральных удобрений - 2,9 млн. рублей.
Общий экологический эффект составит 23,2 млн. рублей.
Суммарный экономический и экологический эффект составит:
(1908 + 23,2) = 1931,2 млн. рублей, что превысит расходы по реализации Программы.
Социальный эффект Программы выражается в сохранении и создании новых рабочих мест в агрохимических и гидромелиоративных организациях в количестве 1800 человек.
Приложение
"Повышение плодородия почв
Приморского края" на 2003-2005 годы
Сводная таблица объемов и стоимости по системе программных мероприятий
no п/п |
Наименование мероприятий и источники финансирования |
Объем работ |
Стои- мость -всего, млн. рублей |
В том числе: | Прогнозируемые результаты |
||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Агрохимические мероприятия | |||||||
1. | Внесение органических удобрений -всего |
2,0 млн. тонн |
54,0 | 10,8 | 16,2 | 27,0 | |
внебюджетные источники | 54,0 | 10,8 | 16,2 | 27,0 | прирост прод.135 тыс. тонн зерн. един. |
||
2. | Известкование - всего | 58 тыс. га |
409,9 | 107,5 | 120,8 | 181,6 | |
федеральный бюджет | 2,3 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | |||
краевой бюджет | 10,3 | 10,3 | прирост продукции | ||||
бюджеты муниципальных образований |
397,3 | 107,0 | 120,0 | 170,3 | 127 тыс. тонн. зерн. един. |
||
3. | Фосфоритование - всего | 1 1 тыс. га |
23,9 | 6,0 | 7,9 | 10,0 | |
краевой бюджет | 6,5 | 6,5 | прирост продукции 1 1,5 тыс. тонн зерн. един. |
||||
бюджеты муниципальных образований |
17,4 | 6,0 | 7,9 | 3,5 | |||
4. | Выращ. и запашка сидератов | 9,0 тыс. га |
51,4 | 14,3 | 17,1 | 20 | |
краевой бюджет | 12,8 | 3,6 | 4,2 | 5,0 | прирост прод. 21,8 тыс. тонн зерн. един. |
||
бюджеты муниципальных образований |
38,6 | 10,7 | 12,9 | 15,0 | |||
5. | Внесение минеральных удобрений и пестицидов - всего |
30,5 тыс. тонн |
300,5 | 61,9 | 115,2 | 123,4 | |
федеральный бюджет | 79,6 | 22,0 | 27,0 | 30,6 | прирост продукции 183,5 тыс. тонн зерн. един. |
||
краевой бюджет | 142,7 | 34,9 | 51,6 | 56,2 | |||
внебюджетные источники | 78,2 | 5,0 | 36,6 | 36,6 | |||
6. | Комплекс работ по торфу - всего |
185 тыс. тонн |
38,7 | 10,5 | 11,5 | 16,7 | |
федеральный бюджет | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
краевой бюджет | 5,0 | 5,0 | прирост, прод. 15,5 тыс. тонн зерн. един. |
||||
бюджеты муниципальных образований |
32,2 | 10,0 | 11,0 | 11,2 | |||
7. | Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель с/х назначения - всего |
385 тыс. га |
5,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | определение качественных показателей почв для принятия решений |
краевой бюджет | 5,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | |||
ИТОГО | 883,9 | 212,5 | 290,7 | 380,7 | |||
федеральный бюджет | 83,4 | 23,0 | 28,3 | 32,1 | |||
краевой бюджет | 182,8 | 40,0 | 57,8 | 85,0 | |||
бюджеты муниципальных образований |
485,5 | 133,7 | 151,8 | 200,0 | |||
внебюджетные источники | 132,2 | 15,8 | 52,8 | 63,6 | |||
Гидромелиоративные мероприятия | |||||||
8. | Реконструкция и восстановление оросительных систем - всего |
2070 га | 73,0 | 16,6 | 27,2 | 29,2 | сохранение с/х угодий, повышение плодород. почв |
федеральный бюджет | 52,5 | 15,1 | 17,4 | 20,0 | |||
краевой бюджет | 9,2 | 9,2 | прирост прод. 1,1 тыс. тонн зерн. един. |
||||
бюджеты муниципальных образований |
11,3 | 1,5 | 9,8 | ||||
9. | Реконструкция и восстановление осушительных систем - всего |
638га | 21,2 | 2,4 | 12,0 | 6,8 | сохранение с/х угодий |
краевой бюджет | 6,8 | 6,8 | прирост прод. 0,2 тыс. тонн зерн. един. |
||||
местный бюджет | 14,4 | 2,4 | 12,0 | ||||
10. | Ремонт мелиоративных систем | 54,4 | 15,4 | 14,2 | 24,8 | сохранение с/х угодий | |
краевой бюджет | 24,8 | 24,8 | прирост прод. 46,9 тыс. тонн зерн. един. |
||||
бюджеты муниципальных образований |
26,2 | 12,0 | 14,2 | - | |||
внебюджетные источники | 3,4 | 3,4 | - | - | |||
11. | Строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений (водопроводов) |
9,9 | 1,0 | 4,5 | 4,4 | сохранение с/х угодий | |
краевой бюджет | 4,4 | 4,4 | прирост, прод. 26,2 тыс. тонн зерн. един |
||||
бюджеты муниципальных образований |
5,5 | 1,0 | 4,5 | ||||
12. | База эксплуатации водохозяйственных организаций и приобретение техники |
32,3 | 3,9 | 13,5 | 14,9 | обеспечение выполнения мероприятий по Программе |
|
федеральный бюджет | 32,3 | 3,9 | 13,5 | 14,9 | |||
Итого | 190,8 | 39,3 | 71,4 | 80,1 | |||
в т.ч. федеральный бюджет | 84,8 | 19,0 | 30,9 | 34,9 | |||
краевой бюджет | 45,2 | 45,2 | |||||
бюджеты муниципальных образований |
57,4 | 16,9 | 40,5 | - | |||
внебюджетные источники | 3,4 | 3,4 | - | - | |||
ВСЕГО | 1074,7 | 251,8 | 362,1 | 460,8 | |||
в т.ч. федеральный бюджет | 168,2 | 42,0 | 59,2 | 67,0 | |||
краевой бюджет | 228,0 | 40,0 | 57,8 | 130,2 | |||
бюджеты муниципальных образований |
542,9 | 150,6 | 192,3 | 200,0 | |||
внебюджетные источники | 135,6 | 19,2 | 52,8 | 63,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для определения дальнейших действий в области повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Приморском крае разработана программа, которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий, конкретные сроки и механизмы их реализации.
Целями программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции в Приморском крае. Это тесно связано с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе Приморского края. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства земли.
Исходя из целей программы определены следующие задачи: обеспечение условий для сохранения и воспроизводства плодородия почв; предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота, повышение степени использования биоклиматического потенциала и стабилизация сельскохозяйственного производства, улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам, формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв, увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
Постановление Законодательного Собрания Приморского края от 22 октября 2003 г. N 478 "О краевой целевой программе "Повышение плодородия почв Приморского края" на 2003-2005 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" от 28 октября 2003 г. N 38