Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е,
судей Вороной Н.Л,Решетниковой О.В,
при секретаре Чайка Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 и (ФИО)2, действующей в интересах несовершеннолетних детей (ФИО)5, (ФИО)3 и (ФИО)4, к администрации города Сургута, о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке и заключить договор социального найма,
по апелляционной жалобе (ФИО)1, (ФИО)2 на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:
"отказать в удовлетворении искового заявления (ФИО)1 и (ФИО)2, действующей в интересах несовершеннолетних детей (ФИО)5, (ФИО)3 и (ФИО)4, к администрации города Сургута, о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке и заключить договор социального найма".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 и (ФИО)2, действующая в интересах несовершеннолетних (ФИО)5, (ФИО)3, (ФИО)4 обратились в суд с исковым заявлением к администрации г.Сургута
о признании незаконным постановления администрации г. Сургута от (дата) (номер) и восстановлении семьи (ФИО) в общем и внеочередном списке малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; возложении обязанности на администрацию г.Сургута по предоставлению истцам жилого помещения во внеочередном порядке; возложении обязанности по заключению с истцами договора социального найма на предоставленную квартиру.
Требования мотивированы тем, что член семьи (ФИО) - несовершеннолетний (ФИО)5 (дата) года рождения, является ребёнком-инвалидом. Данное обстоятельство, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и с постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), даёт право семье (ФИО) на включение в список малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
(дата) истец (ФИО)2 обратилась в администрацию г.Сургута с заявлением о включении ее семьи в списки очередности на получение жилого помещения по договору социального найма. Извещением от (дата) истцы были признаны нуждающимися в жилом помещении и на основании Постановления Администрации от (дата) (номер), были внесены в книгу учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма с даты подачи заявления для включения в общий и внеочередной списки (учетный (номер)).
После рождения третьего сына - (ФИО)4. (дата) года рождения, он также был включен в Список.
Постановлением (номер) от (дата) истцы составом семьи 5 человек были исключены из общего и внеочередного списков малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, по причине отсутствия оснований для признания граждан малоимущими.
Дело рассмотрено по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истцов и представителя ответчика.
Представитель истцов Кусепов А.А. на доводах искового заявления настаивал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)1 (ФИО)2 просят решение отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Указывают, что членом семьи истцов является ребенок-инвалид - несовершеннолетний (ФИО)5 (дата) года рождения, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при наличии которого согласно Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года N378 ребенок имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.
Истцы считают, что суд, вынося решение об отказе в удовлетворении требований, руководствовался исключительно формальными основаниями, поскольку автомобиль был приобретен для посещения ребенком-инвалидом лечебных учреждений с привлечением кредитных средств.
Заключением врачебной комиссии БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника (номер)" (номер) от (дата), установлено наличие заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право па дополнительную жилую площадь", что судом не было учтено.
Полагают, что исковые требования подлежали хотя бы частичному удовлетворению с предоставлением жилого помещения по договору социального найма только ребенку-инвалиду - несовершеннолетнему (ФИО)5
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право инвалида на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу (дата), предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и
не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения (ФИО)2 в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденным Президиумом Верховного Суда от 13.04.2016 обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, (дата) заключением врачебной комиссии БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника (номер)" (номер) установлено, что (ФИО)5 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (п.3 Постановления Правительства РФ (номер) от 16.06.2006г, и установлено, что (ФИО)5 имеет право на дополнительную жилую площадь (п.8 Постановления Правительства РФ N817 от 21.12.2004г. (л.д.19,87).
(дата) постановлением администрации г.Сургута (ФИО)2, (ФИО)5 (ФИО)4 (ФИО)4, приняты на учёт в качестве малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включены в общий и внеочередной списки малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении помещений по договору социального найма. Семье присвоен учётный (регистрационный) (номер) (л.д.10-11,12).
Постановлением администрации города Сургута от (дата) (номер) семья (ФИО) снята с учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договора социального найма, они исключены из общего и внеочередного списков.
Основанием к принятию решения послужила утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как в ходе перерегистрации семьи в 2017 году установлено, что её среднемесячный доход на одного человека за предыдущий календарный год составил 18 562 рубля, что превышает размер дохода в целях отнесения к категории "малоимущие граждане" (л.д.15,16-17).
Порядок расчета размера дохода семьи осуществляется на основании ст.22 Закона ХМАО-Югры от 06 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре".
Согласно п.3 названной нормы, среднедушевой месячный доход одного члена семьи рассчитывается путем деления совокупного дохода всех членов семьи за последний календарный год, предшествовавший началу года после подачи заявления о принятии на учет, на 12 месяцев и на число всех членов семьи.
Поскольку (ФИО)2 подала заявление о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в марте 2015 года, то при определении размера дохода ее семьи взят размер дохода за 2016 год.
В рамках проводимой перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, администрацией г.Сургута получен, в том числе договор купли-продажи автомобиля от 08 октября 2016 года, согласно которому (ФИО)1 приобрел у ООО "Сибкар" автомобиль стоимостью 759 400 рублей, в связи с чем среднемесячный доход в семье за 2016 год составил 18 562 руб. на одного члена семьи и семья перестала быть малоимущей.
Дав подробный анализ представленным доказательствам, суд пришел к верному выводу о том, что на 24 апреля 2017 года семья истцов не могла быть отнесена к категории малоимущих, поскольку ее среднемесячный совокупный доход в 2016 голу превышал установленный в ХМАО-Югре прожиточный минимум. Данный вывод подробно мотивирован в решении суда и в дополнительной аргументации не нуждается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что несовершеннолетний (ФИО)5 (дата) года рождения, страдающий тяжелой формой хронического заболевания имеет право на внеочередное предоставление жилья несмотря на увеличение дохода семьи в 2016 году судебная коллегия считает несостоятельными, так как право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, сохраняется лишь при условии признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
Ссылки апеллянта на прибретение автомобиля на кредитные средства для целей посещения больным ребенком лечебных учреждений судебная коллегия отклоняет, так как они не являются основаниями для отмены решения, на размер дохода семьи не влияют.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 27 сентября 2017 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)1, (ФИО)2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Иванова И.Е.
Судьи
Вороная Н.Л.Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.