Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 28 января 2009 г. N 1384 в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
Законодательного Собрания
Приморского края
от 26 февраля 2003 г. N 237
Краевая целевая программа
"Ипотечное жилищное кредитование в Приморском крае" на 2003-2010 годы
30 января 2008 г., 28 января 2009 г.
Паспорт краевой целевой программы
"Ипотечное жилищное кредитование в Приморском крае"
на 2003-2010 годы
1. Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению на программной основе
1.1. Состояние рынка жилья в Приморском крае
За период 1991-2001 годов произошли серьезные изменения в жилищной сфере края: увеличилась доля частного сектора в общем объеме строительства и ввода жилых площадей, в то время как государство перестало быть основным участником в финансировании жилищного строительства.
Ввод в действие жилого фонда, тыс. кв. м*
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Предприятия и организации всех форм собственности |
353,5 |
233,5 |
234,1 |
221,3 |
268,6 |
191,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Государственная собственность |
92,9 |
50,4 |
64,8 |
35,3 |
48,7 |
47,9 |
из нее: |
|
|
|
|
|
|
федеральная собственность |
77,3 |
45,8 |
54,3 |
27,1 |
41,8 |
47,5 |
собственность субъектов Российской Федерации |
15,6 |
4,6 |
10,5 |
8,2 |
6,9 |
0,4 |
Муниципальная собственность |
38,9 |
18,8 |
12,0 |
28,3 |
20,3 |
12,2 |
Частная собственность |
75,6 |
54,6 |
71,0 |
110,6 |
162,2 |
100,7 |
Смешанная собственность |
146,1 |
109,7 |
86,3 |
47,1 |
37,4 |
30,6 |
* По данным Приморского краевого комитета государственной статистики "Социально-экономическое положение Приморского края в 2001 году".
Сокращение бюджетных ассигнований на строительство жилья привело к значительному снижению объема предоставляемого жилья гражданам, состоящим на учете на получение жилья.
Предоставление жилья гражданам *
|
1990 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
Число семей (включая одиночек), улучшивших жилищные условия за год, ед. |
22839 |
7739 |
3496 |
5740 |
2842 |
В процентах от числа семей, стоящих на очереди |
13,0 |
8,0 |
4,5 |
7,7 |
4,5 |
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, ед. |
175113 |
96274 |
73806 |
62547 |
53659 |
В процентах от общего числа семей |
28 |
13 |
9,8 |
8,4 |
7,2 |
* По данным Приморского краевого комитета государственной статистики "Социально-экономическое положение Приморского края в 2001 году".
В г. Владивостоке средняя стоимость квадратного метра общей площади жилья на вторичном рынке в долларовом эквиваленте снизилась по сравнению с 1997 годом на 48 процентов, в то время как стоимость в рублях возросла в 1,8 раза. Такое соотношение, прежде всего, является следствием кризиса 1998 года.
Средняя стоимость квадратного метра жилья в Приморском крае
|
1997 |
2001 |
Стоимость 1 кв.м жилья на вторичном рынке, в долл. США |
580 |
320 |
Стоимость 1 кв.м жилья на вторичном рынке, в руб. |
3480 |
10260 |
Стоимость 1 кв.м на первичном рынке жилья, в долл. США |
650 |
410 |
Стоимость 1 кв.м на первичном рынке жилья, в руб. |
3900 |
13120 |
Существующий разрыв в стоимости 1 кв. м на первичном и вторичном рынках жилья обусловлен низкими темпами развития рынка первичного жилья и незначительным количеством крупных строительно-инвестиционных компаний на рынке края.
К числу наиболее крупных строительных компаний Приморского края относятся ООО "Примстройинвест", ОАО "Аврора", ПК ЗАО "Кристалл", ЗАО "Востокинвестстрой". Объем услуг, предоставленных данными компаниями в 2001 году, варьировался в пределах 33098-55033 тыс. рублей, среднесписочная численность работающих - 406-632 человек.
Положение дел на рынке нового жилья в г. Владивостоке свидетельствует об увеличении цен на квартиры. Так, стоимость квадратного метра жилья в центре г. Владивостока, установленная строительной компанией "Динас", увеличилась на 1,5 тыс. рублей (50 долл. США) за первые шесть месяцев 2002 года; в домах компании "Востокинвестстрой" - в среднем на 34-69 долл. США. Это связано с ростом цен на строительные материалы и увеличением тарифов на тепло- и электроэнергию.
Менее дорогое по стоимости жилье предлагает фирма-дольщик "Медеяс" - 4,5 тыс. руб./кв. м (155 долл. США) в районе мыса Чуркина, а также "ДВСК" по ул. Фонвизина и компания "Спеко" в других отдаленных районах города.
1.2. Оценка возможности населения по улучшению жилищных условий
По состоянию на 2001 год средняя обеспеченность жильем населения Приморского края в расчете на одного жителя составляет 17,9 кв. м, что ниже среднероссийского показателя (18,9 кв. м).
Обеспеченность жилым фондом
|
2000 |
2001 |
Наличие жилого фонда, тыс. кв. м |
37874 |
38240,9 |
в том числе - городской местности |
|
30345,1 |
Численность населения, тыс. чел. |
2155,4 |
2141,5 |
в том числе - городского населения, тыс. чел. |
|
1690,1 |
Обеспеченность жилым фондом, кв. м/чел. |
17,6 |
17,9 |
в том числе городского населения, тыс. чел. |
|
17,9 |
Обеспеченность населения жилой площадью в районах края различна. В 9 районах уровень обеспеченности жильем населения выше среднероссийского уровня, при этом в них проживает около 22,2 процента населения Приморского края. В 8 районах уровень выше среднекраевого, в них проживает около 18,7 процента населения. В 17 районах уровень обеспеченности ниже среднекраевого, в них проживает 57,2 процента населения.
Жилищный фонд муниципальных образований края
|
Муниципальные образования края |
Жилищный фонд - всего, тыс. кв. м |
Приходится в среднем на одного жителя - всего кв. м |
Районы с уровнем обеспеченности жильем выше среднероссийского |
Хорольский р-н |
758,4 |
21,7 |
г. Партизанск |
1176,8 |
20,9 |
|
Спасский р-н |
609,1 |
20,6 |
|
Ханкайский р-н |
547,2 |
20,1 |
|
г. Дальнегорск |
1145,6 |
19,8 |
|
г. Спасск- Дальний |
1086,9 |
19,8 |
|
г. Арсеньев |
1256 |
19,5 |
|
Кавалеровский р-н |
658,1 |
19,5 |
|
г. Арсеньев |
2127,2 |
19,0 |
|
Районы с уровнем обеспеченности жильем на уровне и выше среднекраевого |
Надеждинский р-н |
799,5 |
18,9 |
Анучинский р-н |
327,4 |
18,8 |
|
Хасанский р-н |
750,2 |
18,8 |
|
г. Дальнереченск |
665,4 |
18,6 |
|
Ольгинский р-н |
241,2 |
18,6 |
|
Октябрьский р-н |
657,7 |
18,4 |
|
г. Уссурийск |
2815,3 |
18,1 |
|
Уссурийский район |
519,2 |
18,0 |
|
Районы с уровнем обеспеченности жильем ниже среднекраевого |
г. Владивосток |
11213,3 |
17,9 |
Шкотовский р-н |
449,7 |
17,6 |
|
г. Лесозаводск |
774,5 |
17,3 |
|
Кировский р-н |
456,3 |
17,3 |
|
Яковлевский р-н |
348,2 |
17,2 |
|
Дальнереченский р-н |
237,1 |
17,1 |
|
Михайловский р-н |
659,5 |
16,8 |
|
Пожарский р-н |
607,1 |
16,7 |
|
Тернейский р-н |
234,8 |
16,4 |
|
Красноармейский р-н |
361,3 |
16,3 |
|
г. Находка |
2962 |
16,2 |
|
Чугуевский р-н |
453,2 |
16,2 |
|
Партизанский р-н |
464,7 |
16,0 |
|
Лесозаводский р-н |
160,7 |
15,9 |
|
Лазовский р-н |
290,3 |
15,7 |
|
Черниговский р-н |
676,7 |
15,5 |
|
Пограничный р-н |
349,7 |
14,9 |
Исходя из указанных условий для достижения среднероссийского уровня обеспеченности жилым фондом необходим ввод в действие жилого фонда (2 млн. кв. м). При среднерыночной стоимости 1 кв. м жилья в 250-500 долл. США стоимость строительства может составить 500-1000 млн. долл. США всего или 50-100 млн. долл. США ежегодно на протяжении 10 лет.
За I квартал 2002 года в Приморском крае произошло повышение активности на рынке жилья. Согласно данным баланса денежных доходов и расходов* населения Приморского края расходы на приобретение жилья возросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,2 млрд. рублей (38 млн. долл. США). По оценке департамента экономического развития Приморского края из этой суммы около 9,307 млн. долл. США расходуется на приобретение вновь введенного жилого фонда**.
* Баланс денежных доходов и расходов населения по данным Приморского краевого комитета государственной статистики.
** За 1 квартал 2002 года было введено 22,9 тыс. кв. м жилья (источник тот же)
По данным баланса денежных доходов и расходов населения за I квартал 2002 года около 7 процентов от получаемых доходов и 6 процентов от осуществленных расходов население направляет на приобретение жилья на рынках первичного и вторичного жилого фонда.
Распределение населения Приморского края по размеру среднедушевых денежных доходов во II квартале 2002 года*** осуществлялось по следующим укрупненным группам:
с доходами ниже среднего (среднедушевые денежные доходы в месяц до 2500 рублей) - 52,4 процента;
со средними доходами (среднедушевые денежные доходы в месяц в пределах 2500-5000 рублей) - 37,7 процента;
с доходами выше среднего (среднедушевые денежные доходы выше 5000 рублей) - 9,9 процента.
Возможность среднестатистической семьи из двух, трех и четырех человек приобрести соответственно одно-, двух-, и трехкомнатные квартиры ограничена условиями****:
авансового платежа в размере 30 процентов от стоимости жилья;
обязательных ежемесячных платежей по кредиту с выплатой процентов, что должно составлять не более 30 процентов от совокупного дохода семьи;
срока пользования кредитом в течение 3-10 лет.
Кроме того, ограничением является величина прожиточного минимума в Приморском крае*****.
Согласно данным, полученным департаментом социального развития и средств массовой информации Приморского края, недовольны жилищными условиями 14,9 процента населения Приморского края. В г. Владивостоке этот показатель составил 16,1 процента, в районных центрах - 15,9 процента, в селах - 12,1 процента******.
Следовательно, количество семей - возможных участников ипотечного жилищного кредитования (при размере ежемесячного платежа от 3000 рублей) определяется в диапазоне 46-47 тыс. семей.
Распределение численности населения и уровня среднедушевого дохода по муниципальным образованиям края позволяет определить в качестве перспективных территорий-участников ипотечного кредитования города Владивосток, Уссурийск, Находка, Артем, Арсеньев, которые будут создавать условия для развития ипотечного жилищного кредитования.
*** По данным Приморского краевого комитета государственной статистики. "Социально-экономическое положение Приморского края в первом полугодии 2002 года".
**** Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (с изменениями от 12 апреля 2001 года, 8 мая 2002 года).
***** По данным Приморского краевого комитета государственной статистики величина прожиточного минимума во втором квартале 2002 года составила 2398 рублей.
****** Краткий сравнительный анализ результатов исследования пирамиды проблем жителей Приморского края.
1.3. Оценка возможностей кредитных организаций
Согласно данным Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Приморскому краю по состоянию за первые шесть месяцев 2002 года на территории Приморского края функционировало 10 кредитных организаций и 40 филиалов действующих кредитных организаций. Перечень основных услуг, оказываемых финансовыми учреждениями края, представлен ниже.
Спектр основных услуг финансовых учреждений Приморского края
Банки и филиалы банков Приморского края |
Виды деятельности |
|||
расчетнокассовое обслуживание |
кредитование |
операции с ценными бумагами |
вклады: рублевые/ валютные |
|
Большой Камень банк |
+ |
+ |
|
+ |
Дальневосточный |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дальрыббанк |
+ |
+ |
+ |
|
Банк Приморье |
+ |
+ |
+ |
+ |
Примсоцбанк |
+ |
+ |
+ |
+ |
Примтеркомбанк |
+ |
+ |
|
|
Востокбизнес-банк |
+ |
+ |
+ |
|
Банк Меркурий |
+ |
|
+ |
+ |
Альфа-банк |
+ |
+ |
+ |
+ |
Банк Москвы |
+ |
+ |
+ |
+ |
БФГ-Кредит |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дальневосточное О.В.К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Балтийский банк развития |
+ |
|
|
+ |
Внешторгбанк |
+ |
+ |
+ |
+ |
Импэксбанк |
+ |
|
|
|
МДМ Банк |
+ |
|
|
+ |
Сбербанк |
+ |
+ |
+ |
+ |
Менатеп СПБ |
|
+ |
|
+ |
Банк Р и Р |
|
+ |
|
|
Банк КМБ |
|
+ |
|
|
Центробанк |
|
|
|
|
Из общей суммы предоставляемых кредитных ресурсов большая часть - 5965,1 млн. рублей - осуществляется в форме краткосрочных кредитных вложений (83,5 процента) и около 927 млн. рублей (13 процентов) - в виде долгосрочных кредитов.
Динамика совокупных кредитных вложений за период январь-июнь 2002 года и уровня ставок по кредитам предприятиям и физическим лицам показывает, что финансовые учреждения Приморского края около 10 процентов кредитных ресурсов обращают на рынках кредитования физических лиц.
Динамика кредитных вложений (на начало месяца, млн. рублей)
|
Первое полугодие 2002 года |
|||
всего |
в том числе организациям |
в том числе физическим лицам |
ставки по кредитам предприятиям, в рублях * |
|
Январь |
6364,8 |
5298,4 |
726,4 |
18,0 |
Февраль |
6586,9 |
5585,1 |
671,5 |
15,9 |
Март |
6451,1 |
5505,5 |
655,7 |
15,7 |
Апрель |
6815,8 |
5749,0 |
670,1 |
18,4 |
Май |
7170,8 |
5968,1 |
680,4 |
17,7 |
Июнь |
7141,6 |
5872,6 |
727,9 |
15,2 |
* Согласно данным Центрального банка Российской Федерации.
По состоянию за 2001 год наиболее крупными финансовыми учреждениями по объему оказанных услуг являлись такие банки как филиал N 8635 АК Сберегательного банка Российской Федерации, Акционерный коммерческий банк "Приморье" (ОАО), ОАО "Дальневосточный банк", ОАО КБ "Дальрыббанк", ОАО КБ "Примсоцбанк". Стоит отметить, что филиал N 8635 АК Сберегательного банка Российской Федерации ОАО - Приморское отделение и ОАО АКБ "Примсоцбанк" в настоящее время оказывают услуги физическим лицам по ипотечному жилищному кредитованию. Предлагаемые услуги по ипотечному жилищному кредитованию не получили широкого распространения среди населения Приморского края по причине высокой рыночной процентной ставки кредитования (25-30 процентов годовых) и относительно короткого срока кредитования (до 5 лет).
1.4. Формулировка проблемы
Сокращение бюджетных ассигнований на жилищное строительство и высокая стоимость жилья в Приморском крае существенно ограничили возможности населения на улучшение жилищных условий.
Одним из способов улучшения жилищных условий для населения Приморского края может стать ипотечное жилищное кредитование.
Для развития ипотечного жилищного кредитования имеются все необходимые предпосылки, однако существует ряд ограничений:
1. Высокая рыночная ставка кредитования. Сложившиеся на рынке процентные ставки ипотечного жилищного кредитования (от 20 процентов в рублях и от 15 процентов в долл. США) делают ипотечный кредит дорогим и недоступным для большинства населения.
2. Ограниченное количество реальных источников финансирования. Возможности кредиторов ограничены отсутствием у них долгосрочных денежных ресурсов. Краткосрочные ипотечные кредиты недоступны для большинства населения.
3. Высокие риски организации системы. На данном этапе ипотечное жилищное кредитование является высокорискованным видом деятельности.
4. Слабое развитие нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие участников системы ипотечного жилищного кредитования.
2. Основные положения, цели и задачи Программы
Постановлением Законодательного собрания Приморского края от 30 января 2008 г. N 758 в подраздел 2.1 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.1. Основные положения Программы
Краевая целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование в Приморском крае" на 2003-2010 годы разработана на основе Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28.
Программа строится на следующих принципах:
добровольность и доступность участия в системе ипотечного жилищного кредитования;
четкое функциональное распределение обязанностей всех ее участников;
максимальная защита от рисков;
эффективность функционирования рынка недвижимости.
Кредиты предоставляются гражданам Российской Федерации, желающим улучшить свои жилищные условия на территории Приморского края.
Впоследствии система ипотечного жилищного кредитования должна стать самодостаточной, не требующей значительного государственного финансирования.
2.2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
создание условий для формирования и развития экономически эффективной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, позволяющей получить жителям Приморского края, имеющим соответствующие доходы, ипотечный кредит на приобретение жилья;
повышение доступности получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Приморского края, желающими улучшить свои жилищные условия.
Программа направлена на решение следующего ряда задач:
создание экономически эффективного механизма привлечения средств в ипотечное жилищное кредитование;
распространение практики долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на всю территорию Приморского края;
обеспечение защиты заемщиков и кредиторов;
снижение стоимости кредитования для населения;
легализация и вовлечение в реальный оборот денежных доходов и накоплений жителей края через инвестиции в недвижимость;
активизация деятельности предприятий строительной отрасли и стройиндустрии, через увеличение платежеспособного спроса на жилье со стороны населения Приморского края.
Достижение указанной цели осуществляется через следующие инструменты:
создание и развитие институтов, необходимых для участия в системе ипотечного жилищного кредитования;
создание инфраструктуры предоставления ипотечных кредитов с использованием ресурсов кредитных учреждений и механизма рефинансирования кредиторов;
организационное регулирование взаимодействия Программы;
реализация на территории края федеральной целевой программы "Жилище" и подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей", "Молодежь России", "Свой дом".
3. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы
|
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
1. Нормативно-правовое обеспечение | |||
1.1 |
Разработка рекомендаций о порядке действия органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу в залог жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние дети, и обращении взыскания на эти помещения |
департамент образования и науки Приморского края, департамент экономического развития Приморского края |
I квартал 2003 |
1.2 |
Изучение возможностей и перспектив и разработка предложений по созданию резервного жилищного фонда для предоставления гражданам, на жилье которых обращено взыскание вследствие невыполнения обязательств по кредитному договору, обеспеченному залогом данного жилья; внесение предложений по его формированию и содержанию |
департамент имущественных отношений Приморского края, департамент градостроительства Приморского края, департамент экономического развития Приморского края |
I квартал 2003 |
1.3 |
Разработка предложений по внесению изменений в Закон Приморского края "О налоге на имущество предприятий" в части имущества, приобретаемого в процессе взыскания залога по ипотечным кредитам и займам, выданным на приобретение жилья, а также имущества, приобретенного в порядке работы резервного фонда под переселение заемщиков, на квартиры которых обращено взыскание |
департамент финансов Приморского края, правовой департамент администрации края |
II квартал 2003 |
2. Организация системы ипотечного жилищного кредитования | |||
2.1 |
Организация регионального оператора ипотечного жилищного кредитования |
департамент имущественных отношений Приморского края, правовой департамент администрации края |
IV квартал 2002I квартал 2003 |
2.2 |
Организация рефинансирования ипотечных кредитов |
региональный оператор ипотечного жилищного кредитования |
I квартал 2003 и далее |
2.3 |
Разработка предложений по повышению доступности ипотечного жилищного кредитования для основных социальных групп населения и снижению ставки кредитования |
региональный оператор ипотечного жилищного кредитования |
I квартал 2003 и далее |
3. Ресурсное обеспечение Программы | |||
3.1 |
Инвестиции в развитие ипотечного жилищного кредитования и гарантии по обязательствам регионального оператора ипотечного жилищного кредитования |
департамент имущественных отношений Приморского края, департамент финансов Приморского края |
I квартал 2003 и далее |
3.2 |
Гарантии по обязательствам регионального оператора ипотечного жилищного кредитования |
департамент финансов Приморского края |
I квартал 2003 и далее |
4. Организация контроля за исполнением Программы | |||
4.1 |
Мониторинг развития системы ипотечного жилищного кредитования и выработка предложений по совершенствованию системы ипотечного жилищного кредитования |
департамент экономического развития Приморского края |
I квартал 2003 и далее |
4.2 |
Ежегодное представление отчета о ходе реализации основных мероприятий Программы губернатору Приморского края и Законодательному Собранию Приморского края |
региональный оператор ипотечного кредитования |
IV квартал 2003 и далее |
4. Механизм осуществления Программы
4.1. Участники системы ипотечного жилищного кредитования
Система ипотечного жилищного кредитования определяет следующих основных участников:
региональный оператор ипотечного жилищного кредитования - организация, основными функциями которой являются формирование, развитие и координация системы ипотечного жилищного кредитования в регионе; рефинансирование системы ипотечного жилищного кредитования; снижение уровня рисков для основных участников системы ипотечного жилищного кредитования;
кредиторы - организации, прошедшие необходимую квалификацию у оператора, имеющие лицензии на осуществление кредитной деятельности, соответственным образом профессионально подготовленных специалистов и необходимые финансовые ресурсы;
заемщики (залогодатели) - физические лица, квалифицированные как надежные и платежеспособные и на основании этого получившие ипотечный кредит под залог приобретаемого на средства кредита жилья и способные внести определенный авансовый платеж при приобретении жилья;
органы исполнительной власти Приморского края;
инвесторы - инвестиционные институты, юридические и физические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации (Российское ипотечное агентство, Пенсионный фонд Российской Федерации, инвестиционные фонды, банки, страховые компании, крупные предприятия и т.д.);
собственники жилья - физические или юридические лица, имеющие жилые помещения в собственности или действующие по доверенности других физических и юридических лиц и желающие продать эту собственность.
Система ипотечного жилищного кредитования также предусматривает участие других организаций:
оценщики - юридические и физические лица, имеющие право на осуществление профессиональной оценки жилых помещений, являющихся предметом залога при ипотечном жилищном кредитовании;
страховые компании - организации, имеющие соответствующие лицензии и осуществляющие имущественное страхование (страхование заложенного жилья), личное страхование заемщиков и страхование гражданско-правовой ответственности участников системы ипотечного жилищного кредитования;
риэлторские фирмы - юридические лица, получившие лицензии как профессиональные посредники на рынке купли-продажи жилья, к функциям которых относятся подбор вариантов купли-продажи жилья для заемщиков и продавцов жилья, помощь в заключении сделок по купле-продаже жилья, организация продажи жилья по поручению других участников рынка жилья, участие в организации проведения торгов жилья, на которое обращено взыскание;
управление федеральной регистрационной службы по Приморскому краю - государственный орган, обеспечивающий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, единый административный источник информации о правах собственности на жилье на всей территории Приморского края, осуществляющий ведение единого государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество, включая дома и жилые помещения.
4.2. Функции участников ипотечного жилищного кредитования
Основные функции участников ипотечного жилищного кредитования распределяются следующим образом.
Функции участников ипотечного жилищного кредитования
Участник |
Основные функции |
Региональный оператор ипотечного жилищного кредитования |
мониторинг жилого фонда первичного и вторичного рынков жилья, земельных участков, объектов незавершенного строительства; разработка правил и стандартов ипотечного жилищного кредитования, в соответствии с которыми строятся отношения в рамках системы ипотечного жилищного кредитования; андеррайтинг заемщиков; рефинансирование кредитора путем приобретения прав по удостоверенным закладными денежным обязательствам, обеспеченных ипотекой жилого помещения, при условии соблюдения всех правил и стандартов к оформлению ипотечного кредита; рефинансирование кредитора, в случае выполнения им всех стандартов и правил, путем приобретения ценных бумаг, закладных, прав требования. |
Кредиторы |
соблюдение всех правил и стандартов ипотечного жилищного кредитования, установленных оператором; предварительный андеррайтинг заемщиков; определение величины возможного кредита; выдача кредита на приобретение жилья заемщику; оформление сделки купли-продажи и залога жилья (ипотеки); в случае выполнения всех стандартов и правил оператором рефинансирование своей деятельности путем продажи ценных бумаг, закладных, прав требования; обслуживание платежей по погашению кредита. |
Заемщики (залогодатели) |
предоставление кредитору всех необходимых документов для прохождения процедуры андеррайтинга; заключение с кредитором и собственником жилья договора о купле-продаже и залоге жилья (ипотеки); своевременное выполнение своих обязательств по договору ипотеки. |
Администрация |
создание системы ипотечного жилищного кредитования; установление прав и обязанностей участников программы, параметры конкурсных отборов; контроль за рисками при движении денежных средств; предоставление гарантий инвесторам по выполнению обязательств оператором |
Инвесторы |
рефинансирование оператора, в случае выполнения им всех стандартов и правил, путем приобретения ценных бумаг, закладных, прав требования |
Собственники жилья |
заключение сделки купли-продажи; выполнение всех обязательств, указанных в договорах |
4.3. Этапы реализации Программы
Реализация Программы предполагается в два этапа.
Первый этап - 2003 год. Нормативно-правовое обеспечение Программы. Формирование организационного и финансового механизма системы ипотечного жилищного кредитования. Кредитование населения края для приобретения жилья.
Второй этап - 2003-2010 годы. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы. Расширение рамок кредитования на первичный сектор жилья. Активное расширение рамок кредитования для социальных групп с различным уровнем дохода.
5. Ресурсное обеспечение Программы
С целью обеспечения минимальной процентной ставки ипотечного жилищного кредитования населения Приморского края рефинансирование системы ипотечного жилищного кредитования осуществляет региональный оператор ипотечного жилищного кредитования, заключивший соглашение о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования с Администрацией Приморского края, за счет средств, предоставляемых ему в форме бюджетных инвестиций, направленных для оплаты уставного (складочного) капитала, соответствующая доля которого будет закреплена в государственной собственности Приморского края.
С целью привлечения дополнительных инвестиций в систему ипотечного жилищного кредитования Приморского края и снижения уровня риска для основных участников ипотечного жилищного кредитования необходимо предоставление государственных гарантий по обязательствам регионального оператора ипотечного жилищного кредитования.
Объем финансирования Программы (млн рублей)
|
2003 |
2004-2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
Краевой бюджет |
50 |
- |
- |
50 |
100 |
Внебюджетные инвестиции |
185 |
11090 |
5040 |
6048 |
22363 |
Государственные гарантии |
- |
300 |
- |
260 |
560 |
Всего |
235 |
11390 |
5040 |
6358 |
23023 |
Объем бюджетных средств, направляемых на инвестиции и гарантии, уточняется ежегодно исходя из возможностей краевого бюджета, рыночной конъюнктуры и инвестиционной привлекательности системы ипотечного жилищного кредитования.
6. Координация программных мероприятий
Координацию и согласование действий основных исполнителей программных мероприятий осуществляет государственный заказчик-координатор программы.
Координацию действий основных участников системы ипотечного жилищного кредитования осуществляет региональный оператор ипотечного жилищного кредитования на основе системы соглашений, контрактов и договорных отношений.
7. Оценка эффективности Программы
Ожидается, что реализация Программы ипотечного жилищного кредитования в Приморском крае позволит достичь следующих результатов:
распространить практику ипотечного жилищного кредитования на территории Приморского края;
создать эффективную систему ипотечного жилищного кредитования населения в Приморском крае, что позволит увеличить объемы ипотечного кредитования до 3100 кредитов в год, в том числе до 600 кредитов в 2003 году;
улучшить жилищные условия до 57 тыс. человек (при расчете семьи из 3,2 чел.);
привлечь в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетные долгосрочные кредитные ресурсы в объеме до 900 млн. рублей, в том числе 86 млн. рублей в 2003 году;
вовлечь в реальный оборот денежные средства и накопления населения края в объеме до 224,7 млн. рублей ежегодно, в том числе 55,8 млн. рублей в 2003 году;
активизировать деятельность предприятий строительной отрасли и стройиндустрии через увеличение платежеспособного спроса населения на рынке недвижимости Приморского края, что позволит обеспечить до 54,7 тыс. кв. м дополнительного ввода жилья ежегодно.
8. Организация, формы и методы управления Программой
Управление процессом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы и наблюдательный совет (далее - Совет). Государственный заказчик Программы осуществляет координацию и согласованность действий основных исполнителей программных мероприятий.
В задачи Совета входит общее руководство реализацией программных мероприятий и деятельностью регионального оператора ипотечного жилищного кредитования в пределах компетенции Совета.
Контроль за ходом осуществления Программы организуется в форме ежегодного представления основными исполнителями программных мероприятий и региональным оператором ипотечного жилищного кредитования отчета о ходе реализации Программы на рассмотрение губернатора Приморского края и Законодательного Собрания Приморского края и ежемесячного представления отчета на рассмотрение Совета.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Приморского края от 26 февраля 2003 г. N 237 "О краевой целевой программе "Ипотечное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.