Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Приморского края
от 14 мая 2003 г. N 306
Краевая целевая программа
"Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы
Паспорт краевой целевой программы "Квартира молодой семье" на 2002 - 2010 годы
Наименование Программы краевая целевая программа "Квартира молодой
семье" на 2002-2010 годы
Основание для разработки решение коллегии при губернаторе Приморского
Программы края от 16 октября 2002 года N 6
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых
семей", входящая в состав федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002-2010 годы
Государственный заказчик департамент строительства и архитектуры
Программы администрации Приморского края
Основные разработчики департамент строительства и архитектуры
Программы администрации Приморского края;
комитет по делам молодежи департамента
образования и науки администрации Приморского
края
Цель и задачи Программы Основной целью Программы является создание
системы государственной поддержки молодых семей
в решении жилищной проблемы для улучшения
демографической ситуации и снижения социальной
напряженности в вопросе обеспеченности молодых
жителей края жильем.
Основными задачами Программы являются:
создать и внедрить в практику правовые,
финансовые и организационные механизмы
государственной поддержки с целью обеспечения
жильем молодых семей;
оказывать, в том числе за счет средств
краевого бюджета, поддержку администрациям
муниципальных образований края, привлекающим для
решения данной проблемы финансовые ресурсы на
муниципальном уровне.
Исполнители Программы комитет по делам молодежи департамента
образования и науки администрации Приморского
края; департамент финансов администрации
Приморского края, администрации муниципальных
образований Приморского края, уполномоченный
агент госзаказчика Программы.
Сроки и этапы реализации 2002-20 10 годы:
Программы I этап - 2002-2005 годы;
II этап - 2006-2010 годы.
Основные мероприятия формирование финансовых и организационных
Программы механизмов оказания государственной поддержки
молодым семьям; разработка нормативных правовых
актов по реализации Программы.
Объем и источники общий объем финансирования Программы составляет
финансирования Программы 7,8 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 0,5 млрд.рублей;
средства краевого бюджета - 4,3 млрд. рублей;
внебюджетные средства - 3,0 млрд. рублей (из них
личные средства граждан - 1,7 млрд. рублей);
Ожидаемые конечные создание условий для повышения уровня
результаты реализации обеспеченности жильем молодых семей, проживающих
Программы на территории Приморского края и/или выбирающих
местом проживания территорию Приморского края;
развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в крае;
решение задач кадровой политики в крае за счет
закрепления молодых квалифицированных
специалистов;
укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности.
Система организации управление процессом реализации Программы
контроля за реализацией осуществляет государственный заказчик Программы
Программы - департамент строительства и архитектуры
администрации Приморского края.
контроль за ходом реализации Программы
организуется в форме ежегодного представления
основными исполнителями программных мероприятий
отчета о ходе реализации Программы на
рассмотрение губернатора Приморского края и
Законодательного Собрания Приморского края.
1. Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению на программной основе
Краевая целевая программа "Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы (далее - Программа) предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, проживающих на территории Приморского края и/или выбирающих местом проживания территорию края, в целях улучшения сложившихся тенденций в демографической ситуации и решения задач кадровой политики в крае.
Демографический потенциал в крае отличается отрицательным характером миграционных процессов. За период с 1991 года население края сократилось почти на 190 тыс. человек. Темпы сокращения численности населения в крае почти в два раза выше, чем в среднем по России. По оценкам экспертов, при сохранении такой миграционной активности населения может уменьшиться до 2 млн. человек к 2010 году.
В структуре выезжающего населения около 70 процентов - население края в возрасте до 40 лет, что в долгосрочной перспективе повлияет на сокращение внутреннего спроса, доходов бюджета и региональных сбережений. Основная причина высокой миграционной активности этой категории населения - потеря экономических и социальных стимулов для проживания в Приморском крае, социальная напряженность, вызванная необустроенностью и высокой стоимостью жизни по сравнению с западными регионами России.
Причина снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит в ухудшении качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания. В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Отсутствие отдельного собственного жилья у молодых семей снижает уровень рождаемости.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в крае необходимо создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступило поколение 1982-1986 годов, то есть поколение самой высокой численности за прошедший период.
По данным Приморского государственного комитета статистики, в Приморском крае молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 336 тыс. человек или 15,6 процента от общей численности населения (на конец 2002 года).
Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи, однако на основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Приморском крае может насчитываться около 80-85 тысяч молодых семей из общего числа семей. Согласно данным, полученным департаментом общественных связей и информации администрации Приморского края, низкий уровень жилищных условий имеют 14,9 процента населения Приморского края. В краевом центре - городе Владивостоке этот показатель составил 16,1 процента, в районных центрах- 15,9 процента, в селах - 12,1 процента.
На 1 января 2003 года примерно 12,5-13,0 тысяч молодых семей, проживающих в крае, нуждаются в комфортном, благоустроенном жилье. Из этого числа около 3,5 тысячи молодых семей - работники бюджетной сферы.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется активная политика оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы необходимо участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления края и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Приморском крае и снижения социальной напряженности в вопросе достаточной обеспеченности молодых жителей края жильем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
создать и внедрить в практику правовые, финансовые и организационные механизмы государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей;
оказывать, в том числе за счет средств краевого бюджета, поддержку администрациям муниципальных образований края, привлекающим для решения данной проблемы финансовые ресурсы на муниципальном уровне.
3. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы
Программа выполняется поэтапно в 2002-2010 годах.
На первом этапе (2002-2005 годы) осуществляется:
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей;
проведение экспериментов на территории отдельных муниципальных образований края по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей Программы. Экспериментальные площадки будут определяться государственным заказчиком Программы;
создание системы мониторинга реализации Программы.
На втором этапе (2006-2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы;
дальнейшее внедрение механизмов реализации Программы в практику муниципальных образований Приморского края.
Система мероприятий Программы направлена на формирование условий для поддержки молодых семей в процессе решения жилищной проблемы.
Перечень основных мероприятий по реализации Программы представлен в приложении 1 к Программе.
4. Механизм осуществления Программы
Настоящая Программа является инструментом реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которая предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями.
Разработка Программы проведена в рамках выполнения мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в соответствии с которыми проводится следующее разграничение полномочий и обязанностей уровней власти и бюджетов:
на федеральном уровне - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, определяет масштаб проблемы, правовые, финансовые и организационные механизмы ее решения, объем, формы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для решения жилищных проблем молодых семей;
на краевом уровне - в рамках настоящей Программы:
формируется необходимая законодательная база Приморского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются формы, методы и объемы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств краевого бюджета;
на уровне муниципальных образований Приморского края:
предусматривается разработка плана действий органов местного самоуправления по привлечению средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей.
Участник Программы - молодая семья (в рамках настоящей Программы - семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, а также неполная семья, в которой мать или отец не достигли 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории Приморского края (далее именуется - молодая семья).
Для молодых семей, признанных комиссией по формированию списка участников Программы в первоочередном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, предполагается обеспечение жильем по договору купли-продажи с рассрочкой платежа на 15 лет без внесения первого взноса и уплаты процентов по займу.
Другие категории молодых семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, будут обеспечиваться жильем за счет личных, заемных средств и средств предприятий.
Всем категориям участников Программы при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется за счет средств федерального бюджета субсидия на компенсацию части затрат на строительство или приобретение жилья.
Перечень документов, необходимых для регистрации участника Программы, в составе которых есть работники бюджетной сферы, включает в себя:
заявление по утвержденной форме об участии в Программе;
справка о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных образований;
копия паспорта;
при наличии несовершеннолетних членов семьи копии свидетельства о рождении детей;
справка с места работы о стаже работы;
нотариально заверенная копия трудовой книжки участника Программы;
справка с места работы о размере дохода за истекший календарный год и истекшие календарные месяцы текущего календарного года;
справка о регистрации (выписка из домовой книги) по месту постоянной регистрации;
справка об отсутствии приватизированного жилья;
копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
В случае государственной регистрации брака предоставляется копия свидетельства о браке и вышеуказанные документы на обоих супругов.
Основными критериями отбора молодых семей для участия в Программе являются:
оценка совокупного дохода семьи (величина ежемесячных выплат по обязательствам молодой семьи не должна превышать 30 процентов от размера совокупного ежемесячного дохода молодой семьи);
продолжительность работы в бюджетной сфере или приоритетных секторах экономики не менее 3 лет;
состав семьи;
дата подачи установленного перечня документов.
Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 18 февраля 2003 года N 570 "О Порядке предоставления субсидий молодым семьям на компенсацию части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка за счет средств федерального бюджета при реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в случае рождения (усыновления) ребенка в семьях, где возраст обоих супругов не превышает 30 лет, предусматривается компенсация за счет средств федерального бюджета или списание с остатка долга по обязательствам молодой семьи суммы, равной величине компенсации.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям за счет средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из условий:
социальной нормы общей площади жилья в расчете на одного члена семьи, устанавливаемой постановлением губернатора Приморского края "О стандарте социальной нормы общей площади жилья";
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определяемой в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Субсидии используются на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья; погашение части кредита (займа).
Предоставление субсидий при рождении (усыновлении) каждого ребенка оформляется комитетом по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края согласно представленным участником Программы установленным документам.
Общая сумма выдаваемых участнику Программы субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на приобретение (строительство) жилья, либо размера полученного кредита (займа).
Заявки на предоставление субсидий участникам Программы формируются комитетом по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края и ежемесячно направляются в Министерство образования Российской Федерации.
Департамент строительства и архитектуры администрации Приморского края как государственный заказчик Программы осуществляет:
общее руководство ходом реализации Программы;
формирование перечня строящихся объектов на территории края;
проведение конкурса по выбору генерального подрядчика для строительства объектов жилого фонда для молодой семьи и контроль за выполнением генеральным подрядчиком условий государственного контракта;
проведение конкурса на выбор уполномоченного агента госзаказчика Программы;
отбор строительных площадок на территории Приморского края для строительства жилья для молодых семей;
оформление в установленном порядке документов по факту возведения и сдачу в эксплуатацию жилья для молодой семьи;
Комитет по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края как исполнитель Программы:
организует прием и ведение учета документов участников Программы совместно с администрациями муниципальных образований;
осуществляет отбор потенциальных участников Программы из числа молодых семей;
организует работу комиссии по формированию списка участников Программы;
направляет предложения комиссии по формированию списка участников Программы;
разрабатывает и согласовывает проект постановления губернатора Приморского края об утверждении списка участников Программы на текущий год;
выдает молодым семьям свидетельство участника Программы согласно утвержденному списку;
проводит мониторинг реализации Программы.
Департамент финансов администрации Приморского края:
предусматривает средства краевого бюджета на реализацию программы на соответствующий год;
осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
Уполномоченный агент госзаказчика Программы осуществляет:
заключение договоров купли-продажи с рассрочкой платежа на 15 лет с участниками Программы согласно постановлению губернатора края;
оформление товарищества собственников жилья из числа участников Программы согласно постановлению губернатора Приморского края от имени государственного заказчика и/или застройщика;
контроль за выполнением участниками Программы своих обязательств;
обслуживание платежей, выплачиваемых участниками программы.
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
а)средства федерального бюджета, используемые для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидии на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение (строительство) жилья или на погашение части кредита (займа);
б)средства краевого бюджета, направляемые на строительство домов для молодых семей, а также неполных семей, в которых мать или отец не достигли 30 лет, в составе которых есть работники бюджетной сферы;
в)средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения (строительства) жилья в случае участия их в процессе ипотечного жилищного кредитования;
г)средства предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодых специалистов;
д)средства кредитных учреждений, направленные на ипотечное жилищное кредитование.
Общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 7,8 млрд. рублей. Расчет исходит из задачи обеспечить 12,5-13,0 тысяч молодых семей, проживающих в крае, комфортабельным жильем в соответствии с нормами обеспеченности жилой площадью, утвержденными постановлением губернатора Приморского края от 15 августа 2001 года N 600 "О внесении изменений в постановление губернатора края от 2 августа 2002 года N 564 "О стандартах социальной нормы общей площади жилья".
Учитывая максимальную численность целевой группы (13 тысяч молодых семей) и усредненную стоимость квадратного метра жилой площади, общий объем финансовых средств на реализацию Программы составит 7,8 млрд. рублей.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении 2.
6. Координация программных мероприятий
Координацию и согласование действий основных исполнителей программных мероприятий осуществляет государственный заказчик-координатор программы.
Координацию действий участников программы осуществляет государственный заказчик на основе системы контрактов и договорных отношений.
7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит:
закрепить наметившиеся положительные демографические тенденции в Приморском крае;
привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства из сбережений населения в пределах 1,7 млрд. рублей.
Таким образом, в результате реализации Программы планируется достижение следующих показателей:
количество дополнительно введенного жилья довести до 35 тысяч кв. метров в год;
количество вновь приобретенных квартир до 300-500 в год (в эквиваленте двухкомнатной квартиры улучшенной планировки);
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 1000 ежегодно;
всего населения Приморского края, улучшившего жилищные условия в ходе реализации Программы, около 39000 человек;
стимулирование рождения в семьях участников Программы около 300 детей в 2003-2005 годах ежегодно и в пределах 400-600 детей - в последующие годы.
8. Организация, формы и методы управления Программой
Управление процессом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - департамент строительства и архитектуры администрации Приморского края.
Контроль за ходом реализации Программы организуется в форме ежегодного представления основными исполнителями программных мероприятий отчета о ходе реализации Программы на рассмотрение губернатора Приморского края и Законодательного Собрания Приморского края.
Приложение 1
"Квартира молодой семье"
на 2002-2010 годы
Перечень
основных мероприятий по реализации Программы
/-------------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия |Срок выполнения |Ответственные исполнители|
|-------------------------------------------------------------------------|
| Первый этап (2002-2005 годы) |
|-------------------------------------------------------------------------|
|Определение параметров и | I-II квартал |комитет по делам молодежи|
|критериев отбора молодых семей| 2003 года |департамента образования |
|из числа работников бюджетной | |и науки администрации |
|сферы в качестве участников | |Приморского края |
|Программы; порядка проведения | | |
|регистрации молодых семей | | |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Формирование регистра | I-II квартал |департамент строительства|
|строящихся объектов краевой | 2003 года |и архитектуры |
|формы собственности | |администрации Приморского|
| | |края |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Проведение конкурсного отбора |II квартал 2003 | -II- |
|заказчика-инвестора | года | |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Формирование списков |II квартал 2003 |комитет по делам молодежи|
|участников Программы, | года |департамента образования |
|проведение экспертизы | |и науки администрации |
|соответствия и последующее их | |Приморского края |
|утверждение | | |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Формирование правовых, | 2003-2004 годы |правовой департамент |
|финансовых и организационных | |администрации Приморского|
|механизмов оказания | |края, департамент |
|государственной поддержки | |финансов администрации |
|молодым семьям | |Приморского края, |
| | |департамент образования и|
| | |науки администрации |
| | |Приморского края |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Перечисление средств краевого | 2003 год |департамент финансов |
|бюджета, необходимых для | |администрации Приморского|
|осуществления строительства | |края |
|жилья для молодой семьи, на | | |
|счет государственного | | |
|заказчика Программы | | |
|(уполномоченного агента | | |
|госзаказчика) | | |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Разработка муниципальными | весь период |администрации |
|образованиями края обоснований| реализации |муниципальных образований|
|на участие в Программе и | Программы |Приморского края |
|предоставление их | | |
|государственному заказчику | | |
|Программы | | |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Разработка методического и |2003-2005 годы |комитет по делам молодежи|
|программного обеспечения | |департамента образования |
|информационной системы, | |и науки администрации |
|предназначенной для | |Приморского края |
|мониторинга хода реализации | | |
|Программы и подготовки | | |
|информационно-аналитических | | |
|материалов | | |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Организация информационной и |2003-2010 годы |департамент общественных |
|разъяснительной работы среди | |связей и информации |
|населения по освещению целей и| |администрации Приморского|
|задач Программы | |края; администрации |
| | |муниципальных образований|
| | |Приморского края |
|-------------------------------------------------------------------------|
| Второй этап (2006-2010 годы) |
|-------------------------------------------------------------------------|
|Совершенствование и развитие |2006-2010 годы |комитет по делам молодежи|
|созданных в 2006-20 10 годах и| |департамента образования |
|апробированных на первом этапе| |и науки администрации |
|механизмов реализации | |Приморского края; |
|Программы | |администрации |
| | |муниципальных образований|
| | |Приморского края |
|------------------------------+----------------+-------------------------|
|Широкомасштабное внедрение | 2006-2010 годы |комитет по делам молодежи|
|механизмов реализации | |департамента образования |
|Программы в практическую | |и науки администрации |
|деятельность органов местного | |Приморского края; |
|самоуправления | |администрации |
| | |муниципальных образований|
| | |Приморского края |
\-------------------------------------------------------------------------/
Приложение 2
"Квартира молодой семье"
на 2002-2010 годы
Объемы финансирования
краевой целевой программы "Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы
2003-2010 годы всего |
2003 год |
2004 год |
2005-2010 годы всего |
|
Объем средств за счет всех источников финансирования |
7800 | 620 | 1020 | 6160 |
в том числе: | ||||
средства федерального бюджета, используемые для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидии на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение (строительство) жилья или на погашение части кредита (займа) |
500 | 60 | 70 | 370 |
средства краевого бюджета, направляемые на строительство жилья для молодых семей, а также неполных семей, в которых мать или отец не достигли 30 лет |
4300 | 300 | 450 | 3550 |
Внебюджетные источники | 3000 | 260 | 500 | 2240 |
в том числе: | ||||
кредитные средства | 2100 | 182 | 350 | 1568 |
личные средства граждан | 900 | 78 | 150 | 672 |
Примечание: Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета, краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год.
Председатель
Законодательного Собрания |
С.А. Сопчук |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Приморского края от 14 мая 2003 г. N 306 "О краевой целевой программе "Квартира... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.