Закон Приморского края
от 4 ноября 1995 г. N 19-КЗ
"О местном референдуме в Приморском крае"
13 июня, 15 ноября 1996 г.
Принят Думой Приморского края 16 октября 1995 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие местного референдума
Местный референдум - голосование жителей, проживающих в границах территорий муниципальных образований, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом Приморского края и Законом "О местном самоуправлении в Приморском крае".
Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум
На референдум могут выносится вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения, проживающего на территории муниципального образования:
формы осуществления местного самоуправления;
принятие Устава и внесение изменений в Устав;
структура органов местного самоуправления;
досрочное прекращение полномочий правительственных органов и выборных лиц местного самоуправления;
изменение границ административно-территориальных и муниципальных образований;
строительство социально-культурных и промышленных объектов;
запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде; планы и программы развития территорий;
необходимость введения местных налогов и сборов;
изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности;
отчуждение муниципальной собственности;
иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами Приморского края к компетенции местного самоуправления.
На местные референдумы не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством Приморского края к компетенции органов государственной власти.
Законом Приморского края от 13 июня 1996 г. N 47-КЗ часть 2 статьи 3 дополнена
Статья 3. Обязательность решений местного референдума
Решение, принятое на местном референдуме в пределах его компетенции, имеет обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан.
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Устав муниципального образования, а также изменения в Устав подлежат государственной регистрации и вступают в силу с момента их официального опубликования после регистрации.
Решение, принятое на местном референдуме, может быть обжаловано в суде в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении референдума.
Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме
В местном референдуме имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие активным избирательным правом.
Не участвуют в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума
Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично.
Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Статья 6. Контроль за соблюдением настоящего Закона
Контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении контроля за соблюдением настоящего Закона имеют право участвовать представители политических партий, иных общественно-политических организаций и движений, инициативных групп по проведению местного референдума, зарегистрированных в установленном порядке, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Думы Приморского края, депутаты представительного органа местного самоуправления.
Статья 7. Агитация по поводу местного референдума
Гражданам, политическим партиям, другим общественно - политическим партиям и движениям гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за" или "против" проекта акта или решения, выносимого на местный референдум.
В день голосования агитация запрещена.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении местного референдума
Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся местного референдума, а также проекты актов или иных решений, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования местными средствами массовой информации в случае их наличия, в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На заседаниях комиссий местного референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов местного референдума вправе присутствовать представители политических партий и иных общественно-политических движений, инициативных групп местного референдума, зарегистрированных в установленном законом порядке, а также средств массовой информации, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Думы Приморского края, представительного органа местного самоуправления.
Наблюдатели, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направившей их организации или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.
Статья 9. Материальное обеспечение местного референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет средств местного бюджета. Предприятия, учреждения и организации, органы государственной власти и местного самоуправления представляют в распоряжение комиссий местного референдума помещение и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума.
Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссией местного референдума.
Глава 2. Объявление местного референдума
Законом Приморского края от 13 июня 1996 г. N 47-КЗ часть 1 статья 10 дополнена
Статья 10. Право назначения местного референдума
Право назначения местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления по собственной инициативе, по инициативе избранного главы муниципального образования или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум назначается главой муниципального образования по требованию 5 процентов избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с настоящим Законом.
Статья 11. Обязательное проведение местного референдума
Органы местного самоуправления обязаны назначить местный референдум по требованию установленного уставом муниципального образования числа граждан, проживающих на территории муниципального образования, обладающих избирательным правом, при соблюдении ими требований настоящего Закона и устава муниципального образования.
Статья 12. Реализация гражданами права требования местного референдума
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования.
Статья 13. Образование инициативной группы референдума
В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан и образовании инициативной группы могут проводится собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.
Инициаторы проведения собрания обязаны в определенный уставом муниципального образования срок уведомить местную администрацию о месте и времени проведения собрания.
Статья 14. Регистрация инициативной группы
Протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группой представляется для регистрации инициативной группы в соответствующую местную администрацию. К протоколу прилагаются текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о местном референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
Постановление главы муниципального образования о регистрации инициативной группы должно быть вынесено не позднее десяти дней с момента получения администрацией протокола собрания и соответствующих приложений к нему.
Отказ о регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением настоящего Закона, а также по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в суде.
Местная администрация выдает представителям инициативной группы постановление о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Постановление и удостоверения выдаются местной администрацией в течение трех дней с момента вынесения решения о регистрации инициативной группы.
Инициативная группа считается зарегистрированной при отсутствии постановления главы муниципального образования по вопросу о регистрации инициативной группы по истечении десяти дней с момента представления материалов об избрании инициативной группы. В этом случае наличие постановления главы местного образования не требуется.
Общее количество создаваемых инициативных групп не ограничивается.
Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума
С момента получения постановления о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.
Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать двух месяцев со дня выдачи постановления о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.
Статья 16. Подписной лист местного референдума
Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум.
Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта, дату подписания.
Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы, собиравшим подписи, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта.
На каждом подписном листе, наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума, производится запись об общем числе заверенных подписей.
Статья 17. Оформление права требования местного референдума
По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование местной администрации, которой переданы на хранение подписные листы.
Подписные листы по акту передаются на хранение местной администрации, зарегистрировавшей инициативную группу, и хранятся в течение одного года после опубликования решения референдума.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного и того же гражданина - его подписи не учитываются. При обнаружении в подписных листах более трех процентов фальсифицированных подписей, местная администрация отказывает инициативной группе референдума в регистрации всех собранных ею подписей.
Статья 18. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума
Решение местной администрации о наличии либо отсутствии основания для назначения референдума принимается в течение десяти дней со дня получения подписных листов и итогового протокола.
Решение местной администрации, подписные листы и итоговый протокол в течение трех дней передаются в представительный орган местного самоуправления.
Решение местной администрации может быть обжаловано в суде в течение десяти дней со дня его вынесения.
Представительный орган местного управления по требованию о проведении местного референдума вправе принять одно из следующих решений:
о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона.
Представительный орган местного управления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение десяти дней со дня поступления требований о проведении референдума.
Принятое решение в течение десяти дней доводится до сведения населения. Не позднее пяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется проект выносимого на референдум акта или иного решения.
Статья 19. Срок проведения референдума
Референдум не может проводиться ранее месяца и позднее двух месяцев со дня принятия решения о его проведения.
Глава 3. Подготовка к местному референдуму
Статья 20. Комиссии по проведению местного референдума
Для подготовки и проведения местного референдума образуются следующие комиссии:
комиссия местного референдума в количестве 7 - 10 человек;
участковые комиссии местного референдума в количестве 5 - 7 человек.
Полномочия комиссий возникают с момента их образования и прекращаются по истечении месяца с момента опубликования результатов референдума.
Статья 21. Образование комиссий местного референдума
Комиссия местного референдума образуется постановлением главы муниципального образования одновременно с принятием решения о назначении референдума, на основе предложений общественных объединений, органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Участковые комиссии местного референдума образуются постановлением главы муниципального образования в течение пяти дней со дня опубликования решения о назначении местного референдума.
Не менее половины членов комиссии местного референдума и участковых комиссий местного референдума назначается представительным органом местного самоуправления.
Председатели, заместители председателя и секретари комиссии местного референдума и участковых комиссий местного референдума назначаются представительным органом местного самоуправления по предложению главы муниципального образования.
При проведении местного референдума по вопросу досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, других выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления в состав комиссий не могут включаться их супруги и близкие родственники, лица находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Комиссии местного референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума.
Статья 22. Полномочия комиссии местного референдума
Комиссия местного референдума:
обеспечивает на территории проведения местного референдума соблюдение настоящего Закона;
организует деятельность участковых избирательных комиссий;
распределяет денежные средства по участковым комиссиям местного референдума;
контролирует обеспечение комиссий местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;
заслушивает сообщения главы муниципального образования, органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения референдума;
подводит итоги проведения референдума;
устанавливает результаты референдума, публикует в печати, передает по радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах референдума;
контролирует правильность и своевременность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
содействует организации встреч, лекций и других мероприятий,
направленных на разъяснение сути акта или иного решения,
вынесенного на референдум;
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума;
рассматривает обращения и жалобы граждан на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 23. Полномочия участковой комиссии местного референдума
Участковая комиссия местного референдума:
составляет списки участников референдума по участку;
проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
оповещает население о дне проведения референдума;
обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащего оборудования;
организует на участке голосование в день проведения референдума;
производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 24. Участки местного референдума
Территория муниципального образования делится на участки.
Участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с комиссией референдума одновременно с принятием решения о назначении референдума из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.
Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
В больницах, санаториях и домах отдыха могут создаваться участки референдума.
Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители общественно-политических организаций, движений, партий, инициативных групп по проведению местного референдума, а также средств массовой информации.
Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок не может иметь более трех переносных ящиков для тайного голосования.
Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на референдум, а также авторучками.
Применение карандашей не допускается.
Статья 25. Организация работы комиссий местного референдума
Комиссии местного референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимает участие большинство членов комиссий.
Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа назначенных членов комиссии.
Заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы в комиссии местного референдума или в суде.
Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей, с сохранением заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, в органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать ответ комиссии не позднее, чем в трехдневный срок.
Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии назначившим его органом по личному заявлению либо по представлению органа или организации, его направивших. Выдвижение и утверждение нового председателя комиссии референдума производится в том же порядке.
Протоколы заседаний и другие документы по местному референдуму местной комиссией референдума хранятся в течение одного года со дня опубликования решения референдума, и затем уничтожаются в установленном порядке. Документы участковых комиссий референдума хранятся в местной комиссии в течение одного года со дня опубликования решения референдума, а затем уничтожаются в установленном порядке.
Статья 26. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
Списки составляются на основе данных, представляемых главой муниципального образования.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков, постоянно проживающие на территории данного участка. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более, чем в один список.
Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
Каждый граждан вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение их списка, а также допущенные в списках неточности. Заявления о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее ем в течении недели, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в суде не позднее, чем за пять дней до референдума. Жалоба должна быть рассмотрена в трехдневный срок. Решение суда окончательно.
Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно.
Статья 27. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего "за" и "против". В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений, все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друг горизонтальными линиями и голосуются отдельно.
В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случае проведения нескольких референдумов, все проекты предложенных на референдум решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.
Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются комиссией местного референдума не позднее, чем за две недели со дня референдума.
Комиссия местного референдума обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее, чем за три дня до дня референдума.
Глава 4. Проведение местного референдума
Статья 28. Время проведения местного референдума
На всех участках для голосования голосование производится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее, чем за пятнадцать дней до дня референдума.
Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, на которых проголосовали все внесенные в списки граждане.
Статья 29. Досрочное голосование
Гражданин, не имеющий возможности принять участие в голосовании в день референдума, имеет право проголосовать досрочно за десять дней - в помещении комиссии местного референдума, и за три дня - в помещении участковой комиссии местного референдума, заполнив бюллетень с соблюдением условий тайного голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме. После заполнения бюллетеня для голосования гражданин вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в запечатанном состоянии до референдума.
Статья 30. Голосование в день референдума
В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей партий и иных общественно-политических организаций и движений, инициативных групп, а также средств массовой информации проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их письменного заявления поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии общественных наблюдателей.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конвертов отметкам в списке для голосования.
Гражданин, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетени ответов "за" или "против".
Если одновременно проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетени по каждому из них.
Статья 31. Подсчет голосов
После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия местного референдума вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:
- число граждан, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
- число голосов, поданных против;
- число бюллетеней, признанные недействительными.
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
Статья 32. Протокол по итогам голосования
Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.
В протоколе фиксируется:
- число зарегистрированных в списках граждан и число граждан, дополнительно внесенных в список;
- число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
- число бюллетеней, выданных гражданам на участке в день голосования;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, поданных гражданам, проголосовавшим досрочно и на дому;
- число бюллетеней, содержащихся в ящике для голосования;
- число действительных бюллетеней;
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех бюллетенях (т. е. "за" и "против").
Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью.
Первый экземпляр протокола доставляется в комиссию по проведению местного референдума, второй остается на хранении в участковой комиссии.
Комиссия местного референдума на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и, после обсуждения, составляет, и подписывает итоговой протокол в двух экземплярах, заверенных печатью.
Участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов в отпечатанном виде и бюллетени, в том числе погашенные, в местную администрацию, где они хранятся в течение года, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.
Глава 5. Установление результатов местного референдума
Статья 33. Подведение итогов местного референдума
Комиссия местного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий референдума определяет:
- число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
- число граждан, получивших бюллетени;
- число граждан, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект
решения;
- число голосов, поданных против;
- число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум признается несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 50 процентов граждан, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через один год.
Решения по вынесенным вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 процентов, принявших участие в референдуме.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее, чем через год.
Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования и не позволяющих с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан. В случае обнаружения таких нарушений результаты референдума могут быть обжалованы в суде в течение месяца со дня их опубликования.
Статья 34. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме
Итоги референдума доводятся до сведения населения комиссией местного референдума не позднее семи дней со дня окончания голосования.
В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии референдума провести в течение двух недель на данном участке повторное голосование.
Решения комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суде не позднее десяти дней со дня их принятия.
Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении не предусмотрен иной срок.
Законом Приморского края от 15 ноября 1996 г. N 64-КЗ статья 35 изложена в новой редакции
Статья 35. Изменение или отмена решения, принятого местным референдумом
Изменение либо отмена решения, принятого на местном референдуме, производится только решением, принятым на референдуме, если иной порядок не предусмотрен самим решением
Глава 6. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 36. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, препятствующие путем насилия, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином или группой граждан их права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, органов местного самоуправления, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет, нарушившие тайну голосования, - привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Глава 7. Дополнительные положения
Статья 37. О возложении полномочий участковых комиссий местного референдума
Полномочия участковых комиссий референдума могут быть возложены на:
участковые комиссии по выборам депутатов в Федеральное Собрание Российской Федерации с согласия Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов в Федеральное Собрание;
участковые комиссии по выборам в Думу Приморского края с согласия избирательной комиссии Приморского края;
участковые комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления с согласия муниципальной избирательной комиссии.
Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор края |
Е. Наздратенко |
г. Владивосток
4 ноября 1995 года
N 19-КЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Приморского края от 4 ноября 1995 г. N 19-КЗ "О местном референдуме в Приморском крае"
Текст Закона официально опубликован в "Ведомостях Думы Приморского края" 01/01/1995-31/12/1995 N 11
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Законом Приморского края от 5 января 2004 г. настоящий закон признан утратившим силу.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Приморского края от 20 апреля 1999 г. N 42-КЗ
Закон Приморского края от 15 ноября 1996 г. N 64-КЗ
Закон Приморского края от 13 июня 1996 г. N 47-КЗ