2. Утвердить Положение о межведомственной комиссии по поддержке местного самоуправления при Губернаторе края (прилагается).
3. Образовать межведомственную комиссию по поддержке местного самоуправления при Губернаторе края и утвердить ее состав (прилагается).
4. Рекомендовать главам муниципальных образований края принять участие в реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата администрации края Мельникова О.А.
Губернатор края |
С.М. Дарькин |
Программа
государственной поддержки местного самоуправления
в Приморском крае
(утв. постановлением Губернатора Приморского края от 3 июля 2002 г. N 357)
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя в Российской Федерации. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти
В связи с этим в ходе поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации большое внимание уделено реформе местного самоуправления. В частности, еще в 1993 году были изданы касающиеся проведения реформы местного самоуправления указы Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и от 21 марта 1994 г. N 557 "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления".
В 1996-1999 годах в ходе реализации в стране мероприятий Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1251 и разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", были приняты основополагающие законы, определена территория муниципальных образований, сформированы органы местного самоуправления.
В Приморском крае приняты законы: "О местном самоуправлении в Приморском крае", "О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Приморском крае", "О выборах в органы местного самоуправления Приморского края", "О муниципальной службе в Приморском крае", "Об административно-территориальном устройстве Приморского края", "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований" и другие.
В процессе становления местного самоуправления в крае выявился ряд проблем:
отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти края и органами местного самоуправления;
недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
нехватка квалифицированных муниципальных кадров;
несоблюдение законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении.
Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не могут эффективно участвовать в проведении реформ, поэтому требуется осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализация в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
Выполнение мероприятий Программы государственной поддержки местного самоуправления в Приморском крае (далее - Программа) направлено на решение вопросов совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местною самоуправления, в том числе вопросов разработки предложений по систематизации, а в дальнейшем - по кодификации законодательства в области местного самоуправления, методических рекомендаций по оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления, укрепления материальной, технической и кадровой базы, создания системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
2.1. Главной целью Программы является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований края, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
2.2. Основными задачами Программы являются:
а) совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления на региональном уровне, создание необходимых предпосылок для формирования на этой основе собственной нормативной правовой базы муниципальных образований края;
б) совершенствование территориальных и организационных основ местного самоуправления;
в) совершенствование межбюджетных отношений, имеющее конечной целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края на основе единой методики расчетов, включающей обязательный учет государственных минимальных социальных стандартов;
г) финансовое обеспечение реализуемых органами местного самоуправления края конституционных полномочий, в том числе отдельных государственных полномочии, которыми наделены органы местного самоуправления, и решений органон государственной власти, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;
д) выработка рекомендаций, методик и технологий, способствующих оптимизации управления на территории муниципальных образований и в структурах органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;
е) создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающей участие последнего в местном самоуправлении и контроль со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления края;
ж) обеспечение исполнения законодательства о местном самоуправлении;
з) содействие информационному обеспечению местного самоуправления;
и) развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления края.
2.3. Предусматриваются два основных этапа исполнения Программы:
первый этап (2002-2003 годы) - создание базовых условий для развития муниципальных образований края и реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
второй этап (2004-2014 годы) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.
III. Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления
3.1. Для обеспечения государственной поддержки местного самоуправления необходимо осуществление следующих мероприятии:
а) анализ федеральных законов, законов Приморского края и муниципальных нормативных правовых актов и внесение предложений по их совершенствованию,
разработке проектов нормативных правовых актов, модельных нормативных правовых актов Приморского края и органов местного самоуправления края;
б) анализ межбюджетных отношений, выработка предложений по их совершенствованию, разработка минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов, а также рекомендаций по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
в) разработка и внедрение методик и технологий управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях края, совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления, подготовка кадров для органов местного самоуправления;
г) создание систем информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления края, разработка предложений по созданию муниципальных информационных систем;
д) создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления края.
IV. Основные направления и механизмы реализации Программы
4.1. Программой предусматриваются следующие основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления:
а) совершенствование правовой основы местного самоуправления, включающей регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
б) обеспечение рациональной организационной поддержки муниципальных образований края и создание условий для эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий;
в) совершенствование системы научно методической и организационно-методической поддержки развития муниципальных образований края и обеспечение ее эффективного функционирования;
г) обеспечение функционирования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для органов местного самоуправления и ее совершенствование.
4.2. В целях совершенствования правовой основы местного самоуправления края необходимо законодательным путем решить следующие вопросы:
а) порядок установления минимальных социальных стандартов и нормативов минимального бюджетного обеспечения муниципальных образований;
б) порядок расчета и передачи органам местного самоуправления края средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;
в) порядок расчета и компенсации органами местного самоуправления края средств на исполнение ими решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы или снижающих доходы местных бюджетов;
г) контроль за исполнением органами местного самоуправления края отдельных государственных полномочий;
д) организация деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка и их взаимодействие с органами исполнительной власти края;
е) уточнение полномочий органов местного самоуправления края и выработка на их основе направлений рационального расходования средств местных бюджетов;
ж) особенности создания и функционирования муниципальных предприятий.
Мероприятия по государственной поддержке развития муниципальных образований края в области совершенствования правовой основы местного самоуправления на 2002 - 2003 годы предусмотрены приложением 1, которые осуществляются в непосредственном взаимодействии и по согласованию с органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
4.3. Рациональная организация местного самоуправления, взаимодействие органов государственной власти края и органов местного самоуправления и обмен информацией на всех уровнях власти являются необходимыми условиями для устойчивого развития муниципальных образований, эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий.
Совершенствование организационных основ местного самоуправления потребует:
а) развития системы государственного контроля за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами законодательных актов Российской Федерации и Приморского края о местном самоуправлении и нормативно-правовых актов муниципальных образовании края,
б) изучения опыта организации местного самоуправления как в Российской Федерации, так и за рубежом;
в) установления принципов организации структур управления муниципальным хозяйством;
г) разработки и внедрения механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления края;
д) обеспечения деятельности системы информационной поддержки местного самоуправления.
Мероприятия по государственной поддержке развития муниципальных образований края в организационной сфере на 2002-2003 годы предусмотрены приложением 2.
4.4. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, их наиболее полного участия в разработке и реализации планов и программ развития муниципальных образований края необходимо обеспечение функционирования системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления и ее совершенствование.
В рамках Программы предлагается осуществлять:
а) совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления края, включающей довузовское и послевузовское обучение основам местного самоуправления;
б) формирование краевого и муниципального заказов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих;
в) издание и распространение научной и учебно-методической литературы, касающейся подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления края, а также методической литературы по вопросам организации муниципальной службы и работы с кадрами в органах местного самоуправления.
Мероприятия по государственной поддержке развития муниципальных образований в сфере кадрового обеспечения на 2002-2003 годы предусмотрены приложением 3.
Приложение 1
к Программе государственной поддержки
местного самоуправления и Приморском крае,
утвержденной постановлением
Губернатора Приморского края
от 3 июля 2002 г. N 357
Мероприятия в области совершенствования правовой
основы местного самоуправления
N | Мероприятия | Исполнитель | Срок исполне- ния |
1. | Организация процесса изучения и анализа состояния правового регулирования в крае по вопросам организации организации и деятельности местного самоуправления, включая вопросы установления территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления, организации муниципальной службы, создания условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований края |
правовой департамент администрации края, организационное управление администрации края, департамент финансов администрации края |
постоянно |
2. | Создание информационной базы данных и организация изучения нормативных правовых актов муниципальных образований, выявление тенденций в развитии муниципального нормотворчества |
комитет информатиза- ции администрации края, правовой департамент администрации края |
-//- |
3. | Разработка предложений по систематизации муниципальных нормативных правовых актов |
правовой департамент администрации края |
III квартал 2002 г. |
4. | Разработка предложений по совершенствованию краевого законодательства по вопросам местного самоуправления |
правовой департамент администрации края, организационное управление администрации края |
III квартал 2002 г. |
5. | Разработка предложений по утранению противоречий и пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы местного самоуправления |
правовой департамент администрации края, департамент социального развития администрации края, департамент финансов администра- ции края, комитет экономического развития администрации края |
I квартал 2003 г. |
6. | Разработка систематизированного сборника краевого законодательства по вопросам местного самоуправления с комментариями |
комитет прессы, информации и полиграфии администрации края, организационное управление администрации края, комитет информатизации администрации края, правовой департамент администрации края |
I квартал 2003 г. |
Приложение 2
к Программе государственной поддержки
местного самоуправления и Приморском крае,
утвержденной постановлением
Губернатора Приморского края
от 3 июля 2002 г. N 357
Мероприятия в организационной сфере
N | Мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения |
1. | Изучение и анализ состояния территориальных основ муниципальных образований и структуры органов местного самоуправления в Приморском крае |
организационное управление администрации края |
постоянно |
2. | Разработка предложений по формированию структуры управления муниципальным хозяйством |
организационное управление администрации края, комитет экономического развития администрации края, департамент финансов администрации края |
IV квартал 2002 г. |
3. | Разработка рекомендаций по совершенствованию управления жилищным и коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях края |
департамент по жилищно-коммуналь- ному хозяйству и топливным ресурсам администрации края |
|
4. | Разработка рекомендаций по совершенствованию управления социально-культурной сферой в муниципальных образованиях края |
департамент социального развития администрации края, департамент образования и науки администрации края, управление культуры администрации края |
|
5. | Разработка механизмои эффективного взаимодействия органон государственной власти края и органон местного самоуправления |
организационное управление администрации края, правовой департамент администрации края, комитет экономиче- ского развития администрации края, департамент финансов администрации края |
|
6. | Разработка предложении но совершенствованию правовой базы, созданию и организации деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка |
правовой департамент администрации края, департамент экономи- ческой безопасности администрации края, управление внутренних дел Приморского края совместно с муниципальными образованиями края |
IV квартал 2002 г. |
7. | Развитие и обеспечение деятельности системы информационной поддержки местного самоуправления |
комитет информатизации администрации края совместно с муниципальными образованиями края |
|
8. | Научно-методическое обеспечение развития муниципальных образований посредством выпуска методического сборника "Местное самоуправление: опыт, проблемы, перспективы" |
организационное управление администрации края |
постоянно |
9. | Разработка предложений по формированию структуры управления муниципальным хозяйством при проведении выездных заседаний Совета глав муниципальных образований с обменом опытом работы |
-//- | |
10. | Разрабочка и апробация в муниципальных образованиях рекомендаций по совершенствованию управления жилищным и коммунальным хозяйством, выработанных на семинарах-совещаниях с должностными лицами органов местного самоуправления |
-//- | |
11. | Разработка рекомендаций по совершенствованию управления социально-культурной сферой в муниципальных образованиях по итогам смотра-конкурса "Лучшее муниципальное образование Приморского края" в 2002 году |
-//- | июль 2002 г. |
Приложение 3
к Программе государственной поддержки
местного самоуправления и Приморском крае,
утвержденной постановлением
Губернатора Приморского края
от 3 июля 2002 г. N 357
Мероприятия в сфере кадрового обеспечения
N | Мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения |
1. | Организация изучения и анализ состояния кадровой обеспеченности органов местного самоуправления |
департамент государственной службы администрации края, организационное управление администрации края |
постоянно |
2. | Издание и распространение научной и учебно-методической литературы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления |
департамент государственной службы администрации края совместно с Приморским институтом государственной службы |
-//- |
3. | Разработка рекомендаций по организации муниципальной службы, работа с кадрами и органах местного самоуправления |
департамент государственной службы администрации края, организационное управление администрации края |
|
4. | Разработка краевой программы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления |
департамент образования и науки администрации края, департамент государственной службы администрации края, комитет информатизации администрации края |
I квартал 2003 г. |
5. | Разработка предложений по формированию красною и муниципального заказов па подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих |
департамент государственной службы администрации края, департамент образования и науки адмчнистрации края совместно с муниципальными образованиями края |
IV квартал 2003 г. |
6. | Разработка и реализация предложений по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, включающей довузовское и послевузовское образование |
-//- | IV квартал 2002 г. |
Положение
о межведомственной комиссии по поддержке
местного самоуправления при Губернаторе края
(утв. постановлением Губернатора Приморского края от 3 июля 2002 г. N 357)
1. Общие положения
1.1. Межведомственная комиссия по поддержке местного самоуправления при Губернаторе края (далее - комиссия) создается в целях улучшения взаимодействия органов исполнительной власти края по обеспечению государственной поддержки развития муниципальных образований и созданию условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом, законами Приморского края и настоящим Положением.
1.3. Комиссия выносит решения, носящие рекомендательный характер, которые подписываются председателем (заместителем председателя) комиссии.
1.4. Персональный состав комиссии утверждается Губернатором края.
2. Основные задачи комиссии
Основными задачами комиссии являются:
2.1. Организация в крае работы по реализации органами исполнительной власти края основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления.
2.2. Осуществление контроля за исполнением краевой Программы государственной поддержки развития муниципальных образований, утвержденной постановлением Губернатора края и создание условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
2.3. Представление Губернатору края докладов о развитии муниципальных образований края и создании условий для реализации ими своих полномочий и функций, внесение соответствующих предложений.
3. Основные функции комиссии
Комиссия осуществляет следующие функции:
3.1. Организует взаимодействие органов исполнительной власти края с органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления в области развития местного самоуправления края.
3.2. Участвует в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов в области развития местного самоуправления в крае.
3.3. Анализирует и обобщает практику работы органов государственной власти края, а также органов местного самоуправления по вопросам развития территориальных основ местного самоуправления, создания условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований края, а также формирования и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.
3.4. Вносит предложения по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении.
3.5. Осуществляет взаимодействие с научными учреждениями и учебными заведениями с целью подготовки научно-обоснованных методических рекомендаций по вопросам развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
3.6. Взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти при изучении положения дел, связанных с исполнением в крае законодательства о местном самоуправлении.
4. Организация деятельности комиссии
4.1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4.2. Комиссия правомочна принимать решения при участии в заседании не менее половины от общего числа членов комиссии.
4.3. Комиссия для осуществления своих функций имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов государственной власти и управления и местного самоуправления в Приморском крае, а также от учреждений, организаций и должностных лиц;
привлекать в установленном порядке для отдельных работ ученых и специалистов.
4.4. Присутствие на заседании комиссии ее членов обязательно. Они не в праве делегировать свои полномочия иным лицам. В случае отсутствия члена комиссии на заседании он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.
4.5. Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются протоколом, который подписывает председатель комиссии.
4.6. Комиссия в соответствии с задачами и функциями может образовывать рабочие группы на постоянной или временной основе.
4.7. Организационное и информационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет се секретарь, который выполняет следующие функции:
готовит материалы, необходимые для проведения очередного заседания комиссии;
в период между заседаниями комиссии и в рабочем порядке рассматривает, согласовывает и решает с председателем и заинтересованными членами комиссии возникающие неотложные вопросы, требующие оперативного решения;
контролирует выполнение решении комиссии.
Состав
межведомственной комиссии по поддержке
местного самоуправления при Губернаторе края (утв. постановлением Губернатора Приморского края от 3 июля 2002 г. N 357)
Мельников О.А. - руководитель аппарата администрации края,
председатель комиссии
Книжник В.А. - начальник организационного управления
администрации края, заместитель председателя комиссии
Куприянов О.К. - главный специалист организационного управления
администрации края, секретарь комиссии
Члены комиссии:
Ажимов С.Р. - руководитель правового департамента
администрации края
Бучирин Г.И. - депутат Законодательного Собрания
Приморского края
Вялова Т.В. - заместитель начальника организационного
управления администрации края
Гнездилов В.С. - мэр г. Находки
Кочетков В.В. - заместитель руководителя аппарата, начальник
организационного управления Законодательного Собрания
Приморского края
Меньшинина Н.Н. - директор Тихоокеанского института политики и
права Дальневосточного государственного технического
университета
Саксина Ж.П. - глава муниципального образования Спасский район
Суров В.С. - консультант организационного управления аппарата
Законодательного Собрания Приморского края
Харитонов А.П. - заместитель главы, руководитель аппарата
муниципального образования г. Уссурийск
и Уссурийский район
Хрусталев Е.Н. - доцент кафедры государственного и
административного права Юридического института
Дальневосточного государственного университета
Цуприк В.Г. - руководитель департамента государственной службы
администрации края
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.