Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 25 февраля 2004 г. N 603 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Законодательного Собрания
Приморского края
от 14 мая 2003 г. N 306
Краевая целевая программа
"Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы
25 февраля, 27 октября 2004 г., 26 октября, 23 ноября 2005 г.
Паспорт краевой целевой программы
"Квартира молодой семье" на 2002-2010 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Квартира молодой
семье" на 2002-2010 годы (далее - Программа)
Основание разработки программы решение коллегии при губернаторе Приморского
края от 16 октября 2002 года N 6;
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых
семей", входящая в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
Государственный заказчик департамент строительства и архитектуры
программы администрации Приморского края департамент
строительства и архитектуры администрации
Приморского края;
Основные комитет по делам молодежи департамента
разработчики программы образования и науки администрации
Приморского края; комитет экономического
развития администрации Приморского края
Цель и задача программы основной целью Программы является создание
системы государственной поддержки молодых
семей в решении жилищной проблемы для
улучшения демографической ситуации
и снижения социальной напряженности
в вопросе обеспечения молодых семей
края жильем; основной задачей
Программы является создание и внедрение
в практику правовых, финансовых и
организационных механизмов государственной
поддержки с целью обеспечения
жильем молодых семей
Сроки и этапы реализации 2002-20 10 годы: I этап - 2002-2005 годы;
программы II этап - 2006-2010 годы
Перечень основных мероприятий формирование финансовых и организационных
программы механизмов оказания государственной
поддержки молодым семьям; разработка
нормативных правовых актов по реализации
Программы
Исполнители программы комитет по делам молодежи департамента
образования и науки администрации
Приморского края, комитет по управлению
государственным имуществом Приморского края,
департамент финансов администрации
Приморского края, администрации
муниципальных образований Приморского края,
региональный оператор ипотечного жилищного
кредитования в Приморском крае
Объем и источники общий объем финансирования Программы
финансирования программы составляет 7,8 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета- 0,5 млрд. руб;
средства краевого бюджета - 4,3 млрд. рублей;
внебюджетные средства - 3,0 млрд. рублей (из
них личные средства граждан 1,7млрд. рублей)
Ожидаемые конечные результаты создание условий для повышения уровня
реализации программы обеспеченности жильем молодых семей,
проживающих на территории Приморского края
и/или выбирающих местом проживания территорию
Приморского края;
развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в крае;
решение задач кадровой политики в крае за
счет закрепления молодых квалифицированных
специалистов;
укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности
Организация контроля за управление процессом реализации Программы
реализацией программы осуществляет государственный заказчик
Программы - департамент строительства и
архитектуры администрации Приморского края;
контроль за ходом реализации Программы
организуется в форме ежегодного представления
исполнителями программных мероприятий отчета
о ходе реализации Программы на рассмотрение
губернатора Приморского края и Законодательного
Собрания Приморского края
1. Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению на программной основе
Программа предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей в целях улучшения сложившихся тенденций в демографической ситуации и решения задач кадровой политики в крае.
Демографический потенциал в крае отличается отрицательным характером миграционных процессов. За период с 1991 года до настоящего времени население края сократилось почти на 190 тыс. человек. Темпы сокращения численности населения в крае почти в два раза выше, чем в среднем по России. По оценкам экспертов, при сохранении такой миграционной активности население может уменьшиться до 2 млн. человек к 2010 году.
В структуре выезжающего населения около 70 процентов - население края в возрасте до 40 лет, что в долгосрочной перспективе повлияет на сокращение внутреннего спроса, доходов бюджета и региональных сбережений. Основная причина высокой миграционной активности этой категории населения - потеря экономических и социальных стимулов для проживания в Приморском крае, социальная напряженность, вызванная необустроенностью и высокой стоимостью жизни по сравнению с западными регионами России.
Причиной снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, является ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания. В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи: отсутствие отдельного собственного жилья у молодых семей снижает уровень рождаемости.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в крае необходимо создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящий период (в первое десятилетие XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступило поколение 1982-1986 годов, то есть поколение самой высокой численности за прошедший период.
По данным Приморского государственного комитета статистики, в Приморском крае молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 336 тыс. человек или 15,6 процента от общей численности населения (на конец 2002 года).
Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи, однако на основе выборочных исследований и экспертных оценок в настоящее время в Приморском крае может насчитываться около 80-85 тысяч молодых семей из общего числа семей. Согласно данным, полученным департаментом общественных связей и информации администрации Приморского края, низкий уровень жилищных условий имеют 14,9 процента населения Приморского края. В краевом центре - городе Владивостоке этот показатель составил 16,1 процента, в районных центрах - 15,9 процента, в селах - 12,1 процента.
На 1 января 2003 года примерно 12,5-13,0 тысяч молодых семей, проживающих в крае, нуждаются в комфортном благоустроенном жилье. Из этого числа около 3,5 тысяч молодых семей - работники бюджетной сферы.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется активная политика оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы необходимо участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
2. Основная цель Программы
Основной целью Программы является создание системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Приморском крае и снижения социальной напряженности в вопросе достаточной обеспеченности молодых семей края жильем.
Для достижения этой цели необходимо создать и внедрить в практику правовые, финансовые и организационные механизмы государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей.
3. Перечень мероприятий по реализации Программы
Программа выполняется поэтапно в 2002-2010 годах.
На I этапе (2002-2005 годы) осуществляется:
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей;
проведение экспериментов на территории отдельных муниципальных образований по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей Программы. Экспериментальные площадки будут определяться государственным заказчиком Программы;
создание системы мониторинга реализации Программы.
На II этапе (2006-2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на I этапе механизмов реализации Программы;
дальнейшее внедрение механизмов реализации Программы в практику муниципальных образований Приморского края.
Система мероприятий Программы направлена на формирование условий для поддержки молодых семей в процессе решения жилищной проблемы.
Перечень основных мероприятий по реализации Программы представлен в приложении 1.
Об отказе в удовлетворении кассационного представления прокурора Приморского края о признании несоответствующим федеральному закону и недействующим раздела 4 (в части) см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2005 г. N 56-Г05-5
Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 23 ноября 2005 г. N 1548 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации Программы
Настоящая Программа является инструментом реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которая предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями.
Разработка Программы проведена в рамках выполнения мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в соответствии с которыми проводится следующее разграничение полномочий и обязанностей уровней власти и бюджетов:
на федеральном уровне - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, определяет масштаб проблемы, правовые, финансовые и организационные механизмы ее решения, объем, формы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для решения жилищных проблем молодых семей;
на краевом уровне - в рамках настоящей Программы формируется необходимая законодательная база Приморского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются формы, методы и объемы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств краевого бюджета;
на уровне муниципальных образований предусматривается разработка плана действий органов местного самоуправления по привлечению средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей.
Выбор муниципальных образований для участия в Программе осуществляется краевой комиссией по формированию списка участников Программы (далее - краевая комиссия) совместно с государственным заказчиком Программы согласно численности молодежи.
Участник Программы - молодая семья (в рамках настоящей Программы - семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, а также неполная семья, в которой мать или отец не достигли 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятая в число участников Программы (далее - молодая семья).
Предварительный список участников Программы на текущий год формируется комиссиями муниципальных образований и утверждается краевой комиссией. Состав и положение о комиссии муниципального образования утверждается распоряжением главы муниципального образования. Состав и положение о краевой комиссии утверждается губернатором Приморского края. В состав краевой комиссии по представлению Законодательного Собрания включаются депутаты Законодательного Собрания.
Обязательным условием участия в Программе является финансовая способность потенциального участника осуществлять ежемесячные платежи по погашению долга за приобретенное жилье.
Величина ежемесячных выплат по обязательствам участников не должна превышать 30 процентов от размера совокупного дохода молодой семьи.
Приоритетное право на обеспечение жильем имеют молодые семьи в следующих случаях:
наличие несовершеннолетних детей;
рождение близнецов;
работа одного из супругов в бюджетной сфере (количество работников бюджетной сферы в списке участников Программы на текущий год должно составлять не менее 20 процентов).
ходатайство с места работы потенциального участника Программы.
Для молодых семей, признанных краевой комиссией в первоочередном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, предполагается обеспечение жильем по договору купли-продажи, договору инвестирования строительства (долевого участия) с рассрочкой платежа без внесения первого взноса и уплаты процентов по займу. Порядок выплаты и ежемесячный фиксированный максимальный размер платежа на весь срок участия в Программе устанавливается постановлением губернатора Приморского края.
Молодой семье как участнику Программы предоставляется жилье в домах, построенных для молодых семей по типовому проекту, либо с использованием объектов незавершенного строительства, а также приобретенное на вторичном рынке жилья на конкурсной основе. Решение об использовании объектов незавершенного строительства, приобретении жилья на вторичном рынке принимается краевой комиссией совместно с государственным заказчиком Программы по представлению муниципальной комиссии.
Улучшение (повышение комфортности) жилья молодая семья может осуществить за счет личных или заемных средств, а также за счет средств бюджетов муниципальных образований.
При рождении (усыновлении) ребенка участникам Программы, возраст которых не превышает 30 лет, предоставляется за счет средств федерального бюджета субсидия на компенсацию части затрат на приобретение жилья.
Участники Программы могут приобретать жилье по своему выбору за счет личных, заемных средств и средств предприятий, а также за счет средств бюджетов муниципальных образований. При этом за молодыми семьями сохраняется право на получение субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части стоимости жилья.
Перечень документов, необходимых для регистрации участника Программы, включает в себя:
копии паспортов обоих супругов;
копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе;
копии свидетельств о рождении детей при наличии несовершеннолетних членов семьи;
заверенные копии трудовых книжек обоих супругов;
справки с места работы обоих супругов о размере дохода по форме 2-НДФЛ;
копии страховых свидетельств государственного пенсионного страхования обоих супругов;
документы о состоянии здоровья (заключение нарколога и психиатра) обоих супругов;
копии документов об образовании;
копия свидетельства о браке (в случае развода - о расторжении брака);
копия военного билета (для мужчин);
копия лицевого счета с места жительства;
справка об отсутствии жилья в собственности (из БТИ).
Для неполной семьи соответствующие документы представляются только на мать или отца.
Документы представляются для конкурсного отбора в комиссии муниципальных образований, которые впоследствии направляют списки претендентов в комитет по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края.
Расходы, связанные с оформлением квартир в собственность, производятся за счет участников Программы.
В случае распада (развода) молодой семьи преимущественное право при заключении договора купли-продажи имеет супруг, на попечении которого остается несовершеннолетний ребенок (дети).
Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 18 февраля 2003 года N 570 "О Порядке предоставления субсидий молодым семьям на компенсацию части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка за счет средств федерального бюджета при реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" в случае рождения (усыновления) ребенка в семьях участников Программы предусматривается компенсация за счет средств федерального бюджета или списание с остатка долга по обязательствам молодой семьи суммы, равной величине компенсации.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям за счет средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из условий:
социальной нормы общей площади жилья в расчете на одного члена семьи, устанавливаемой постановлением губернатора Приморского края от 2 августа 2001 года N 564 "О стандарте социальной нормы общей площади жилья", но не более 18 кв.м общей площади строящегося или приобретенного жилья;
средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утверждаемой органами исполнительной власти Приморского края, которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, определяемую в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Предоставление субсидии осуществляется при наличии у участника Программы остатка невыплаченной стоимости приобретаемого жилья или части непогашенного кредита (займа).
Общая сумма выдаваемых участнику Программы субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на приобретение жилья либо размера полученного кредита (займа).
Предоставление субсидий при рождении (усыновлении) каждого ребенка оформляется комитетом по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края согласно представленным участником Программы установленным документам.
Заявки на предоставление субсидий участникам Программы формируются комитетом по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края и направляются в Министерство образования Российской Федерации.
Участникам Программы при рождении (усыновлении) ребенка могут предоставляться субсидии за счет средств краевого бюджета при условии, что средства на эти цели предусмотрены в законе Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 27 октября 2004 г. N 924 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Компетенция исполнителей Программы
Департамент строительства и архитектуры администрации Приморского края как государственный заказчик Программы осуществляет:
общее руководство ходом реализации Программы;
выбор муниципальных образований на участие в Программе (совместно с краевой комиссией);
принятие решений по использованию объектов незавершенного строительства и приобретению жилья на вторичном рынке на основании представлений комиссий муниципальных образований (совместно с краевой комиссией);
формирование перечня строящихся объектов и объектов незавершенного строительства на территории края;
проведение конкурса по выбору генерального подрядчика для строительства объектов жилого фонда и достройку ранее начатого строительства для молодых семей, а также контроль за выполнением генеральным подрядчиком условий государственного контракта;
проведение конкурса по выбору застройщика для строительства объектов жилого фонда для молодых семей, а также контроль за выполнением застройщиком условий государственного контракта;
заключение договоров инвестирования строительства (долевого участия);
отбор строительных площадок на территории Приморского края для строительства жилья для молодых семей;
оформление в установленном порядке документов по факту возведения и сдачи в эксплуатацию жилья для молодой семьи;
оформление возведенного и приобретенного жилья в собственность Приморского края (совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края);
контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств (совместно с департаментом финансов администрации Приморского края);
мониторинг реализации программы.
Комитет по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края осуществляет:
прием и ведение учета документов претендентов и участников Программы совместно с комиссиями муниципальных образований;
направление документов потенциальных участников Программы региональному оператору ипотечного жилищного кредитования в Приморском крае для проверки кредитоспособности, платежеспособности и добропорядочности потенциального участника;
организацию работы краевой комиссии;
разработку и согласование проекта постановления губернатора Приморского края об утверждении списка участников Программы на текущий год;
выдачу молодым семьям свидетельства участника Программы согласно утвержденному списку;
подготовку и направление в Министерство образования Российской Федерации документов для предоставления субсидий участникам Программы за счет средств федерального бюджета.
Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края осуществляет:
приобретение жилья на вторичном рынке по ценам, сложившимся в соответствующем муниципальном образовании на момент приобретения жилья;
оформление жилья в собственность Приморского края.
Департамент финансов администрации Приморского края осуществляет:
планирование средств краевого бюджета на реализацию Программы на соответствующий год;
контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств (совместно с государственным заказчиком Программы).
Региональный оператор ипотечного жилищного кредитования в Приморском крае осуществляет:
проверку кредитоспособности, платежеспособности идобропорядочности потенциального участника Программы;
контроль за выполнением участниками Программы своих обязательств;
обслуживание платежей, выплачиваемых участниками Программы.
Краевая комиссия осуществляет:
выбор муниципальных образований на участие в Программе (совместно с государственным заказчиком Программы);
формирование списка участников Программы на текущий год;
распределение жилья для молодых семей среди участников Программы;
рассмотрение заявлений граждан по спорным вопросам;
принятие решений по использованию объектов незавершенного строительства и приобретению жилья на вторичном рынке на основании представлений комиссий муниципальных образований (совместно с государственным заказчиком Программы).
6. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Основными источниками финансирования Программы являются средства:
краевого бюджета, направляемые на строительство домов, достройку ранее начатого строительства, приобретение нового жилья и жилья на вторичном рынке для молодых семей;
федерального бюджета, используемые для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидии на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение (строительство) жилья или на погашение части кредита (займа);
бюджетов муниципальных образований, предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодых специалистов;
молодых семей, и спользуемые для частичной оплаты стоимости приобретения (строительства) жилья;
кредитных учреждений, направленные на ипотечное жилищное кредитование.
Общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 7,8 млрд. рублей. Расчет исходит из задачи обеспечить 12,5-13,0 тысяч молодых семей, проживающих в крае, комфортабельным жильем в соответствии с нормами обеспечения жилой площадью, утвержденными постановлением Губернатора Приморского края от 2 августа 2001 года N 564 "О стандарте социальной нормы общей площади жилья".
Учитывая максимальную численность целевой группы (13 тысяч молодых семей) и усредненную стоимость 1 кв. м жилой площади, общий объем финансовых средств на реализацию Программы составит 7,8 млрд. рублей.
Объемы финансирования Программы на 2003-2010 годы приведены в приложении 2.
Распределение объема финансирования Программы по муниципальным образованиям определяется в законе Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
7. Координация программных мероприятий
Координацию и согласование действий основных исполнителей программных мероприятий осуществляет государственный заказчик -координатор Программы.
Координацию действий участников программы осуществляет государственный заказчик Программы на основе системы контрактов и договорных отношений.
8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит:
закрепить наметившиеся положительные демографические тенденции в Приморском крае;
привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства из сбережений населения в пределах 1,7 млрд. рублей.
Таким образом, в результате реализации Программы планируется достижение следующих показателей:
количество дополнительно введенного жилья - до 35 тысяч кв. м в год;
количество вновь приобретенных квартир - до 300-500 в год (в эквиваленте двухкомнатной квартиры улучшенной планировки);
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, - до 1000 ежегодно;
всего населения Приморского края, улучшившего жилищные условия в ходе реализации Программы, - около 39000 человек;
стимулирование рождения в семьях участников Программы - около 300 детей в 2003-2005 годах ежегодно и в пределах 400-600 детей - в последующие годы.
9. Организация, формы и методы управления Программой
Управление процессом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы.
Контроль за ходом реализации Программы организуется в форме ежегодного представления исполнителями программных мероприятий отчета о ходе реализации Программы на рассмотрение губернатора Приморского края и Законодательного Собрания Приморского края.
Председатель
Законодательного Собрания |
С.А. Сопчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.