Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 23. Проверка избирательной комиссией Муниципального образования достоверности данных, содержащихся в подписных листах
1. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума.
2. Проверке подлежат все или часть подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения местного референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки устанавливается избирательной комиссией муниципального образования.
3. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению местного референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для назначения местного референдума количество подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума.
4. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения местного референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию муниципального образования, а также последние по счету подписи участников референдума в случае, если общее количество представленных подписей превышает предел, установленный пунктом 8 статьи 22 настоящего Закона.
5. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки достоверности сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и подписей участников референдума может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии муниципального образования, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к такой проверке могут привлекаться члены участковых комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах, подписей участников референдума. Для установления достоверности сведений об участниках референдума избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
6. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. В соответствии с Федеральным законом установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
7. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения местного референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. В соответствии с Федеральным законом не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
10. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в местном референдуме;
2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи;
4) подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума не собственноручно;
6) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не отмечены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума, имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума;
8) подписи участников референдума, которые проставлены позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума;
9) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
10) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
11) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
12) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных статьей 22 настоящего Закона и приложением к настоящему Закону.
11. При обнаружении среди представленных подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения местного референдума количества достоверных подписей избирательная комиссия муниципального образования отказывает в проведении местного референдума.
12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии муниципального образования для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии муниципального образования. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается.
13. О результатах соответствующей проверки уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении местного референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.