Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Клиповой Д.В,
с участием представителей Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" Гонгошева А.В. и Жирова А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия ФИО1 на решение судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 5 декабря 2017 года, вынесенное в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Сарпинский психоневрологический дом-интернат", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия (далее -Управление Росприродназора по РК) ФИО1 от 5 июня 2017 года Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от
5 декабря 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе на данное решение суда старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по РК ФИО1 просит решение судьи отменить как незаконное. Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии у учреждения самостоятельных источников дохода, ссылкой на своевременность направления в адрес учредителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия заявок на финансирование установки очистных сооружений. Считает, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о принятии Бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" (далее - БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат") всех возможных мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и недопущения загрязнения почв и не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
В возражении на жалобу представитель БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" Гонгошев А.В. выразил несогласие с доводами жалобы, указал на отсутствие финансирования установки очистных сооружений со стороны учредителя учреждения и невозможность установки таких очистных сооружений собственными силами БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат". Просил обжалуемое решение Сарпинского районного суда РК оставить без изменения.
В судебное заседание представитель Управления Росприродназора по РК, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился. В письменном ходатайстве исполняющий обязанности руководителя Управления Росприродназора по РК ФИО2 просил рассмотреть жалобу без участия представителя административного органа.
Представители БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" Гонгошев А.В. и Жиров А.С. против доводов жалобы возражали, просили решение судьи Сарпинского районного суда от 5 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. При этом, представитель Жиров А.С. пояснил, что загрязнение почвы сточными водами произошло из-за прорыва канализационной трубы вследствие ее ветхости, требуется строительство канализационных очистных сооружений, что невозможно в отсутствие финансирования на указанные цели со стороны учредителя - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как следует из материалов дела, на основании письма заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия ФИО3 от 21 августа 2017 года за исходящим номером "Данные изъяты" и обращения гражданина ФИО4 от 9 августа 2017 года, поступившего в Региональное отделение Общероссийского народного фронта в Республике Калмыкия, по факту загрязнения реки Хамхурка сточными водами БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" 30 августа 2017 года инспекторами Управления Росприродназора по РК проведен плановый (рейдовый) осмотр и обследование территории прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны реки Хамхурка в границах Кировского сельского муниципального образования и Аршан-Зельменского сельского муниципального образования Сарпинского района Республики Калмыкия.
На основании протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30 августа 2017 года в ходе проведения рейдового осмотра водоохраной зоны установлено, что в 0,2 км "Данные изъяты" из пруда-испарителя, относящегося к канализационной сети БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат", происходит дренаж сточной воды на нижерасположенный земельный участок и далее по естественному уклону стекает в пересохшее русло реки Хамхурка в незначительном количестве.
Вышеназванные обстоятельства усматриваются также из акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований
от 31 августа 2017 года N "Данные изъяты", фототаблицы и план-схемы N 1 к акту обследования. Согласно акту обследования специалистами филиала ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу" по Волгоградской области (далее - Филиал ФБГУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области") в ходе обследования проведен отбор проб почв с загрязненного сточными водами земельного участка для лабораторного анализа на наличие предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Согласно заключению филиала ФБГУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области", проведенного по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, от 07 сентября 2017 года N167 в результате проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб почвы на участке земли между прудом-испарителем канализационной сети БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" и руслом реки Хамхурка в окрестности п. Годжур Сарпинского района Республики Калмыкия - пробная площадка N 1, участок земли 2,5 м на 67 м, установлены наличие превышения концентраций загрязняющих веществ по кальцию, магнию, калию, натрию, железу, сульфат-иону.
В соответствии с заключением эксперта филиала ФБГУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области" от 18 сентября 2017 года N 40, исходя из результатов полученных лабораторных исследований, измерений и испытаний проб почвы на участке земли (пробная площадка N1), можно сделать вывод об изменении химического состава почвы на участке земли, предположительно загрязненном сточными водами пруда-испарителя канализационной сети БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат", дренирующими в русло реки Хамхурка, что может свидетельствовать о загрязнении данного участка сточными водами.
Согласно протоколу об административном правонарушении N "Данные изъяты" от 23 октября 2017 года, БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" допустило несоблюдение требований по охране окружающей среды, поскольку в результате сброса учреждением сточных вод на рельеф местности произошла порча земель, то есть названным юридическим лицом допущено нарушение ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз.2, абз.4, абз.8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, что влечет привлечение лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из копии Устава учреждения следует, что учредителем БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (в настоящее время учредителем является Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия), полномочия собственника в отношении республиканского имущества осуществляет Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. На основании п. 3.8 Устава учреждение реализует права владения, пользования, распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления. Согласно п. 3.9 Устава основными источниками финансирования учреждения являются субсидии из республиканского бюджета. В соответствии с изменениями, внесенными в Устав учреждения от 28 августа 2015 года, учреждение вправе осуществлять иную деятельность, в том числе деятельность, приносящую доход, если она направлена на осуществление цели его деятельности.
Из материалов дела усматривается, что в 2016 году БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" была заказана проектная документация, изготовленная ООО ""Данные изъяты"", на оборудование пищеблока с обеденным залом на 120 посадочных мести и спального корпуса на 120 мест для нужд учреждения. Согласно сводному сметному расчету было запроектировано проведение работ по строительству канализационных очистных сооружений, наружных сетей и сооружения водоснабжения и канализации.
Кроме того, БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" многократно подавало заявки в адрес учредителя - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении финансирования для установки очистных сооружений, что подтверждается заявками от 25 января 2017 года исходящий номер "Данные изъяты", от 26 апреля 2017 года исходящий номер "Данные изъяты", от 31 августа 2017 года исходящий номер "Данные изъяты".
Таким образом, БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований и правил в области охраны окружающей среды. Доводы представителей учреждения о ветхости канализационной сети, повлекшей загрязнение почвы, необходимости строительства канализационных очистных сооружений, отсутствии финансирования мероприятий по такому строительству со стороны учредителя ничем не опровергнуты.
Установив фактические и правовые обстоятельства по делу, с учетом представленных доказательств судья Сарпинского районного суда Республики Калмыкия пришел к обоснованному выводу об отсутствии у учреждения объективной возможности для соблюдения требований и правил в области охраны окружающей среды, что свидетельствует о невиновности юридического лица. В связи с чем, суд прекратил производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ввиду изложенного доводы жалобы о непринятии БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" всех возможных мер по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и недопущению загрязнения почв, являются необоснованными.
Ссылка в жалобе на пункт 2.5 Устава БУ РК "Сарпинский психоневрологический дом-интернат", предусматривающий право учреждения сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, является несостоятельной. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об оказании учреждением платных услуг и получении за это денежных средств, достаточных для строительства канализационных очистных сооружений, по делу не имеется.
Обжалуемое судебное постановление обоснованно, мотивированно и соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
решил:
решение судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 5 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.