Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 07 февраля 2018 г. по делу N 33а-205/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Заика Ю.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2017 г, которым частично удовлетворены заявленные требования капитана Трясорукова Андрея Юрьевича об оспаривании действий военного коменданта военной комендатуры военных сообщений (водного участка, порта Крым и железнодорожной станции Керчь) (далее - военная комендатура) и начальника военных сообщений Крымского управления военных сообщений (далее - военных сообщений), связанных с непредоставлением истцу дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
Трясоруков А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать действия военного коменданта военной комендатуры и начальника военных сообщений по привлечению его к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени нарушающими условия контракта о прохождении военной службы;
обязать начальника военных сообщений предоставить ему 76 дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени за период с 1 августа 2016 г. по 31 августа 2017 г.;
обязать военного коменданта военной комендатуры планировать суточные дежурства сотрудников военной комендатуры с учетом последующего предоставления 48 часов отдыха.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал начальника военных сообщений рассмотреть вопрос о предоставлении Трясорукову А.Ю. двух дней отдыха.
В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Со ссылкой на ст. 8 и 265 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав), согласно которым исполнение обязанностей в составе суточного наряда, следование к месту военной службы и обратно считается исполнением обязанностей военной службы, а сменившийся состав суточного наряда освобождается в день смены от занятий и работ, истец полагает, что после суточного дежурства соответствующее по продолжительности время отдыха ему не предоставляется, так как не учитываются два часа времени в пути с места службы до места его проживания и обратно. Кроме того, освобождение от исполнения обязанностей военной службы после суточного наряда не считается предоставлением суток отдыха, поскольку это уже предусмотрено Уставом.
Приводя положения п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха, Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, согласно которым за каждые трое суток привлечения к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, а вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация, истец полагает, что данная гарантия и компенсация распространяется на него в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. N 80.
Поскольку комендатуры военных сообщений комплектуются только офицерами и лицами гражданского персонала, истец считает ошибочным вывод суда о том, что Крымское управление военных сообщений является воинской частью постоянной готовности, переведенной в установленном порядке на комплектование военнослужащими по контракту. Поэтому Трясоруков А.Ю. полагает недостаточным исследование судом схемы мобилизационного развертывания и приказа начальника Крымского управления военных сообщений от 23 мая 2016 г. N 142. По его мнению, суду следовало истребовать директиву начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, подтверждающую это обстоятельство.
Регламентом служебного времени Крымского управления военных сообщений и его структурных подразделений выходными днями определены суббота и воскресенье, а офицеры, привлекаемые к несению суточного дежурства, в отличие от других военнослужащих, не привлекаемых к таким дежурствам, не имеют возможности подготовиться к сдаче нормативов по физической подготовке, которая проходит на общих основаниях. В связи с этим Трясоруков А.Ю. считает, что в целях недопущения накопления выходных дней за переработку после каждого суточного дежурства следует предоставлять 48 часов отдыха.
В письменных возражениях начальник военных сообщений просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 3 ст. 11 этого Федерального закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотренные пп. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются военнослужащим с учетом положений ст. 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы). При этом дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
Как следует из приведенных положений Федерального закона, за период привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащему предоставляется дополнительное время отдыха (п. 1 ст. 11), а за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, - дополнительные сутки отдыха (п. 3 ст. 11).
При этом денежная компенсация может выплачиваться по желанию военнослужащего только вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, а ее выплата вместо дополнительного времени отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени законом не предусмотрена.
Кроме того, о желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае его непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом.
Из материалов дела видно, что Трясоруков А.Ю. с 4 августа 2016 г. проходит военную службу помощником военного коменданта комендатуры военных сообщений (водного участка порта Крым и железнодорожной станции Керчь).
Рапорта о предоставлении ему дополнительного времени отдыха за привлечение к несению суточного дежурства в выходные дни истец до сентября
2017 года командованию не подавал.
18 сентября 2017 г. начальником военных сообщений Трясорукову А.Ю. отказано в удовлетворении его просьбы о предоставлении дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени за период с
1 августа 2016 г. по 31 августа 2017 г. на том основании, что ранее с соответствующими рапортами он не обращался.
Вместе с тем при исследовании в судебном заседании графиков работы личного состава установлено, что
истец
привлекался к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, а после несения службы в суточных нарядах в воскресенье 12 марта и 18 марта 2017 г. ему не было предоставлено дополнительное время отдыха в другие дни недели, всего два дня отдыха.
За остальной период привлечения истца к несению службы в суточных нарядах нарушение прав истца на дополнительное время отдыха не установлено.
Привлечение Трясорукова А.Ю. к участию в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, материалами дела также не подтверждается, в связи с чем гарантии и компенсации, предусмотренные п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на него не распространяются.
При изложенных обстоятельствах частичное удовлетворение судом заявленных требований Трясорукова А.Ю. является правильным.
Доводы жалобы истца о том, что время отдыха после суточного дежурства предоставляется без учета времени в пути с места службы до места его проживания и обратно, и что его освобождение от исполнения обязанностей военной службы после суточного наряда не считается предоставлением суток отдыха, поскольку это уже предусмотрено Уставом, являются необоснованными, так как не были предметами рассмотрения в суде первой инстанции и им какая-либо оценка судом не давалась.
Утверждение истца о том, что суду необходимо было истребовать директиву начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, подтверждающую, что Крымское управление военных сообщений является воинской частью постоянной готовности, значения для разрешения дела не имеет, поскольку по делу достоверно установлено, что Трясоруков А.Ю. не имеет права на предоставление дополнительных суток отдыха, предусмотренных за участие в вышеназванных мероприятиях, или выплату вместо них денежной компенсации.
Вывод суда о необоснованности требования Трясорукова А.Ю. возложить на военного коменданта обязанность планировать суточные дежурства сотрудников военной комендатуры в целях предоставления 48 часов отдыха является правильным, поскольку эти требования не основаны на нормах действующего законодательства.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2017 г. по административному исковому заявлению Трясорукова Андрея Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.