В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьей 23 Устава Пограничного муниципального района, Дума Пограничного муниципального района
решила:
1. Утвердить Положение о системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Вестник Приграничья".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
4. Контроль за настоящим решением возложить на постоянную депутатскую комиссию по законности, Регламенту и другим правовым вопросам (Суков).
Глава Пограничного муниципального района |
Э.Н. Блинов |
Положение
о системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций на территории муниципального района
(утв. решением Думы Пограничного муниципального района от 30 марта 2005 г. N 37)
1. Настоящее положение определяет принципы построения, состава сил и средств РСЧС, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой районной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. В соответствии с федеральным законом N 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
3. Подсистема РСЧС муниципального района объединяет органы управления, силы и средства органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
4. РСЧС муниципального района состоит их двух функциональных уровней местного и объектового.
5. Местная подсистема РСЧС создана для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории муниципального района и состоит из звеньев, соответствующих потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.
Задачи РСЧС определяются положением.
6. Координирующими органами РСЧС являются:
- на местном уровне, охватывающие территорию муниципального района - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципального района;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального района, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности и состав этих комиссий утверждаются постановлениями руководителей соответствующих объектов и распоряжением органов местного самоуправления.
7. Основными задачами комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального района являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям;
- взаимодействие с военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятия решения о направлении сил и средств для оказания помощи объектовым комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и эвакуация населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуации в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидации чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
9. Органами повседневного управления подсистемы РСЧС муниципального района является на местном уровне - комиссия по чрезвычайным ситуациям, главный специалист администрации по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций муниципального района службы ГОЧС, на объектовом уровне - орган, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
10. Органами повседневного управления РСЧС являются:
- пункт управления муниципального района;
- дежурно-диспетчерские службы организаций и предприятий.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
11. В состав сил и средств РСЧС муниципального района входят: силы и средства органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящихся в состоянии постоянной готовности.
Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
12. Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- абонентские пункты органов управления Пограничного муниципального района по делам ГО и ЧС;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных.
13. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением КЧС в пределах конкретной территории устанавливается один из следующий режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях и обеспечения пожарной безопасности, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и выполнение резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных группы для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды;
- по обеспечению устойчивого функционирования объектов, приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
15. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.
Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяется органом, их создающим.
16. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.
17. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из резервов РСЧС по ходатайству администрации, организации.
18. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет средств бюджета муниципального района, организаций и предприятий.
Финансирование целевых программ по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Приморского края.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, местного бюджета, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
19. В целях заблаговременного проведения мероприятий по проведению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧС муниципального района, ее звеньев, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя их принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС муниципального района осуществляет главный специалист администрации по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Приложение
Функции
органов исполнительной власти по защите населения и территории
от чрезвычайных ситуаций
1. Отдел внутренних дел
1.1. Обеспечение общественного порядка и охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.
2. Природоохранная инспекция администрации
2.1. Организация и обеспечение контроля экологической обстановки района, планирование и осуществление мер по ее улучшению;
2.2. Организация и осуществление государственного экологического контроля за выбросами и сбросами вредных веществ в окружающую природную среду, а также за размещением опасных промышленных отходов;
2.3. Методическое руководство работами по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и контроль за ходом работ;
2.4. Организация работ по прогнозированию изменений экологической обстановки в районе размещения потенциально опасных объектов и интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при чрезвычайных ситуациях.
3. Управление сельского хозяйства администрации
3.1. Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли;
3.2. Осуществление контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами. Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях;
3.3. Организация и координация работ по эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий, эпифитотий;
3.4. Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производств информации чрезвычайных ситуаций природного экологического характера включает в себя:
- организацию производства и поставок продовольствия для снабжения населения, пострадавшего при ЧС;
- защиту сельскохозяйственных животных и растений;
- создание резервов продовольственных и кормовых ресурсов.
4. Участок электрической связи Уссурийского межрайонного узла связи
4.1. Организация и осуществление мероприятий по устойчивому функционированию системы централизованного оповещения и связи местного уровня во всех режимах функционирования подсистемы РСЧС Пограничного муниципального района.
4.2. Обеспечение средствами и каналами связи органов управления подсистемы РСЧС муниципального района, осуществляющих руководство ликвидацией ЧС.
4.3. Руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС связи и оповещения на территории Пограничного муниципального района.
5. Комитет по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации
5.1. Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты муниципального района.
5.2. Нотариальное обеспечение строительства и инженерной защиты объектов в экстремальных условиях.
5.3. Расчет ущерба, причиненного объектами и имуществу граждан вследствие ЧС, расчет потребностей в материальных ресурсах, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других работ, а также для полного восстановления объектов, которым нанесен ущерб.
6. Пограничный центр санитарно-эпидемиологического надзора
6.1. Наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории района.
6.2. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения.
6.3. Организация и координация работ по проведению санитарно - гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований постоянной готовности.
6.4. Организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС, формирования резервов санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических средств.
6.5. Организация и осуществление оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС.
7. Отдел экономики администрации Пограничного муниципального района
7.1. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
7.2. Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории муниципального района с учетом требований промышленности и экологической безопасности, повышению устойчивости их деятельности.
7.3. Определение порядка создания страховых и резервных фондов, запасов материальных средств необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7.4. Сбор, анализ и обобщение информационных материалов об ущербе, нанесенном катастрофой.
7.5. Организация, обеспечение пострадавшего населения продовольственными товарами.
8. Финансовый отдел администрации Пограничного муниципального района
8.1. Определение порядка и источников финансирования проводимых комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности мероприятий.
8.2. Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание помощи пострадавшему населению.
8.3. Определение порядка возмещения ущерба, нанесенного предприятиям, организациям и населению.
9. Центральная районная больница
9.1. Руководство созданием и функционированием подсистемы (службы) медицинской помощи районной системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.
9.2. Организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций.
9.3. Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. 51 ПЧ ГПС по охране Пограничного района
10.1. Организация тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.