Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Приморского края
от 22 октября 2003 г. N 477
Краевая целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"
21 декабря 2005 г.
Паспорт
краевой целевой программы
"Социальное развитие села до 2010 года"
/---------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование | краевая целевая программа "Социальное развитие |
|Программы | села до 2010 года" (далее - Программа). |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основание для | распоряжение Губернатора Приморского края от 5 марта |
|разработки Программы | 2003 года N 95-р "О разработке региональной целевой |
| | Программы "Социальное развитие села до 2010 года" |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Государственный | департамент сельского хозяйства и продовольствия |
|заказчик-координатор | администрации Приморского края |
|Программы | |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Государственные | департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и |
|заказчики Программы | топливным ресурсам администрации Приморского края, |
| | департамент здравоохранения администрации Приморского |
| | края, департамент образования и науки администрации |
| | Приморского края, департамент строительства и |
| | архитектуры администрации Приморского края, управление |
| | культуры администрации Приморского края, департамент |
| | дорожного хозяйства администрации Приморского края, |
| | департамент связи и информатизации администрации |
| | Приморского края, комитет природных ресурсов и экологии |
| | администрации Приморского края, комитет по торговле и |
| | защите прав потребителей администрации Приморского |
| | края, комитет по физической культуре и спорту |
| | администрации Приморского края |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основные разработчики | департамент сельского хозяйства и продовольствия |
|Программы | администрации Приморского края, комитет экономического |
| | развития администрации Приморского края, департамент по |
| | жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам |
| | администрации Приморского края, департамент здравоохранения |
| | администрации Приморского края, департамент образования |
| | и науки администрации Приморского края, департамент |
| | строительства и архитектуры администрации Приморского |
| | края,управление культуры администрации Приморского края, |
| | департамент дорожного хозяйства администрации Приморского |
| | края, департамент связи и информатизации администрации |
| | Приморского края, комитет природных ресурсов и экологии |
| | администрации Приморского края, комитет по торговле и |
| | защите прав потребителей администрации Приморского края |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Цели и задачи | развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сел |
|Программы | муниципальных образований; создание правовых, |
| | административных и экономических условий для перехода к |
| | устойчивому социально-экономическому развитию сел |
| | муниципальных образований и реализации Федерального |
| | закона "Об общих принципах организации местного |
| | самоуправления в Российской Федерации"; расширение рынка |
| | труда в сельской местности и обеспечение его |
| | привлекательности; создание основ для повышения престижности |
| | проживания в сельской местности |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Сроки и этапы | 2003-20 10 годы: |
|реализации Программы | I этап - 2003-2006 годы; |
| | II этап-2007-20 10 годы |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основные мероприятия | мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: |
|Программы | жилищное строительство, здравоохранение, бразование, |
| | культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно- |
| | консультационное обеспечение сельского населения, |
| | электрификация,телекоммуникационная связь,водоснабжение, |
| | дорожное строительство. |
| | Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных |
| | условий сельского населения; улучшение состояния здоровья |
| | сельского населения за счет повышения доступности и качества |
| | первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие |
| | базы для занятий физической культурой и спортом в целях |
| | формирования здорового образа жизни сельского населения, |
| | профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; |
| | повышение образовательного уровня учащихся |
| | образовательных учреждений в сельской местности; приведение |
| | качества образования в соответствие с современными |
| | требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности |
| | на селе; развитие и расширение информационно-консультаци- |
| | онного обслуживания сельского населения; повышение уровня |
| | и качества электро-, водоснабжения сельских поселений, |
| | обеспечение телефонной и телекоммуникационной связью; |
| | расширение сети и благоустройство сельских автомобильных |
| | дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости |
| | сельского населения на основе сохранения и создания |
| | рабочих мест |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Исполнители основных | департамент сельского хозяйства и продовольствия |
|мероприятий | администрации Приморского края, департамент по жилищно- |
|Программы | коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации | Приморского края, департамент здравоохранения администрации Приморского
| | края, департамент образования и науки администрации |
| | Приморского края, департамент строительства и архитектуры |
| | администрации Приморского края, управление культуры |
| | администрации Приморского края, департамент дорожного |
| | хозяйства администрации Приморского края, департамент |
| | связи и информатизации администрации Приморского края, |
| | комитет природных ресурсов и экологии администрации |
| | Приморского края, комитет по торговле и защите прав |
| | потребителей администрации Приморского края, органы |
| | местного самоуправления, строительные, проектные органи |
| | зации на конкурсной основе, общественные организации |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники | объем финансирования на реализацию Программы - 1360,9 млн. |
|финансирования | рублей, в том числе: средства федерального бюджета - |
| | 260,73 млн. рублей (19,2 процента); средства краевого |
| | (19,2 процента); средства краевого бюджета - 701,32 млн. |
| | рублей (51,53 процента); средства внебюджетных источников |
| | - 398,85 млн. рублей (29,27 процента) |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые результаты | реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия |
|реализации Программы | более 520 сельских семей и довести уровень обеспеченности |
| | коммунальными услугами до 38 процентов; |
| | улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, |
| | довести электропотребление на бытовые цели до 0,6 МВт/ч |
| | на душу населения; довести долю обучающихся в благоустроен- |
| | ных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 85 |
| | процентов; увеличить количество больничных мест - до 65 |
| | койко-мест на 10 тыс. человек; увеличить количество дворцов |
| | и домов культуры, других учреждений клубного типа - до 200 |
| | мест на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультаци- |
| | онное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным|
| | занятиям физической культурой и спортом 38 процентов учащейся|
| | сельской молодежи и 20 процентов работающих в сельской |
| | местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово- |
| | бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности |
| | сельского населения питьевой водой до 87 процентов; обеспе- |
| | чить реконструкцию и техническое перевооружение 65 АТС; |
| | расширить сеть автомобильных дорог общего пользования и |
| | привести в нормативно-техническое состояние более 335 км |
| | автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты. |
\---------------------------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство имеет незначительное количество сельских поселений.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Жилищные условия. Более чем на 80 процентов сельский жилищный фонд приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 7,4 процента, фельдшерско-акушерских пунктов на 3 процента (13 единиц).
В показателях общественного здоровья продолжается рост общей смертности (с 13,6 до 13,9). Естественная убыль населения сохранилась на всей территории края.
Продолжается отток медицинских кадров из сельских районов. Обеспеченность медицинскими кадрами составляет 65 процентов от нормативного.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась более чем на 50 процентов. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 30 процентов, а имеющиеся на начало 2003 года учреждения являются малокомплектными.
Количество сельских общеобразовательных учреждений остается на уровне 1990 года при увеличении численности учащихся.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса.
Число клубов и домов культуры за последнее десятилетие сократилось на 25 процентов, библиотек - на 8 процентов, значительно уменьшился библиотечный фонд.
В связи с резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в селах сеть предприятий бытового обслуживания.
К началу 2003 года большинство воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 70 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации пришли в ветхое, технически непригодное состояние.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом до 70 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. В результате до 80 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В 28 процентах сел телефонная связь отсутствует, треть имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизирована. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2002 году уменьшилась по сравнению с 1990 годом почти в четыре раза. Число работников, занимающих должности руководителей и специалистов, сократилось в 2,9 раза. За этот период сменяемость руководителей и специалистов увеличилась в два раза. Сокращается численность специалистов массовых профессий. За последние пять лет число механизаторов сократилось на 52,8 процента. На конец 2002 года, по данным службы занятости, из 475,8 тысячи человек, проживающих в сельской местности, 10,3 тысячи человек числятся безработными. Уровень безработицы в сельской местности составляет 4,1 процента, что в два раза выше, чем в среднем по краю.
Социологические опросы показывают, что большинство выпускников средних школ стремятся получить профессию, не связанную с аграрным сектором производства.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение предупреждающих мероприятий.
Необходимость разработки и реализации данной Программы обусловлена различными причинами:
1. Социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением.
Для устойчивого социально-экономического развития села и эффективного функционирования агропромышленного производства края необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2. Межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и краевом уровнях, органов местного самоуправления и общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сел от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к их развитию.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских местностей.
3. Необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях села не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей: сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности
объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и реализация миграционной политики государства;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для роста сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет увеличения собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению доступность улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов.
Основные пути решения программных задач:
формирование правового и методологического обеспечения социального развития села;
повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации услуговой деятельности на базе жилищного фонда;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, применения отечественных строительных материалов и технологий;
коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергоснабжения, соблюдение ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышение надежности и безопасности энергоснабжения, развитие экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;
создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников.
Сроки реализации Программы (2003-2010 годы) учитывают ресурсные возможности федерального и регионального уровней обеспечения программных мероприятий. Этот период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места
проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
2.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности;
формирование условий для расширения доступности улучшения жилищных условий сельских граждан с невысокими личными доходами.
Выполнение мероприятий согласно приложению 1 позволит:
улучшить жилищные условия более 520 сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
обеспечить снижение стоимости строительства жилья за счет предоставления услуг по обеспечению застройщиков необходимыми дешевыми отечественными строительными материалами, оборудованием;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
2.2. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских, районных участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сел муниципальных образований с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной практики;
обеспечение сельского населения качественной медицинской помощью путем совершенствования материально-технической базы и кадрового обеспечения пунктов скорой медицинской помощи;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики;
развитие института врача общей практики (семейный врач).
В результате реализации мероприятий согласно приложению 2 увеличится количество койкомест; повысится и обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, будет восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов.
Выполнение предусмотренных мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8-10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью.
2.3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;
создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;
более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах.
Выполнение мероприятий согласно приложению 3 позволит увеличить количество образовательных учреждений в селах.
В сфере образования будет создано более 260 новых рабочих мест.
2.4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Целью мероприятий в области культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сел муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработка территориальных схем их размещения;
повышение уровня обеспеченности учреждений культуры в сельской местности;
создание на базе реконструируемых зданий дворцов и домов культуры и других учреждений клубного типа зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению 4 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
В результате развития сельских учреждений культуры будут сохранены рабочие места и созданы новые.
2.5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
Основной целью мероприятий является комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в селах и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства.
Предусматриваются следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности:
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
расширение сети предприятий общественного питания.
Реализация мероприятий согласно приложению 5 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров и услуг, реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени населения на приобретение товаров и услуг.
2.6. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей Программы является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни сельского населения.
Предусматриваются следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские и фермерские хозяйства;
повышение качества потребляемой электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложению 6 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения сельской местности и сохранить рабочие места.
2.7. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Целью Программы является обеспечение населения и учреждений
социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
максимальное использование свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий;
поэтапная экономически обоснованная замена устаревших телефонных станций на современные;
улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;
осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению 7 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать новые рабочие места.
2.8. Развитие системы водоснабжения в сельской местности
Главными целями Программы являются: обеспечение сельского населения качественной питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экономической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Предусматриваются следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов:
строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
монтаж и ввод в эксплуатацию установок и станций очистки и обезжелезивания воды.
Выполнение мероприятий Программы согласно приложению 8 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой.
2.9. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Основной задачей Программы является обеспечение надежной транспортной связи сельских населенных пунктов дорогами с твердым покрытием.
Предусматриваются следующие мероприятия по развитию сети сельских дорог:
строительство и реконструкция дорог;
приведение в нормативное технического состояния дорог, находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей и бесхозных, с последующей приемкой таких дорог в сеть общего пользования.
Реализация мероприятий согласно приложению 9 позволит удовлетворить потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в автомобильных перевозках, повысить жизненный и культурный уровень сельского населения, активизирует развитие социальной инфраструктуры в отдаленных селах.
Развитая сеть сельских дорог создаст предпосылки к увеличению продуктивности сельскохозяйственного производства, доходов граждан, занятых в сельскохозяйственном производстве, сохранению рабочих мест и созданию новых.
3. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке ресурсного обеспечения Программы должна учитываться реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и краевом уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая, политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников, включая сельское население.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется по многоканальному принципу: за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и внебюджетных источников.
Капитальные вложения определены в сумме 1360,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 260,73 млн. рублей. (19,2%), краевого бюджета - 701,32 млн. рублей (51,53%) и внебюджетных источников - 398,85 млн. рублей (29,27%).
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, находящихся в незавершенном строительстве, ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие необходимое нормативно-правовое сопровождение социальных преобразований села финансируются в основном из федерального бюджета.
Стоимость этих работ определяется в соответствии со сметами на проведение работ аналогичного характера.
Прочие расходы по Программе обеспечивают финансирование наиболее значимых мероприятий текущего характера.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
средства государственных и негосударственных предприятий, организаций и объединений, осуществляющих хозяйственную деятельность на селе, государственных и муниципальных организаций социально-культурной сферы сельских муниципальных образований, получаемые за счет оказания населению платных услуг и другой хозяйственно-финансовой деятельности;
средства государственных фондов (федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальных дорожных фондов, федерального фонда поддержки малого предпринимательства);
кредиты банков и другие заемные средства, в том числе собственные средства территориальных фондов поддержки индивидуального жилищного строительства;
личные средства граждан.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы и их территориальными органами.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Государственные заказчики Программы осуществляют:
нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
подготовку предложений по объемам и условиям представления средств федерального и краевого бюджетов для реализации Программы;
разработку методических материалов для исполнителей Программы в муниципальных образованиях;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
мониторинг реализации Программы с целью распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Государственные заказчики могут на договорной основе передавать выполнение части своих функций муниципальным образованиям, участвующим в реализации Программы.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Приморского края, являющийся государственным заказчиком-координатором Программы.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Приморского края:
обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, выполнению соглашений о финансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов и внебюджетных источников;
осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками, ответственными за выполнение программных мероприятий.
Ежегодно государственный заказчик-координатор Программы с участием заинтересованных органов исполнительной власти подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет доклад о ходе реализации Программы за прошедший год.
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития села, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских поселений, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного культурного, торгового, бытового и информационно-консультативного обслуживания сельского населения.
Более 520 сельских семей улучшат жилищные условия, повысится уровень предоставления коммунальных услуг до 38 процентов, значительно сократится сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.
Обеспеченность больничными местами будет доведена до 65 койкомест на 10 тыс. человек. Выполнение мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8-10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью.
Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях достигнет 85 процентов, повысится количество дворцов и домов культуры и учреждений клубного типа до 200 мест на 1 тыс. человек при этом количество привлеченных к регулярным занятиям физкультурой и спортом составит 38 процентов учащейся молодежи и 20 процентов работающих в сельской местности.
Воссоздание и расширение сети предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в сельской местности, особенно в отдаленных, труднодоступных, малонаселенных селах, повысит обеспеченности сельского населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, позволит расширить ассортимент реализуемых товаров, возобновить бытовое обслуживание, сократить потери времени населения на приобретение товаров и услуг и создать около 900 новых рабочих мест в сельской местности.
Приведение в нормативное состояние электрических сетей и подстанций позволит повысить уровень электрификации сел, обеспечит бесперебойное энергоснабжение, создаст стабильность в работе сельскохозяйственных товаропроизводителей и тем самым сократит отток населения из сельской местности.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности позволит обеспечить потребности органов местного самоуправления, сельского населения, учреждений социальной сферы, предприятий и организаций сельскохозяйственных товаропроизводителей в телефонной связи, передаче данных, информационных услугах, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию в сельской местности частной инициативы и предпринимательства. В сельской местности края будут введены 6500 номеров новой монтированной емкости, телефонизировано 10 населенных пунктов, не имеющих телефонной связи, заменено и модернизировано физически и морально устаревшее оборудование автоматических телефонных станций в 53 населенных пунктах, построено и реконструировано 166,3 километра межстанционной связи, повысится степень доступа сельского населения к ресурсам сети Интернет.
Обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до 87 процентов, что позволит в значительной степени улучшить условия жизни сельского населения.
В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 8-10 процентов.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения, снижение уровня безработицы в результате сохранения на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры рабочих мест, создания дополнительных рабочих мест и получения сельским населением дополнительных доходов.
В кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства будет создана необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономическая эффективность от реализации Программы состоит в увеличении производительности труда на 20-25 процентов на основе:
улучшения здоровья сельских жителей, сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
повышения общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
При разработке проектов строительства объектов социальной сферы и инженерного обустройства в селах уже на стадии проработки технико-экономического обоснования этих проектов будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.