Руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в целях реализации прав граждан на доступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, Дума городского округа ЗАТО г. Фокино
решила:
1. Утвердить Положение "Об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории городского округа ЗАТО г. Фокино".
2. Настоящее положение направить главе городского округа ЗАТО г. Фокино для подписания и обнародования.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Думы городского
округа ЗАТО г. Фокино |
С.А. Радюк |
Положение
об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
по основным общеобразовательным программам
в городском округе ЗАТО г. Фокино
(утв. решением Думы городского округа ЗАТО г. Фокино от 11 августа 2005 г. N 65)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории городского округа г. Фокино (далее окружной округ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 года; Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.92 г. "Об образовании"; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении; Законом Приморского края "Об образовании в Приморском крае".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена неточность. Имеется в виду Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
1.2. Основные понятия.
Образование - процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Образовательное учреждение - некоммерческая организация, осуществляющая образовательный процесс, реализующая одну или несколько образовательных программ и обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся и воспитанников
Образовательная программа - документ, определяющий предметное содержание образования определенного уровня и направленности.
Общедоступность - получение образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Бесплатность образования - возмещение государством гражданину расходов на получение общего и на конкурсной основе профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов либо непосредственно, либо путем финансирования соответствующего образовательного учреждения.
1.3. Обучение и воспитание в образовательных учреждениях городского округа ЗАТО г. Фокино ведется на русском языке.
1.4. Гражданам, проживающим на территории городского округа ЗАТО г. Фокино гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального и имущественного положения.
1.5. Гражданам с отклонениями в развитии создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
2. Система общего образования городского округа
2.1. Система общего образования в городском округе ЗАТО г. Фокино (далее - городской округ) является частью системы общего образования Российской Федерации и представляет собой совокупность преемственных общеобразовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их общеобразовательных учреждений различного типа и вида, находящихся в муниципальной собственности; отдела образования и подведомственных ему учреждений общего образования.
2.2. В системе общего образования городского округа действуют юридически самостоятельные, прошедшие государственную аттестацию аккредитацию, имеющие лицензии муниципальные общеобразовательные учреждения следующих видов и типов:
- начальная общеобразовательная школа;
- средняя (полная) общеобразовательная школа;
- гимназия;
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.
2.3. Государственный статус образовательных учреждений (тип, вид, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
2.4. Учредителем образовательных учреждений являются органы местного самоуправления.
2.5 Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) образования согласно действующему законодательству Российской Федерации и Устава городского округа. Они так же:
- определяют и утверждают бюджетные сметы расходов на финансирование системы образования;
- в праве принимать решения о выделении дополнительных средств, в целях реализации прав граждан городского округа на бесплатное общее образование;
- закрепляют территории городского округа за образовательными учреждениями в целях полного предоставления гражданам общедоступного и бесплатного образования.
2.6. В системе общего образования городского округа действует уполномоченное подразделение муниципального учреждения администрация городского округа, который в соответствии с уставом городского округа, Положением о соответствующем подразделении, в пределах своей компетенции осуществляет государственную политику в области реализации права набесплатное образование.
2.7. Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основании действующего законодательства, Устава образовательных учреждений, настоящего Положения, и несут ответственность за реализацию прав граждан на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории городского округа в пределах своих полномочий и компетенции.
3. Порядок организации предоставления общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования
3.1. Общие требования к содержанию образования:
- содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современном обществе;
- содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
3.2. Образовательные программы.
В общеобразовательных учреждениях реализуются образовательные программы, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
3.3. В системе общего образования городского округа реализуются общеобразовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный и школьный компоненты. Базисные учебные планы образовательных учреждений определяют количество обязательных учебных часов в неделю по основным учебным дисциплинам, в целях реализации общеобразовательных программ на бесплатной основе.
3.4. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы в общеобразовательных учреждениях городского округа осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и домашнего обучения (для детей с ограниченными возможностями).
3.5. Обучение детей с отклонениями в развитии осуществляется на базе общеобразовательных учреждений (общеобразовательных школ), в специальных коррекционных классах для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии на основании заключения городской психо-медико-педагогической комиссии, заявления родителей.
3.6. Предоставление образовательных услуг на дому больным детям и обучение детей, находящихся на длительном лечении в муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляется по врачебным показаниям на основании приказов заведующего отделом образования.
3.7. Образовательные учреждения обеспечивают прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Образовательные учреждения не вправе отказать в приеме граждан, проживающих на закрепленной за ним распоряжением главы городского округа территории ЗАТО г. Фокино.
Образовательное учреждение может принять граждан с незакрепленной за ними территории при наличии свободных мест.
3.8. Первая ступень обучения (начальная школа).
- В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" п. 2 ст. 19 обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими на 1 сентября соответствующего года возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.
- Начальная общеобразовательная школа реализует общеобразовательную программу начального общего образования.
- Нормативный срок освоения образовательной программы 4 года (1-4 классы).
- Учебный план разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением в соответствии с примерным учебным планом Министерства образования и науки Российской Федерации, на основании базисного регионального плана, регламентируется расписанием занятий. Учебная нагрузка в школе I ступени не должна превышать 25 часов.
3.9. Вторая ступень.
- Нормативный срок освоения программы 5 лет (5-9 классы).
- Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения - 18 лет. Учебная нагрузка в школе II ступени не должна превышать 36 часов.
Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
- Выпускникам общеобразовательного учреждения, освоившим программу основного общего образования, прошедшим успешно государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании.
- Лицам, не завершившим основное общее образование, образовательным учреждениям выдаются справки установленного образца.
3.10. Обучающиеся I и II ступеней, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
3.11. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.
3.12. Третья ступень обучения. Среднее (полное) общее образование. Нормативный срок обучения 2 года (10-11 классы). В школе III ступени дополнительно к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Образовательное учреждение обеспечивает прием подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Зачисление в 10-й класс производится на основании заявления родителей (законных представителей) с учетом интересов, способностей и возможностей ребенка. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям. Зачисление в 10-й профильный класс производится на основании заявления родителей, с учетом интересов, способностей и возможностей ребенка, результатов итоговой аттестации за курс основной (полной) школы по профильным предметам. Учебная нагрузка на одного учащегося не должна превышать 36 часов. Обучение в школе III ступени завершается государственной (итоговой) аттестацией. Выпускникам школы III ступени выдается документ государственного образца - аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Лицам, не завершившим среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.
3.13. Организация образовательного процесса.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Продолжительность учебного года на I, II, III ступенях среднего (полного) общего образования составляет 34 недели, в первом классе 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Сроки проведения каникул определяет образовательное учреждение.
Наполняемость классов и групп продленного дня в городских школах - 25 человек, в сельских - 20 человек.
При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно в исключительных случаях комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения по согласованию с учредителем.
Количество и наполняемость классов малокомплектных общеобразовательных учреждений определяются исходя из потребностей населения.
При наличии в классах 20 учащихся создаются классы-комплекты.
При наличии в школе I ступени 20 учащихся производится деление на 2 класса-комплекта; в исключительных случаях (с учетом местонахождения школы, уровня развития учащихся) допускается деление на 3 класса-комплекта. При наличии в классе II ступени трех и менее учащихся обучение организуется по индивидуальным планам, разработанным общеобразовательным учреждением, согласованным с учредителем. Предметы областей "Искусство", "Физическая культура", "Технология", возможно изучать в классе другой параллели.
В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей могут открываться классы компенсирующего обучения наполняемостью 20 человек, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии наполняемостью: КРО 7 вида - 12 человек, КРО 8 вида - 9 человек.
Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению постоянно действующей медико-психо-педагогической комиссии.
В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей и учащихся могут открываться как на бесплатной, так и на платной основе:
лицейские классы (реализуют общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля);
гимназические классы (реализуют общеобразовательные программы начального (основного) общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля);
классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.
Зачисление в классы (лицейские, гимназические, углубленного изучения отдельных предметов) производится по заявлению родителей (законных представителей) с учетом интересов и возможностей детей. Наполняемость классов 25 человек. Возможно в исключительном случае при наличии финансовых средств открытие классов с меньшей наполняемостью, но не менее 20.
Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные платные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий.
При проведении занятий по иностранному языку на I, II, III ступени обучения, трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских - не менее 20 человек. Возможно в исключительных случаях при наличии финансовых средств деление на группы в сельских школах при наличии меньшей наполняемости по согласованию с учредителем.
4. Финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений
городского округа ЗАТО г. Фокино
Деятельность общеобразовательных учреждений городского округа финансируется в соответствии с законодательством.
Финансовые средства муниципальных общеобразовательных учреждений образуются за счет:
- бюджетных ассигнований, направленных из средств регионального и местного бюджетов;
- доходов от реализации платных дополнительных образовательных услуг;
- иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Финансирование за счет средств субвенций из регионального бюджета осуществляется на реализацию основных общеобразовательных программ в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы, хозяйственные нужды и др.
За счет средств местного бюджета осуществляется финансирование затрат по следующим направлениям:
- расходы по коммунальным услугам (отопление, освещение, водоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов, услуги связи);
- оплата труда работников общеобразовательных учреждений не связанных с педагогическим процессом и не финансируемым из регионального бюджета;
- содержание зданий и сооружений;
- компенсационные выплаты педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;
- поддержка учащихся из малообеспеченных семей через оказание материальной помощи;
- питание обучающихся в соответствии с решением городской Думы;
- прочие расходы (горюче-смазочные материалы, спортивные, культурно-массовые мероприятия, дополнительные средства на обеспечение учебного процесса, реализация целевых программ и др.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.