Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф,
судей: Идрисовой А.В. и Фроловой Т.Е,
при секретаре Фархутдиновой Я.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Древняка В.С. на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Бирскому району к Древняку В.С. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В, пояснения представителя Отдела Министерства внутренних дел России по Бирскому району Зиязетдинова Р.Р, полагавшего доводы апелляционной жалобы необоснованными, решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Отдел Министерства внутренних дел России по Бирскому району Республики Башкортостан (далее Отдел МВД России по Бирскому району РБ) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Древняка В.С.
В обоснование заявления указано, что приговором мирового судьи судебного участка N 1 по г. Бирску и Бирскому району Республики Башкортостан от 15.01.2010 Древняк В.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного... УК РФ, ему назначено наказание в виде 04 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком на 01 год; приговором Бирского районного суда Республики Башкортостан от 12.01.2011 Древняк В.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного... УК РФ, ему назначено наказание в виде 05 лет 06 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Постановлением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21.07.2015 оставшаяся неотбытая часть наказания, назначенного по приговору Бирского районного суда Республики Башкортостан от 12.01.2011 в виде лишения свободы заменена на исправительные работы сроком на 05 месяцев 27 дней с удержанием в доход государства 10 % заработной платы. 03 февраля 2016 года решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан в отношении Древняка B.C. установлен административный надзор сроком на 1 год. Древняк B.C. в настоящее время состоит на учете как ранее судимое лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Несмотря на проводимые профилактические мероприятия, Древняк B.C. должных выводов не сделал, замечен в злоупотреблении спиртными напитками, совершил 2 административных правонарушения, посягающих на общественный порядок, по которым привлечен к административной ответственности.
Отдел МВД России по Бирскому району просит вновь установить административный надзор в отношении Древняка В.С, дата года рождения, уроженца г.Бирск РБ, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, сроком на 2 года; установить в отношении Древняка B.C. следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов, запретить выезд за пределы территории Бирского района; обязательно являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года постановлено:
"административное исковое заявление Отдела Министерства внутренних дел России по Бирскому району к Древняк В.С. об установлении административного надзора и установлении ограничений - удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Древняк В.С, дата года рождения, уроженца г.Бирск РБ, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, сроком на 2 года.
Установить в отношении Древняк B.C. следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов, запретить выезд за пределы территории Бирского района; обязательно являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации".
В апелляционной жалобе Древняк В.С. указывает о несогласии с решением суда, установившим в его отношении запрет на выезд за пределы Бирского района и запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов по тем основаниям, что он является индивидуальным предпринимателем, ему по роду деятельности приходится выезжать за пределы Бирского района РБ.
Как указано в абзаце 3 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной.
Явка ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не признана обязательной, поскольку его позиция по делу изложена подробно в апелляционной жалобе.
Ответчик и прокурор, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились в судебное заседание, судебная коллегия в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) определиларассмотреть дело в отсутствие ответчика и прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, рассмотрев на основании части 1 статьи 308 КАС РФ дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении Древняка В.С, имеющего непогашенную судимость, дважды в течение года совершившего административные правонарушения, должен быть установлен административный надзор.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается за лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, которое совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (ч. 1).
Содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи (ч. 2).
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции, приговором мирового судьи судебного участка N 1 по г. Бирску и Бирскому району Республики Башкортостан от 15.01.2010 Древняк В.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного... УК РФ, ему назначено наказание в виде 04 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком на 01 год.
Приговором Бирского районного суда Республики Башкортостан от 12.01.2011 Древняк В.С. признан виновным в совершении тяжкого преступления, предусмотренного... УК РФ, ему назначено наказание в виде 05 лет 06 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.
Постановлением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21.07.2015 оставшаяся неотбытая часть наказания, назначенного по приговору Бирского районного суда Республики Башкортостан от 12.01.2011 в виде лишения свободы заменена на исправительные работы сроком на 05 месяцев 27 дней с удержанием в доход государства 10 % заработной платы.
03 февраля 2016 года решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан в отношении Древняка B.C. установлен административный надзор сроком на 1 год.
Древняк B.C. в настоящее время состоит на учете как ранее судимое лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
После освобождения из мест лишения свободы Древняк В.С, находясь под административным надзором, совершил ряд административных правонарушений, относящихся к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, предусмотренных ст. 20.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в совершении которых Древняк В.С. признан виновным постановлениями начальника полиции Отдела МВД России по Бирскому району от 17.02.2017 и от 07.08.2017, подвергнут, по каждому из указанных административных правонарушений, административному наказанию в виде административного штрафа в размере по 500 руб. за каждое. Указанные постановления ответчиком не оспорены.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" указано, что необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
Как следует из приговора суда, Древняк В.С. совершил тяжкое преступление.
На основании п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения, указанные в части 1 статьи 4 Федерального закона:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Исходя из этих законоположений, а также задач административного надзора, установленных в статье 2 Федерального закона, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно должен установить и соответствующие административные ограничения.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении поднадзорного лица следующие административные ограничения:
обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 06.00 часов;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Эти виды административных ограничений предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 и части 2 статьи 4 Федерального закона. При этом в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Установление этих видов административных ограничений направлено на предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Количество, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, определено судом в пределах, установленных пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, и с учетом обстоятельств дела является разумным.
Срок административного надзора судом первой инстанции определен верно, с учетом всех обстоятельств дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что установленные судом административные ограничения, могут стать препятствием для осуществления предпринимательской деятельности Древняка В.С, судебная коллегия отклоняет, поскольку данный довод носит предположительный, вероятностный характер. Ответчиком суду не представлено доказательств осуществления им предпринимательской деятельности за пределами Бирского района РБ, невозможности его трудоустройства на работу, позволяющую выполнять установленные судом административные ограничения.
Ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории по существу не ограничивает права поднадзорного лица на передвижение, а лишь накладывает на него обязанность уведомлять органы внутренних дел о своем выезде за пределы данной территории.
Пункт 3 статьи 10 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемым из мест лишения свободы" предусматривает право поднадзорного лица обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств. Учитывая, что ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции Древняк В.С. не представил доказательства, подтверждающие его трудоустройство, характер работы, связанной с командировками, работой в ночное время, оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Кроме того, поднадзорное лицо в течение срока надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона - с заявлением о досрочном прекращении.
Административные ограничения, установленные Древняку В.С. соответствуют требованиям закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения Древняком В.С. преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд допустил нарушения норм материального и процессуального права, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием изменения решения суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и(или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 названного выше закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года не установлен срок исчисления срока установленного административного надзора - со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, в связи с чем решение суда подлежит изменению в указанной части.
Кроме того, суд первой инстанции, при возложении запрета на выезд с определенной территории не указал регион пребывания лица, в отношении которого подлежит установлению административный надзор - Республика Башкортостан, в связи с чем в указанной части решение суда также подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года изменить в части.
Установить административный надзор в отношении Древняка В.С, дата года рождения, уроженца города Бирск Республики Башкортостан, зарегистрированного проживающим по адресу: адрес, сроком на 02 года. Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Запретить Древняку В.С. выезд за пределы территории Бирского района Республики Башкортостан.
В остальной части решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
судьи А.В. Идрисова
Т.Е. Фролова
справка: судья Коровина О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.