Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 25. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах
1. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня приема подписных листов и протокола об итогах сбора подписей проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.
2. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах.
3. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, которые должны извещаться о дате, времени и месте проведения проверки подписей.
4. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии муниципального образования, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к такой проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти Приморского края, иных государственных органов Приморского края, а также подведомственных им организаций. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах, подписей участников референдума. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума. К указанной проверке могут также привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума.
5. В соответствии с Федеральным законом не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
6. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования, а также последние по счету подписи участников референдума в случае, если общее количество представленных подписей превышает предел, установленный частью 2 статьи 24 настоящего Закона.
7. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
8. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
10. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, в том числе лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования на референдуме;
2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи;
4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума;
6) подписи участников референдума, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно: лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно;
9) подписи участников референдума, которые проставлены позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
10) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов;
11) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 3, абзацем первым части 4 статьи 23 настоящего Закона;
12) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
13) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных статьей 22 настоящего Закона и приложением 2 к настоящему Закону.
11. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в избирательной комиссии муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии муниципального образования о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. В соответствии с Федеральным законом повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией муниципального образования указанного решения может быть осуществлена только судом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.