Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Находкинской городской Думы
от 28 июля 2004 г. N 236
Программа
"Переселение граждан муниципального образования город Находка
из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда"
на период с 2004 по 2010 годы
Паспорт
Программы "Переселение граждан муниципального образования город Находка из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на период с 2004 по 2010 годы
Наименование программы |
Программа "Переселение граждан муниципального образования город Находка из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на период с 2004 по 2010 годы (далее программа) |
|||
Основание и дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Правительства РФ от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". |
|||
Заказчик (координатор) программы | Администрация муниципального образования города Находки | |||
Разработчик программы | Управление ЖКХ администрации города Находка | |||
Цели и задачи программы |
Основными целями являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; сокращение площади существующего муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2004 год Для реализации данных целей необходимо решить следующие основные задачи: разработать систему привлечения финансовых и инвестиционных ресурсов; организовать систему эффективного управления поступающими финансовыми ресурсами; завершить строительство жилых объектов с высокой степенью готовности; выполнить реконструкцию и капитальный ремонт аварийных жилых домов с малой степенью износа; на муниципальном уровне разработать механизм предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилом фонде |
|||
Сроки и этапы реализации программы | 2004-2010 годы I этап - 2004-2007 годы II этап - 2008-2010 годы |
|||
Перечень основных мероприятий и этапов |
1. На муниципальном уровне формирование нормативной базы для предоставления жилья гражданам; 2. Установление очередности сноса жилищного фонда и этапов переселения граждан; 3. Приобретение жилья на вторичном рынке 4. Ввод в эксплуатацию незавершенных строительством жилых домов, строящихся за счет муниципальных, частных и государственных (ведомственных) средств; 5. Реконструкция, капитальный ремонт существующих аварийных объектов, проживание в которых возможно после проведения данных работ; 6. Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания; 7. Передача муниципального жилья в собственность граждан для возможности самостоятельно решать вопросы по улучшению жилищных условий; 8. Оптимизация развития освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья. |
|||
Исполнители программы и основных мероприятий |
Структурные подразделения администрации; Предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе. |
|||
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования 1350 млн. (в ценах 2004-года), из них: 75% бюджетные средства 25% внебюджетные средства |
|||
Предполагаемые источники финансирования |
Потребность в финансовых ресурсах в ценах 2004 года 1350 млн. руб.: |
|||
На период реализации |
Этапы | |||
I | II | |||
Всего | 1350 | 513 | 837 | |
Вышестоящие бюджеты | 878 | 334 | 544 | |
Местный бюджет | 135 | 51 | 84 | |
Внебюджетные средства | 337 | 128 | 209 | |
Направления расходования | Капитальные вложения - 1350 млн. руб. (в ценах 2004 года): | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Сокращение площади ветхого и аварийного жилья; Разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов из собственных средств граждан для решения сложных социальных программ; Выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания. |
Введение
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Его наличие не только ухудшает внешний облик города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. В течение последних лет ввиду неудовлетворительного финансирования объемы проводимых капитальных работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что, в конечном счете, обусловило его неуклонное ветшание.
По состоянию на 01.01.2004 года 5674 человек (3,98% населения) проживает в ветхих и аварийных жилых домах. Суммарная площадь ветхих и аварийных жилых домов без учета частного индивидуального жилого фонда составляет 89,631 тыс.кв. метров (3,26% жилищного фонда города).
Наибольшую долю составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью (72,5% от общего ветхого и аварийного фонда), доля частной собственности составляет 27,5%.
Государство в настоящее время гарантирует гражданам, проживающим в жилом фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование другого жилого помещения (ст. 28, 29 Жилищного Кодекса РСФСР)
Во исполнение данного обязательства необходимо обеспечить гражданам предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из законодательно установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в ветхом и аварийном жилом фонде. Ключевая проблема в решении задачи ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда - обеспечение финансовыми ресурсами как бюджетными, так и средствами населения и прочими поступлениями. С учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов, данная программа направлена на поэтапное решение проблемы. На период до 2010 года необходимо обеспечить переселение граждан из аварийного и ветхого муниципального жилищного фонда.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:
1. обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
2. сокращение площади существующего аварийного и ветхого муниципального жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2004 года;
3. формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;
4. обеспечения формирования обязательств собственников жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения;
5. формирование концепции застройки районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда и рекультивация высвобождаемых участков;
6. формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем.
В рамках реализации программы на муниципальном уровне необходимо решить следующие основные задачи:
1) разработать систему привлечения внебюджетных ресурсов и собственных средств граждан для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
2) организовать систему эффективного управления поступающими на программные цели бюджетными и внебюджетными средствами;
3) завершить строительство жилых домов с высокой степенью готовности;
4) выполнить реконструкцию жилых домов с малой степенью износа, но находящихся в аварийном;
состоянии в результате нарушения несущей способности конструктивных элементов;
5) оптимизировать функционирование вторичного рынка жилья;
6) выполнить инвентаризацию частного индивидуального жилищного фонда с адресной оценкой его технического состояния и разработкой реестра ветхого и аварийного жилищного фонда данной категории.
7) выделять достаточное количество финансовых средств для капитального ремонта жилищного фонда.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начинается в 2004 году, а закончена будет в 2010 году. Переселение граждан из ветхого и аварийного частного индивидуального жилищного фонда будет проводиться за пределами 2010 года Реализация программы проводится поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет проводиться, в основном, за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2004-2007 годы) будут выполняться следующие основные мероприятия:
1) оценка размеров аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
2) установка очередности сноса жилищного фонда по микрорайонам, участкам, зданиям;
3) разработка концепции застройки районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда и рекультивации высвобождающихся земельных участков: создание в соответствии с одноименными региональными нормативно-правовыми документами муниципальной нормативно-правовой базы (в т.ч. регламентирующей деятельность муниципального целевого бюджетного фонда, процедуру приобретение жилья для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда и т.д.);
4) поэтапная реконструкция и капитальный ремонт объектов с нарушенной несущей способностью конструктивных элементов;
5) поэтапное переселение граждан и снос аварийного жилищного фонда; подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки, их продажа на конкурсной основе;
6) создание условий для оптимизации деятельности вторичного рынка жилья.
Второй этап программы (2008-2010 годы) - реализация задач по переселению граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда:
1) продолжение поэтапной реконструкции и капитального ремонта объектов;
2) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
3) продолжение поэтапного переселения граждан и сноса аварийного жилищного фонда;
4) продолжение подготовки освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы переселения граждан из жилищного фонда непригодного для проживания, включает в себя работу по трем направлениям:
1. правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде на муниципальном уровне;
2. разработка и реализация концепции развития территории сосредоточения жилищного фонда, не пригодного для проживания, в увязке с перспективами социально-экономического развития территории;
3. финансово-инвестиционное обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение
4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных строений
Реестр ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда представлен в Приложении N 1,
Реестр составлен без учета аварийных , ветхих частных индивидуальных домов в связи с отсутствием данных по техническому состоянию и количеству проживающих в данной категории жилого фонда.
При подготовке реестра предусматривалось выделение двух категорий домов, помещений, непригодных для проживания:
1. дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
2. дома, которые не могут быть восстановлены или делать это экономически нецелесообразно.
Формирование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Перечень основных нормативно-правовых документов муниципального уровня изложен в Приложении N 2.
Сроки исполнения мероприятий при необходимости корректируются исходя из сроков исполнения нормативных документов регионального и федерального уровня.
4.1.2. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда программой предусмотрен следующий механизм улучшения жилищных условий:
предоставление жилой площади, размеры которой равны фактически занимаемой на момент переселения. Разница жилой площади между фактически занимаемой и социальной нормой оплачивается гражданами дополнительно.
Данный механизм предполагает, что администрация муниципального образования представляет гражданам жилье на условиях социального найма Предполагаемое жилье может являться:
- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
- жильем, сданным в муниципальную собственность гражданами, потерявшими связь с хозяйствующими субъектами, функционирующими в муниципальном образовании и выезжающими за его пределы;
- жильем, полученным муниципалитетом в новом строительстве от застройщика в порядке долевого участия, либо за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
- жильем, построенным муниципалитетом в домах с высокой степенью готовности;
- жильем, приведенным в соответствие с существующими нормами при капитальном ремонте, реконструкции, модернизации;
- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости.
Главным критерием выбора является минимальная стоимость при соблюдении определенных законом гарантий по размеру и качеству предоставляемого жилья.
4.1.3. Формирование обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Формирование обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения муниципального образования город Находка. Создание института страхования жилья не только освобождает местный бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
4.2. Финансово-инвестиционное обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы состоит из двух главных источников: бюджетных и внебюджетных.
Бюджетными ресурсами являются:
1. средства бюджетов всех уровней, направленные на финансирование настоящей программы;
2. средства муниципальных образований, образующиеся как оплата права строительства жилья и пользования муниципальной инфраструктурой в виде передаваемой застройщиками городу квартир во вновь построенных домах;
3. дополнительные средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель;
4. дополнительные средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальной недвижимости.
Для этой цели предусмотрены отчисления, полученные от платы за наем жилых помещений, необходимые для аккумулирования финансовых средств, расходуемых на переселение граждан.
Внебюджетными ресурсами являются:
1) средства предприятий, заинтересованных в реализации программы;
2) свободные денежные средства населения;
3) кредиты банков; облигационные займы;
4) добровольные перечисления.
5. Ресурсное обеспечение программы
Расходы на реализацию программы переселения граждан составят 1350 млн. руб. (в ценах 2004 года). Предполагается, что в первые четыре года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов и средств предприятий, которые будут направлены на проведение капитального ремонта и реконструкции аварийных объектов, имеющих показания при выполнении соответствующих мероприятий к дальнейшей эксплуатации, а также на завершение строительства жилых объектов, имеющих высокую степень готовности. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для привлечения внебюджетных ресурсов.
Для успешной реализации программы необходимо ориентироваться на контрольные цифры, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
в ценах 2004 года
млн. руб.
Предполагаемые источники финансирования |
Потребность в финансовых средствах - всего |
В том числе | |
2004 год | 2005-2010 годы |
||
Всего | 1350 | 22,2 | 1327,8 |
Средства федерального бюджета | 270 | 4,4 | 265,6 |
Средства бюджета Приморского края | 608 | 10 | 598 |
Средства местного бюджета | 135 | 2,2 | 132,8 |
Внебюджетные средства | 337 | 5,6 | 331,4 |
в т.ч. средства предприятий и организаций |
269 | 3,6 | 265,4 |
кредитные средства | 34 | 1 | 33 |
средства населения | 34 | 1 | 33 |
Примечание:
Объемы ассигнований из федерального и регионального бюджетов уточняются исходя из возможностей данных бюджетов на соответствующий год.
Средства федерального бюджета предусматриваются в размере 20% от заявленной суммы.
6. Механизм реализации программы
Реализацию программы обеспечивает заказчик программы - администрация города Находки, которая устанавливает сроки исполнения мероприятий программы и объемы их финансирования, координирует деятельность исполнителей программы, обеспечивает своевременное составление отчета о расходовании средств, полученных от вышестоящих бюджетов, обеспечивает ежегодный аудит деятельности муниципального бюджетного фонда, а результаты аудиторской проверки предоставляет в региональные органы власти. Отбор исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию осуществляется в установленном порядке.
7. Контроль за выполнением программы
Контроль за выполнением программы по целевому, эффективному использованию выделенных на ее реализацию средств осуществляют:
- по средствам, выделенным из федерального и краевого бюджетов - Госстрой Российской Федерации, компетентные подразделения администрации Приморского края;
- по средствам местного бюджета - финансовое управление администрации города Находки, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Находки.
Администрация муниципального образования осуществляет контроль за выполнением программы на местном уровне, организует работу рабочей группы по установлению жилья, непригодного для проживания, участвует в подготовке предложений по порядку переселения граждан, контролирует соблюдение сроков очередности в соответствии с принятым порядком переселения, организует работу с переселяемыми гражданами, разрабатывает предложения по более эффективным методам решения поставленных задач.
8. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации программы
Реализация программы позволит сократить площадь ветхого и аварийного жилья.
Успешная реализация программы обеспечит:
1) выполнение государственных обязательств перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания;
2) повышение комфортности и безопасности проживания в жилом фонде;
3) снижение социальной напряженности в обществе;
4) создания дополнительных рабочих мест;
5) улучшение демографической ситуации;
6) улучшение состояния здоровья населения;
7) использование финансовых средств, привлекаемых для реализации программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в местный бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.