Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Приморского края
от 22 октября 2003 г. N 477
Краевая целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"
21 декабря 2005 г., 29 ноября 2006 г., 28 марта, 23 мая, 1 августа, 26 сентября 2007 г.
Паспорт
краевой целевой программы
"Социальное развитие села до 2010 года"
/---------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование | краевая целевая программа "Социальное развитие |
|Программы | села до 2010 года" (далее - Программа). |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основание для | распоряжение Губернатора Приморского края от 5 марта |
|разработки Программы | 2003 года N 95-р "О разработке региональной целевой |
| | Программы "Социальное развитие села до 2010 года" |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Государственный | департамент сельского хозяйства и продовольствия |
|заказчик-координатор | администрации Приморского края |
|Программы | |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Государственные | департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и |
|заказчики Программы | топливным ресурсам администрации Приморского края, |
| | департамент здравоохранения администрации Приморского |
| | края, департамент образования и науки администрации |
| | Приморского края, департамент строительства и |
| | архитектуры администрации Приморского края, управление |
| | культуры администрации Приморского края, департамент |
| | дорожного хозяйства администрации Приморского края, |
| | департамент связи и информатизации администрации |
| | Приморского края, комитет природных ресурсов и экологии |
| | администрации Приморского края, комитет по торговле и |
| | защите прав потребителей администрации Приморского |
| | края, комитет по физической культуре и спорту |
| | администрации Приморского края |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основные разработчики | департамент сельского хозяйства и продовольствия |
|Программы | администрации Приморского края, комитет экономического |
| | развития администрации Приморского края, департамент по |
| | жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам |
| | администрации Приморского края, департамент здравоохранения |
| | администрации Приморского края, департамент образования |
| | и науки администрации Приморского края, департамент |
| | строительства и архитектуры администрации Приморского |
| | края,управление культуры администрации Приморского края, |
| | департамент дорожного хозяйства администрации Приморского |
| | края, департамент связи и информатизации администрации |
| | Приморского края, комитет природных ресурсов и экологии |
| | администрации Приморского края, комитет по торговле и |
| | защите прав потребителей администрации Приморского края |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Цели и задачи | развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сел |
|Программы | муниципальных образований; создание правовых, |
| | административных и экономических условий для перехода к |
| | устойчивому социально-экономическому развитию сел |
| | муниципальных образований и реализации Федерального |
| | закона "Об общих принципах организации местного |
| | самоуправления в Российской Федерации"; расширение рынка |
| | труда в сельской местности и обеспечение его |
| | привлекательности; создание основ для повышения престижности |
| | проживания в сельской местности |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Сроки и этапы | 2003-20 10 годы: |
|реализации Программы | I этап - 2003-2006 годы; |
| | II этап-2007-20 10 годы |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основные мероприятия | мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: |
|Программы | жилищное строительство, здравоохранение, бразование, |
| | культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно- |
| | консультационное обеспечение сельского населения, |
| | электрификация,телекоммуникационная связь,водоснабжение, |
| | дорожное строительство. |
| | Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных |
| | условий сельского населения; улучшение состояния здоровья |
| | сельского населения за счет повышения доступности и качества |
| | первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие |
| | базы для занятий физической культурой и спортом в целях |
| | формирования здорового образа жизни сельского населения, |
| | профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; |
| | повышение образовательного уровня учащихся |
| | образовательных учреждений в сельской местности; приведение |
| | качества образования в соответствие с современными |
| | требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности |
| | на селе; развитие и расширение информационно-консультаци- |
| | онного обслуживания сельского населения; повышение уровня |
| | и качества электро-, водоснабжения сельских поселений, |
| | обеспечение телефонной и телекоммуникационной связью; |
| | расширение сети и благоустройство сельских автомобильных |
| | дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости |
| | сельского населения на основе сохранения и создания |
| | рабочих мест |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Исполнители основных | департамент сельского хозяйства и продовольствия |
|мероприятий | администрации Приморского края, департамент по жилищно- |
|Программы | коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации | Приморского края, департамент здравоохранения администрации Приморского
| | края, департамент образования и науки администрации |
| | Приморского края, департамент строительства и архитектуры |
| | администрации Приморского края, управление культуры |
| | администрации Приморского края, департамент дорожного |
| | хозяйства администрации Приморского края, департамент |
| | связи и информатизации администрации Приморского края, |
| | комитет природных ресурсов и экологии администрации |
| | Приморского края, комитет по торговле и защите прав |
| | потребителей администрации Приморского края, органы |
| | местного самоуправления, строительные, проектные органи |
| | зации на конкурсной основе, общественные организации |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники | объем финансирования на реализацию Программы - 1360,9 млн. |
|финансирования | рублей, в том числе: средства федерального бюджета - |
| | 260,73 млн. рублей (19,2 процента); средства краевого |
| | (19,2 процента); средства краевого бюджета - 701,32 млн. |
| | рублей (51,53 процента); средства внебюджетных источников |
| | - 398,85 млн. рублей (29,27 процента) |
|------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые результаты | реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия |
|реализации Программы | более 520 сельских семей и довести уровень обеспеченности |
| | коммунальными услугами до 38 процентов; |
| | улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, |
| | довести электропотребление на бытовые цели до 0,6 МВт/ч |
| | на душу населения; довести долю обучающихся в благоустроен- |
| | ных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 85 |
| | процентов; увеличить количество больничных мест - до 65 |
| | койко-мест на 10 тыс. человек; увеличить количество дворцов |
| | и домов культуры, других учреждений клубного типа - до 200 |
| | мест на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультаци- |
| | онное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным|
| | занятиям физической культурой и спортом 38 процентов учащейся|
| | сельской молодежи и 20 процентов работающих в сельской |
| | местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово- |
| | бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности |
| | сельского населения питьевой водой до 87 процентов; обеспе- |
| | чить реконструкцию и техническое перевооружение 65 АТС; |
| | расширить сеть автомобильных дорог общего пользования и |
| | привести в нормативно-техническое состояние более 335 км |
| | автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты. |
\---------------------------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство имеет незначительное количество сельских поселений.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Жилищные условия. Более чем на 80 процентов сельский жилищный фонд приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 7,4 процента, фельдшерско-акушерских пунктов на 3 процента (13 единиц).
В показателях общественного здоровья продолжается рост общей смертности (с 13,6 до 13,9). Естественная убыль населения сохранилась на всей территории края.
Продолжается отток медицинских кадров из сельских районов. Обеспеченность медицинскими кадрами составляет 65 процентов от нормативного.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась более чем на 50 процентов. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 30 процентов, а имеющиеся на начало 2003 года учреждения являются малокомплектными.
Количество сельских общеобразовательных учреждений остается на уровне 1990 года при увеличении численности учащихся.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса.
Число клубов и домов культуры за последнее десятилетие сократилось на 25 процентов, библиотек - на 8 процентов, значительно уменьшился библиотечный фонд.
В связи с резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в селах сеть предприятий бытового обслуживания.
К началу 2003 года большинство воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 70 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации пришли в ветхое, технически непригодное состояние.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом до 70 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. В результате до 80 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В 28 процентах сел телефонная связь отсутствует, треть имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизирована. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2002 году уменьшилась по сравнению с 1990 годом почти в четыре раза. Число работников, занимающих должности руководителей и специалистов, сократилось в 2,9 раза. За этот период сменяемость руководителей и специалистов увеличилась в два раза. Сокращается численность специалистов массовых профессий. За последние пять лет число механизаторов сократилось на 52,8 процента. На конец 2002 года, по данным службы занятости, из 475,8 тысячи человек, проживающих в сельской местности, 10,3 тысячи человек числятся безработными. Уровень безработицы в сельской местности составляет 4,1 процента, что в два раза выше, чем в среднем по краю.
Социологические опросы показывают, что большинство выпускников средних школ стремятся получить профессию, не связанную с аграрным сектором производства.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение предупреждающих мероприятий.
Необходимость разработки и реализации данной Программы обусловлена различными причинами:
1. Социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением.
Для устойчивого социально-экономического развития села и эффективного функционирования агропромышленного производства края необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2. Межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и краевом уровнях, органов местного самоуправления и общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сел от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к их развитию.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских местностей.
3. Необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях села не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей: сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности
объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и реализация миграционной политики государства;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для роста сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет увеличения собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению доступность улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов.
Основные пути решения программных задач:
формирование правового и методологического обеспечения социального развития села;
повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации услуговой деятельности на базе жилищного фонда;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, применения отечественных строительных материалов и технологий;
коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергоснабжения, соблюдение ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышение надежности и безопасности энергоснабжения, развитие экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;
создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников.
Сроки реализации Программы (2003-2010 годы) учитывают ресурсные возможности федерального и регионального уровней обеспечения программных мероприятий. Этот период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места
проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
2.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности;
формирование условий для расширения доступности улучшения жилищных условий сельских граждан с невысокими личными доходами.
Выполнение мероприятий согласно приложению 1 позволит:
улучшить жилищные условия более 520 сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
обеспечить снижение стоимости строительства жилья за счет предоставления услуг по обеспечению застройщиков необходимыми дешевыми отечественными строительными материалами, оборудованием;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
2.2. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских, районных участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сел муниципальных образований с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной практики;
обеспечение сельского населения качественной медицинской помощью путем совершенствования материально-технической базы и кадрового обеспечения пунктов скорой медицинской помощи;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики;
развитие института врача общей практики (семейный врач).
В результате реализации мероприятий согласно приложению 2 увеличится количество койкомест; повысится и обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, будет восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов.
Выполнение предусмотренных мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8-10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью.
2.3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;
создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;
более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах.
Выполнение мероприятий согласно приложению 3 позволит увеличить количество образовательных учреждений в селах.
В сфере образования будет создано более 260 новых рабочих мест.
2.4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Целью мероприятий в области культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сел муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработка территориальных схем их размещения;
повышение уровня обеспеченности учреждений культуры в сельской местности;
создание на базе реконструируемых зданий дворцов и домов культуры и других учреждений клубного типа зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению 4 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
В результате развития сельских учреждений культуры будут сохранены рабочие места и созданы новые.
2.5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
Основной целью мероприятий является комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в селах и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства.
Предусматриваются следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности:
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
расширение сети предприятий общественного питания.
Реализация мероприятий согласно приложению 5 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров и услуг, реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени населения на приобретение товаров и услуг.
2.6. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей Программы является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни сельского населения.
Предусматриваются следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские и фермерские хозяйства;
повышение качества потребляемой электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложению 6 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения сельской местности и сохранить рабочие места.
2.7. Развитие телеком
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.