На основании статей 93.2 и 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2008 год", Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 января 2006 года N 32-па (в редакции постановления от 06.08.2007 г. N 194-па),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, его поручителя или гаранта, а также получателя государственной гарантии Приморского края (далее - Порядок).
2. Возложить функции по проведению анализа финансового состояния получателя государственной гарантии Приморского края на отдел внутренних и внешних займов департамента финансов Приморского края (Юрова).
3. Направить настоящий Порядок департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края и департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, уполномоченным в соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2008 год" проводить анализ финансового состояния предприятий и организаций агропромышленного комплекса Приморского края и государственных унитарных предприятий - получателей бюджетных кредитов, их поручителей и гарантов.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2008 года.
Директор департамента |
Т.В. Казанцева |
Согласовано: |
О.А. Кищенкова |
Порядок
проведения анализа финансового состояния получателя
бюджетного кредита, его поручителя или гаранта, а также получателя
государственной гарантии Приморского края
(утв. приказом департамента финансов Приморского края
от 20 декабря 2007 г. N 50)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации для упорядочения работы по проведению анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита (далее - заемщик), его поручителя или гаранта (далее - поручитель), а также получателя государственной гарантии Приморского края (далее - принципал) в целях исключения возможности получения государственной финансовой поддержки из краевого бюджета недобросовестными и неплатежеспособными заемщиками и принципалами.
2. Основной задачей настоящего Порядка является:
определение перечня документов, представляемых заемщиками, поручителями и принципалами, для проведения анализа их финансового состояния;
установление показателей для проведения анализа финансового состояния заемщиков, поручителей и принципалов;
определения порядка подготовки заключений о финансовом состоянии заемщиков, поручителей и принципалов.
1. Перечень документов для проведения анализа финансового состояния
заемщика, поручителя и принципала
1.1. Для проведения анализа финансового состояния заемщики, поручители и принципалы представляют в департамент финансов Приморского края (далее - департамент финансов), департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края и департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее - уполномоченные органы) следующие документы:
заверенные в налоговой инспекции балансы за три последних отчетных года и на отчетную дату текущего финансового года с приложением отчетов о финансовых результатах деятельности;
копию справки об аудиторской проверке за последний отчетный финансовый год.
2. Показатели для проведения анализа финансового состояния заемщика,
поручителя и принципала
2.1. Для оценки финансового состояния заемщика, поручителя и принципала используются три группы показателей:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатели оборачиваемости и рентабельности.
2.2. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности К1 характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела Y баланса за вычетом строк 640 - "доходы будущих периодов", 650 - "резервы предстоящих расходов"):
К1 = (стр. 260+стр. 235 (частично)) / раздел Y (стр. 690) - (стр. 640+стр. 650)
Под высоколиквидными краткосрочными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги, ценные бумаги Сбербанка России. При отсутствии соответствующей информации строка 235 при расчете К1 не учитывается.
Промежуточный коэффициент покрытия К2 характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства и определяется как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений и расчетов к краткосрочным обязательствам:
К2 = (стр. 260+стр. 250+стр. 240) / (Раздел Y (стр. 690) - (стр. 640+стр. 650)
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей "краткосрочные финансовые вложения" и "дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)".
Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) К3 является обобщающим показателем платежеспособности предприятия, в расчете которого в числитель включаются все оборотные активы, в том числе и материальные (итог раздела II баланса):
К3 = Раздел II (стр. 290) / (Раздел Y (стр. 690)-(стр. 640+стр. 650)
Для расчета К3 предварительно корректируются уже названные группы статей баланса, а также "дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)", "запасы" и "прочие оборотные активы" на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету "Доходы будущих периодов".
2.3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия и определяется как отношение собственных средств (итог раздела III баланса) ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам (итог разделов IY и Y баланса) за вычетом строк 640 "доходы будущих периодов", 650 "резервы предстоящих расходов":
К4 = Разд. III (стр. 490) / (Разд. IY(стр. 590)+(Разд. Y (стр. 690)-(стр. 640+стр. 650)
2.4. Показатели оборачиваемости и рентабельности показывают оборачиваемость разных элементов оборотных активов и кредиторской задолженности, рассчитываемых в днях, исходя из объема дневных продаж (однодневной выручки от реализации).
Объем дневных продаж рассчитывается делением выручки от реализации на число дней в периоде (90, 180, 270 или 360).
Средние (за период) величины оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитываются как суммы половин величин на начальную и конечную даты периода и полных величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.
Оборачиваемость оборотных активов:
средняя стоимость оборотных активов (по стр. 290 баланса) / объем дневных продаж.
Оборачиваемость дебиторской задолженности:
средняя стоимость дебиторской задолженности (по стр. 230 + 240 баланса) / объем дневных продаж.
Оборачиваемость запасов:
средняя стоимость запасов (по стр. 210 баланса) / объем дневных продаж.
Аналогично при необходимости могут быть рассчитаны показатели оборачиваемости других элементов оборотных активов (готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов) и кредиторской задолженности.
Показатели рентабельности определяются в процентах или долях.
Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5:
а) для неторговых предприятий: отношение прибыли от реализации (стр. 050 формы) к выручке от реализации (стр. 010 формы N 2);
б) для торговых организаций: отношение прибыли от реализации (стр. 050 формы N 2) к валовой прибыли (стр. 029 формы N 2).
Рентабельность вложений в предприятие рассчитывается как отношение балансовой прибыли (стр. 140 формы N 2) к валюте баланса (стр. 700 баланса).
2.5. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, К3, К4, К5) заключается в присвоении категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
К1 |
0,2 и выше |
0,15 - 0,2 |
менее 0,15 |
К2 |
0,8 и выше |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
2,0 и выше |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
кроме торговли |
1,0 и выше |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
для торговли |
0,6 и выше |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
К5 |
0,15 и выше |
менее 0,15 |
нерентаб. |
Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.
Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.
Таблица весов для каждого из этих показателей:
Показатель |
Вес показателя |
К1 |
0,11 |
К2 |
0,05 |
К3 |
0,42 |
К4 |
0,21 |
К5 |
0,21 |
Итого |
1,0 |
Формула расчета суммы баллов S имеет вид:
S=0,11*Категория К1+0,05*Категория К2+0,42*Категория К3+0,21*Категория К4+0,21*Категория К5.
Сумма балов S влияет на класс кредитоспособности юридического лица следующим образом:
S = от 1 до 1,05 - первый класс кредитоспособности (кредитование не вызывает сомнений);
S = свыше 1,05 до 2,42 - второй класс кредитоспособности (кредитование требует взвешенного подхода);
S = свыше 2,42 до 3,00 - третий класс кредитоспособности (кредитование связано с повышенным риском).
3. Порядок подготовки заключений о финансовом состоянии заемщика,
поручителя и принципала
3.1. Уполномоченные органы и департамент финансов в двухнедельный срок проводят экспертизу представленных документов, анализ финансового состояния заемщика, поручителя или принципала в динамике за три последних финансовых года и за отчетный период текущего финансового года и оформляют заключение об их финансовом состоянии.
3.2. Указанное заключение согласовывается с курирующим вице-губернатором Приморского края и направляется для рассмотрения первому вице-губернатору Приморского края, курирующему финансово-экономические вопросы.
В случае положительного заключения и согласования данного вопроса департамент финансов осуществляет подготовку необходимых документов для предоставления бюджетного кредита и (или) государственной гарантии Приморского края в установленном порядке.
В случае отрицательного заключения и не согласования данного вопроса уполномоченные органы и (или) департамент финансов направляют заемщику или принципалу в трехдневный срок письмо с отказом в предоставлении бюджетного кредита, государственной гарантии с обоснованием причин отказа.
3.3. В случае предоставления заемщиком в качестве обеспечения возврата бюджетного кредита поручительства или гарантии юридического лица, осуществляется оценка величины чистых активов этого юридического лица, которая не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
Оценка стоимости чистых активов поручителя производится уполномоченными органами и отделом внутренних и внешних займов департамента финансов в соответствии с совместным приказом Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 года N 10 н/03-6/пз "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерного общества".
4. Перечень документов, представляемых принципалами
в целях получения государственной гарантии Приморского края
4.1. В целях получения государственной гарантии Приморского края принципалы представляют в департамент финансов следующие документы:
заявку на получение государственной гарантии Приморского края;
заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;
заверенные в установленном порядке копии регистрационных документов;
документы по обеспечению возврата в краевой бюджет суммы исполненных гарантийных обязательств (в случае предоставления гарантии с правом регрессного требования);
заверенную в установленном порядке копию кредитного договора или проект кредитного договора с отметкой кредитной организации;
справку из налоговой инспекции о наличии (отсутствии) задолженности в бюджеты всех уровней;
сведения о действующих кредитах, займах, гарантиях и выданных поручительствах с приложением копий этих документов;
документы, подтверждающие соответствующие полномочия должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера) принципала (выписка из протокола собрания учредителей (акционеров), приказы о назначении, доверенности);
решение собрания учредителей (акционеров) или Совета директоров о получении кредита под государственную гарантию Приморского края;
карточку образцов подписей;
справку по месяцам об оборотах по расчетным и текущим валютным счетам за последние 12 месяцев;
справку об отсутствии (наличии) картотеки N 2;
справку об отсутствии (наличии) ссудной задолженности;
бизнес-план или ТЭО проекта в случае обеспечения возврата государственной гарантией Приморского края инвестиционного кредита;
другие документы по требованию департамента финансов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденный Порядок разработан для упорядочения работы по проведению анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, его поручителя или гаранта, а также получателя государственной гарантии Приморского края в целях исключения возможности получения государственной финансовой поддержки из краевого бюджета недобросовестными и неплатежеспособными заемщиками и принципалами.
Основной задачей Порядка является:
определение перечня документов, представляемых заемщиками, поручителями и принципалами, для проведения анализа их финансового состояния;
установление показателей для проведения анализа финансового состояния заемщиков, поручителей и принципалов;
определения порядка подготовки заключений о финансовом состоянии заемщиков, поручителей и принципалов.
Приказ Департамента финансов Приморского края от 20 декабря 2007 г. N 50 "Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, его поручителя или гаранта, а также получателя государственной гарантии Приморского края"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст приказа официально опубликован не был